Консультация для педагогов
консультация по коррекционной педагогике

Крамина Ольга Ивановна

Использование развивающей среды как стимулирующий фактор преодоления ОНР у старших дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация

«Использование развивающей среды как стимулирующий фактор преодоления ОНР

(II – III уровень) у старших дошкольников»

                                                                                Составитель:

    учитель-логопед

                                                                                 МБДОУ – д/с № 196

    компенсирующего вида

    г. Саратова

    Крамина О. И.

Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в логопедической группе и кабинете логопеда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии и позволяет ребенку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности; стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит способствует всестороннему гармоничному развитию личности. Предметно-развивающее пространство следует организовать таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого.

    Развивающая предметно-пространственная среда позволяет предусмотреть сбалансированное чередование специально организованных занятий и нерегламентированной деятельности детей, время для которой предусмотрено в режимах каждой их возрастных групп и в утренний, и в вечерний отрезки времени.

   Обстановка, созданная в групповом помещении и в кабинете, должна уравновешивать эмоциональный фон каждого ребенка, способствовать его эмоциональному благополучию. Эмоциональная насыщенность – одна из важных составляющих развивающей среды. Следует учитывать то, что ребенок скорее и легче запоминает яркое, интересное, необычное. Разнообразие и богатство впечатлений способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию.

   В оформлении группового помещения и логопедического кабинета специалисты советуют использовать мягкие пастельные цвета, отдавать предпочтение нежно-голубой и нежно-зеленой гамме – именно эти цвета спектра способствуют успешному речевому развитию. Необходимо продумать вопрос с дополнительным освещением каждого рабочего уголка, каждого центра. В помещениях должно быть уютно, светло и радостно, следует максимально приблизить обстановку к домашней, чтобы снять стрессообразующий фактор.

   В логопедической группе, которую посещают дети моторно неловкие, плохо координированные, следует уделить особое внимание соблюдению правил охраны жизни и здоровья детей. Групповое помещение и кабинет не должны быть загромождены мебелью, в них должно быть достаточно места для передвижений детей, мебель необходимо закрепить, острые углы и кромки мебели закруглить.

    Организуя предметно-пространственную развивающую среду в групповом помещении старшей логопедической группы, педагоги должны руководствоваться возрастными и психологическими особенностями старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Прежде всего следует учесть, что старший дошкольный возраст является сенситивным периодом развития речи. Л. С. Выготский отмечал, что в этом возрасте происходит соединение речи с мышлением. Речь постепенно превращается в важнейший инструмент мышления, поэтому именно в старшей логопедической группе нужно сделать акцент на развитие словаря, на усвоение понятий, и именно в этом возрасте полезно проводить с детьми словесные игры, игры-драматизации, активно использовать театрализованные игры. В центре «Будем говорить правильно» в групповом помещении обязательно должны быть представлены картотека словесных игр, картотека игр и упражнений для совершенствования грамматического строя речи, картотека предметных картинок по всем изучаемым лексическим темам. Количество картинок по каждой лексической теме должно быть значительно большим по сравнению с предыдущей возрастной группой.

   В центре «Играем в театр» должно быть представлено оборудование для проведения игр-драматизаций и театрализованных игр во всех видах театра (настольном, кукольном, пальчиковым, плоскостном и т. п.) по нескольким хорошо знакомым детям сказкам. Учитывая особенности общего и речевого развития детей с ОНР, не стоит брать более одной сказки на каждый период работы. Программа рекомендует использование сказок: «Колобок», «Теремок» и «Кот, Петух и Лиса». К изготовлению декораций и костюмов для постановки представлений по этим сказкам обязательно привлекаются дети.

   В 5 лет происходит заметное изменение памяти. У детей впервые появляются действия, связанные с намерением что-то запомнить. В связи с этим важно стимулировать повторение как основу запоминания, активно использовать различные мнемотехнические средства, символы, схемы.

   Ребенка шестого года жизни следует учить рассматривать и сравнивать предметы, воспринимаемые посредством всех органов чувств; находить в них общее и различное; учить объединять предметы по общим признакам. Так, совершенствование чувственного опыта приобретает особое значение: оно способствует улучшению восприятия, стимулирует и развитие мышления, и развитие речи. Очень важным становится проведение занятий в групповой лаборатории или центре науки и природы, где дети узнают об элементарных свойствах предметов, учатся простейшим навыкам обращения с ними, узнают о правилах безопасного поведения. Предоставляя детям возможность понюхать, потрогать, пощупать предметы и материалы, педагог не только развивает их тактильный и сенсорный опыт, но и прививает интерес к познавательной деятельности. В лаборатории появляются первые приборы: лупы, микроскоп, безмен, песочные часы, аптечные весы. Педагоги привлекают детей к фиксации результатов опытов в журнале.

Особое значение приобретает использование обучающих дидактических игр, в которых начинается формирование мотивационной готовности к школьному обучению.

