«Нейрогимнастика как один из методов развития эмоциональной и когнетивной сферы у детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка (старшая группа)

Использование нейрогимнастики в дошкольном возрасте  очень актуально, так как увеличивается количество детей с различными нарушениями в развитии.  И развитие  детей в целом.

Нейрогимнастика – это комплекс телесно-ориентированных упражнений, позволяющих через тело мягко воздействовать на мозговые структуры. Благодаря нейрогимнастике оптимизируются интеллектуальные процессы, повышается работоспособность, улучшается мыслительная деятельность, синхронизируется работа полушарий головного мозга, снижается утомляемость, восстанавливается речевая функция, повышается иммунная система, улучшается память, внимание, мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mr_neyrogimnastika.docx45.36 КБ

Предварительный просмотр:

 

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №1» городского округа Самара

 

 МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

  «Нейрогимнастика как один из методов развития эмоциональной и когнетивной сферы у детей старшего дошкольного возраста»

 

Составитель: Горшкова Ольга Николаевна

                     

 

 

Самара,2021

Актуальность

   Использование нейрогимнастики в дошкольном возрасте  очень актуально, так как увеличивается количество детей с различными нарушениями в развитии.  И развитие  детей в целом.

Нейрогимнастика – это комплекс телесно-ориентированных упражнений, позволяющих через тело мягко воздействовать на мозговые структуры. Благодаря нейрогимнастике оптимизируются интеллектуальные процессы, повышается работоспособность, улучшается мыслительная деятельность, синхронизируется работа полушарий головного мозга, снижается утомляемость, восстанавливается речевая функция, повышается иммунная система, улучшается память, внимание, мышление.

 

   Пояснительная записка

Гимнастика по утрам – это обязательный атрибут хорошего самочувствия на весь день и здоровья человека. Мало кто будет спорить с тем, что регулярное проведение гимнастических упражнений благоприятно сказывается на общем состоянии человеческого организма.

Но важно понимать, что в таком разогреве нуждается не только наше тело, но и мозг, которому тоже необходима тренировка. Именно с этой целью проводится нейрогимнастика – это определенный комплекс упражнений, направленный на активацию полноценной работы левого и правого полушария, помогая управлять физической, умственной и эмоциональной жизнью. Упражнения достаточно просты в выполнении. По этой причине нейрогимнастику практикуют для детей дошкольного возраста, которая помогает сбалансировать развитие обоих полушарий головного мозга. Плюс этих упражнений в том, что их можно выполнять практически в любом месте.

 

Давайте рассмотрим, как работает человеческий мозг. Его составляют 2 полушария, каждое из которых отвечает за определенные виды деятельности:

Правое. Оно отвечает за действие левой половины тела, т.е. когда мы шевелим левой рукой, то активизируется правое полушарие, и наоборот. Правое полушарие регулирует координацию движений, восприятие пространства и креативное развитие.

Левое. Это полушарие отвечает за абстрактно-логическое мышление, за развитие логики, математических способностей и речи.

Соответственно, когда мы фантазируем, рисуем и занимаемся любой другой творческой деятельностью, то активизируется именно правое полушарие, а когда мы считаем, анализируем и что-либо говорим, то активно левое полушарие.

Происходит постоянное распределение активности между полушариями. При этом наибольшая эффективность работы мозга достигается только в том случае, когда активны оба полушария.

 

Но при возникновении проблем с мозолистым телом (отвечает за координацию деятельности полушарий) происходит нарушение взаимосвязи между левым и правым полушарием, в результате чего одно из них берет на себя основную нагрузку. Второе полушарие оказывается блокированным, и оно перестает развиваться, что ведет, в частности, к нарушению пространственной ориентации.

В связи с этим основными задачами для настройки мозга к работе будут восстановление связи и баланса активности между полушариями, а также восстановление связи между передней и задней частью мозга, поэтому применение упражнений  по нейрогимнастики даёт хороший результат:

-улучшение памяти, быстрое запоминание новой информации;

-реорганизация мозговых связей, оптимизация работы мозга;

-повышение внимания, развитие речи, мелкой моторики;

-организация синхронной работы правого и левого полушарий;

-выявление скрытых возможностей мозга.

