Доклад на тему: «Условия применения игры во взаимодействии с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития»
статья по коррекционной педагогике

Доклад на тему:

«Условия применения игры во взаимодействии с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx19.17 КБ
Файл prezentatsiya_k_dokladu.pptx62.54 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Условия применения игры во взаимодействии с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития»

Подготовила

Воспитатель

СПб ГБСУСО «ДДИ №4»

Ирина Павловна Кемф

«… Ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь – это игра»

А.С. Макаренко

        «Игра – пространство внутренней социализации ребенка, средство усвоения социальных установок»

Л.С. Выготский

Игра – основной вид деятельности ребенка. Она хранит и развивает детское в детях, она их школа жизни и практика развития.

По мнению Д.Б. Эльконина, «В игре не только развиваются или заново формируются отдельные интеллектуальные операции, но и коренным образом изменяется позиция ребенка в отношение к окружающему миру и формируется механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрения с другими возможными точками зрения».

        Особенности психофизического развития детей с интеллектуальными нарушениями определяют весьма ограниченные возможности в обучении и воспитании. Важнейшим методом обучения и воспитания таких детей является игра.

В то же время, детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии следует обучать игре специально и целенаправленно. Практически не сформированное произвольное поведение, неустойчивость и низкий уровень концентрации внимания не способствуют усвоению детьми игровых правил, принятию на себя определенной роли в игре. Очень низкий уровень наблюдательности и отсутствие тенденции к общению и познанию окружающего мира затрудняют выполнение детьми действий в игре.  

В этой связи, основными задачами для педагогов и воспитателей являются:

  1. Привлечения внимания
  2. Удержание внимания
  3. Распределение внимания
  4. Переключение внимания

В профессиональной деятельности необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого воспитанника. Недостаток жизненного и практического опыта, недостаточности психических функций, значимых для развития воображения, фантазии, речевого оформления игры, и прочие нарушения вызывают необходимость обучения таких детей игре.

В то же время, игровые приемы работы обычно воспринимаются детьми с радостью в силу того, что отвечают их возрастному стремлению к игре.

«Учить, играя» - оспаривать эту заповедь не станет никто.

Известные психологи А.Н. Грабов, Г.Я. Трошин высоко ценили игру в деле воспитания особенных детей. Они считали ее точным показателем проявления детских способностей и возможностей. Они утверждали, что игра оказывает благотворное влияние в первую очередь на развитие внешних чувств: зрения, мышечного чувства, слуха. В игре развиваются память, мышление, воображение.

Учитывая эти аспекты, занятия для наших воспитанников должны быть построены ярче и эмоциональнее. Игра должна сопровождаться красочными дидактическими материалами, игрушками, картинками.

Важно, что игры и игрушки должны подбираться по определенным требованиям:

  • Соответствовать возрасту ребенка
  •  Учитывать структуру дефекта
  • Соответствовать коррекционной цели занятия
  • Учитывать принципы смены деятельности (спокойные игры должны чередоваться подвижными)
  • Предполагать использование ярких игрушек и пособий, которые должны соответствовать требованиям гигиены и безопасности

Вследствие неустойчивого эмоционального состояния детей, недостаточно выбрать один вид игры для поддержания активности ребенка на занятиях, в арсенале воспитателя должно быть несколько разных игр. Время и место игры в плане занятия зависит от выбранной темы и задач занятия. Игра может быть быстрой для стимулирования познавательного интереса, хорошего настроения, развития моторики и подготовки к практической работе или занимать больше времени при проведении диагностики знаний, практических умений детей.  

Игровые приемы нужно применять для всех возрастных групп детей. Ими можно начинать и заканчивать занятие или встраивать их в ход занятия. От этого оно становится более интересным, способствует развитию ребенка.

Если игра интересна ребенку, она создает ему радостное и бодрое настроение, отвлекает от проблем здоровья, пробуждает любознательность и потребность к активной деятельности.

Ниже представлены несколько примеров игр для наших детей, которые направлены на стимуляцию зрительно-слуховой, тактильной сферы, на развитие моторно-двигательной и коммуникативной стимуляции.

  1. «Твердый - мягкий»

Перед ребенком на столе находятся миска с теплой водой, вата, жесткая щетка. Воспитатель действует рукой ребенка, хлопая поочередно по воде, вате, жесткой щетке, сопровождая действия словами: «твердая щетка», «мягкая вата».

Если ребенок с удовольствием участвует в игре, можно побуждать его к самостоятельным действиям

  1. «Поиграем с тестом»

Воспитатель подготавливает тесто из муки и соли в пропорции 1/1, раскрашивает его с помощью любого природного красителя. Предлагает потрогать тесто руками, похлопать, погладить его, отщипнуть кусочек. Все кусочки, которые удается отщипнуть ребенку выкладываются на тарелку. Варианты предлагаемых действия: разминать тесто руками, вдавливать кулак, палец в тесто, раскатывать кусок теста руками. Аналогичное упражнение можно провести с глиной и пластилином.