   У пятилетних детей появляется желание объединяться для совместных игр и труда, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели. Значит, нужно создать условия для проведения игр-соревнований, более активно привлекать детей к различным совместным трудовым действиям (уходу за комнатными растениями, подготовке оборудования и пособий к занятиям и т. п.).

    В логопедическом кабинете при организации развивающей среды нужно создать и наполнить необходимым оборудованием центры, отражающие развитие всех сторон речевой деятельности: словаря, грамматического строя речи, фонематического восприятия и навыков языкового анализа, связной речи и речевого общения. Картотеки словесных и настольно-печатных игр для автоматизации и дифференциации звуков должны содержать по несколько десятков разнообразных игр. Центры с пособиями для развития всех видов моторики (артикуляционной, тонкой, ручной, общей) по-прежнему должны иметь место в кабинете логопеда. Игрушки и оборудование в них могут стать более разнообразными и сложными (кубик Рубика и другие игрушки-головоломки, калейдоскопы и т. п.). по рекомендации психологов следует сохранить и центры с игрушками и играми для девочек и мальчиков. Детей можно привлечь к замене оборудования в центрах.

   Особое внимание нужно уделить оборудованию места для занятий у зеркала, где дети проводят достаточно много времени ежедневно. Большое зеркало с лампой дополнительно освещения. Можно использовать в качестве зрительной опоры при проведении артикуляционной и мимической гимнастики картинки и забавные игрушки. Для проведения каждого упражнения логопеду следует подобрать игрушку-помощницу. Это позволит постоянно поддерживать интерес детей к занятиям у зеркала и внесет в занятия игровой момент. Нижние полки в шкафах или на стеллажах в кабинете логопеда должны быть открытыми и доступными детям. Именно на них располагается сменный дидактический материал. На стенах и дверцах мебели можно закрепить две-три магнитные мини-доски и пару мини-коврографов для свободной деятельности детей. Во время подгрупповых занятий дети смогут выполнять на них индивидуальные задания. Обязательным оборудованием являются магнитофон и хорошая фонотека (запись звуков природы, фоновая музыка для подгрупповых занятий, музыка для релаксации, музыкальное сопровождение для подвижных игр и пальчиковой гимнастики, для внесения в подгрупповые занятия элементов логоритмики).

В этой возрастной группе можно практически полностью заменять оборудование во всех центрах еженедельно, оставляя небольшую часть материалов, игр и пособий для закрепления пройденного.

   Логопеду следует позаботиться о том, чтобы кабинет стал тем местом, куда каждый ребенок идет с желанием и удовольствием, так как именно это обеспечит максимальный коррекционный эффект, положительную динамику развития. Мягкие пастельные тона в оформлении кабинета, удобная мебель, ковровое покрытие на полу – обязательные условия.



Предварительный просмотр:

Консультация

«Поиск и внедрение новых современных форм работы с родителями»

Подготовила:

    учитель-логопед

                                                                                 МБДОУ – д/с № 196

    компенсирующего вида

    г. Саратова

    Крамина О. И.

Всем известно, что воспитание ребенка начинается в семье. А как привлечь семью к участию в жизни детского сада и группы? Как сделать так, чтобы от этого процесса удовольствие получали и дети, и педагоги, и родители? В нашем детском саду я предлагаю разработать план взаимодействия с родителями, в котором помимо традиционных форм работы предусматривалось бы и использование нестандартных форм.

Начать можно с «Осенней ярмарки». Эту форму работы можно сделать традиционной. А подготовку к ней можно начать с работы в группах: воспитатели бы рассказывали детям о русских народных традициях, о ярмарках: о том, где и когда они проводились, каковы были их цели, что на них продавалось. В коридорах детского сада можно развесить красочные приглашения на ярмарку, объявления о товарах, которые должны быть изготовлены родителями и детьми. Дети будут делиться с воспитателями и другими детьми в группе о том, как у них дома готовились к ярмарке, что делали мама, папа, бабушка.

Праздник будут открывать скоморохи и зазывалы-коробейники. Они будут приглашать всех желающих принять участие в русских народных хороводах и играх, в придумывании частушек и катании на разноцветной карусели. Дети вместе со взрослыми будут петь и плясать. Затем гости, родители и дети в приподнятом настроении идут в торговые ряды, которые ломятся от снеди, приготовленной родителями: вкусной выпечки, блинной, оладий, экзотических салатов, фруктов в меду, солений и варений. За символическую плату покупатели приобретают вязаные изделия, коврики ручной работы, комнатные растения, игры и игрушки, сделанные руками детей. Шум и суета в торговых рядах, присущие каждой русской ярмарке, чаепитие со сладостями под веселую народную музыку, показ кукольного спектакля поднимают настроение родителям и приводят в восторг детей.

В ходе подготовки к ярмарке можно выяснить, что во многих семьях есть талантливые люди. И чтобы узнать об увлечениях и интересах родителей, можно организовать конкурс «Семейные хроники», в котором примут участие семьи. Работы можно оформить по-разному: фотографии, зарисовки, стихи, генеалогические древа. Победителям этого конкурса можно вручить грамоты.

