«Трудности в поведении детей дошкольного возраста, их причины»
консультация по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Елена Викторовна Бондарева

Эмоциональные нарушения у старших дошкольников – это одна из важнейших проблем современного общества. Спектр эмоциональных нарушений в детском возрасте чрезвычайно велик. В литературе по психологии, эмоциональное неблагополучие у детей, рассматривается как отрицательное состояние, возникающее на фоне трудноразрешимых личностных конфликтов.

К психологическим причинам возникновения эмоционального неблагополучия у детей относят особенности эмоционально – волевой сферы, в частности нарушения адекватности его реагирования на воздействия из вне,   недостаток в развитии навыков самоконтроля поведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Трудности в поведении детей дошкольного возраста, их причины»

Эмоциональные нарушения у старших дошкольников – это одна из важнейших проблем современного общества. Спектр эмоциональных нарушений в детском возрасте чрезвычайно велик. В литературе по психологии, эмоциональное неблагополучие у детей, рассматривается как отрицательное состояние, возникающее на фоне трудноразрешимых личностных конфликтов.

К психологическим причинам возникновения эмоционального неблагополучия у детей относят особенности эмоционально – волевой сферы, в частности нарушения адекватности его реагирования на воздействия из вне,   недостаток в развитии навыков самоконтроля поведения.

Ребёнок взрослеет и у него накапливается опыт, и многое из того, что способно было раньше удивлять и волновать, становиться обыденным, привычным. А наряду с этим появляются новые, более высокие и сложные чувства. Участвуя в жизни коллектива, он всё полнее осознаёт себя гражданином.  Он   гневно  осуждает несправедливость, зло, горячо одобряет положительные поступки товарищей и окружающих.

Личность дошкольника формируется в семье. Родители, братья, сёстры, бабушки, дедушки – самые близкие ребёнку люди. От их взаимоотношений между собой, чувства привязанности и взаимоподдержки    зависит благополучие семейного климата. Неоспоримым критерием благоприятного для эмоционального развития ребёнка типа семейного воспитания являются родительская любовь и привязанность членов семьи друг к другу. С момента рождения формируются особенности подходов, методов и приёмов общения родителей с детьми.

В семье, где царит покой, доброжелательность, живут радость и теплота, душевное состояние ребёнка отличается спокойствием, отсутствием серьёзных нервно – психических перегрузок, ребёнок уверен в себе и чувствует поддержку и понимание близких, его принимают таким, каков он есть.

Часто встречаются семьи, где нередки ссоры, недовольство друг другом и окружающими, где атмосфера наполнена тревожностью и напряжённостью, ребёнок невротизируется, испытывает психо-эмоциональные проблемы, страхи и недоверие к окружающим.

В психологии есть очень чёткое высказывание: «Невроз ребёнка – это невроз   семьи».

Нельзя забывать и о том, что некоторые трудности в поведении детей носят возрастной характер и связаны с переживанием ребёнком одного из кризисов развития. Эти периоды в жизни ребёнка свидетельствуют о нормальном ходе психического и личностного развития. Воспитательные воздействия на ребёнка, переживающего кризис развития, должны быть направлены не столько на коррекцию его поведения, сколько на перестройку всей сложившейся к этому времени системы отношений взрослого и ребёнка.

Наиболее часто встречающиеся трудности в поведении и развитии детей дошкольного возраста:

  • нарушения поведения;
  • отставание в развитии;
  • различные формы детской нервности.

Осложнения психического и личностного развития ребёнка обусловлены, как правило, двумя факторами:  

  • ошибками в воспитании;
  • определённой незрелостью или минимальными поражениями нервной системы.

               Виды эмоциональных нарушений у старших дошкольников

         Эмоциональные нарушения у старших дошкольников встречаются очень часто. В этой связи встаёт вопрос о том, как определить степень тяжести имеющегося у ребёнка расстройства. М. Раттер предлагает следующие критерии оценки возможности отклонения в любом поведении.    

1. Нормативы, соответствующие возрастным особенностям и половой принадлежности ребёнка.

