Роль воспитателя в коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста (2 часть)
статья

При наличии определенных знаний, умений, а также при партнерском подходе к общению с ребенком, склонным к агрессивным проявлениям, можно снизить уровень его агрессии и обучить конструктивным способам выражения гнева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_vospitatelya.docx16.93 КБ

Предварительный просмотр:

Роль воспитателя в коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста

Процесс профилактики и преодоления агрессивного поведения детей дошкольного возраста в условиях ДОУ носит протяженный во времени характер, а результаты оказываются несколько отсроченными. Основополагающая роль при этом отводится воспитателю, который владеет способами регуляции поведения и может корректно подойти к решению данной проблемы. При наличии определенных знаний, умений, а также при партнерском подходе к общению с ребенком, склонным к агрессивным проявлениям, можно снизить уровень его агрессии и обучить конструктивным способам выражения гнева.

Воспитатель своим вниманием, заботой помогает развить ценные  личностные качества ребенка: личность, любимый, желанный, радостный, уникальный, мобильный.

На помощь педагогу приходит игра, как способ влияния на всестороннее развитие личности ребенка и, соответственно на коррекцию, а именно на преодоление различных трудностей, в частности агрессивности. В игре ребенка можно научить направлять свой гнев на безопасные предметы, распознавать свои и чужие эмоциональные состояния, контролировать их. В игре ребенок взаимодействует с другими детьми, что положительно сказывается на развитии его коммуникативных умений, обучает конструктивным выходам из конфликтных ситуаций.

Игровые способы собой представляют одну из технологий коррекционного воздействия на взрослых и детей. В основании различных методик, которые описываются этим понятием, лежит признание того, что на развитие личности игровые методы оказывают довольно сильное влияние. Игровые методы в современной коррекции используется и в социально-психологическом тренинге, и в групповой психотерапии в виде различных специальных упражнений, разыгрывания разнообразных ситуаций, заданий на невербальные коммуникации . 

Игровые ситуации способствуют:  повышению самооценки; созданию между участниками группы близких отношений; снимают страх перед окружающими, тревогу, напряженность; позволяют, снимая опасность социально значимых последствий, проверить себя в самых разных ситуациях.

С целью коррекционного реагирования агрессии можно применять различного рода игровые методики.

Среди характерных особенностей игры выделяется ее двуплановость, которая присуща так же драматическому искусству, элементы которого находятся в любой коллективной игре.

1. Ряд моментов этой деятельности имеет условный характер, что дает возможность отвлечься от реальной ситуации с ее многочисленными привходящими обстоятельствами и ответственностью.

2. Играющий выполняет некоторую реальную деятельность, осуществление которой требует определенных действий, которые связаны с решением часто нестандартных, вполне конкретных задач.

Двуплановость игры в некотором смысле обуславливает развивающий ее эффект.

Коррекционный эффект игровых методов достигается у детей благодаря установлению эмоционального положительного контакта между взрослыми и детьми. Игра корригирует негативные подавляемые эмоции, неуверенность в себе, страхи, расширяет способность детей к общению, а так же увеличивает диапазон действий с предметами, доступных ребенку.

Среди отличительных признаков развертывания игры выделяются быстро изменяющиеся ситуации, где оказывается объект после действий с ним, и настолько же быстрое приспособление действий к новым ситуация.

В структуру детской игры включаются:

- реальные отношения между играющими;

- игровое употребление предметов - замещение реальных предметов условными;

- игровые действия как одно из средств реализации данных ролей;

- роли, которые взяты играющими на себя.

Игротерапия с детьми собой представляет взаимодействие ребенка и взрослого на условиях первого, когда представляется ему возможность принятия его чувств взрослыми и возможность свободного самовыражения. Имеется опыт долгосрочной и краткосрочной игровой терапии, а так же организация игровой терапии в малой группе детей в условии воспитательно-учебного учреждения. Игротерапия оказывается эффективной так же и в работе с детьми различной диагностической категории, кроме неконтактной шизофрении и полного аутизма . 

