ОБЕСПЕЧЕНИЕ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 4-5 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
статья по коррекционной педагогике (средняя группа)

Соколова Людмила Владимировна

В настоящее время в коррекционно-развивающей работе с детьми с задержкой психического развития (ЗПР) «создан ряд теоретических положений о способах исправления нарушенных психомоторных функций, расширена психолого-педагогическая классификация и типология детей с задержкой психического развития, определены принципы диагностики, создаются интегративные подходы к их обучению.

Ряд исследователей указывают на значимость для развития психомоторных и сенсорно-перцептивных способностей детей сенсорной интеграции. Сенсорная обработка (или сенсорная интеграция) - это способ, которым центральная нервная система организма получает сообщения от органов чувств и использует эту информацию для получения реакции с соответствующим поведенческим ответом. Получая информацию из окружающей нас среды, мозг проходит через стадию, называемую сенсорной обработкой. Сочетание входных и выходных сигналов в нервной системе создает реакции, которые мы должны развивать, учиться и испытывать. Ощущения, участвующие в сенсорной интеграции, - это то, что назвала “пищей для мозга" (Д. Айерс, Miller Е.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obespechenie_sensornoy_integratsii.docx19.63 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЕСПЕЧЕНИЕ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 4-5 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Актуальность исследования В настоящее время в коррекционно-развивающей работе с детьми с задержкой психического развития (ЗПР) «создан ряд теоретических положений о способах исправления нарушенных психомоторных функций, расширена психолого-педагогическая классификация и типология детей с задержкой психического развития, определены принципы диагностики, создаются интегративные подходы к их обучению. В исследованиях особое внимание обращено на то, что сенсорное развитие детей с ЗПР» задержан по времени становления, протекает неравномерно, содержит следующие характеристики: у детей отсутствует этап обдумывание, возникают трудности при обследовании предметов, в вычленении важных свойств, в обозначении этих свойств символом, сенсорный опыт формируется со значительным отставанием во времени и не закрепляется в слове (Т.А. Власова, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, Р.И. Лалаева и др.).

«В настоящее время в системе образования детей, отстающих в умственном развитии, разработан ряд новых теоретических положений о возможностях исправления нарушенных психомоторных функций, расширена педагогическая классификация и типология детей, отстающих в умственном развитии», определены диагностические задания, разрабатываются интеграционные подходы к их обучению. Многие исследования содержат вывод о том, что психическое и физическое развитие детей с задержкой психического развития имеет отличия от развития детей в норме. «У них недостаточно сенсорной, интеллектуальной, речевой, эмоциональной предпосылки к различным видам деятельности».

«Экспериментально установлено, что быстрая утомляемость, колебания работоспособности, неустойчивость эмоционально-волевой сферы у учащихся с задержкой психического развития обычно сопровождаются сниженными показателями в развитии сенсорного восприятия (М.Ш. Адилова, Е.М. Мастюкова, Г.А. Бутко, Н.П. Горбунов). Аналитический обзор литературных источников показывает, что, если вопросы клиники и диагностики», задержки психического развития изучены достаточно подробно (К.С. Лебединская, 3. Трежесоглава, И.Ф. Марковская, Л.М. Шипицына и др.), то диагностическая информация об эффективности использования обеспечения сенсорной интеграции на коррекционно-развивающую работу детей с задержкой психического развития представлены в отдельных исследованиях (М.Ш. Адилова, Д.В. Григорьев и другие).

Психолого-педагогическая литература содержит сведения, что у детей с задержкой психического развития «наблюдается существенное недоразвитие функционирования и слаженности в работе зрительного, слухового и тактильно-кинестетического анализаторов, что составляет основу психомоторного и сенсорно-перцептивного развития детей (Н.А. Бернштейн, Е.П. Ильин, В.П. Озеров и др.»).

Ряд исследователей указывают на значимость для развития психомоторных и сенсорно-перцептивных способностей детей сенсорной интеграции. Сенсорная обработка (или сенсорная интеграция) - это способ, которым центральная нервная система организма получает сообщения от органов чувств и использует эту информацию для получения реакции с соответствующим поведенческим ответом. Получая информацию из окружающей нас среды, мозг проходит через стадию, называемую сенсорной обработкой. Сочетание входных и выходных сигналов в нервной системе создает реакции, которые мы должны развивать, учиться и испытывать. Ощущения, участвующие в сенсорной интеграции, - это то, что назвала “пищей для мозга" (Д. Айерс, Miller Е.).