Ряд особенностей поведения являются нормальным только для детей определённого возраста. Так, мокрые пелёнки младенцев и даже детей до 4 –5 лет мало тревожат родителей, в то время как для десятилетнего ребёнка подобные случаи рассматриваются как отклонения от нормы. Что касается вопросов, связанных с половыми различиями, то даже в позднем детстве поведение мальчиков и девочек совпадает и это нормально. Однако достаточно редко у мальчика встречается весь «набор» женских особенностей поведения, и поэтому такой случай является ненормальным.

2. Длительность  сохранения  расстройства.

У детей довольно часто отмечаются различные страхи, припадки, другие расстройства. Однако случаи длительного сохранения этих состояний редки и, естественно, должны вызвать тревогу у взрослых.

3. Жизненные обстоятельства. 

Временные колебания в поведении и эмоциональном состоянии детей – явление обычное и нормальное, так как развитие никогда не происходит гладко, а временный регресс встречается довольно часто. Однако все эти явления и колебания в одних условиях происходят чаще, чем в других, поэтому важно принимать во внимание обстоятельства жизни ребёнка. Так, регрессом в поведении многие дети реагируют на появление младшего брата или сестры, а ростом тревожности – на перемену детского сада или группы. Вообще, стресс усиливает имеющиеся у ребёнка эмоциональные или поведенческие трудности.

4. Социальное окружение

Дифференциация нормального и аномального поведения не может быть абсолютной. Поведение должно оцениваться с точки зрения норм его непосредственной социокультурной среды. Культурные различия, существующие в обществе, значительно влияют на вариативность в целом нормального поведения.

5. Степень нарушения. 

Отдельные симптомы встречаются гораздо чаще, чем целый ряд симптомов одновременно. Более пристального внимания требуют дети с множественными эмоциональными и поведенческими расстройствами, особенно если они одновременно касаются разных сторон психической жизни.

6. Тип симптома. 

Одни симптомы бывают обусловлены неверным воспитанием ребёнка, другие – психическим расстройствам. Так, грызение ногтей – привычка, одинаково часто встречающаяся как у нормальных детей, так и у психически больных детей, поэтому сам по себе симптом, хотя и настораживает, но ещё ни о чём не говорит.

7. Тяжесть и частота симптомов.

Умеренные, изредка возникающие трудности поведения для детей обычны, нежели серьёзные, часто повторяющиеся расстройства. Очень важно выяснить частоту и длительность проявления неблагоприятных симптомов.

8Изменения поведения.

Анализируя детское поведение, следует сравнивать его проявления не только с чертами, которые характерны для детей вообще, но и с теми, которые являются обычными для данного ребёнка. Следует относиться внимательно к изменениям в поведении ребёнка, которые трудно объяснить законами нормального развития и созревания.

9. Ситуационная специфичность симптомов.

Считается, что симптом, проявление которого не зависит от какой бы то ни было ситуации, отражает более серьёзное расстройство, чем симптом, возникающий только в определённой обстановке.

Таким образом, решая вопрос об отклонении поведения ребёнка от нормы, следует принимать во внимание комбинацию всех вышеназванных критериев.

Выявление детей с ослабленной психикой – актуальная задача. В каждом дошкольном учреждении есть воспитанники, поведение которых существенно отклоняется от нормы. Это могут быть либо излишне подвижные дети – «неуправляемые», агрессивные, либо вялые, медлительные, капризные, упрямые и т.п. Необходимо уметь разбираться в различных негативных проявлениях ребёнка, знать, какое из них может свидетельствовать о начале нервно – психического заболевания.

Отклонения в поведении у старших дошкольников

 В 5 лет выраженные трудности  в поведении и в нервной системе у мальчиков становятся более заметными. Они часто проявляют повышенную эмоциональную чувствительность, обидчивость и склонность легко расстраиваться, обладая в то же время ещё достаточно выраженной боязливостью и чувством вины.

Девочки в этом же возрасте чаще всего возбудимы, расторможены, у них выражены чувство вины и переживание случившегося, чаще проявляются истерические черты поведения в виде неустойчивости настроения, капризности, стремления быть в центре внимания. Они также заметно более подвижны и непоседливы.

Таким образом, мальчики в 5 лет более склонны к реакциям тормозимости, а девочки к реакциям возбудимого круга.