Основные функции специалиста, который ведет игровые занятия:

- обеспечение во время игры условий, которые актуализирует переживания ребенком чувств достижения самоуважения и собственного достоинства;

- вербализация и отражение его переживаний и чувств в максимально понятной и точной форме;

- эмоциональное сопереживание ребенку;

- создание атмосферы принятия ребенка.

Рассмотрим основные принципы осуществления игровой терапии:

- установление фокуса коррекционного процесса на переживаниях и чувствах ребенка: добиться вербального открытого выражения собственных чувств, попытаться к самое короткое время понять детские чувства и повернуть исследование его на самого себя; стать своеобразным зеркалом для ребенка, где он может увидеть себя.

- недирективность в управлении процессом коррекции: отказ игротерапевта от попыток замедлить или ускорить процесс игры; минимальность числа лимитов и ограничений, которые вводятся в игру игротерапевтом (могут быть введены только те ограничения, которые связывают игру и реальную жизнь).

- коммуникация ребенку безусловного его принятия (равноправные дружеские отношения с ребенком, принятие ребенка в том понимании, какой он есть, ребенок является хозяином положения, он определяет тему игровых занятий, сюжет, на его сторону инициатива принятия и выбора решения).

Диалогическое общение ребенка и взрослого через вербализацию, отражение и принятие им свободно выражаемых в игре чувств становится главным механизмом коррекционного воздействия в игровой терапии.

Главная задача коррекции состоит в восстановлении или создании значимых отношений между взрослым и ребенком с целью оптимизации личностного развития и роста. Игра, как свободная от принуждения, зависимости, страха, подчинения деятельность, собой представляет, по мнению не директивной терапии, единственное место, где получает ребенок возможность беспрепятственного свободного самовыражения, изучения и исследования собственных переживаний и чувств. Игра дает возможность ребенку освободиться от фрустраций и эмоциональной напряженности, предопределенных изначально антагонизмом жизненных реальных отношений между взрослым и ребенком . 

Помимо игр, агрессивному ребенку необходимо научиться снимать напряжение приемлемыми способами. Здесь, на помощь педагогу и родителям приходят различные дыхательные упражнения, релаксационные игры. Для развития у ребенка эмпатии – умения вставать на позицию другого, очень полезным и эффективным оказывается чтение и обсуждение художественной литературы. Понимание педагогом того, что специально-организованная игра является тем безопасным пространством, в котором ребенок может проявлять себя, дает возможность педагогу сформировать у ребенка те способы реакций и модели поведения, которыми ребенок будет пользоваться во взрослой жизни, Для достижения поставленных задач необходимо: систематичность; наглядность; доступность; соответствие возрасту.

Работа по преодолению агрессивности должна протекать в тесном сотрудничестве с родителями ребенка и носить систематический, целенаправленный характер. Работа с родителями проводится параллельно с работой с детьми и включает в себя беседы о причинах возникновения эмоционального неблагополучия (агрессивности) их детей, консультации о путях преодоления подобного поведения, информирование о стилях взаимоотношения с ребенком, общие рекомендации.

Таким образом, мы определили основополагающую роль и место педагога в педагогическом процессе профилактики и преодоления агрессии детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

 Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленные и неодушевленным), пр...

Картотека игр для профилактики и коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста

Картотека игр адресована педагогам ДОУ для проведения данных игр в процессе организации совместной деятельности с детьми, во время режимных моментах и на прогулке.Может быть рекомендована родителям с ...

Роль воспитателя в коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста

Процесс профилактики и преодоления агрессивного поведения детей дошкольного возраста в условиях ДОУ носит протяженный во времени характер, а результаты оказываются несколько отсроченными. Основополага...

Презентация «КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИГРЫ»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ«СОЧИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ПОЛИКУЛ...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

Консультация для педагогов Игры и упражнения по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста. Игры и упражнения по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агресс...