Консультация для воспитателей и родителей «Причины и проявления агрессивного поведения детей дошкольного возраста и методы его коррекции»
консультация

Золотарева Н.В

Агрессивное поведение - одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста. Агрессия - это мотивированное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический и моральный ущерб людям или психологический дискомфорт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konultatsiya_agressiya.docx28.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 126»

Консультация для воспитателей и родителей «Причины и проявления агрессивного поведения детей дошкольного возраста и методы его коррекции»
 Составила: Воспитатель 1КК Золотарева Н.В


          Агрессивное поведение — одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели. Агрессия — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический и моральный ущерб людям или психологический дискомфорт.

 Формы проявления агрессии:

 − словесная (вербальная) форма: ребенок кричит, обзывается, угрожает, оскорбляет сверстников;

−физическая форма: ребенок нападает на детей или взрослых, дерется, кусается, толкается, швыряет предметы, ломает игрушки, разрушает результаты работы другого ребенка;

− косвенная форма: ребенок игнорирует ваши просьбы, «не слышит» вас, ябедничает, провоцирует сверстника, чтобы обидчику «досталось» от взрослых, манипулирует другими людьми.

Агрессия может быть направлена: на окружающих людей вне семьи, только на близких людей, на животных, на символические и фантазийные объекты, на внешние физические объекты, на себя.

Причины, провоцирующие детскую агрессивность:

-защита и месть, ущемление достоинств другого, стремление быть главным, стремление получить желаемый предмет, привлечение к себе внимания сверстников.

Факторы, влияющие на агрессивное поведение:

-стиль воспитания в семье (гипер- и гипоопека),

-нестабильная социально-экономическая обстановка,

-врожденная склонность (враждебность),

-аверсивные (ситуативные) случаи (боль, жара, теснота),

-возбуждение,

-массовая культура и демонстрация сцен насилия,

- индивидуальные особенности человека (темперамент),

-социально-культурный статус семьи,

-длительные или частые фрустрации (стрессы), источником которых являются родители, постоянное агрессивное поведение родителей, которым подражает ребенок, проявление нелюбви к ребенку, формирование у него ощущения беззащитности, опасности, влияние группы, агрессивные игры. «Семейные» причины: неприятие детей родителями, разрушение эмоциональных связей в семье, безразличие или враждебность со стороны родителей, неуважение к личности ребенка, чрезмерный контроль или полное отсутствие его, избыток или недостаток внимания родителей, запрет на физическую активность.

Ситуативные причины: плохое самочувствие, переутомление, влияние продуктов питания, влияние шума, вибрации, тесноты, температура воздуха. Социально-биологические причины: мальчики чаще проявляют активную агрессию, чем девочки, агрессивное поведение детей, вызванное расовыми предрассудками или расовой неприязнью, агрессивные реакции детей обусловлены установками и системой ценностей значимых для них взрослых, детям свойственно делить всех людей на «своих» и «чужих». Это приводит к откровенной агрессии против «чужаков».

 Если родители сегодня говорят детям одно, завтра другое, негативно отзываются об учителях, воспитателях, группе в целом, навязывают свои противоречивые высказывания ребенку, то, это безусловно, способствует растерянности, раздражительности, озлоблению, и против родителей, и против педагогов, сверстников и других людей.

 Критерии агрессивности ребенка: часто теряет контроль над собой, часто спорит, ругается со взрослыми, часто отказывается выполнять правила, часто специально раздражает людей, часто завистлив, мстителен, часто винит других в своих ошибках, часто сердится и отказывается сделать что-либо, чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих, которые нередко раздражают его.

Общая стратегия окружающих по отношению кагрессивному ребенку:

− остановите занесенную для удара руку ребенка, окрикните ребенка;

 − установите четкий запрет на агрессивное поведение, систематически напоминайте о нем;

 − покажите ребенку неприятность агрессивного поведения, физической и вербальной агрессии по отношению к неживым предметам, а тем более живым людям;

 − представьте детям альтернативные способы взаимодействия на основе развития у них эмпатии, переживания;

 − обучайте способам выражения гнева как естественной присущей человеку эмоции.

Как вести себя родителям и воспитателям, если ребенок агрессивен: соберите «совет» и выработайте единую тактику борьбы с проблемой, система табу, единый способ реагирования на нарушения табу, единый способ воспитания, обучение приемлемым способам выражения гнева.

 Как предотвратить агрессивное поведение ребенка: уважительное отношение к личности ребенка, нельзя внушать ребенку, что он плохой, нельзя унижать ребенка, загонять его в угол, не наказывайте ребенка физическими способами, постарайтесь принять все недостатки ребенка, разрешайте выражать свои чувства приемлемым способом, ребенок не должен быть свидетелем ссор и скандалов, разрядите обстановку уместной шуткой.

Задачи психокоррекционной работы с агрессивными детьми:     

1.Развивать умения понимать свое состояние и другого человека.

 Методы коррекции: работа с фотографиями, отражающими различные эмоциональные состояния; рисование, лепка эмоций; разыгрывание сценок, отражающих различные эмоциональные состояния; ролевые игры, отражающие проблемную ситуацию, где «агрессор» проигрывает роль «жертвы».

2.Развивать умения выражать свои эмоции в социально приемлемой форме и управлять своим гневом.

Методы коррекции: отреагирование гнева через движения (потопать и т. д.); лепка и рисование гнева; перевод деструктивных действий в вербальный план («Остановись и подумай, что ты хочешь сделать»); ввод правила «Посчитай до 10, прежде чем перейдешь к действию»; ролевая игра, включающая в себя провоцирующую ситуацию для наработки навыков контроля; осознание своего гнева через сенсорные каналы («на что похож твой гнев? какой он на цвет, на слух, на вкус, на ощупь»).

