Главные вкладки

    План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
    методическая разработка

    План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 4.2.25._plan_po_samoobrazovaniyu_p.docx26.69 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное

    образовательное учреждение

    «Детский сад № 4 общеразвивающего вида»

    г. Сыктывкара

    ПРИНЯТО

    На Педагогическом совете

    Детского сада

    Протокол № _______

    От _______________ г.

    Утверждаю:

    Директор МАДОУ «Детский сад №4»

    _______________ С.В.Семёнова

    ________________г. 

    План по самообразованию

    педагога - психолога

    Тыриной Анастасии Ивановны

    на 2019 – 2020 учебный год

    Тема самообразования:

    «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

    Актуальность проблемы

    Агрессивное поведение детей является одной из наиболее острых проблем в современном обществе. Проявление агрессии у детей в дошкольном возрасте все больше волнует родителей, воспитателей, педагогов – психологов.

     В раннем и дошкольном детстве агрессивные проявления встречаются у значительного числа детей как отражение слабой социализации личности и отсутствия у них социально принятых коммуникативных навыков. Постепенно под влиянием общения с окружающими на смену деструктивным формам взаимодействия приходят новые социализированные формы поведения.

    Те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. Однако известно, что у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности, что чаще всего наблюдается у дошкольников.   В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. Агрессивные проявления часто приводят к нарушению психологического комфорта в группе детского сада, создают дополнительные трудности в работе педагогов.

    В настоящее время среди разнообразных отклонений и нарушений в поведении детей в возрасте от 5 до 7 лет являются причинами многочисленных запросов к педагогу - психологу воспитателей, родителей и администрации дошкольного учреждения.

    В нашей образовательной организации за последние три года тема агрессивных проявлений в поведении детей старшего дошкольного возраста составила около 40% от общего числам различных запросов к педагогу – психологу со стороны воспитателей и родителей и касалась в среднем около 15% воспитанников.

    В связи с важностью гуманизации системы образования, важной задачей является формирование у детей с первых лет жизни нравственных ценностей, формирование навыков решения конфликтных ситуаций социально приемлемым способом.

    В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос. Однако, несмотря на значительное количество исследований, посвященных этой тематике, ключевые вопросы, связанные с природой и истоками агрессивности, остаются открытыми. Ученые разных направлений предлагают различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов.

    В связи с актуальностью проблемы, целью самообразования является повышение профессионального уровня по профилактике и коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.                      

    Задачи самообразования:

    1. Актуализировать знания по данной проблеме.

    2. Изучить литературу по проблеме агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

    3. Проанализировать основные теоретические подходы к понятию агрессивности и агрессии.

    4. Овладеть новыми психолого-педагогическими технологиями и методиками, нацеленными на снижения уровня агрессивного поведения детей.

     5. Подобрать диагностику на выявление уровня агрессивного поведения детей

    6. Разработать коррекционно-развивающую программу по профилактике и коррекции агрессивного поведения детей.

    7. Отработать механизм взаимодействия по данной проблеме с педагогами и родителями.

    Начало работы над темой: ноябрь 2019 год.

    Окончание работы над темой: май 2020 год.

     Предполагаемый результат, после проведенной работы: владение психолого -  педагогическими технологиями по профилактике и коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста, разработка программы по профилактике и коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста

    Основные этапы и направления работы по самообразованию

    Этапы

    Планируемые мероприятия/работы по самообразованию

    Сроки

    1.

    Подготовительный этап

    1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, изучение имеющегося опыта, в том числе практического характера.

    2. Подбор диагностик, для определения уровня агрессивности воспитанников детского сада.

    В течение года 2019-2020  года

    2.

    Диагностический этап

    Определение уровня агрессивного поведения воспитанников детского сада с помощью подобранных диагностик.

    В течение года 2019-2020  года

    3.

    Прогностический этап

    1.Определение целей и задач работы над темой.

    2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

    3.Прогнозирование результатов.

    В течение года 2019-2020  года

    4.

    Практический

    1.Внедрение системы мер, направленных на решение проблемы.

    2.Формирование методического комплекса.

    3.Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов.

    4.Корректировка работы.

    В течение года 2019-2020  года

    5.

    Обобщающий этап

    1.Подведение итогов работы.

    2.Оформление результатов работы по теме самообразования.

    3.Представление материалов.

    В течение года 2019-2020  года

    6.

    Внедренческий этап

    1. Внедрение полученного опыта в деятельность, реализация технологий и программ по профилактике  и коррекции агрессивного поведения детей.

     2.Распространение своего опыта по данной теме.

    В ходе дальнейшей психолого- педагогической деятельности

    7.

    Аналитический этап

    Анализ созданных педагогических условий для развития темы самообразования.

            ЛИТЕРАТУРА

     . Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М.: Просвещение, 1987. -144 с.

    2. Берковиц Э. Агрессия: причины, последствия, контроль. - СПб.: Прайм-Еврознак,2002. -512 с.

    3. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. Пер. С нем. – М.: Педагогика, 1991. -321 с.

    4. Запорожец А.В.Эмоциональное развитие дошкольника. -М.: Просвещение, 1985. -135 с.

    5. Захаров В.И. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка / Под ред. Кошелевой А.Д.-М.: Просвещение,1993. -115 с.

    6. Калинина Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. -СПб.: Речь, 2002. -86 с.

    7.Лещинский В.М., Кульневич С.В. Учимся управлять собой и детьми. -М.: Просвещение, 1995. - 240 с.

    8. Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. - М.: Гном- Пресс, ГНОМ и Д, 2005. -160с.

    9. Панфилова М.А. Марсиане: игровой комплекс для агрессивных детей и подростков // Школьный психолог. -2001. - №18. - С.45.

    10.Чистякова М.И. Психогимнастика.- М.:  Владос, 1990.- 127 с.

    11.Шиманская М.А. Агрессивный ребёнок: кто он и как ему помочь? // Дошкольная педагогика. - 2005. - №4. -С. 50.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Психологическая коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

     Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленные и неодушевленным), пр...

    Картотека игр для профилактики и коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста

    Картотека игр адресована педагогам ДОУ для проведения данных игр в процессе организации совместной деятельности с детьми, во время режимных моментах и на прогулке.Может быть рекомендована родителям с ...

    Консультация для педагогов" Профилактика и коррекция неконструктивного поведения детей дошкольного возраста".

    В материале указываются причины и типы неконструктивного поведения детей дошкольного возраста. Даны игровые технологии коррекции неконструктивного поведения  детей....

    Роль воспитателя в коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста

    Процесс профилактики и преодоления агрессивного поведения детей дошкольного возраста в условиях ДОУ носит протяженный во времени характер, а результаты оказываются несколько отсроченными. Основополага...

    Роль воспитателя в коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста (2 часть)

    При наличии определенных знаний, умений, а также при партнерском подходе к общению с ребенком, склонным к агрессивным проявлениям, можно снизить уровень его агрессии и обучить конструктивным способам ...

    Презентация «КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИГРЫ»

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ«СОЧИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ПОЛИКУЛ...