В 6 лет мальчики начинают выявлять такой же характер отклонений, как девочки в 5 лет, а именно: повышенную возбудимость и расторможенность, недостаточно осознанное чувство вины и переживание случившегося. Кроме того, они менее искренни и более подвижны, чем раньше. Девочки же, наоборот, становятся более сензитивными, хотя несколько упрямыми и неискренними. Следовательно, можно говорить о наличии своеобразного перекрёста в отклонениях в поведении у мальчиков и девочек в 5 лет и 6 лет. У мальчиков это сдвиг от тормозимости к возбудимости, у девочек, наоборот, от возбудимости, если не к тормозимости, то к повышенной эмоциональной чувствительности и ранимости.

Неполная семья, как правило, оказывает более травмирующее влияние на мальчиков, у которых в 1.4 раза больше нервных расстройств.

       У девочек этот показатель составляет 1.2. Обращает на себя внимание большая возбудимость и конфликтность детей из неполных семей, расторможенность и неустойчивость настроения, стремление выделиться, беспричинное упрямство и негативизм, несамостоятельность и пассивность в поведении. Кроме того, у детей из неполных семей чаще наблюдается грызение ногтей и заикание. У мальчиков к данному перечню расстройств следует добавить капризность и истеричность, чрезмерную подвижность и непоседливость, тики и большую склонность к онанизму.

         Девочки значительно чаще испытывают неприятие и изоляцию со стороны сверстников. Если девочки из неполных семей менее открыты и эмоционально отзывчивы, более недоверчивы, то мальчики, наоборот, более открыты, эмоционально чувствительны и доверчивы.

          Во всех случаях эти дети требуют особого внимания педагога, так как при реальной и мнимой неудачи в общении становятся ещё более нервными и негативными к помощи извне.

Речь идёт о тех нарушениях поведения дошкольников, которые свойственны обычным детям, чьё развитие происходит в рамках нормы. Кратко остановимся на том, как могут проявляться эмоциональные нарушения.

Основные причины трудностей  в поведении  детей

Что делать, если мы все перепробовали? Как помочь трудному ребенку?

Непослушных детей, а тем более детей, "отбившихся от рук", принято обвинять. В них ищут злой умысел, порочные гены. На самом же деле, в число "трудных" обычно попадают дети не "худшие", а особенно чувствительные  и ранимые. Они "сходят с рельсов" под влиянием жизненных нагрузок и трудностей, реагируя на них гораздо раньше и сильнее, чем дети более устойчивые.  Отсюда следует вывод, что "трудный" ребенок нуждается только в помощи - и ни в коем случае не в критике и наказаниях.

Причины стойкого непослушания ребенка следует искать в глубине его психики. Это на поверхности кажется, что он "просто не слушается", "просто не желает понять ", а на самом деле причина иная. И, как правило, она эмоциональная, а не рациональная. Больше того, она не осознается ни взрослым, ни самим ребенком.

Четыре основных причины серьезных нарушений поведения детей (Рудольф Дрейкурс): 

1. Первая - борьба за внимание. Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит способ его получить - непослушание. Взрослые так и сыплют замечания. Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание все-таки получено. Лучше такое, чем никакого.

2. Вторая причина - борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской власти и опеки. Знаменитое требование "я сам" двухлетнего малыша сохраняется в течение всего детства, особенно обостряясь у подростков. Дети очень чувствительны к ущемлению этого стремления. Но им становится особенно трудно, когда с ними общаются, в основном, в форме указаний, замечаний и опасений. Взрослые считают, что так они прививают детям правильные привычки, приучают их к порядку, предупреждают ошибки, вообще - воспитывают.

Это необходимо, но весь вопрос в том, КАК это делать. Если замечания и советы слишком часты, приказы и критика слишком резки, а опасения слишком преувеличены, то ребенок начинает восставать. Воспитатель сталкивается с упрямством, своеволием, действиями наперекор. Смысл такого поведения для ребенка - отстоять право самому решать свои дела, и, вообще, показать, что он личность. И не важно, что его решение подчас не очень удачно, даже ошибочно. Зато оно свое, а это - главное!

