"Дифференцированный подход в развитии вокально-хоровых навыков у дошкольников"
методическая разработка на тему

Сморчкова Елена Борисовна

Данный материал можно использовать как на родительском собрании,так и в работе с педагогами ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Дифференцированный подход в развитии вокально-хоровых навыков у дошкольников»

  1. Значение пения
  2.  Певческие навыки
  3. Охрана детского голоса
  4. Особенности певческой работы

Значение пения

   Хоровое пение - один из видов коллективной исполнительской деятельности.  Оно способствует развитию певческой культуры детей, их общему и музыкальному развитию, воспитанию духовного мира, становлению их мировоззрения, формированию личности.

   Хоровое пение - наиболее доступная исполнительская деятельность дошкольников. Его задачи:

  1. Развитие певческих способностей с учётом возрастных особенностей и закономерностей становления голоса.
  2. Развитие здорового голосового аппарата.

  Пение-это не только развивающий, но и физиологический процесс, требующий внимательного и профессионального подхода, знания психологии и методики работы с детьми.

  Головной мозг человека разделён на два полушария - правое и левое. Каждое полушарие выполняет свою функцию: правополушарная (эмоциональная) сфера отвечает за интуицию и вдохновение, творческую одарённость; левому полушарию свойственно логическое мышление, которое способствует освоению точными науками.       Гармоничность и сбалансированность работы полушарий головного мозга даёт возможность добиваться более высоких результатов во многих областях человеческой деятельности.

  В дошкольном воспитании главной задачей является объединение деятельности обоих полушарий мозга, обеспечение их взаимодополняемости.

Вокальное пение способствует объединению деятельности полушарий головного мозга, в ходе него тренируется память, фонематический слух, вырабатывается правильное произношение. Мозг поющих,  вырабатывает эндорфин - вещество радости, способствующее хорошему настроению.

  Известно, что вокал является самым эффективным средством врачевания заикания, устранения речевых дефектов. Во время пения обогащаются образное мышление, фантазия, развиваются познавательные процессы, побуждающие к активному творчеству, тренируется координация всех мышечных систем, улучшаются все обменные процессы в организме. Вокальные занятия являются профилактикой простудных заболеваний. Сам по себе вокал – уникальное средство самомассажа внутренних органов.

Ребёнок- дошкольник за каждый правильный вдох вбирает 1,5-3 литра воздуха, поэтому помещение, где проходят занятия, должно быть проветрено.

Работая над песней - не скучное заучивание текста и не механическое подражание педагогу. Это увлекательный процесс, напоминающий настойчивое и постепенное восхождение на высоту.

Для развития и воспитания детского голоса в первую очередь следует выявить голосовые и певческие возможности ребёнка. Так, у детей дошкольного возраста они невелеки и обусловлены тем, что певческий аппарат ещё не сформирован.

Певческие навыки

                               Этапы развития певческих навыков

Подготовительный или ознакомительный этап.

Впервые дети узнают, кто такие дирижёр, солист и что такое хор. Для наглядности демонстрируется картинка, на которой изображены хор, солисты, а также происходит прослушивание аудиозаписи со звучанием детского хора или отдельных исполнителей.

 С помощью выразительного исполнения песни, образного слова, беседы о характере музыки можно пробудить интерес к ней, желание её выучить. Важно, чтобы дети почувствовали настроение, переданное в музыке, высказывались о характере песни.

После получения базовых понятий следует объяснить детям правила певческой постановки:  как надо сидеть и стоять во время пения (руки свободно опустить вниз, голову держать прямо, рот открывать свободно). Преимущественна вертикальная форма рта, так как она помогает «округлению» звука, его красоте. К этим требованиям следует постоянно возвращаться на каждом занятии, так как навыки певческой установки усваиваются детьми постепенно.

 Первичное освоение певческих навыков. Важную роль в этом процессе играет дыхание. Ёмкость детских лёгких мала, отсюда естественная ограниченность силы звука детского голоса. С первых занятий следует приучать детей правильно брать дыхание, делать активный вдох, постепенный выдох. Предлагаются следующие упражнения:

  • «Надуй шарик»
  • «Игра с флюгером»
  • «Задуй свечку»
  • «Вдохни аромат цветка»

Первое время дети несколько утрируют вдох, порой делают его даже с призвуком, но со временем это проходит.

