Игры с пуговицами.
материал по коррекционной педагогике

Овраменко Ирина Валентиновна

Дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста с пуговицами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didaktich.igry_s_pugovitsami.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста

                                                       

Актуальность дидактических игр с пуговицами.

     Специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей отмечают, что   для стимулирования и ускорения процесса речевого и умственного развития ребенка, укрепления его здоровья необходимо развивать его мелкую моторику. Игры с пуговицами являются поистине многогранным материалом для развития мелкой моторики. Разнообразный и яркий вид пуговиц привлекает детей, вызывает у них положительные эмоции, и они с удовольствием включаются в выполнение игровых заданий, предложенных взрослым. Игры с пуговицами не только формируют  у ребенка моторные функции пальцев рук, но и опосредованно влияют на развитие речи, внимания, памяти, мышления, воображения, развивают и закрепляют элементарные математические представления детей младшего дошкольного возраста (навык счета, знания геометрических фигур, цвета и размера, пространственные представления). Занять такими играми малыша можно не только в условиях дошкольного учреждения, но и дома, ведь в каждой семье найдется коллекция старых пуговиц.

    И, конечно, при проведении занятий с пуговицами не следует забывать о правилах безопасности. Ребенок во время таких занятий должен находиться обязательно под присмотром взрослого.

Дидактическая игра «Наведем порядок».

 Дидактические задачи: развитие умения соотносить предметы по цвету и размеру, захватывать мелкие предметы указательным типом хватания, координации движений пальцев и кисти, развитие зрительного восприятия, целеустремленности.

Игровой материал: пуговицы разного цвета и размера.

Описание хода игры.

Взрослый предлагает ребенку помочь кукле Маше навести порядок: отобрать пуговицы определенного цвета или размера из кучки пуговиц. При этом ребенок действует попеременно двумя пальчиками то одной, то другой руки. Например, ребенок берет пуговки большим и указательным пальцами левой руки, затем мизинцем и большим пальцем правой руки.

Дидактическая игра «Угадай».

Дидактические задачи: формирование умения узнавать предметы по характерным признакам, развитие кинестетических ощущений.

Игровой материал: «чудесный мешочек», гладкие и шершавые пуговицы.

Описание хода игры.

Ребенку предлагается «чудесный» мешочек, в котором находятся гладкие и шершавые пуговицы. Он должен на ощупь найти в мешочке только шершавые пуговицы и достать их из мешочка.

Вариант игры: найти на ощупь в мешочке только маленькие или только большие пуговицы и достать их.

Дидактическая игра «Веселые мешочки».

Дидактические задачи: совершенствование навыков счета в пределах 3, закрепление понятий: «одинаково, неодинаково, поровну»; развитие тактильных ощущений, координации движений пальцев и кисти, связной речи, мышления.

Игровой материал: разноцветные мешочки из ситцевой ткани с разным количеством пуговиц большого размера (от 1 до 3), с пришитыми к ним липучками.

Описание хода игры.

 Создание игровой ситуации: «У куклы Маши живет озорной котенок Пушок. Однажды он играл с мешочками и перепутал их. Давай поможем кукле Маше навести порядок». Ребенок должен найти два мешочка с одинаковым количеством пуговиц и соединить их при помощи липучки. При выполнении задания ребенок должен комментировать свои действия: «В этом мешочке две пуговицы, а в этом одна, значит, пуговиц неодинаково, не поровну, поэтому я не буду соединять мешочки. А в этом мешочке две пуговицы, столько же, сколько в другом мешочке, пуговиц одинаково, поровну: в одном мешочке две, и в другом две, я соединяю эти мешочки» и т.д.

Дидактическая игра: «Научим куклу Олю».

Дидактические задачи: уточнение знаний о геометрических фигурах (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал), цвете и размере предметов; развитие связной речи, зрительного восприятия, мышления, воображения, координации движений пальцев и кисти, хватательных движений.

Игровой материал: изображения геометрических фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал), узоров, предметов, пуговицы разного цвета и размера.

Описание хода игры.

Создание игровой ситуации: «Сегодня к нам в гости пришла кукла Оля. Она хочет научиться у тебя выкладывать из пуговиц разные фигуры (предметы, узоры)». Ребенок выкладывает по контуру какую-либо геометрическую фигуру, узор или предмет. Затем рассказывает Оле, какую фигуру или предмет он выложил, какого цвета и размера пуговицы он взял для этого. Можно предложить ребенку выложить по его желанию любой узор.

