Нейрогимнастика в дошкольном возрасте
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Сафронова Ольга Яковлевна

Речь, является высшей психической функцией, инструментом мышления и основным средством общения, она тесно связана с другими психическими функциями. От сформированности речевых функций дошкольника зависит его готовность и последующая успешность обучения в школе. Одним из актуальных направлений внедрения инновационных технологий в коррекционный процесс является использование нейропсихологических технологий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_neyrogimnastike.docx38.41 КБ

Предварительный просмотр:

Нейрогимнастика в дошкольном возрасте

Речь, является высшей психической функцией, инструментом мышления и основным средством общения, она тесно связана с другими психическими функциями. От сформированности речевых функций дошкольника зависит его готовность и последующая успешность обучения в школе.
          В последние годы сложно встретить детей просто с речевыми нарушениями. Наряду с проблемами в речи, у детей наблюдаются проблемы с координацией, общей и мелкой моторикой, восприятием, вниманием, памятью. Дети данной категории моторно неловки. Они не могут бросить мяч в цель и поймать его, обвести предмет по контору, т. к. здесь необходимо включать зрительный контроль. Этим детям очень сложно осознать и выполнить сложные инструкции. Так как их внимание рассеивается, дети улавливают только какую-то часть. Отсюда в дальнейшем страдают навыки чтения. Ребёнок постоянно перепрыгивает с одной буквы на другую, читает то слева направо, то справа налево. Ребёнку тяжело вычленить центральную линию рассказа, выстроить последовательность разворота сюжета, страдает внутренне программирование. В итоге эти дети приходят в школу, и не могут освоить чтение и письмо. Чтобы количество школьников с перечисленными проблемами сократилось (а их число неуклонно растёт) необходимо решить все эти проблемы в дошкольном возрасте. 

Поэтому одним из актуальных направлений внедрения инновационных технологий в коррекционный процесс является использование                       нейропсихологических технологий.

           Всем нам хорошо известно, что наш мозг состоит из двух полушарий, каждое из которых выполняет свою работу. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ. 

           Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).
Мозолистое тело
  находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берёт на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. Нарушается пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и слухового восприятия с работой пишущей руки. Ребёнок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами.
         У детей с нарушением межполушарного взаимодействия главный признак - нарушение речи. В норме развитие межполушарных связей должно сформироваться у девочек до 7 лет, у мальчиков до 8,5 лет.
Поэтому, развивая координацию движений, моторику ребёнка, мы создаём предпосылки для полноценного функционального становления многих психических процессов. 

Нейрогимнастика является одним из направлений работы по развитию интегрированного межполушарного взаимодействия.

Благодаря нейрогимнастике:

  • оптимизируются интеллектуальные процессы
  • повышается работоспособность
  • улучшается мыслительная деятельность
  • синхронизируется работа полушарий головного мозга
  • снижается утомляемость
  • развивается общая и мелкая моторика, а значит и речь
  • оказывает благоприятное влияние на процессы чтения и письма
  • улучшается память, внимание, мышление
  • формируется уверенность в своих силах

Приступать к выполнению гимнастики для мозга необходимо в среднем дошкольном возрасте, то есть в 4-5 лет.

       В 5-6 лет ребёнку можно предложить более сложные упражнения, которые учитывают специфику его возрастного развития. Это станет важнейшей частью подготовки детей к школе.

          Во время выполнения упражнений должна царить доброжелательная атмосфера, заниматься нужно каждый день, не пропуская, но без принуждения. Продолжительность гимнастики – не более 5 минут.

           Важно, чтобы каждое упражнение выполнялось точно и правильно. В одну тренировку не надо включать «всё и сразу», 4-5 качественно выполненных упражнений вполне достаточно. У ребёнка не всё получается с первого раза, нельзя нервничать, кричать, лучше всего посмеяться вместе над неудачей, похвалить за старание и попробовать ещё раз.

Мы предлагаем подборку простых и весёлых упражнений для развития межполушарных связей, снятия нервного напряжения и стимулирования работы мозга:

