«Причины и проявления агрессивного поведения детей дошкольного возраста и методы его коррекции»
консультация (средняя группа)

Назарова Юлия Анатольевна

консультация для воспитателей

Агрессивное поведение — одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели. Агрессия — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический и моральный ущерб людям или психологический дискомфорт.                                                                                                                                

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Причины и проявления агрессивного поведения детей дошкольного возраста и методы его коррекции»
Консультация для воспитателей:
Агрессивное поведение — одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели. Агрессия — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический и моральный ущерб людям или психологический дискомфорт.                                                                                                                                Формы проявления агрессии:

 − словесная (вербальная) форма: ребенок кричит, обзывается, угрожает, оскорбляет сверстников;

 −физическая форма: ребенок нападает на детей или взрослых, дерется, кусается, толкается, швыряет предметы, ломает игрушки, разрушает результаты работы другого ребенка;

  -косвенная форма: ребенок игнорирует ваши просьбы, «не слышит» вас, ябедничает, провоцирует сверстника, чтобы обидчику «досталось» от взрослых, манипулирует другими людьми.                                                          Агрессия может быть направлена: на окружающих людей вне семьи, только на близких людей, на животных, на символические и фантазийные объекты, на внешние физические объекты, на себя. Причины, провоцирующие детскую агрессивность: защита и месть, ущемление достоинств  другого, стремление быть главным, стремление получить желаемый предмет, привлечение к себе внимания сверстников.                                                                                    Факторы, влияющие на агрессивное поведение: стиль воспитания в семье (гипер и гипо опека), нестабильная социально-экономическая обстановка, врожденная склонность (враждебность), ситуативные случаи (боль, жара, теснота), возбуждение, массовая культура и демонстрация сцен насилия, индивидуальные особенности человека (темперамент), социально-культурный статус семьи, длительные или частые стрессы, источником которых являются родители, постоянное агрессивное поведение родителей, которым подражает ребенок, проявление нелюбви к ребенку, формирование у него ощущения беззащитности, опасности, влияние группы, агрессивные игры.
«Семейные» причины: неприятие детей родителями, разрушение эмоциональных связей в семье, безразличие или враждебность со стороны родителей, неуважение к личности ребенка, чрезмерный контроль или полное отсутствие его, избыток или недостаток внимания родителей, запрет на физическую активность.                                                                                          Ситуативные причины: плохое самочувствие, переутомление, влияние продуктов питания, влияние шума, вибрации, тесноты, температура воздуха.                                                                                                            Социально-биологические причины: мальчики чаще проявляют активную агрессию, чем девочки, агрессивное поведение детей, вызванное расовыми предрассудками или расовой неприязнью, агрессивные реакции детей обусловлены установками и системой ценностей значимых для них взрослых, детям свойственно делить всех людей на «своих» и «чужих». Это приводит к откровенной агрессии против «чужаков». Если родители сегодня говорят детям одно, завтра другое, негативно отзываются об учителях, воспитателях, группе в целом, навязывают свои противоречивые высказывания ребенку, то, это безусловно, способствует растерянности, раздражительности, озлоблению, и против родителей, и против педагогов, сверстников и других людей.

Критерии агрессивности ребенка: часто теряет контроль над собой, часто спорит, ругается со взрослыми, часто отказывается выполнять правила, часто специально раздражает людей, часто завистлив, мстителен, часто винит других в своих ошибках, часто сердится и отказывается сделать что-либо, чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих, которые нередко раздражают его.

    Общая стратегия окружающих по отношению к агрессивному ребенку: − остановите занесенную для удара руку ребенка, окрикните ребенка; − установите четкий запрет на агрессивное поведение, систематически напоминайте о нем; − покажите ребенку неприятность агрессивного поведения, физической и вербальной агрессии по отношению к неживым предметам, а тем более живым людям; − представьте детям альтернативные способы взаимодействия на основе развития у них эмпатии, переживания; − обучайте способам выражения гнева как естественной присущей человеку эмоции. Как вести себя родителям и воспитателям, если ребенок агрессивен: соберите «совет» и выработайте единую тактику борьбы с проблемой, система табу, единый способ реагирования на нарушения табу, единый способ воспитания, обучение приемлемым способам выражения гнева. Как предотвратить агрессивное поведение ребенка: уважительное отношение к личности ребенка, нельзя внушать ребенку, что он плохой, нельзя унижать ребенка, загонять его в угол, не наказывайте ребенка физическими способами, постарайтесь принять все недостатки ребенка, разрешайте выражать свои чувства приемлемым способом, ребенок не должен быть свидетелем ссор и скандалов, разрядите обстановку уместной шуткой.

Задачи психолого-коррекционной работы с агрессивными детьми:                              1.Развивать умения понимать свое состояние и другого человека.                                                 Методы коррекции: работа с фотографиями, отражающими различные эмоциональные состояния; рисование, лепка эмоций; разыгрывание сценок, отражающих различные эмоциональные состояния; ролевые игры, отражающие проблемную ситуацию, где «агрессор» проигрывает роль «жертвы».

2.Развивать умения выражать свои эмоции в социально приемлемой форме и управлять своим гневом.                                                                                 Методы коррекции: отреагирование гнева через движения (потопать и т. д.); лепка и рисование гнева; перевод деструктивных действий в вербальный план («Остановись и подумай, что ты хочешь сделать»); ввод правила «Посчитай до 10, прежде чем перейдешь к действию»; ролевая игра, включающая в себя провоцирующую ситуацию для наработки навыков контроля; осознание своего гнева через сенсорные каналы («на что похож твой гнев? какой он на цвет, на слух, на вкус, на ощупь»).

