Гимнастика мозга – ключ к развитию способностей ребенка с ОВЗ старшего дошкольного возраста
консультация по коррекционной педагогике

Мартынова Анна Михайловна

Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий мозга, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики.

Перед дошкольными учреждениями стоит задача всестороннего развития детей и подготовки их к поступлению в школу. В последнее время отмечается увеличение количества детей с затруднениями в обучении, различными нарушениями в организме, трудностями в адаптации. Для преодоления имеющихся у них нарушений необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы.

Одним из универсальных методов является кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. И именно они позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа № 4 имени Героя Советского Союза Д.П.Левина

городского округа Сызрань Самарской области

Структурное подразделение «Детский сад № 56», реализующее

общеобразовательные программы дошкольного образования

Сообщение на тему из опыта работы

«Гимнастика мозга – ключ к развитию способностей

ребенка с ОВЗ старшего дошкольного возраста»

Подготовила педагог-психолог: Мартынова А. М.

2022 год

«Рука является вышедшим наружу головным мозгом»

                                                                    И. Кант

Развитие головного мозга ребенка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами.

Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий левого и правого. Каждое из них является не зеркальным отображением другого, а необходимым дополнением. Для того, чтобы творчески осмыслить любую проблему, необходимы оба полушария.

Развитием межполушарного воздействия, способствующим активизации мыслительной деятельности, занимается кинезиология.

Кинезиология, в переводе с греческого – наука о развитии головного мозга через движение.

Задачи кинезиологии:

  1. Развитие межполушарной специализации;
  2. Синхронизация работы полушарий;
  3. Развитие мелкой моторики руки;
  4. Развитие способностей;
  5. Развитие памяти, внимания, речи, мышления.

Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Применение данной технологии позволяет выявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей его мозга.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Они развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.

Важное условие – систематичность занятий. Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:

- упражнения необходимо проводить ежедневно

- занятия проводятся утром по 10 – 15 минут

- занятия проводятся в доброжелательной обстановке

- дети должны точно выполнять упражнения

- упражнения проводятся стоя или сидя за столом

- упражнения проводятся по специально разработанным комплексам

- длительность занятий по одному комплексу составляет две недели

Все упражнения целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии.

Виды кинезиологических упражнений:

- Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость)

- Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность

- Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма

- Телесные упражнения. При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы

-Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения

Применение кинезиологических упражнений позволяет улучшить у воспитанников:

- Память

- Внимание

- Речь

- Пространственные представления

- Стрессоустойчивость

- Мыслительную деятельность

- Мелкую и крупную моторику

- Снизить утомляемость

- Повысить работоспособность и продуктивность

В случае, когда детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, рекомендуется перед подобной работой применять кинезиологический комплекс упражнений.

За последние годы увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья. Для данного контингента воспитанников характерны: системное нарушение речевой деятельности, недостаточная речевая активность, которая накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной,  интеллектуальной и аффективно-волевой сферы, незрелость психических процессов, пространственные нарушения, приводящие к расстройствам письменной речи (дислексии и дисграфии), расстройства в эмоционально-волевой, личностной сферах, снижение работоспособности, общая соматическая ослабленность, отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений. И как следствие – трудности в процессе усвоения школьных программ и адаптации к школе.

Для преодоления имеющихся нарушений необходимо проведение специализированной комплексной коррекционной работы. Одним из наиболее результативных методов является развитие межполушарного взаимодействия.

Кинезиологические упражнения можно использовать как на самих коррекционно-развивающих занятиях, в качестве динамических пауз, так и перед занятиями как организующее звено, настраивающее детский организм на плодотворную работу во время занятий.

Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в обучении, и решить  проблему неуспешности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Гимнастика мозга-ключ к развитию способностей ребенка."

Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед педагогом задачу поиска эффективных форм и приёмов профилактики и укрепления здоровья малышей в условиях д...

Комплекс кинезиологических игр и упражнений для детей "Гимнастика мозга - ключ к развитию уникальности ребенка"

Комплекс кинезиологических игр и упражнений для детей "Гимнастика мозга - ключ к развитию уникальности ребенка"...

Гимнастика мозга - ключ к развитию способностей ребенка

Гимнастика для мозга» в педагогике называется также кинезиологическими упражнениями - это прикладная наука, помогающая развивать умственные способности ребенка  через вы...

Гимнастика мозга – ключ к развитию способностей ребенка с ОВЗ старшего дошкольного возраста

Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий мозга, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных об...

"Гимнастика мозга – ключ к развитию способностей ребенка!"

Кинезиология– это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения.Слово "кинезиология"происходит от греческого слова «к...

Гимнастика мозга – ключ к развитию способностей ребенка

Слово «кинезиология» происходит от греческого слова «кинезис», обозначающего движение, и «логос» - наука, т.е. наука о движениях.Всех людей по соотношению активност...

Консультация для родителей «Гимнастика мозга – ключ к развитию способностей ребенка"

Одним из наиболее результативных методов является развитие межполушарного взаимодействия, который называется кинезиология. Это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через опр...