Варианты игры: 

  • выложить изображение пуговицами определенного цвета или размера;
  • выложить по контуру маленькое изображение маленькими пуговицами, а большое изображение – большими;
  • выложить изображение, чередуя маленькие и большие пуговицы;
  • выложить изображение, чередуя цвет пуговиц (красный - синий, синий - желтый, черный – белый и т.д.).

Дидактическая игра «В гости к зайке».

Дидактические задачи: уточнение и закрепление в активном словаре названий цвета, размера, развитие пространственной ориентировки, тактильных ощущений, подвижности пальцев, улучшение координации движений пальцев и кисти.        

Игровой материал: лист картона с пришитыми пуговицами «на ножке» разного размера, цвета, фактуры, игрушки (зайка, мишка, петушок и т.д.)

Описание хода игры.

Педагог создает игровую ситуацию: «Ты хочешь сходить в гости к зайке (мишке, петушку)? Но попасть к нему непросто. На твоем пути большая речка. Надо пальчиками пройти только по пенечкам (пуговкам), чтобы не упасть в речку». После выполнения задания ребенок рассказывает, к кому он пришел в гости, и какие пуговицы помогли ему перейти речку (называет их цвет и размер).

Варианты игры с усложнением:

  • пройти по пуговкам по очереди всеми пальчиками: большим и указательным, указательным и средним, средним и безымянным, безымянным и мизинцем;
  • «идти» пальчиками по пуговкам вверх, вправо или влево в соответствии с инструкцией взрослого.

Дидактическая игра «Где пуговка?»

Дидактические задачи:  закрепление умения пользоваться в речи предлогами: «на, в, под, около, за», названий цвета, развитие зрительного внимания.

Игровой материал: коробка, салфетка, книга, пуговки разного цвета.

Описание хода игры.

Игровая ситуация: «К нам в гости пришел Мишка-шалунишка. Он хочет поиграть с тобой. Мишка разложил пуговки в разных местах».  Ребенок находит пуговицы (в коробке, за книгой, около коробки, под салфеткой и т.д.) и рассказывает, где лежала пуговица и какого она цвета.

Дидактическая игра «Открытка имениннику».

Дидактические задачи: развитие пространственных представлений, координации движений пальцев и кисти, воображения.        

Игровой материал: лист картона с пришитыми пуговицами «на ножке», цветные нити, игрушки (зайка, мишка, лисичка, петушок и т.д.)

Описание хода игры.

Цветная нить завязывается на пуговице. Игровая ситуация: «Сегодня у зайки (мишки, собачки) день рождения. Давай подарим ему красивую открытку с узорами». Ребенок выкладывает с помощью нитей различные узоры, закручивая их вокруг пуговиц. Выполнив узор, ребенок дарит открытку имениннику.

Дидактическая игра «Клад»

Дидактические задачи: развитие подвижности пальцев и кистей рук, тактильных ощущений, закрепление названий размера и цвета предметов.

Игровой материал: «пальчиковый» бассейн (горох, фасоль) или песок, пуговицы разного размера и цвета.

Описание хода игры.

Создавая игровую ситуацию: «Твои пальчики –  человечки, они любят путешествовать и искать таинственные клады», педагог предлагает ребенку найти пуговицы. Ребенок опускает кисти рук в емкость, заполненную каким-либо однородным наполнителем (песок, горох, фасоль, любые мелкие предметы), и ищет пуговицы, выполняя движения как правой, так и левой рукой. Достав пуговицу, ребенок называет ее размер и цвет. Затем можно предложить ребенку составить на подносе узор из пуговиц.

«Пальчиковый бассейн можно сделать из самих пуговиц. Тогда ребенок будет выполнять самостоятельно несложные движения руками: перебирать, сжимать в кулачках, перетирать пуговицы между ладошками, закапывать руки, «пройтись», «поскользить» ладошками по поверхности «бассейна», пошевелить пальчиками или сжатыми кулачками внутри, «поиграть « по поверхности, как на пианино или на клавиатуре компьютера и т.д. При этом ребенок сосредоточивается на тактильных ощущениях и расслабляется, что способствует улучшению его психического состояния.  

Дидактическая игра «Бусы для куклы».

Дидактические задачи: закрепление названий цвета, развитие хватательных движений, координации движений пальцев и кисти, зрительного внимания, целеустремленности.

Игровой материал: пуговицы разного цвета, леска, кукла.

Описание хода игры.

Создание игровой ситуации: «У куклы Маши сегодня день рождения. Она хочет в этот день быть красивой и просит тебя собрать для нее бусы». Ребенок продевает леску в дырочку пуговицы. Затем дарит собранные бусы кукле.

