Пальчиковые игры для детей с ЗПР по лексическим темам. Хорошо у нас в саду.
картотека по коррекционной педагогике

Смирнова Ольга Александровна

Пальчиковые игры.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т. д.

Дети от года до двух хорошо воспринимают "пальчиковые игры", выполняемые одной рукой.

Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая - кошку, вбегающую в этот домик.

Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга.

Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом - мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry.docx150.77 КБ

Предварительный просмотр:

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2019/10/30/k_5db9ee55723cb/524987_1.jpeg

Пальчиковые игры для детей с ЗПР по лексическим темам

Хорошо у нас в саду.

Осень наступила.

«ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ»

Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать (сжимают и разжимают кулачки)

Листья берёзы, (загибают пальчики, начиная с большого)

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём. («шагают» по столу средними и указательными

пальчиками)

Овощи.

«КАПУСТА»

Мы капусту рубим, рубим (дети делают резкие движения)

Мы морковку трем, трем (пальцы обеих рук сжимают в кулаки, движениями к себе и от себя)

Мы капусту солим, солим (имитируют посыпание солью из щепотки.)

Мы капусту жмем, жмем (интенсивно сжимают и разжимают пальцы)

В кадку все утрамбовали (потирают кулак о кулак.)

Сверху грузиком прижали. (ставят кулак на кулак.)

Фрукты.

«ФРУКТОВЫЙ САД»

У бабушки в деревне (руки на столе ладонями вниз, разводить пальцы правой руки в стороны)

Растет фруктовый сад. (руки на столе ладонями вниз, разводить пальцы левой руки в стороны)

Там на деревьях сливы (руки согнутые в локтях, поднять вверх, пальцы широко развести в стороны.)

И яблоки висят, (опустить кисти вниз, свободно свесив пальцы)

И груши прямо с дерева (повернуть ладони вверх, пальцы расслаблены.)

Могу я собирать. (имитировать руками сбор урожая.)

Как хорошо у бабушки (хлопнуть в ладоши.)

Мне летом отдыхать! (развести руки в стороны)

Одежда,обувь.

«ГНОМИКИ-ПРАЧКИ»

Жили-были в домике (дети сжимают и разжимают кулачки)

Маленькие гномики:

Токи, Пики, Лики, Чики, Мики. (загибают пальчики, начиная с больших)

Раз, два, три, четыре, пять, (разгибают пальчики, начиная с мизинцев)

Стали гномики стирать: (трут кулачки друг о друга)

Токи – рубашки, Чики – носочки, (загибают пальчики, начиная с больших)

Пики – платочки, Мики умница был,

Лики – штанишки, Всем водичку носил

Перелетные птицы

Птицы в небе тают, тают –

Птицы к югу улетают. (машем руками, постепенно поднимая их вверх.)

Все, растаяли вдали. (Ладонь «козырьком» ко лбу.)

Аист, цапли, журавли. (Загибаем по очереди мизинец, безымянный и средний пальцы)

Домашние птицы

Утка плещется в пруду (машем кистями от себя, пальцы выпрямлены)

У хозяйки на виду. (приставить руку козырьком ко лбу)

Быстро к берегу плывет (машем кистями, пальцы согнуты)

И с воды идет на взлет.(машем руками-крыльями)

Во дворе ее соседка –

Это курочка –наседка.(руки полукругом перед собой – как наседка «придерживает» цыплят)

Под крылом – ее цыплята,

Очень дружные ребята. (пальцы каждой руки собраны в щепоть, поочередно «клюют» корм).

Мой дом,мебель.

«НАШ ДОМ»

Тук-тук-тук, тук-тук-тук! (ударяют, чередуя, кулачком о кулачок)

Молоток бери, мой друг!

Мы построим новый дом, (ставят рядом ладошки «стены»)

Есть окошко в доме том. (складывают указательные пальцы «палочкой»,

остальные соединяют «крышей»)

Есть ещё одно повыше,

Есть труба вверху на крыше. (мизинец отставляют в сторону – труба)

Дом готов, зовём гостей: (показывают оба указательных пальца)

«Проходите поскорей!» (делают приглашающий жест рукой)

«ИГРУШКИ»

На большом диване в ряд, (попеременно хлопают в ладоши)

Куклы Катины сидят: (стучат кулачками)

Два медведя, Буратино, (загибают поочередно все пальчики.)

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять. (разгибают поочередно пальчики)

Помогаем нашей Кате (попеременно хлопают в ладоши)

Мы игрушки сосчитать. (стучат кулачками).