Следующее, что можно предложить – это поставить спектакль.

Ведь большинство родителей активно посещают детское учреждение в день проведения зрелищных мероприятий с участием их детей: утренники, концерты, развлечения, досуги, спортивные праздники, спектакли. Цель этого мероприятия: приобщить детей и родителей к театральному искусству (познавательный аспект); вызвать у детей чувство гордости за своих родителей, а значит, повысить собственную самооценку (эмоциональный аспект); активизировать участие родителей в жизни детского образовательного учреждения, повысить их авторитет (социальный аспект).

Такую форму работы можно предложить родителям детей старших и подготовительных к школе групп. Когда будет происходить такая работа, то все участники и педагоги сближаются.

Следующее мероприятие можно назвать так – «Презентация лучших семей». Каждая группа, посовещавшись, может представить свою семью для участия в программе. Организаторам такой работы надо будет проделать большую работу: важно выявит особенности каждой семьи. На презентации можно показать слайд-шоу, во время которого родители познакомятся друг с другом, можно запланировать проблемные ситуации.

Затем мамам можно предложить участвовать в конкурсе на пришивание пуговиц, критериями в котором являлись бы скорость и эстетичность. Папам можно предложить забить гвоздь, одеть ребенка.

Можно предложить конкурс-соревнование между семьями «Кто какой родитель?»: нужно грудного ребенка (куклу) разбудить доброй песенкой, накормить, одеть на прогулку, забежать в магазин за продуктами, погулять, прийти домой, раздеть, умыть и уложить спать колыбельной песенкой. На конкурсе «Презентация моей семьи» взрослые могут представить свои плакаты с родословной, петь гимны или любимые песни семьи. В завершении всех конкурсов все могут угощать друг друга семейными фирменными блюдами. Участникам презентации можно вручить дипломы, памятные сувениры.

Результатом таких форм работы администрации и педагогического коллектива ДОУ станет то, что их общение с родителями поможет ближе узнать семьи воспитанников. В результате подобных встреч с родителями у ребенка резко повышается чувство собственного достоинства, что благоприятствует его успехам в дальнейшем. Такое взаимодействие будет интересно и сами родителям. От таких мероприятий выигрывают все – и дети, и родители, и педагоги.

Взаимодействие с родителями в условиях логопедической группы.

Нетрадиционная форма работы с родителями, которая успешно используются в нашем детском саду это фронтальные открытые занятия. Полезно объединять занятие с собранием, тогда родители с большей заинтересованностью относятся к их посещению. Вначале можно проводить собрания логопедом, а родителям смотреть, записывать игры, упражнения, видеть пробелы в знаниях своих детей, учиться методам и приемам работы. Можно привлекать родителей к проведению занятий. «Вооружившись» знаниями на консультациях и индивидуальных практикумах, родители должны применить эти знания на практике. Конечно, с родителями заранее обговаривается тема занятия и задания, которые им нужно провести с детьми. На такое мероприятие можно привлечь 3 – 4 родителя. После таких занятий активность родителей во взаимодействие с педагогами группы должна повыситься.

Можно практиковать  такую нетрадиционную форму работы с родителями как видеотека. Многие занятия, а так же некоторые консультации и индивидуальные практикумы снимаются на видео. Родителям ведь не всегда бывают понятны термины, употребляемые логопедом (например, слоговая структура), принцип выполнения задания (составить звуковую схему), названия некоторых звуков (ль, нь, сь, й). все это подробным образом надо объяснить каждому родителю, чтобы задание дома было выполнено правильно. А у родителей будет возможность взять видео с занятиями, консультациями, практикумами по интересующей теме и просмотреть дома, чтобы практически точно выполнять с ребенком задания логопеда. Можно предложить следующий видеоматериал: «Артикуляционная гимнастика», «Обучение звуко-слоговому анализу», «Обучение чтению», «Автоматизация звуков».

Библиотека игр и упражнений является стимулом к активному участию родителей в коррекционном процессе. Родители могут воспользоваться подбором практического материала. В основном, чтобы этот материал объединялся одной лексической темой, которая включает в себя лексические, грамматические, словарные задания, задания на развитие внимания, памяти. Родители могли бы взять с собой необходимые пособия, чтобы использовать их для индивидуальных занятий с детьми.

При проведении работы по повышении педагогической культуры родителей среди всех форм работы (коллективная. Индивидуальная, наглядная) нужно сделать акцент на обучении родителей практическим приемам работы, которые очень важны для достижения результатов в коррекционном процессе. Это не просто механическое  выполнение  заданий и упражнений, а уровень самосознания и заинтересованности родителей, который они приобрели благодаря поэтапной, вдумчивой работе логопеда. А показатель уровня их самосознания – это понимание важности и нужности их знаний и умений, чтобы практически помочь своему ребенку.

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. Понятие «взаимодействие с семьей» нельзя путать с понятием «работа с родителями»; хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.

Сама проблема содружества детского сада и семьи не нова. Но сегодня она носит творческий характер через дифференцированный подход к семье и детям.

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....