 3.Обучать способам снижения напряжения.

Методы коррекции: игры с водой, песком, обучение приемам саморасслабления, подышать, спокойная музыка фоном, подвижные игры.  

4.Развивать навыки общения.

Методы коррекции: использование игр, направленных на сотрудничество; разбор вместе с детьми последствий различных поведенческих реакций, выбор позитивной реакции и закрепление ее в ролевой игре (беседы, сказки на ситуации, обсуждения); включение ребенка в спортивные командные игры (канализация агрессии, взаимодействие в коллективе, соблюдение определенных правил), учить детей договариваться, заявлять о своих чувствах («мне не нравится, что ты так поступаешь»).

5.Формировать позитивное самовосприятие на основе личностных достижений.

Методы коррекции: разработка системы поощрений и наград за имеющиеся и возможные успехи («альбом успехов», медали, дипломы, аплодисменты и т. д.); помочь ребенку научиться что то делать лучше других; не ругать, а хвалить ребенка при других детях за достижения, попросить научить других.

Детям важно давать выход своей агрессивности.

Можно им предложить:

− подраться с подушкой;

− комкать и рвать бумагу;

 − использовать «мешочек для криков»;

− поколотить стол надувным молотком;

 − втирать пластилин в картонку или бумагу;

− обзывалки, но не обидные, а на тему («а ты морковка»)

 − подвижные игры, способствующие нейтрализации агрессии, снятию накопившегося напряжения, обучению эффективным способам общения.

С целью коррекции агрессии можно ставить с детьми спектакли, в которых проблемным агрессивным детям необходимо давать роли с позитивной силовой характеристикой (богатыри, рыцари и т. д.), а так же проводить ежемесячные беседы с чтением терапевтических сказок. В процессе слушания, сопереживания сказочным героям ребенок учится понимать не только их чувства, мотивы поведения и поступков, но и свои собственные.

Взрослым, окружающим агрессивного ребенка, важно помнить, что их страх перед его выпадами способствует повышению агрессивности. Этому же способствует и навешивание ярлыков: «Ах, раз я такой, я вам покажу!»

Рекомендации воспитателям и родителям по взаимодействию с агрессивными детьми: 

− Будьте внимательными к нуждам и потребностям ребенка.

− Демонстрируйте модель неагрессивного поведения.

 − Будьте последовательными в наказаниях ребенка, наказывайте за конкретные поступки.

− Наказания не должны унижать ребенка.

− Обучайте приемлемым способам выражения гнева.

 − Учите распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.

 − Расширяйте поведенческий репертуар ребенка.

 − Обучайте навыкам реагирования в конфликтных ситуациях.

 − Учите брать ответственность на себя.

− Включайте агрессивного ребенка в совместную продуктивную деятельность

− Говоря о поведении ребенка, выделяйте конкретный поступок, не оценивая негативно его личность в целом.

 − Давайте четко понять ребенку, что вы небезразлично относитесь к агрессивным проявлениям. Говорите о своем отношении к положительному и негативному поведению ребенка.

− Избегайте отрицательных оценок, лучше выделять положительные качества и тогда ребенок будет к ним стремиться.

− Давайте возможность малышу как можно чаще проявлять заботу об окружающих и других детях.

 − Если ребенок проявил агрессивную реакцию, следует выразить свое отношение к ней и переключить ребенка на другую деятельность.

 − Не жалуйтесь родителям на ребенка, станьте его другом.

− В присутствии других детей не ругайте ребенка.

− Всегда отмечайте хорошее поведение ребенка в течение дня, его успехи и достижения на занятиях, в играх с детьми.

− Помогайте ребенку в игровой деятельности создать сюжеты и взять на себя те роли, в которых он может пережить и выплеснуть свои эмоции. Пусть ребенок берет на себя роль сильного и доброго персонажа, защищает других детей.

 − Сведите к минимуму количество замечаний ребенку.

Литература: 

Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых. — СПб.: Речь, 2002.

Шипицина Л. М., Хилько А. А., Галлямова Ю. С. Демьянчук Р. В., Яковлева Н. Н. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Под ред. Л. М. Шипициной. — СПб.; Речь, 2005.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, метод коррекции, агрессивное поведение, игра, взрослый, личность ребенка, приемлемый способ выражения гнева, агрессивный ребенок, ролевая игра.

Воронеж – 2019 Январь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Особенности проявления агрессивного поведения детей дошкольного возраста"

Статья на тему "Особенности проявления агрессивного поведения детей дошкольного возраста"Выполнила: воспитатель старшей группы № 11 Фалина Ирина Сергеевна.Цель статьи : познакомить педагогов...

Роль воспитателя в коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста

Процесс профилактики и преодоления агрессивного поведения детей дошкольного возраста в условиях ДОУ носит протяженный во времени характер, а результаты оказываются несколько отсроченными. Основополага...

Роль воспитателя в коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста (2 часть)

При наличии определенных знаний, умений, а также при партнерском подходе к общению с ребенком, склонным к агрессивным проявлениям, можно снизить уровень его агрессии и обучить конструктивным способам ...

«Причины и проявления агрессивного поведения детей дошкольного возраста и методы его коррекции»

консультация для воспитателейАгрессивное поведение — одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели....

Консультация для педагогов Игры и упражнения по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста. Игры и упражнения по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агресс...