Правильное певческое дыхание связано с верной атакой звука. На данном этапе обучения целесообразна только мягкая атака. Она способствует развитию кантиленного пения и образованию спокойного, мягкого звука. Твёрдая атака обычно приводит к форсированию звука, что может губительно сказаться на развитии голосового аппарата ребёнка. Очень часто дети не поют, а проговаривают текст в ритме пени. Главным же в вокальном искусстве является связное, плавное пение, поэтому с самого начала обучения следует прививать навыки протяжного пения. Для достижения этой цели подходят русские народные попевки «Дудочка» «Андрей-воробей».

  Дикция оказывает важное влияние на выразительность исполнения произведения. Хорошая дикция подразумевает чёткое и ясное произношение, чистоту и безукоризненность звучания каждого гласного и согласного в отдельности, а также слов и фраз в целом. Для выработки правильной дикции подходят следующие приёмы: выразительное чтение текста, разъяснение смысла некоторых незнакомых слов, правильное и отчётливое их  произношение, чтение текста шёпотом, с чёткой артикуляцией. Важно развивать у детей подвижность артикуляционного аппарата (губ, языка, нёба, нижней челюсти) с помощью упражнений.

   Для формирования навыков правильного звукообразования целесообразны такие методы и приёмы, как образное слово, беседа о характере музыки, показ приёмов исполнения, так как со звукообразованием связана напевность. Начинать работу следует с формирования округлых гласных в умеренных по темпу песнях.

Отмечено, что у детей дошкольного возраста тембр неровный. Обычно это происходит из-за «пестроты» гласных. Для ровного звука следует использовать попевки, упражнение на гласных (у,ю) а также песни с нисходящим движением мелодии. Эти гласные помогают развитию высокого звучания («Куда летишь кукушечка?», «Весёлая дудочка»).

Большое внимание в вокальном формировании нужно уделять гласному звуку (о0. Пение упражнений на гласные (о), (jо) способствует образованию округлого красивого звука.

Специального округления требуют звуки (и), (а), (е), (j) приближён к звуку (ы), (а)- к (о), (е) – к ( jо). Немаловажное значение в произношении гласных имеет положение рта и губ. Если гласные необходимо тянуть, то согласные произносятся чётко и легко. Важно учить детей ясно произносить согласные в конце слова. Некоторые согласные необходимо произносить утрированно, в первую очередь - (р).

Охрана детского голоса

Чтобы дети пели естественным голосом, не форсируя звука, важно заботиться, оберегая их голос. Шум, крик портят голос, притупляя  слух и отрицательно влияют на нервную систему детей. Для закрепления певческих навыков детей нужно, чтобы песня звучала в семье (желательно, детские песни)

Громкий разговор, особенно на улице в сырую погоду ослабляет голос.

Уважаемые родители, не позволяйте пить детям холодную воду, есть мороженое в разгорячённом состоянии во избежание простуды, заболеваний голосового аппарата.

Не следует поощрять пение детьми взрослых песен с большим диапозоном, которые они слышат дома и по телевидению.

Неправильное фальшивое пение таких песен не способствует развитию музыкального слуха у ребёнка, а особенно громкое их исполнение наносят вред слабым голосовым связкам малыша.

Особенности певческой работы

К особенностям певческой работы относятся:

  1. Правильная «певческая стойка»
  2. Нефорсированный звук
  3. Свободный вдох без подъёма плеч
  4. Свободная нижняя челюсть, лёгкая и чистая артикуляция
  5. Работа в соответствии с природным типом голоса ребёнка

   Певческая стойка- положение корпуса и головы во время пения должны быть сформировано правильно. Корпус прямой, но свободный, опирающийся на твёрдые, но не напряжённые ноги. Руки свободно опущены вдоль туловища. Голова держится прямо, шея не напряжена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование «Развитие вокально-хоровых навыков дошкольников с использованием здоровьесберегающих технологий»

Цель: развивать вокально-хоровые навыки посредством здоровьесберегающих технологий...

Проект Развитие вокально-хоровых навыков у дошкольников

Проект Развитие вокально-хоровых навыков у дошкольников...

Развитие вокально- хоровых навыков дошкольников

Как вспомнить традиции прошлого? Возобновить семейное пение русских народных песен? Только от нас, педагогов в тесном сотрудничестве с родителями мы приучим и привьём любовь к русской музыке. В статье...

Методическая разработка "Особенности развития вокально - хоровых навыков у старших дошкольников"

основные направления и задачи  отраженные в данной  разработке...

Развитие вокально-хоровых навыков у младших дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ

Народное песенное творчество в музыкальном воспитании детей...