«В то же время анализ специальной литературы свидетельствует о том, что роль сенсорной интеграции в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми 4-5 лет с задержкой психического развития изучена недостаточно.

На основании выявленного противоречия сформулирована проблема исследования: какова возможность обеспечения сенсорной интеграции как процесса коррекционно-развивающей работы с детьми 4–5 лет с задержкой психического развития?

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать возможность обеспечения сенсорной интеграции в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми 4-5 лет с ЗПР.

Объект исследования: процесс коррекционно-развивающей работы с детьми 4-5 лет с ЗПР.

Предмет исследования: процесс обеспечения сенсорной интеграции коррекционно-развивающей работы с детьми 4-5 лет с ЗПР

Для достижения поставленной цели в исследовании решались следующие задачи:

1. Проанализировать теоретические и методические аспекты исследуемой проблемы в психологических, педагогических исследованиях и научно-методических работах.

2. Разработать и экспериментально проверить эффективность организации обеспечения сенсорной интеграции коррекционно-развивающей работы у детей 4-5 лет с задержкой психического развития.

3. Определить критериально-диагностический инструментарий выявления характера и содержания обеспечения сенсорной интеграции коррекционно-развивающей работы с детьми 4-5 лет с задержкой психического развития

Теоретическую основу исследования составили:

– исследования в области сенсорного развития и воспитания детей дошкольного возраста (Л.А. Венгер, И.Д. Венев, Джин Айрес, А.В. Запорожец, Э. М. Монтессори, Н.Н. Поддъяков, и др.);

– положение об особенностях детей с задержкой психического развития (Т.А. Власова, Л.С. Выготский, Б.В. Зейгарник, В.В. Лебединский, К.С. Лебединская, А.Р. Лурия, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева);

– принцип системной организации высших психических функций (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев).

Апробация результатов исследования.

В исследовании участвовали 12 детей с задержкой психического развития, в возрасте от 4 до 5 лет.

Для определения уровня сенсорного развития ребенка нами были подобраны следующие диагностические задания.

Диагностическое задание 1 «Коробка форм»

Цель: выявление у детей 4-5 лет с задержкой психического развития умения зрительно воспринимать цвет, форму, величину предмета.

Диагностическое задание 2 «Найди пару»

Цель: выявление умения у детей 4-5 лет с задержкой психического развития воспринимать на слух не речевые звуки.

Диагностическое задание 3 «Повтори не ошибись»

Цель: выявление умения у детей 4-5 лет с задержкой психического развития воспринимать на слух речевые звуки.

Диагностическое задание 4 «Волшебный мешочек»

Цель: выявление умения у детей 4-5 лет с задержкой психического развития на ощупь определять предметы, правильно их называть и описывать их.

Диагностическое задание 5 «Сделай так»

Цель: выявление уровня развития праксиса у детей 4-5 лет с задержкой психического развития, умения повторять пальцевые позы.

Анализ проведенных диагностических заданий свидетельствует о недостаточном уровне развития сенсорного восприятия у детей 4-5 лет с задержкой психического развития. Мы предположили, что обеспечение сенсорной интеграции коррекционно-развивающей работы с детьми 4-5 лет с ЗПР возможно, если:

– учитывать особенности сенсорного восприятия у детей 4-5 лет с ЗПР, уровень его развития, симптоматику;

– построить процесс сенсорной интеграции на основе стимулирования сенсорной сферы детей 4-5 лет с ЗПР;

– организовать сенсорную среду для коррекционно-развивающей работы с детьми 4-5 лет с ЗПР.

Далее нами был проведен формирующий эксперимент, который состоял из трех этапов.

Целью первого этапа (ознакомительно-диагностический) являлось повышение психолого-педагогической компетентности участников образовательного – процесса в вопросах обеспечения сенсорной интеграции у детей 4-5 лет с задержкой психического развития.