  1. «Сухие материалы»

Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть и потрогать рис, насыпанный в глубокую миску, закопать руки в рисе, просыпает его на металлический поднос, фиксируя внимание ребенка на звуке; предлагает подставить руки под струю риса, брать рис из миски и сыпать его на поднос, руку и тд. Аналогичное упражнение можно провести с песком, мукой, фасолью, макаронами.

  1. «Зайка»

Воспитатель читает стихотворение:

Зайке холодно сидеть, (дует на руки ребенка),

Надо лапоньки погреть, (складывает руки лодочкой),

Лапку заинька обжег, (дует теплым воздухом),

На нее подуй, дружок. (дует на руки ребенка)

  1. «Делаем вместе»

Воспитатель читает стихи, сопровождая их движениями (рука в руку с ребенком).

Аня хлопать как умеет,

Своих ручек не жалеет!

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп!

Аня топать как умеет,

Своих ножек не жалеет:

Топ-топ, топ-топ!

Ручками захлопали;

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп!

Ножками затопали

Топ-топ, топ-топ!

При многократном проговаривании текста нужно побуждать ребенка к совершению самостоятельных движений руками и ногами.

Таким образом, внедрение в воспитательный процесс игровой деятельности является одной из важных задач коррекции всех психических процессов ребенка.

Игра – это естественная форма обучения и воспитания. Посредством игры мы обучаем и воспитываем ребенка не так, как нам удобно преподать знания и умения, а как нашим детям удобно и естественно их принять.

Список использованной литературы:

  1. Кузнецова Л.В., Переселени Л.И., Солнцева Л.И. и др. Основы специальной психологии: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. - М: «Академия», 2010 г.
  2. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. – М, 2010 г.
  3. Жукова З.П. Развитие интеллектуальных способностей младших школьников в ходе игры /З.П. Жукова/ начальная школа. – 2011. - №5.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Условия применения игры во взаимодействии с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития Докладчик: Воспитатель СПб ГБСУСО «ДДИ №4» Ирина Павловна Кемф

Слайд 2

«… Ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь – это игра» А.С. Макаренко «Игра – пространство внутренней социализации ребенка, средство усвоения социальных установок» Л.С. Выготский

Слайд 3

Детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии следует обучать игре специально и целенаправленно

Слайд 4

Основные задачи педагогов и воспитателей в контексте игры Привлечения внимания Удержание внимания Распределение внимания Переключение внимания

Слайд 5

В профессиональной деятельности необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого воспитанника.

Слайд 6

«Игра оказывает благотворное влияние на развитие внешних чувств: зрения, мышечного чувства, слуха. В игре развиваются память, мышление, воображение» А.Н. Грабов, Г.Я. Трошин

Слайд 7

Отобранная игра должна Соответствовать возрасту ребенка Учитывать структуры дефекта Соответствовать коррекционной цели занятия Учитывать принципы смены деятельности (спокойные игры должны чередоваться подвижными) Предполагать использование ярких игрушек и пособий, которые должны соответствовать требованиям гигиены и безопасности

Слайд 8

Если игра интересна ребенку, она создает ему радостное и бодрое настроение, отвлекает от проблем здоровья, пробуждает любознательность.

Слайд 9

Примеры игр для наших детей «Твердый мягкий» «Поиграем с тестом» «Сухие материалы»

Слайд 10

«Зайка» Зайке холодно сидеть, (дует на руки ребенка), Надо лапоньки погреть, (складывает руки лодочкой), Лапку заинька обжег, (дует теплым воздухом), На нее подуй, дружок. (дует на руки ребенка)

Слайд 11

«Делаем вместе» Аня хлопать как умеет, Своих ручек не жалеет! Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп! Аня топать как умеет, Своих ножек не жалеет: Топ-топ, топ-топ! Ручками захлопали; Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп! Ножками затопали Топ-топ, топ-топ!

Слайд 12

Игра – это естественная форма обучения и воспитания

Слайд 13

Список использованной литературы: Кузнецова Л.В., Переселени Л.И., Солнцева Л.И. и др. Основы специальной психологии: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. - М: «Академия», 2010 г. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. – М, 2010 г. Жукова З.П. Развитие интеллектуальных способностей младших школьников в ходе игры /З.П. Жукова/ начальная школа. – 2011. - №5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектной деятельности в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития

Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в воспитательной работе с детьми. Проектная деятельность - комплексная работа воспитателя и ...

Формирование и развитие предметно-практической деятельности на индивидуальных занятиях с детьми, имеющими тяжелые множественные нарушения развития

Статья по формированию предметно практической деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья...

Использование элементов сенсорной интеграции в работе с детьми ТМНР (тяжелыми множественными нарушениями развития)

Цель работы: осуществление коррекции нарушений сенсорной интеграции детей с ОВЗ, обогащение и накопление полисенсорного опыта в ходе игр, предметно-практической деятельности, взаимодействия со в...

«Использование игровых технологий в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития»

laquo;Игра – это огромное светлое окно,через которое в духовный мирребенка вливается живительныйпоток представлений, понятий.Игра – это искра, зажигающаяогонек пытливостии любознате...

Использование «Акваметода» в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР).

В современном образовательном процессе все более актуальной становится проблема сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения их эмоционального благополучия. Особ...

Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития

Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяетразвивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов,выполнение соответствующих действий...