 

              Цель методической разработки: создание условий для развития у детей дошкольного возраста эмоциональной и когнетивной сферы в процессе нейрогимнастики.

Задачи:

  • Подготовить и изучить материал для дальнейшей работы
  • Разработать комплексы упражнений для детей старшего дошкольного возраста: цель которых, развитие  межполушарных связей;
  • Развитие эмоциональной сферы у детей;
  • Развитие когнитивной сферы в процессе выполнения упражнений по нейрогимнастики;
  • Развитие общей  и мелкой моторики у детей  старшего дошкольного возраста;
  • Познакомить родителей с данным направлением (стендовая консультация)
  • Создать условия для внедрения и изучения их на практике.

 

 Польза гимнастики для мозга

Почему же родители по всему миру всё чаще обращаются к нейрогимнастике? Дело в том, что упражнения для мозга позволяют решить множество задач, связанных не только с работой мозга в целом, но и с когнитивными способностями. 

В частности, нейрогимнастика помогает детям:

  • стимулировать развитие мыслительной деятельности;
  • улучшить память и развить способности к быстрому воспроизведению информации;
  • снизить утомляемость на занятиях и уроках, повысить работоспособность;
  • улучшить мелкую и крупную моторику, ловкость кистей;
  • развить способность к выполнению симметричных и асимметричных движений;
  • укрепить вестибулярный аппарат;
  • развить подвижность плечевого пояса;
  • снять стресс и напряжение;
  • предотвратить нарушения, связанные с восприятием пространства и времени.

Нейрогимнастика помогает ребёнку не только в школе, когда детский мозг находится в активной работе. Выполненные упражнения благоприятно скажутся и во взрослой жизни, когда человеку придётся работать на компьютере, водить автомобиль или управлять иным транспортным средством, использовать различные приборы или механизмы.

 

                     

                                 План работы

    Сентябрь

    Поиск мет. материала и изучение данной темы

    Октябрь

    Подготовка материала по нейрогимнастики.

   

     Ноябрь

1.     Разминка

2.     Упр. «Ладушки-оладушки

3.     Упр. «Лягушка»

4.     Упр. «Кулак, ребро, ладошка

    

 

     Декабрь

1.     Разминка

2.     Упр.  «Здороваются пальчики

3.     Упр.  «Пальчик-ладошка

4.     Упр. «Отстукиваем по порядку пальчиками»

 

Январь

1.     Разминка

2.     Упр. «Бублик и булка»

3.     Упр. «Яблоко и червячёк»

 

Февраль

1.     Разминка

2.     Упр «Класс и фигушка»

3.     Упр. «Поднимаем по очереди пальчики»

4.     Упр. «Перебираем пальчиками большой с указательным»

 

Март

1.     Разминка

2.     Упр. «Лиса и зайчик»

3.     Упр. «Цепочка»

4.     Упр. «Мизинчик указательный показываем»

 

     Апрель

1.     Разминка

2.     Упр. «Копыта, рога»

3.     Упр. «Ножницы-бумага»

4.     Упр. «Один-два»

 

     Май

1.     Разминка

2.     Упр. «Голова-живот»

3.     Упр. «Стучим кулаком, гладим ладошкой»

4.     Упр. «Нос-ухо»

Приложение1

Прежде чем приступить к упражнениям. Следует выполнять ряд  несложных правил:

-Средняя продолжительность занятий – 5-7 минут.

-Важна регулярность нейрогимнастики, т.е. упражнения нужно проводить каждый день, не пропуская.

-Тренировки нужно проводить так, чтобы ребенку было интересно. Для этого можно периодически менять дислокацию: в группе на улице и т.д.

-Можно постепенно усложнять задания. К примеру, увеличивать темп выполнения упражнений или делать хлопки.

-Важно следить за правильностью выполнения упражнений, главное не количество, а качество выполнения.

