Трудности в поведении детей ОВЗ
консультация по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая группа)

Яна Владимировна Черепанова

Рекомендации педагога- психолога в работе с детьми ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Трудности в поведении детей с ОВЗ. Методы педагогической коррекции

Многие трудности школьной адаптации детей с ЗПР обусловлены их эмоциональной незрелостью и нарушениями эмоциональной регуляции поведения.

Причины отклонений в поведении детей разнообразны, однако все они могут быть разделены на две группы:

  • обусловленные медико-биологическими причинами
  • и связанные с социально-психологическими факторами.

В первом случае нарушения поведения определяются особенностями нейродинамических свойств ребенка: нестабильностью психических процессов, психомоторной заторможенностью или, наоборот, психомоторной расторможенностью. Часто имеет место повышенная возбудимость и эмоциональная неустойчивость.

Во втором случае нарушения поведения могут быть следствием реагирования ребенка на затруднения школьной жизни, на неудовлетворяющие взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, на неправильные условия воспитания в семье.

Основными направлениями при психолого-педагогической коррекции эмоциональных нарушений у детей с задержкой психического развития считают:

  • смягчение эмоционального дискомфорта;
  • повышение активности и самостоятельности;
  • устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др.

Для коррекции поведения детей с ОВЗ требуется комплексный медико-психолого-педагогический подход. В ряде случаев педагогическое и психологическое воздействие может эффективно осуществляться лишь на фоне медикаментозной коррекции поведения. Поэтому родителям мы обязательно рекомендуем консультацию невролога, а в некоторых случаях врача-психиатра.

Можно сформулировать общие правила, которые необходимо соблюдать в работе с детьми, имеющими те или иные нарушения поведения.

  • Акцентировать внимание на поведении, а не на личности школьника. Реакции взрослых на неприемлемое поведение должны транслировать следующее: «Ты неплохой и можешь стать лучше, а вот твое поведение сейчас недопустимо».
  • Объясняя ребенку, почему его поведение неприемлемо и огорчает взрослых, нужно избегать резких оценочных суждений.
  • Разбирая поведение ребенка, ограничиваться обсуждением того, что произошло сейчас.
  • Снижать, а не усиливать напряжение ситуации.
  • Демонстрировать школьникам модели желательного поведения.
  • На протяжении всей воспитательной и коррекционной работы поддерживать систематический контакт с родителями, информировать их о динамике, особенностях поведения ребенка в школе, его достижениях, успехах и трудностях. Стараться получить от родителей информацию об особенностях поведения ребенка дома, его увлечениях, отношении к учебным занятиям, эмоциональном состоянии, особенностях общения с близкими и друзьями.

Среди методов коррекции поведения выделяют:

  1. Специфические методы (упражнение и наказание).

Наказание может быть эффективным, если соблюдаются следующие условия:

  • Наказывать как можно реже только в том случае, когда без наказания нельзя обойтись, когда оно явно целесообразно.
  • Наказание не должно восприниматься ребенком как месть или произвол.
  • Наказание по смыслу и силе должно соотноситься с проступком.
  • После наказания поступок должен быть предан забвению.
  1. Неспецифические методы:
  • методы изменения деятельности детей (введение новых видов деятельности, изменение содержания деятельности, изменение смысла деятельности);
  • методы изменения отношений (личный пример взрослого и сверстника, игнорирование поведения ребенка, «разрешение на поведение», изменение статуса ребенка в коллективе, педагогическая поддержка);
  • методы изменения компонентов образовательно-воспитательной системы.

Характерной особенностью детей с задержкой психического развития является незрелость эмоционально-волевой сферы - синдром психического инфантилизма. У них отмечается:

  • преобладание игровых интересов над познавательными;
  • эмоциональная неустойчивость, вспыльчивость, конфликтность либо неадекватная весёлость;
  • неумение контролировать свои действия и поступки, некритичность, эгоизм;
  • отрицательное отношение к заданиям, требующим умственного напряжения, нежелание подчиняться правилам.

Дети с инфантильным поведением нередко попадают под влияние сверстников или старших детей с асоциальными установками, бездумно присоединяются к противоправным действиям и поступкам.

Инфантильное поведение преодолевается постепенно по мере взросления детей с задержкой психического развития. Необходимо уделять внимание развитию у них навыков произвольной регуляции, формировать социальную активность, самостоятельность и ответственность. Одним из приемов развития способности к саморегуляции является использование игр с правилами.

Рекомендации по взаимодействию с учащимися с проявлениями школьной дезадаптации и агрессивности

Особенно сложным оказывается взаимодействие педагога с учащимися с проявлениями школьной дезадаптации и агрессивным поведением. Для них характерно несоблюдение школьных норм и правил, возможны проявления агрессии как по отношению к детям, так и к взрослым.

Основные принципы, способы предотвращения нежелательного поведения:

  • Оказывать внимание за хорошее поведение
  • Игнорировать негрубые нарушения поведения
  • Уходить от конфронтации
  • Строить отношения по принципу заботы об ученике
  • Поддерживать личный вклад ученика в процесс улучшения жизни класса (просьбы о помощи по классу и др.)

