Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ и семьи по вопросам социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
статья по коррекционной педагогике

Коршина Анастасия Владимировна

Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ и семьи по вопросам социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx19.84 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСТРУКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ ДОУ И СЕМЬИ ПО ВОПРОСАМ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Полноценное качественное личностное развитие ребёнка происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Семья является важнейшим фактором адаптации ребёнка к объективным социальным условиям. Общение с родителями служит первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. Семья предопределяет формирование ценностных ориентаций ребёнка, способствующих становлению человеческого достоинства и социальной успешности.

Многочисленные современные исследования и опыт нашей работы свидетельствуют о том, что проблемы, возникающие в процессе семейного воспитания, чаще бывают связаны не с нежеланием родителей реализовываться в воспитательной функции, а с информационной некомпетентностью. Современная семья нуждается в разнообразных педагогических, психологических, юридических, экономических знаниях. Большинство же родителей традиционно доверяет своему жизненному опыту, возможно, опирающемуся на опыт их собственных родителей. И нередко возникновение в семье задач, которых не было в их родительской семье, приводит к дисгармонии.

Целенаправленная систематическая работа педагогов ДОУ с семьей помогает восполнить потребность родителей в тех или иных знаниях. Успех взаимодействия в психолого-педагогической системе «педагог-ребёнок-родитель» зависит от характера этого процесса.

С целью изучения уровня знаний родителей о воспитании и социальном развитии детей, особенностей взаимоотношения членов семей мы использовали методики, разработанные Л.В. Коломийченко, предполагающие следующие средства диагностики: беседы, интервью, опросы, анкеты, тесты, целенаправленное или включённое наблюдение реального поведения и взаимоотношений.

Статистическая обработка и анализ полученных в ходе диагностики данных позволили нам сделать следующие выводы:

  1. Современные родители акцентируют внимание на познавательном, а не на эмоциональном развитии ребёнка. Между ребёнком и родителем зачастую складываются непродуктивные типы привязанностей (эмоционально отвергающие отношения, иногда даже жёстко-агрессивные).

  1. В семьях наблюдается уменьшение «воспитательных ресурсов» родителей. В частности, идёт снижение качества и количества речевого общения с детьми.

  1. Для многих родителей характерен низкий уровень психолого-педагогической компетентности и социальной культуры.

 

  1.  Родители недооценивают дошкольное детство в социально-личностном развитии, его самоценность.

Результаты диагностики психолого-педагогической компетентности родителей и особенности детей с ОВЗ обусловили выбор стратегии и тактики, определили следующие задачи:

- создание и апробация модели взаимодействия педагогов (воспитателей, учителя-логопеда, психолога), родителей и детей в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности;

- изменение родительских установок;

- обучение родителей новым формам общения и психолого-педагогической поддержке ребёнка.

Для реализации данных задач нам было необходимо вовлечь семью в психолого-педагогический процесс. Для повышения эффективности совместной работы мы определили для себя правила проведения семейных встреч:

- встреча должна запомниться, заставить задуматься, настроить родителей на позитивный, конструктивный лад;

- встреча должна носить неформальный характер, предполагать состояние раскрепощенности всех участвующих;

- встреча — это диалог педагогов с родителями, все участники занимают равноправное положение, и все активны;

- обязательным элементом встречи является рефлексия совместной деятельности по итогам обсуждения.

Для формирования устойчивой мотивации родителей на сотрудничество мы опирались на их интересы, стремились затронуть эмоции. Поэтому обязательно делали показательные выступления детей, демонстрировали фрагменты занятий, во время которых воспитатель, специалисты доводили до родителей необходимую информацию, а также предлагались упражнения и игры для взаимодействия родителей с детьми дома.

Семейные встречи предусматривают условия для активного участия родителей в обсуждении проблем. Родители не просто слушают, а включаются в педагогическую деятельность в ходе дискуссии, имитационно-ролевой игры, обсуждения за «круглым столом». |

Алгоритм ведения семейной встречи:

1. Предварительный этап:

- создание условий (оборудование специального пространства, предварительная договорённость о встрече, обсуждение целей и содержания встречи);

- приветствие;

- создание доброжелательной обстановки.

2. Основная часть:

Информационный блок:

- краткая информация из правовых документов;

- выступления педагогов, логопеда, психолога,

- устные журналы,

- наглядная психолого-педагогическая информация,

- памятки, информационные письма и т.д.

Блок-практикум:

- анкетирование;

- деловые игры и упражнения с родителями;

- просмотр детской деятельности;

- совместная деятельность родителей и детей ит.д.

3. Завершение встречи:

- обсуждение положительных решений;

- анонсирование будущей встречи, приглашение родителей к сотрудничеству;

- экспресс-консультации со специалистами.

Опыт работы показал, что для родителей встречи в семейном клубе являются праздничным событием и не теряют своей привлекательности по нескольким причинам. Это:

- актуальность обсуждаемых тем;

- насыщенность встреч коррекционной и просветительской информацией;

- возможность родителей наблюдать своих детей и результаты согласованной деятельности специалистов, оформленные в виде показательных выступлений, творческих отчётов.

Подобная модель работы с семьей позволяет взаимодействовать с родителями, не имеющими выраженной образовательной заинтересованности, полагающими, что для воспитания детей им достаточно знаний и опыта. Тесное сотрудничество педагогов и родителей помогает наиболее успешно решать задачи по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

В работе педагогов мы также отмечаем положительные устойчивые изменения, выражающиеся в:

- большей инициативности,

- воодушевлённости,

- в потребности повышать свою грамотность и квалификацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через сюжетно-ролевую игру

В статье раскрываеся формирование     навыков     моделирования     взаимоотношений     с...

"МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА"

Любая современная мама начинает думать о развитии своего любимого чада задолго до того, как малышу исполнится год! Существует множество программ по разностороннему развитию детей и различных специализ...

Опыт работы по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

В данном материале представлен опыт работы по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья: дети с диагнозом детский церебральный паралич....

Форум "От возможностей к перспективам. Образование и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях"

07.12.2015 года на базе территориального отделения "Южное Бутово"  ГБУ ГППЦ ДОгМ состоялся мастер-класс и выступление для сотрудников центра по теме:    " Использование наглядности и ди...

НЕОБХОДИМОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ, ПЕДАГОГОВ, РОДИТЕЛЕЙ В НОВЫХ СТАНДАРТАХ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, КАК УСЛОВИЕ ИХ УСПЕШНОЙ КОРРЕКЦИИ

Опыт построения интеграционного воздействия  учителя-логопеда, психолога, воспитателя, музыкального руководитееля при коррекции речевых нрушений в группе детей с кратковременным пребыванием....

НЕОБХОДИМОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ, ПЕДАГОГОВ, РОДИТЕЛЕЙ В НОВЫХ СТАНДАРТАХ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, КАК УСЛОВИЕ ИХ УСПЕШНОЙ КОРРЕКЦИИ

В статье рассматривается опыт  интегрированного коррекционного воздействия при работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья на базе группы кратковременного пребывания при Центре ди...

Роль педагога в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

УДК 376.3А. В. Красникова(воспитатель, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска "Детский сад № 193 комбинированного вида", Новосибирск)РОЛЬ ПЕДАГОГА ...