3. Третья причина - желание отомстить. Дети часто бывают обижены на взрослых. Причины могут быть очень разные: учительница более внимательна к отличникам, родители более внимательны к младшему, развод родителей, ребенка отлучили от семьи (положили в больницу, послали к бабушке), родители постоянно ссорятся, воспитатель или учитель постоянно делает несправедливые замечания и т.д.

Много и единичных поводов для обиды: невыполненное обещание, резкое замечание, несправедливое наказание. И снова в глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности - все те же протесты, непослушание, неуспеваемость. Смысл "плохого" поведения в этом случае можно выразить так: "Вы сделали мне плохо - пусть и вам будет тоже плохо!.."

4. Четвертая причина - потеря веры в собственный успех. Может случиться, что ребенок переживает свое неблагополучие в какой-то одной области жизни, а неудачи у него возникают совсем в другой. Например, у мальчика могут не сложиться отношения в классе, а следствием будет запущенная учеба; в другом случае неуспехи в школе могут привести к вызывающему поведению дома и т.д.

Подобное "смещение неблагополучия" происходит из-за низкой самооценки ребенка. Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, он, вообще, теряет уверенность в себе. Он приходит к выводу: "Нечего стараться, все равно ничего не получится". Это - в душе, а внешним поведением он показывает: "Мне все равно", "И пусть плохой", "И буду плохой!"

Стремления трудных детей вполне положительны и закономерны и выражают естественную потребность в тепле и внимании, потребность в признании и уважении его личности, чувство справедливости, желание успеха. Беда "трудных" детей в том, что они, во-первых, остро страдают от не реализации этих потребностей и, во-вторых, от попыток восполнить эту нехватку способами, которые ничего не восполняют.

Почему же они так "неразумны"? Да потому, что не знают, как это сделать иначе! И поэтому всякое серьезное нарушение поведения ребенка - это сигнал о помощи. Своим поведением он говорит нам: "Мне плохо! Помогите мне!"

Задача понять причину, на первый взгляд, непростая. Ведь разные причины внешне проявляются одинаково. Например, плохая учеба может быть связана и с желанием привлечь внимание, и с нежеланием подчиняться чужой воле, и с попытками "отплатить" родителям, и с потерей веры в свои силы. И все же выявить истинную причину плохого поведения довольно просто, хотя способ может показаться весьма странным - нужно обратить внимание на собственные чувства.

Посмотрите, отметьте, какая эмоциональная реакция возникает у вас самих при повторном непослушании ребенка. При разных причинах эта реакция разная.   Вот такой удивительный факт, что переживания взрослых - это своеобразное зеркало скрытой эмоциональной проблемы ребенка.

1. Если ребенок борется за внимание, то и дело досаждая своими выходками, то у нас возникает раздражение.

2. Если подоплека - противостояние воле воспитателя, то у последнего возникает гнев.

Нетрудно представить, как педагоги  и родители  в подобной ситуации себя чувствуют.

Сталкиваясь с таким ребенком, взрослый не только раздражен, он злится и хочет заставить его подчиниться. Приняв такой стиль поведения, ребенок бросает вызов или провоцирует, а взрослый, ввязавшись в бесплодную борьбу, иногда чувствует себя побежденным.  И порочный круг замыкается. Вместо этого лучше ребенку уступить, выйти из борьбы, тогда сразу же появляется возможность переговоров. Оставляйте ребенку право выбора, предлагайте несколько возможностей для дальнейшего поведения, из которых он может выбрать сам. Это докажет ему, что он важен, нужен и значим.

Не надо ничего приказывать или требовать. Лучше всегда ребенка просить о чем бы то ни было и добиваться обоюдного согласия при переговорах, чтобы они стали переговорами двух победителей. Тогда результат вполне может устроить и ребенка, и вас.

Не стесняйтесь хвалить детей за желание сотрудничать, пользуйтесь различными договоренностями в любом потенциально или реально конфликтном случае. Спросите себя: что я могу сделать для ребенка, чтобы он почувствовал свою самостоятельность?