  1. Преодоление школьной неуспешности:
  • Вернуть ученику ощущение успеха, отмечая улучшение его собственных результатов, не сравнивая их с достижениями других учащихся.
  • Придание ценности любому опыту успешности в какой-либо деятельности (спортивной, бытовой, художественной…).
  • Снятие избыточной тревожности по поводу школьных отметок (если она имеет место).
  • Не разрушать эмоциональные отношения школьными неудачами.
  • Положительное отношение к сферам школьной жизни, не связанным с обучением.
  • Внушение уверенности в достижении хороших результатов обучения.

  1. Коррекция негативного самопредъявления:
  • Свести к минимуму эмоциональность своих реакций на демонстративные выходки ученика.
  • Доверительное общение при уравновешенном поведении учащегося.
  • Не устраивать сцен примирения, прежние нарушения не вспоминать, не обсуждать.
  • Поддержка самооценки.
  • Поддержка успехов в преодолении трудностей.
  • Адекватная оценка величины нагрузки.
  • Оценка не только результата, но и приложенных усилий.

  1. Преодоление социальной дезориентации:
  • На первом этапе замечать и наказывать только самые серьезные нарушения поведения, затем постепенно пресекать следующие по значимости и т.д., чтобы добиться осознания норм поведения.
  • Обсуждать ситуации и поступки других людей, литературных персонажей с точки зрения правил поведения, морали, нравственности (просмотр, обсуждение мультфильмов).
  • Формировать приемлемый статус в классе.
  • Развивать коммуникативную компетентность.
  • Перевод негативного намерения в позитивное. Подсказывать способы действия в ситуации.
  • Четкая организация повседневной жизни с опорой на определенные правила и нормы.
  • Совместное планирование действий, формулирование правил.
  • Поддержка ценности дружбы со сверстниками.

  1. Преодоление агрессивности:
  • Обучение приемам самообладания.
  • Разрядка агрессии в спорте, игре, соревновании.

При первых признаках «плохого» поведения необходимо использовать стратегию «изящного ухода» от конфликта. При усилении «плохого» поведения: стратегия удаления.

О случаях нарушения поведения, вызывающих опасение, информировать родителей учащегося, администрацию школы, службу сопровождения.

Педагогу необходимо:

  • контролировать собственные негативные эмоции;
  • сохранять положительную репутацию учащегося;
  • демонстрировать своё собственное твёрдое поведение, лишённое агрессии;
  • акцентировать внимание на поступках, а не на личности учащегося;
  • обсуждать проступок (лучше это делать наедине, без свидетелей, когда страсти улягутся и обе стороны успокоятся);
  • не усиливать напряжение ситуации (т.е. не использовать те действия, которые могут повлечь за собой напряжение и агрессию).

Избегать действий, усиливающих напряжение и агрессию:

  • повышение голоса, изменение тона на устрашающий;
  • демонстрация власти «Будет так, как я скажу»;
  • крик, негодование;
  • агрессивные позы и жесты;
  • сарказм, насмешки;
  • оценка личности ученика и его близких (черты характера, внешность, национальность и т.п.);
  • использование физической силы;
  • втягивание в конфликт других людей;
  • настаивание на своей правоте;
  • нотации, проповеди;
  • угрозы или наказания;
  • оправдания, защита;
  • обобщения типа: «Все вы одинаковые»;
  • придирки;
  • сравнения с другими детьми;
  • команды, жёсткие требования, давления;
  • подкуп, награды;
  • передразнивания.

Для того чтобы демонстрировать неагрессивное поведение педагог может пользоваться следующими приёмами:

  • выдерживание паузы;
  • предоставление возможности учащемуся успокоиться наедине;
  • внушение спокойствия невербальными средствами;
  • прояснение ситуации наводящими вопросами;
  • использование юмора;
  • признание чувств и интересов ученика;
  • сообщение своих интересов;
  • апелляция к правилам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудности в поведении детей

помощь родителя в кризисные периоды детей, в 3 года и 6-7 лет....

Особые дети или трудности детского поведения

Любой этап в развитии ребёнка должен протекать спокойно, без категоричных запретов, жёстких установок, тогда и не придётся изживать последствия....

«Трудности в поведении детей дошкольного возраста, их причины»

Эмоциональные нарушения у старших дошкольников – это одна из важнейших проблем современного общества. Спектр эмоциональных нарушений в детском возрасте чрезвычайно велик. В литературе по психологии, э...

«Трудности в поведении детей дошкольного возраста.»

«Трудности в поведении детей дошкольного возраста.» В последнее время проблема общения с "трудными детьми" стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность "трудных детей" неуклон...

Консультация с элементами практики для педагогов ДОУ «Трудности в поведении детей дошкольного возраста. Методы и приемы психолого-педагогической помощи»

Эмоциональное неблагополучие у детей встречается все чаще. К психологическим причинам возникновения эмоционального неблагополучия у детей относят особенности эмоционально – волевой сфе...

КАК ИЗБЕЖАТЬ ТРУДНОСТЕЙ В ПОВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ

Родители   нередко   принимают   за   упрямство   настой­чивость. По внешнему выражению они сходны, но упрям­ство — это отрицательное пр...

Трудности в поведении детей дошкольников

В дошкольном возрасте родители могут столкнуться с трудностямив поведении своего ребенка. В основном, причиной трудностей становятся проблемы в семье. Именно семейные неурядицы провоцирут начало пробл...