Домашние животные.

«ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Наша кошка из окошка (соединить все пальцы правой руки с большим.)

Наблюдает за дорожкой. (соединить все пальцы левой руки  с большим.)

Там гуляет очень злой (соединить все пальцы обеих рук с большими.)

Пес – лохматый и большой. (правой рукой изобразить «собаку» : большой палец поднять вверх, указательный согнуть и прижать к остальным пальцам.)

Дикие животные.

«ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Я сейчас вам назову, (руки лежат на столе ладонями вниз, разводить и соединять пальцы правой руки)

Кто живет в глухом лесу. (руки лежат на столе ладонями вниз, разводить и соединять пальцы левой руки.)

Зайцы, белки, барсуки, (рука лежит на столе ладонью вниз)

Волк, медведи и ежи… (поднимать и удерживать на весу каждый палец, начиная с большого, сначала на правой руке, затем на левой, край ладони не отрывать от стола)

Красавица-зима.

«ЗИМА»

Падают первые с неба снежинки, (поднятые вверх руки медленно опустить вниз, совершая легкие колебательные движения пальцами.)

Легкие-легкие, словно пушинки, (соединить последовательно пальцы обеих рук, начиная с больших.)

Медленно, плавно на землю ложатся, (соединенные вместе пальцы обеих рук поворачивать то вверх, то вниз.)

Белым ковром под ногами искрятся. (положить ладони на стол, пальцы

широко развести в стороны: легко

Транспорт.

«ТРАНСПОРТ»

Называть я транспорт буду: ( ладони прижаты друг к другу: делать перетирающие движения (вперед-назад).)

Поезд, лодка, самолет… (соединять последовательно большие, указательные и средние пальцы обеих рук между собой.)

Про автобус не забуду (соединить безымянные пальцы обеих рук)

И машину-вездеход (соединить мизинцы обеих рук.)

Профессии.

«ПОВАР»

Повар готовит обед, (ребром ладони правой руки стучать по ладони левой руки.)

А тут отключили свет.

Повар леща берет (загибать большой палец правой руки.)

И опускает в компот.

Бросает в котел поленья, (загибать указательный палец правой руки.)

В печку кладет варенье.

Мешает суп кочерыжкой, (загибать средний палец правой руки.)

Угли бьет поварешкой. (загибать мизинец правой руки.)

Сахар сыплет в бульон (пальцы собрать в щепоть и как бы сыпать сахар.

И очень доволен он! (развести руки в стороны.)

Семья.

«БОЛЬШАЯ СЕМЬЯ»

Как у нас семья большая (хлопки в ладоши и удары попеременно)

Да веселая:

Два у лавки стоят, (загнуть большие пальцы)

Два учиться хотят, (загнуть указательные пальцы)

Два Степана у сметаны — объедаются. (загнуть средние пальцы)

Две Дашки у кашки - питаются. (загнуть безымянные пальцы)

Две Ульки в люльке — качаются. (загнуть мизинцы)

Защитники отечества

Не допустят к нам войну,(обе ладони от себя)

Защитят свою страну:(руки соединить перед собой)(Загибаем пальцы начиная с мизинца на правой, левой руке)

Пограничник, вертолетчик,

Врач военный и танкист (смена рук)

А еще – десантник, летчик,

Снайпер и артиллерист.

Женский день

Много мам на белом свете,

Всех их очень любят дети (Разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи.)

Журналист и инженер,

Повар, милиционер,

 разные важны! (Разводят руки, поднимают ладошками вверх. - «фонарики».)

Весна в природе

Тает снег, уходит лед, (соединяем пальцы в колечки)

И на речке – ледоход (смена рук)

Скоро к нам придет апрель-

С крыш опять польет капель.

Перелетные птицы

Птицы

Тили-тели, тили-тели -

С юга птицы прилетели!

(Скрещивают большие пальцы, машут ладошками.)

Прилетел к нам скворушка -

Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж -

(Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки.)

Все вернулись, прилетели,

(Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками.)

Песни звонкие запели!

(Указательным и большим пальцами делают клюв –«птицы поют».)

Космос

Мет.указ. Дети встают парами, кладут ладошки на ладошки друг другу, ударяют по ладошкам,  кто сверху, затем меняются.