Например, родителям часто приходится просить сына или дочь вынести мусор. И мы хотим, чтобы они это делали самостоятельно, без нашей помощи и напоминаний. Но чаще всего это звучит так: «Быстренько вынеси мусор». В ответ на эту реплику ребенок скорей всего ответит что-нибудь вроде: «Нет, не пойду, и ты меня не заставишь».

Причина агрессивного отказа кроется в форме высказывания взрослого. Лучше говорить: «Мне хотелось бы, чтобы сегодня ты не забыл вынести мусор. Сделай в удобное для тебя время. Хочешь утром, до уроков, или сразу же после школы, но только прошу тебя, не оставляй на вечер: я буду волноваться оттого, что будет поздно и тебе не очень удобно».

3. Если скрытая причина - месть, то ответное чувство у нас – обида.

Что такое месть? Это, по определению психологов, возвращенная боль.    

Очень часто, походя, не замечая, мы унижаем ребенка. Например, когда машем на него рукой и говорим: «Подожди!» или «Ты еще маленький, ничего не понимаешь» — и другими невербальными способами показываем, что пока он не может участвовать в нашей жизни или в переговорах в данный момент. Это приводит к тому, что ребенок чувствует себя униженным, не ощущает своей ценности и нужности.

Чаще всего дети мстят, когда их насильно заставляют делать что-нибудь, наказывают или кричат, шлепают — одним словом, унижают. И еще дети с физическими недугами и недостатками, которые думают, что они не такие, как все, что весь мир против них.

Месть могут возвращать не тому, кто причинил боль, а совсем другому, потому что боль носить в себе очень тяжело, особенно ребенку.

Мстят те дети, которым плохо дается учеба в школе, кто чувствует, что они брошены родителями на произвол судьбы. Иногда те, которых дразнят их братья, сестры или одноклассники.

И, как ни странно, чрезмерно опекаемые или избалованные. Почему же мстят эти суперблагополучные ребятишки? Потому что чувствуют себя нелюбимыми: они знают, что могут делать все что угодно и без последствий, а поэтому не чувствуют себя ценными, нужными, любимыми.

Кроме того, избалованные дети не чувствуют себя сильными: ведь родители многое делают за них. Обожаемые и избалованные дети теряют к себе уважение и перестают уважать родителей, которые не могут установить определенных границ во взаимоотношениях. Такие дети вырастают, думая, что все им должны. Поэтому у них складываются очень непростые взаимоотношения с окружающими.

Вымещать свою боль дети могут по-разному: специально плохо учатся в школе, чтобы отомстить родителям, поскольку чувствуют себя ненужными. Ведь родителей плохих учеников вызывают в школу, и они вынуждены проявлять к детям хоть какое-то внимание. Оказывается, даже негативное внимание для ребенка лучше, чем никакое.

Но мстят не только плохой учебой: дразнят других детей и животных, говорят окружающим обидные слова, ломают мебель, портят домашние вещи. Часто выбирают друзей, которые на них плохо влияют, опять же для того, чтобы привлечь внимание взрослых. И ранняя беременность — это зачастую тоже месть родителям. Иногда дети мстят, впадая в депрессию, как бы говоря окружающим: это вы довели меня до того, что жить не хочется и не хочется ничего хотеть.

Депрессии могут быть такими длительными, что потом переходят в заболевание. Даже специалисты, как правило, не могут ничего сделать с этим, потому что никаких отклонений, особенно поначалу, у ребенка не бывает. Но потом могут возникнуть невротические реакции, которые требуют лечения.

Что еще может делать ребенок, мстящий за причиненную боль? Воровать, вести себя агрессивно, злобно, обвинять других в несправедливости и нечестности. Ему кажется, что весь мир против него, что он никому не нравится, и он хочет свести счеты за ту боль, которую ему причинили. Такие дети хотят казаться хуже, чем есть на самом деле, и думают, что их никто не понимает.

Первая реакция взрослого на месть ребенка — боль и обида, которые перерастают в злость и желание свести счеты. Даже собственный ребенок активно не нравится, родители его считают неблагодарным, хотят проучить любым способом. Некоторые, например, просят остальных членов семьи не разговаривать с ребенком, объявляют ему бойкот или жалуются другому родителю и требуют, чтобы тот наказал сына или дочь. И тем самым еще больше показывают, что не любят ребенка, и этим наносят новую боль. А он все больше убеждается, что его никто не любит, он не нужен и не важен. И чем дальше, тем больше подтверждает свою ошибочную цель и свое ошибочное мнение.