Вариант игры с усложнением: чередовать цвет пуговиц для бус: например, синий, красный, желтый, зеленый.       

Дидактическая игра «Прятки»

Дидактические задачи: закрепление умения соотносить предметы по цвету, названий  цвета, понятий «такой же, одинаковый»; развитие хватательных движений, координации движений пальцев и кистей рук, связной речи, зрительного внимания.

Игровой материал: бумага четырех основных цветов, пуговицы четырех основных цветов.

Описание хода игры.

Взрослый предлагает ребенку поиграть с пуговицами в «прятки»: спрятать пуговицу так, чтобы ее не было видно. Для этого каждую пуговицу положить на лист бумаги такого же цвета, как пуговица. После выполнения задания ребенок называет цвет пуговиц и объясняет, почему он положил пуговицы именно на этот лист бумаги.

Дидактическая игра «Домики для пуговиц»

Дидактические задачи: те же, что и в предыдущей         игре.

Игровой материал: пластиковые прозрачные бутылочки с приклеенными кружками и пробками четырех основных цветов, пуговицы четырех основных цветов.

Описание хода игры.

Создание игровой ситуации: «Наши пуговички живут в домиках. Но однажды забыли закрыть домики для пуговичек пробками, а забияка котенок Пушок решил поиграть с домиками и все пуговички высыпал. Посмотри, как они перемешались. А пуговичкам так уютно в своих домиках. Давай найдем для каждой пуговички ее домик. Для этого пуговичку поместим в бутылочку с кружками такого же цвета, как пуговичка. А чтобы пуговки снова не высыпались, закроем домики-бутылочки пробками такого же цвета».

После выполнения задания ребенок рассказывает, пуговицы какого цвета в каком домике живут.

Дидактическая игра «Времена года»

Дидактические задачи: закрепление названий времен года, цвета пуговиц, уточнение признаков каждого времени года, развитие координации движений пальцев и кистей рук, хватательных движений, памяти, связной речи, внимательности, целеустремленности.

Игровой материал: пуговицы четырех цветов (белого, красного, зеленого, желтого), игрушки (мишка, зайка, собачка).

Описание хода игры.

К ребенку в гости приходит игрушка, например, зайка.  Игровая ситуация: «Зайка хочет узнать, как называются времена года, чем они отличаются. Чтобы зайке было легче запомнить, обозначим каждое время года пуговкой. Сейчас какое время года? Правильно, зима. Обозначим зиму пуговкой белого цвета. А как ты думаешь, почему мы зиму именно так обозначили?» В случае неправильного ответа взрослый дает наводящий вопрос. Также в соответствии с главными признаками обозначаются другие времена года: красная пуговка – весна, зеленая пуговка – лето, желтая пуговка – осень. Ребенок объясняет, почему этими пуговками обозначили времена года. Далее взрослый называет время года, а ребенок выкладывает соответствующую пуговку.

Вариант игры с усложнением: выложить пуговки в порядке очередности времен года. 

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Дидактические задачи: развитие умения находить четвертый лишний предмет,  развитие зрительного восприятия, мышления, связной речи, тактильных ощущений, мышления, закрепление названий цвета, размера, фактуры (гладкая, шершавая).

Игровой материал: наборы из 4 пуговиц, одна из которых отличается каким-то признаком (цветом, размером, фактурой).

Описание хода игры.

К ребенку приходит игровой персонаж (Незнайка, Карлсон, Петрушка и т.д.) и просит помочь навести порядок в пуговицах. Пуговицы перемешались, и одна из них оказалась лишняя, которая не подходит к другим. Ребенок находит «неподходящую» пуговицу и объясняет, почему она не подходит другим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Волшебная пуговица"

Проект направлен на развитие фантазии, творческого мышления у детей дошкольного возраста....

Занятие "История Пуговицы"

Занятие направлено на ознакомление детей с историей изобретения пуговиц. ...

Пуговица- художница

выступление на Ярмарке методических идей....

Дидактические игрыс использованием технологии ТРИЗ

Данные игры помогут педагогам использовать технологию ТРИЗ - РТВ - ОТСМ в самостоятельной деятельности детей....

Дидактические игры с пуговицами. Мозаика из пуговиц.

Развивать  мелкую  моторику рук у детей дошкольного возраста можно в игровой форме, используя разнообразный нетрадиционный материал. Цель этих игр  развивать воображение, внимание, сенс...

Сюжетные игрыс детьми раннего возраста

Сюжетные игрыс детьми раннего возраста...