На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования разработано содержание работы по обеспечению сенсорной интеграции у детей 4-5 лет с задержкой психического развития, включающее:

Выявления уровня осведомленности педагогов по вопросу обеспечения сенсорной интеграции у детей 4-5 лет с ЗПР.

Выявление педагогической компетентности, интересов и знаний родителей, по вопросам сенсорного развития и воспитания детей посредством проведения анкетирования на родительском собрании на тему «Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам обеспечения сенсорной интеграции детей 4-5 лет с ЗПР».

На втором этапе (деятельностном) был построен процесс сенсорной интеграции на основе стимулирования сенсорной сферы детей 4-5 лет с ЗПР.

Организована сенсорная среда для коррекционно-развивающей работы с детьми 4-5 лет с ЗПР. Разработано содержание работы по обеспечению сенсорной интеграции у детей 4-5 лет с задержкой психического развития, включающее комплекс игр и упражнений на развитие сенсорной интеграции у детей 4-5 лет с задержкой психического развития.

Направления игр и упражнений по сенсорно-интеграционной коррекции:

– интеграционные упражнения для вестибулярной системы;

– интеграционные упражнения для гравитационной системы;

– интеграционные упражнения для зрительной системы;

– интеграционные упражнения для слуховой системы;

– гимнастика мозга.

Индивидуальное и групповое консультирование родителей по обеспечению сенсорной интеграции у детей 4-5 лет с ЗПР:

1.        Консультации для родителей об особенностях детей с задержкой психического развития, об способах обеспечения сенсорной интеграции детей.

2.        Подбор памяток по теме для родительского уголка.

3.        Семинар для родителей «Создаем сенсорную среду дома».

Повышение педагогической компетентности педагогов ДОО по вопросу обеспечения сенсорной интеграции осуществляющих сопровождение детей с задержкой психического развития:

1.        Консультирование педагогов ДОО в вопросах создания сенсорной среды для коррекционно-развивающей работы с детьми 4-5 лет с ЗПР.

2.        Мастер-класс «Создаем сенсорную среду»

3.        Формирование картотеки игр и упражнений для обеспечения сенсорной интеграции детей 4-5 лет с ЗПР.

Третий этап (рефлексивный) был направлен на выявление динамики формирования педагогической компетентности, оценку полученных результатов и их коррекцию при необходимости.        

1. Круглый стол «Сенсорная интеграция в диалоге» с родителями и педагогами детей 4-5 лет с ЗПР.

2. Формирование картотеки игр на развитие мыслительных операций у детей 5-6 лет с ЗПР в процессе ознакомления с предметным миром.

Таким образом, метод сенсорной интеграции внедрен в образовательный процесс педагогами ДОУ, что поспособствовало включению родителей в образовательный процесс, а также всестороннему развитию детей дошкольного возраста.

В результате проделанной работы, можно сделать вывод о том, что благодаря интеграции видов деятельности, форм и методов работы с детьми достигается высокий уровень в работе по сенсорному развитию, организации и построению познавательного процесса, формированию коммуникативной и эмоциональной сферы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое комплексное коррекционно - развивающее занятие в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития 5-6 лет. Тема: «Состав числа пять из двух меньших чисел».

Цель: Развитие познавательной активности.Задачи: Образовательные:- знакомство с составом числа пять из двух меньших чисел;- закрепление представлений о времени (время года-ранняя весна, месяц - март)...

Открытое комплексное коррекционно - развивающее занятие в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития 6-7 лет.

Тема: «Состав числа пять».Цель: Развитие познавательной активности.Задачи:Образовательные:- знакомство с составом числа пять ;- закрепление представлений о северном полюсе и ег...

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога с ребенком дошкольного возраста с задержкой психического развития. «Лесная прогулка».

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога с ребенком дошкольного возраста с задержкой психического развития. «Лесная прогулка».Цель: Развитие  эмоциональ...

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога с ребенком дошкольного возраста с задержкой психического развития. «Космическое путешествие».

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога с ребенком дошкольного возраста с задержкой психического развития. «Космическое путешествие».Цель: Развитие  эмоцион...