Космонавтом хочешь стать? Важно строго по порядку все быстрее, без оглядки. Так в ладошки ударять, чтоб самим на удивленье. Все шестнадцать упражнений 

Без ошибок показать! Не прохлопать, не зевнуть,

Так держать к победе путь! Если здорово играть,

Можно лучшей парой стать в состязании проворном,

Интересном и задорном. Кто точнее и быстрее? 

Кто всех лучше и резвее? Вот она как!

 Вот как он!  Эта пара - чемпион! 

Дикие животные жарких стран

Если в жаркую страну, я случайно попаду,

(сжимать и разжимать пальцы в кулаки)

То увижу там шакала,

(соединить все пальцы обеих рук с большими образуя «бинокль», поднести к

глазам)

Кенгуру, гиппопотама, обезьяну, тигра, льва.

(поочередно загибать пальцы одновременно на обеих руках)

Крокодила и слона.

(сжимать и разжимать пальцы правой руки в кулак)

Хорошо живётся им -

(сжимать и разжимать пальцы левой руки в кулак)

Не бывает снежных зим!

(хлопнуть в ладоши и развести руки в стороны)

Комнатные растения. Цветы.

На окно скорее глянь:

Здесь у нас цветет герань.

А здесь красавец бальзамин,

Амариллис рядом с ним.

Фуксия, бегония -

Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.

Мы все названья помним!

Раскрывают ладошку.

Мы взрыхлим цветы, польем,

Пошевеливают опущенными вниз пальцами.

Пусть подрастают день за днем!

Обе ладошки соединяют «бутоном», поднимают над головой и        

раскрывают «цветком».

Насекомые

Дружно пальчики считаем

Насекомых называем:

(сжимаем и разжимаем пальцы)

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зеленым брюхом.

(Поочередно сгибаем пальцы в кулак)

Это кто же тут звенит?

(вращаем мизинцем)

Ой, сюда комар летит!

Прячьтесь!

(прячем руки за спину)

День Победы

Аты — баты, аты — баты! (поочерёдно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки)

На парад идут солдаты!

Вот идут танкисты,

 Потом артиллеристы,

А потом пехота – Рота за ротой.


Дикие животные севера

Тёпы-тяпы, тёпы-тяпы, (ладошками с плотно сомкнутыми  пальчиками похлопывают по коленям или по столу, руки при этом неподвижны)

 Это ласты, а не лапы.

У тюленей ласты эти

Носят мамы, папы, дети.

Новогодние игрушки

Праздник приближается, (поднимают руки вверх «к макушке ёлки» и, опуская вниз, разводят в стороны)

Ёлка наряжается.

Мы развешали игрушки: (указывают ладонями на себя и разводят их в стороны) Бусы, шарики, хлопушки. (показывают ладонями бусы на груди, очерчивают ладонями форму шара перед собой, хлопают в ладоши)

 А здесь фонарики висят, (крутят ладошками в воздухе – «фонарики»)

 Блеском радуют ребят.


Лето

 (загибаются пальцы по одному на каждый счет)

Вот за что люблю я лето?

Лето солнышком согрето.

Два – в лесу растет трава.

Три – ромашки – посмотри!

А четыре  - это лес,

Полный сказок и чудес.

Пять – купались мы опять.

Шесть – пора грибов поесть.

Семь – малины я поем.

Восемь – сено мы покосим.

Девять – бабушка идет,

Землянику нам несет.

Десять – все вокруг в листву одето.

Вот за что люблю я лето!)

Школа

«Наши пальчики»

  Мы писали, мы писали,

  А теперь все дружно встали.

  Ножками потопали,

  Ручками похлопали.

  Мы писали, мы писали,

  Наши пальчики устали.

  Мы немножко отдохнем –

  И опять писать начнем.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека" Пальчиковые игры для детей с ОВЗ (по лексическим темам)"

папальчиковые гимнастики по лексическим тема для проведения во время занятий и дома...

Картотека пальчиковой гимнастики для детей с ОНР по лексическим темам

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам на год....

КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам предназначена для детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Она поможе учителям-логопедам организовать образовательную деятельность с детьми в соответст...

КАРТОТЕКА пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста (по лексическим темам)

Картотека пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста (по лексическим темам)...

Картотека пальчиковой гимнастики для детей старшего возраста по лексическим темам

Пальчиковая гимнастика — это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Пальчиковые игры — это упражнения пальчиковой гимнастики. Какое действие оказывает пальчиковая г...

Картотека пальчиковых игр для детей старшей группы по лексическим темам.

Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы в...