  1. «Фонарики» - правая ладонь раскрыта, левая - закрыта в кулак. Поочерёдно меняем положение рук. Выполняем сначала медленно, а затем быстро.
  2. «Молоток» - правая рука ладонью вниз лежит на столе, левый кулак стучит по правой руке, затем кладём левую руку ладонью вверх и стучим правым кулаком.
  3. «Кулачок-ладошка» - так крадётся кошка – правая рука сжата в кулак, левая ладонь лежит. Поочерёдно меняем положение рук.
  4. «Змейка» - соединяем ладони и вращаем кисти рук, как змейка.
  5. «Жучок» - кладём правую ладонь на левую и выполняем круговые вращения вперед – назад только большими пальцами. Хлопком меняем руки.
  6. «Кулак-ребро-ладошка» Три положения руки последовательно сменяют друг друга: а) сжатая в кулак ладонь; б) положение ладони ребром на плоскости стола; в) распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом левой, потом двумя руками вместе. Повторять 8-10 раз.
  7. «Алмаз» - соединяем пальцы в форме алмаза и поочерёдно с каждым пальцем выполняем вращение. Делаем максимально быстро, перебирая пальцами сначала в одну сторону, затем в другую.
  8. «Кулачки танцуют» - похлопываем внутренней стороной кулака и внешней.
  9. «Угол» - поднимаем правую руку прямой ладонью вверх, а левую, сжатую в кулак кладём под правый локоть. И поочерёдно меняем расположение рук. Усложнение: добавляем хлопок.
  10. «Оладушки» - вытянули обе руки вперёд: правая – ладонью вниз, левая – ладонью вверх. Поочерёдно меняем руки.

              Мы играли в ладушки,

              Жарили оладушки.

              Так пожарим, повернём

              И опять играть начнём.

  1. «Стульчик» - правая ладонь открыта, левая прижата к правой ладони в кулак. Меняем по очереди максимально в быстром темпе.
  2. «Колечко» - соединяем с большим пальцем поочерёдно все пальцы до мизинца и обратно.
  3. «Перекрёстные шаги» - ребёнку необходимо встать прямо, поднять согнутую в колени правую ногу таким образом, как будто он планирует выполнить широкий шаг. Согнутую в локте левую руку следует потянуть к правому колену. Такие движения требуется повторять в течение 1-2 минут, меняя руку и ногу.
  4. «Вертушка» - одновременные махи назад - вперёд прямыми руками.
  5. «Ухо-нос» - левой рукой держимся за правое ухо, правой рукой – за нос, затем хлопок и меняем положение.
  6. «Молоток-пила» - (упражнение выполняется либо на столе, либо руки лежат на коленях). Левой рукой как бы пилим пилой, правой в то же время «забиваем молотком гвозди».
  7. «Воздушные восьмёрки» - рисовать в воздухе перед собой восьмёрки – от центра по часовой стрелке, а потом - против. Следить за движениями только глазами, не поворачивая голову. Это упражнение активизирует мыслительные процессы, снимает лишнее напряжение, подготавливает к восприятию визуальной информации.
  8. «Живот – макушка» или «Путаница» - нужно положить правую ладонь на голову, левую – на живот. Затем поглаживать по голове от макушки к лицу, а живот поглаживать круговыми движениями.
  9. «Лезгинка» - сложить левую руку в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Затем предлагает прикоснуться правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении к мизинцу левой руки. Сменить положения рук.                                                        
  10.  «Зайчик - ножницы» - взрослый предлагает изобразить правой рукой зайчика (сжать пальчики в кулачок, кроме указательного и среднего), а левая рука – показывает ножницы. Хлопком меняем движения рук.
  11. «Что ты видишь?» - ребёнок в течение 1 минуты в быстром темпе называет всё, что видит (правое полушарие воспринимает образы, левое подбирает к ним соответствующее название). Чем больше слов названо, тем эффективнее работает мозг. Можно устроить соревнование «Кто больше!».
  12. «Зеркальное рисование» - возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы.

Игра лучший способ здоровьесберегающей технологии.

Играйте на здоровье!!!!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ" Нейрогимнастика для детей старшего дошкольного возраста"

упражнения нейрогимнастические для коррекции  психических процессов,прстранственных представлений....

Нейрогимнастика для развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста.

В последнии годы увеличивается количество детей имеющих отклонении в развитии когнитивных и эмоционально-волевых процессов, и как следствие этого возникают проблемы с адаптацией, трудности в обучении,...

Консультация для педагогов. Нейрогимнастика для детей старшего дошкольного возраста

Консультация для педагогов. Нейрогимнастика для детей старшего дошкольного возраста...

Нейрогимнастика в дошкольном возрасте.

Использование нейрогимнастики в дошкольном возрасте  очень актуально, так как увеличивается количество детей с различными нарушениями в развитии:- задержка речевого развития- нарушение коор...

«Нейрогимнастика как один из методов развития эмоциональной и когнетивной сферы у детей старшего дошкольного возраста»

Использование нейрогимнастики в дошкольном возрасте  очень актуально, так как увеличивается количество детей с различными нарушениями в развитии.  И развитие  детей в целом.Не...

Нейрогимнастика для детей дошкольного возраста

Развитие межполушарных связей...

Конспект индивидуального занятия педагога-психолога для детей старшего дошкольного возраста "Развивающие и обучающие возможности нейрогимнастики и нейроигр".

Данное занятие направлено на создание условий для профилактики и коррекции двигательных, эмоциональных и поведенческих нарушений детей. А также активизацию всех когнитивных процессов, развитие мелких ...