3.Обучать способам снижения напряжения.                                                                      Методы коррекции: игры с водой, песком, обучение приемам саморасслабления, подышать, спокойная музыка фоном, подвижные игры.

 4.Развивать навыки общения.                                                                                           Методы коррекции: использование игр, направленных на сотрудничество, разбор вместе с детьми последствий различных поведенческих реакций, выбор позитивной реакции и закрепление ее в ролевой игре (беседы, сказки на ситуации, обсуждения); включение ребенка в спортивные командные игры (канализация агрессии, взаимодействие в коллективе, соблюдение определенных правил), учить детей договариваться, заявлять о своих чувствах («мне не нравится, что ты так поступаешь»).

5.Формировать позитивное само восприятие на основе личностных достижений.                                                                                                                                                        Методы коррекции: разработка системы поощрений и наград за имеющиеся и возможные успехи («альбом успехов», медали, дипломы, аплодисменты и т. д.); помочь ребенку, научиться что то делать лучше других; не ругать, а хвалить ребенка при других детях за достижения, попросить научить других. Детям важно давать выход своей агрессивности. Можно им предложить: − подраться с подушкой; − комкать и рвать бумагу; − использовать «мешочек для криков»; − поколотить стол надувным молотком; − втирать пластилин в картонку или бумагу; − обзывалки, но не обидные, а на тему («а ты морковка») − подвижные игры, способствующие нейтрализации агрессии, снятию накопившегося напряжения, обучению эффективным способам общения.
С целью коррекции агрессии можно ставить с детьми спектакли, в которых проблемным агрессивным детям необходимо давать роли с позитивной силовой характеристикой (богатыри, рыцари и т. д.), а так же проводить ежемесячные беседы с чтением терапевтических сказок. В процессе слушания, сопереживания сказочным героям ребенок учится понимать не только их чувства, мотивы поведения и поступков, но и свои собственные. Взрослым, окружающим агрессивного ребенка, важно помнить, что их страх перед его выпадами способствует повышению агрессивности. Этому же способствует и навешивание ярлыков: «Ах, раз я такой, я вам покажу!»                                                                                                                            Рекомендации воспитателям и родителям по взаимодействию с агрессивными детьми:                                                                                                          − Будьте внимательными к нуждам и потребностям ребенка.                                    − Демонстрируйте модель неагрессивного поведения.                                                              − Будьте последовательными в наказаниях ребенка, наказывайте за конкретные поступки.                                                                                                   − Наказания не должны унижать ребенка.                                                                 − Обучайте приемлемым способам выражения гнева.                                            − Учите распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.                                                                                − Расширяйте поведенческий репертуар ребенка.                                                     − Обучайте навыкам реагирования в конфликтных ситуациях.                                 − Учите брать ответственность на себя.                                                                  − Включайте агрессивного ребенка в совместную продуктивную деятельность.                                                                                                                            − Говоря о поведении ребенка, выделяйте конкретный поступок, не оценивая негативно его личность в целом.                                                                                     − Давайте четко понять ребенку, что вы небезразлично относитесь к агрессивным проявлениям. Говорите о своем отношении к положительному и негативному поведению ребенка.                                                                                                    − Избегайте отрицательных оценок, лучше выделять положительные качества и тогда ребенок будет к ним стремиться.                                               − Давайте возможность малышу как можно чаще проявлять заботу об окружающих и других детях.                                                                                   − Если ребенок проявил агрессивную реакцию, следует выразить свое отношение к ней и переключить ребенка на другую деятельность.                           − Не жалуйтесь родителям на ребенка, станьте его другом.                                                                                   − В присутствии других детей не ругайте ребенка.                                                 − Всегда отмечайте хорошее поведение ребенка в течение дня, его успехи и достижения на занятиях, в играх с детьми.                                                                                 − Помогайте ребенку в игровой деятельности создать сюжеты и взять на себя те роли, в которых он может пережить и выплеснуть свои эмоции. Пусть ребенок берет на себя роль сильного и доброго персонажа, защищает других детей.                                                                                                                               − Сведите к минимуму количество замечаний ребенку.

Всем успеха в работе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины агрессивного поведения детей дошкольного возраста

Родители во многом определяют своеобразие развития и поведения ребенка. Существуют  факторы, которые влияют на поведенческие особенности детей, в частности на проявление агрессии. В статье упомин...

Агрессивное поведение детей дошкольного возраста Коррекция детских страхов

Детская агрессивность – одно из тяжких испытаний для родителей. Дети сами часто не могут справиться со своей агрессивностью, и когда они становятся взрослыми, проблема управления агрессивным поведение...

Статья на тему "Особенности проявления агрессивного поведения детей дошкольного возраста"

Статья на тему "Особенности проявления агрессивного поведения детей дошкольного возраста"Выполнила: воспитатель средней группы № 11 Лобанова Ирина Сергеевна.Цель статьи : познакомить педагогов с пробл...

Психологическая коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

 Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленные и неодушевленным), пр...

Курсовая работа на тему "Причины формирования агрессивного поведения детей дошкольного возраста, формы проявления, пути преодоления."

Курсовая посвящена теоретическому исследованию причин формирования агрессивного поведения у детей дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей и родителей «Причины и проявления агрессивного поведения детей дошкольного возраста и методы его коррекции»

Агрессивное поведение - одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста. Агрессия - это мотивированное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в общес...