Что делать взрослому в этом случае?

  • Прежде всего самому выйти из состояния мести, не вымещать свою обиду. Лучше всего призадуматься и сказать: «Возможно, я, не желая этого, обидел тебя чем-то». 
  • Обсуждайте с ребенком его хорошие качества как можно чаще и находите возможность за что-то его подбадривать, сочувствовать ему и давать ему знать, что вам далеко не все равно, что он чувствует.
  • Если вы поняли, что имеете дело с ребенком, вымещающим боль, и хотите установить с ним нормальные отношения, учите его выражать свои чувства, не причиняя никому боли. Например, иногда ребенок бывает в таком состоянии, что может сказать: «Я ненавижу тебя». Реакцию родителей нетрудно представить: «Быстро выйди из комнаты!», «Иди   успокойся!», «Ты плохой мальчик (плохая девочка)». Это первое, что хочется сказать в ответ на грубость, но не поддавайтесь первому порыву, попробуйте сдержанно сказать: «Я понимаю, что тебе, возможно, очень плохо и ты можешь так относиться к нам, но сейчас мне нужно минут десять, чтобы прийти в себя, успокоиться, а потом, если хочешь, мы обсудим и поговорим, чем я нечаянно обидела тебя, что случилось, отчего ты так расстроен».
  • Возможно, это потребует усилий, но мы должны признать чувства самого ребенка, его право на это.

4. Наконец, при глубинном переживании ребенком своего неблагополучия мы оказываемся во власти чувства безнадежности, а порой и отчаяния.

Всем своим видом такой ребенок говорит: оставьте меня в покое. Чаще всего ошибочную цель – уклонение — преследуют дети с какими-нибудь физическими недостатками, болезненные, то есть те, которых много опекали родители. Из-за опеки родителей они не очень верят в свои силы и чувствуют полную беспомощность, они не притворяются.

Ребенок с такой проблемой в поведении, постоянно отказываясь от любой деятельности, может чувствовать себя глупым по сравнению с окружающими, сдается и не желает участвовать ни в каких мероприятиях, не хочет, чтобы от него что-либо требовали, не может себе ставить высокие цели. Он не делает ничего, не веря, что вообще на что-то способен, и все для него слишком сложно.

Родитель или педагог, сталкиваясь с вечно несчастным, беспомощным существом, чувствует себя совершенно ошарашенным, ему становится жалко ребенка, который ничего не может сделать и не верит в свои силы. И взрослый всячески старается все сделать за него, жалеет и хочет спасти, тем самым еще больше показывает, что ребенок недееспособен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей:"Причины и типы неконструктивного поведения детей дошкольного возраста"

Предупреждение и исправление поведения возможно, если соблюдать единую систему требований....

Причины агрессивного поведения детей дошкольного возраста

Родители во многом определяют своеобразие развития и поведения ребенка. Существуют  факторы, которые влияют на поведенческие особенности детей, в частности на проявление агрессии. В статье упомин...

«Трудности в поведении детей дошкольного возраста.»

«Трудности в поведении детей дошкольного возраста.» В последнее время проблема общения с "трудными детьми" стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность "трудных детей" неуклон...

Консультация для воспитателей и родителей «Причины и проявления агрессивного поведения детей дошкольного возраста и методы его коррекции»

Агрессивное поведение - одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста. Агрессия - это мотивированное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в общес...

Консультация с элементами практики для педагогов ДОУ «Трудности в поведении детей дошкольного возраста. Методы и приемы психолого-педагогической помощи»

Эмоциональное неблагополучие у детей встречается все чаще. К психологическим причинам возникновения эмоционального неблагополучия у детей относят особенности эмоционально – волевой сфе...

«Причины и проявления агрессивного поведения детей дошкольного возраста и методы его коррекции»

консультация для воспитателейАгрессивное поведение — одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели....