Развитие связной речи детей с ТНР с использованием современных игровых технологий
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Холенкова Светлана Николаевна

У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра. 
А.С. Макаренко

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие связной речи детей с ТНР с использованием современных игровых технологий

Автор: Холенкова С.Н.

(Россия, г.Нижний Новгород, МБДОУ «Детский сад №461», holenkova319@yandex.ru)

У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра. 
А.С. Макаренко  

Связная речь - одна из важных составляющих речевого развития дошкольника. Она представляет собой развернутые высказывания, которые связаны между собою по смыслу, структуре и обеспечивают общение людей.

Федеральный образовательный государственный стандарт дошкольного образования называет в качестве одной из важнейших задач ДОУ речевое развитие дошкольников, которое включает в себя «владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества».

Дошкольный возраст – это период, когда дети наиболее остро нуждаются в приобретении информации, поэтому необходима специальная организация общения, чтобы помочь им приобрести коммуникативные и речевые умения и навыки. С каждым новым поколением детей меняется и игровое пространство детства. Если рассматривать современное поколение, то можно увидеть, что коллективным играм дети больше предпочитают информационные технологии. Кто же виноват в этом? Конечно же, вечно спешащие взрослые: бабушки и дедушки живут далеко, мамы и папы обеспокоены престижной работой, а воспитатели в детском саду усиленно готовят детей к школе. Эта тенденция прослеживается не только у нас, но и во многих странах.

В литературе по дошкольной педагогике и психологии накоплен значительный материал, указывающий на то, что игра — основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. Игра как форма деятельности ребенка способствует гармоническому развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта. Следовательно, игровая деятельность и есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и повышение речевой активности ребёнка. Для меня очевидна необходимость совершенствования традиционных приёмов и методов, а также поиска более новых эффективных научно-обоснованных путей развития связной речи.

 Главной целью моей работы является создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развития их мотивации на устранение своих речевых дефектов посредством включения в работу игровых технологий.

Для развития дошкольника необходима комфортная психологическая обстановка и тёплая дружелюбная атмосфера в детском коллективе, семье. Создание творческого союза воспитателей, учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, а также родителей объединенных общими целями, стимулирующими  развитие ребенка.

Необходимо отметить, что специалисты детского сада и воспитатель, работая над развитием речи детей, не подменяют, а дополняют друг друга. Именно такой характер взаимодействия обеспечит успех всей работы, поможет решению сложных задач - задач личностно-ориентированного образования.

Функция воспитателя  содействовать речевому развитию дошкольника в повседневной жизни: в режимных моментах, совместной деятельности воспитателя с детьми, в их самостоятельной деятельности, во время взаимодействия с родителями.

Во время фронтальных, подгрупповых занятиях, в индивидуальной работе с детьми использую следующие методы и приемы: беседы, пересказ, рассказывание (по восприятию,  серии сюжетных картинок, по картине, по памяти, по воображению), творческое рассказывание, описательный рассказ, сюжетный рассказ, заучивание стихотворений, речевые игры, составление загадок, синквейнов, театрализованные игры, легоконструирование, создание мультфильмов, коллективная продуктивная деятельность.

Нельзя сказать, что в самостоятельной деятельности детей нет участия педагога. Задача педагога подвести детей к самостоятельным играм, незаметно передать инициативу детям, с последующим поддержанием её.

Речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности – в игре, труде, бытовой деятельности – и выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому очень важно уметь использовать для развития речи любую деятельность.

Известно, что поведение детей с речевыми нарушениями в игре характеризуется рядом особенностей. Дети нередко теряют возможность совместной деятельности со сверстниками из-за неумения выразить свою мысль, боязни показаться смешными, хотя правила и содержание игры им доступны. Нарушение общей и речевой моторики вызывает у детей быстрое утомление в игре. Неуравновешенность, двигательное беспокойство, суетливость в поведении, речевая утомляемость затрудняют включение в коллективную игру. Следовательно, игровая деятельность и есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и повышение речевой активности ребёнка.

Мы живем в современном мире, мире компьютерных технологий. Дети с раннего возраста, даже не умеющие говорить, уже владеют навыками обращения с телефонами, планшетами, компьютерами. Мною были разработаны интерактивные игры по лексическим темам, которые можно использовать на занятиях для закрепления пройденного, так и самостоятельной деятельности детей. Используя эти игры, родители могут переключить внимание детей в нужном направлении.

Свободная совместная деятельность детей и взрослых: это совместная деятельность детей на прогулке, вне занятий. Сюда включаются игровые ситуации прогулок, организация игр в игровых комнатах, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов вне занятий в течение дня, игры-рисования на свободную тему, строительные игры с драматизацией. Обогащает сюжетно-ролевую игру театрализованная игровая деятельность.

Широки воспитательные возможности театрализованной деятельности. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, что очень важно для детей с ТНР.

При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Кроме того, именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения).

В век информационного прогресса компьютерные технологии быстрым темпом входят в нашу повседневную и профессиональную жизнь.
Что дети любят больше всего на свете? Мультфильмы – это веселые и яркие картинки, ожившие на экране, за которыми, затаив дыхание, следит ребенок. При грамотном педагогическом подходе, интерес ребенка к мультфильмам, стремление к созданию собственного мультипликационного продукта можно использовать в качестве средства развития познавательной, творческой, речевой активности детей дошкольного возраста. 
Существует большое количество способов изготовления мультипликационных фильмов. Это и рисованная мультипликация, и компьютерная графика, и различные виды анимации – пластилиновая, кукольная, предметная и т.д.
Создание мультфильма предполагает наличие следующих этапов:
    При выборе художественного произведения, соответствующего по содержанию поставленной цели. Произведение должно соответствовать следующим требованиям:
– простота и четкость ритма (если оно имеет стихотворную форму), 
– небольшой объем, 
– простота и ясность знакомых детям образов, 
– отсутствие описательного и созерцательного моментов при ярко выраженной действенности. 
    Организация продуктивной деятельности дошкольников в процессе создания мультфильма заключается в совместной с педагогом, с родителями  работе над изготовлением персонажей, декораций из различных материалов. Выбор материала предоставляется детям. 
    Организация деятельности по озвучиванию мультфильма заключается в распределении ролей между дошкольниками, (необходимым условием является участие в постановке каждого ребенка), разучивании текста произведения, диалогов и монологов. Далее осуществляется звукозапись текста.
      Организация съемки мультфильма предполагает выставление дошкольниками каждого кадра мультфильма, отражающих движение персонажей, их мимику, жесты и прочее. В работе над мультфильмом используем с детьми  мнемотаблицы. Что помогает отслеживать последовательность сюжета.

Организованная деятельность по созданию мультфильмов со старшими дошкольниками позволяет решать образовательные задачи, формировать навыки работы в коллективе, сотрудничества и взаимопомощи, развивать творческие способности, активизировать познавательные процессы и предполагает комплексную организацию разнообразных видов детской деятельности. 
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что деятельность по созданию мультфильмов может выступать эффективным средством комплексного развития детей с ТНР.

Последнее время всё чаще можем слышать о STEM- технологиях. Такой подход к обучению повышает любознательность детей, развивает логику, познавательную активность, учит работать в командах.  В каждой группе детского сада мы можем услышать, что любимая игра это «ЛЕГО». Использование «LEGO» конструктора является великолепным средством для речевого и познавательного развития дошкольников. В процессе конструктивно-модельной  деятельности у детей развивается не только мелкая моторика рук, но и повышается речевая активность. Дети учатся в командной работе преодолевать коммуникативные  барьеры. Развивается связная речь, творческие способности и воображение. Созданные герои, посредством лего-конструктора, также могут стать героями мультфильма.

Эффективность работы над  развитием связной речи детей с ТНР будет в том случае, если работа будет в системе.  Задания и упражнения для дошкольников будут в порядке нарастающей сложности с учетом индивидуальности. Игровые задания должны вызывать интерес к познавательной деятельности.

Современные игровые подходы в работе с дошкольниками, помогают сделать образовательный процесс более результативным.  Дети учатся не только общаться в игровой деятельности, но и развивают способности самостоятельно принимать решения, опираясь на свои знания и умения, мыслить, замечать и объяснять причинно-следственные связи, проявлять инициативу, договариваться со сверстниками и взрослыми.  Все эти качества необходимы современному человеку.

Список используемой литературы:

1. Волосовец Т.В., Маркова В.А., Аверин С.А. STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста. Парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество: учебная программа / Т. В. Волосовец и др. — 2-е изд., стереотип. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. — 112 с.: ил.

2. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. / В. П. Глухов. — М.: АРКТИ, 2004. — 168 с. [Электронный ресурс: https://studfiles.net/preview/6020610/] (Дата обращения: 08.03.2019). Карабут Е. Развитие связной речи дошкольников с ОНР посредством Лего — технологии [Электронный ресурс: https://pandia.ru/text/80/398/1193.php] (Дата обращения: 07.03.2019).
3.Бубнова, Д. А. Использование лего-технологии в коррекции связной речи у детей с общим недоразвитием речи / Д. А. Бубнова, М. Ю. Бурыкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 14 (252). — С. 226-228. — URL: https://moluch.ru/archive/252/57818/ (дата обращения: 15.01.2022).

4. Корягин А.В.  «Образовательная робототехника Lego WeDo. Сборник методических рекомендаций и практикумов».; М.2016.

5. Нищева Н. В. Развитие связной речи детей дошкольного возраста с 2 до7 лет. Методические рекомендации, Детство-Пресс, 2021 г.

3. Развитие связной речи детей дошкольного возраста с 2 до7 лет. Методические рекомендации. ФГОС6 рец.

6. Фешина Е. В.  «Лего-конструирование в детском сад». – м.: ТЦ Сфера,2019.

7. https://education.lego.com/ru-ru/

8. https://firo.ranepa.ru/obrazovanie/fgos/95-partsialnye-obrazovatelnye-programmy/479-programma-stem-obrazovanie-detej-doshkolnogo-i-mladshego-shkolnogo-vozrasta


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Развитие связной речи детей дошкольного возраста с использованием современных педагогических технологий"

В содержании представлен методический материал, раскрывающий особенности развития связной речи дошкольников, представлены современные технологии, методики развития связной речи....

Консультация для воспитателей "Развитие связной речи детей дошкольного возраста с использованием современных педагогических технологий"

В содержании представлен методический материал, раскрывающий особенности развития связной речи дошкольников, представлены современные технологии, методики развития связной речи....

Консультация для воспитателей "Развитие связной речи детей дошкольного возраста с использованием современных педагогических технологий"

В содержании представлен методический материал, раскрывающий особенности развития связной речи дошкольников, представлены современные технологии, методики развития связной речи....

Доклад: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через использование современных технологий («Синквейн» и «Системный оператор»).

Доклад: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через использование современных технологий («Синквейн» и «Системный оператор»)....

Доклад: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через использование современных технологий («Синквейн» и «Системный оператор»).

Доклад: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через использование современных технологий («Синквейн» и  «Системный оператор»)....

Доклад: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через использование современных технологий «Синквейн» и «Системный оператор»

Доклад: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через использование современных технологий «Синквейн» и  «Системный оператор»...

ОРГАНИЗАЦИЯ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ "На помощь Зимушке-зиме"

Методическая разработка по развитию речи детей посредством применения различных современных игровых технологий...