 

Приложение 2

Источники самообразования:

-специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная);

-интернет-ресурсы;

-медиа - информация на различных носителях;

-семинары – практикумы, конференции, вебинары;

-курсы повышения квалификации.

 

Приложение 3

Все упражнения начинаются с разминки

Разминка.

 Каждое упражнение выполняем по 10 раз ускоряя темп.

1.Двигаем ладонями и пальцами закрываем пальцы другой руки

2.Обхватываем большим пальцем и другими пальцами другую руку и плавно скользим кончикам пальца меняем, как бы разминая

3.Соединяем ладони вместе и разводим пальцы давим на ладони потом соединяем.

4.Сжимаем и разжимаем руки в кулак, при разжатие растопыриваем пальцы

5.Хлопаем в ладоши

6.Ладони соединяем вместе, пальцами давим то в одну сторону, то в другую

7.Руки в кулаке сжимаем и разжимаем не раскрывая пальцы.

8.Подрясти руками.

 

Приложение4

-Каждое упражнение в нейрогимнастики выполняется сначала медленно, когда доходит до автоматизма темп увеличивается.

-Приступая к каждому упражнению нужно делать сначала на каждой руке по отдельности,  потом одновременно

-Можно усложнять делая хлопки между сменой рук.

 

Приложение 5

                                  Подробное описание упражнений

 

Название

Описание

1

«Ладушки-оладушки»

Одна ладонь лежик к верху другая к низу и на счёт переворачиваем одновременно один, два, на счёт  три одну сжимаем в кулак как будто кладём начинку

 

2

«Лягушка»

Одну руку сжимаем в  кулак ладонью вниз,  другая лежит вниз ладошкой по очереди меняем.

 

3

«Кулак-ребро-ладонь»

 

Кладём одну ладонь вниз на стол и производим упр. В последовательности кулак-ребро-ладонь, сначала одну руку потом другую и одновременно.

4

«Здороваются пальчики»

Руки перед собой и большой пальчик здоровается со всеми до мизинчика, а потом от мизинчика назад.

5

«Пальчик- ладошка»

Руки приподняты на уровне пола и правая рука показывает указательный палец левая ладошку, меняем правая показывает ладошку, левая указательный.

6

«Отстукивание»

Приподнимаем руки над столом  или над твёрдой поверхностью и по очереди начиная с большого пальчика отстукиваем по столу до мизинчика и обратно.

7

«Бублик-булка»

Руки перед собой правая сжата в кулак это булка у левой руки все пальчики в кольцо это бублик, меняем ручки, правая бублик левая булка.

8

«Яблоко-червячок»

Руки перед собой правая сжата в кулак большой палец смотрит вверх -это червячок, левая сжата в кулак большой палец спрятан- это яблоко,  меняем правая яблоко, левая червячок.

9

«Класс и фигушка»

Руки перед собой правая сжата в кулак большой палец смотрит вверх -это класс, левая сжата в кулак большой палец показывает фигушку,  меняем правая фигушка, левая класс.

10

«Поднятие пальчиков»

Ладони лежат на плоской поверхности вниз и по очереди начиная с большого пальчика поднимаем вверх, и от мизинчика назад. Обе руки одновременно.

11

«Перебираем пальчиками»

Руки перед собой здесь работают по два пальчика обоих рук, большой палец встречается с указательным. Указательный правой руки с большим левой и указательный левой руки встречается с большим правой важно, чтоб они были соприкасаемы не отрываясь получается как будто рамка, потом отрывается в низу указательный и тянется к большому но только в верху и так перебираем поднимаясь вверх.

https://documents.infourok.ru/5db5279e-282b-4811-9642-6d9ad09fc14c/0/image001.jpg

12

«Зайчик-коза-вилка»

Соединяем пальчики в последовательности зайчик –коза-вилка обеими руками.  https://documents.infourok.ru/5db5279e-282b-4811-9642-6d9ad09fc14c/0/image002.jpg

13

«Цепочка»

Тот же способ что и пальчики здороваются только соединяются в кольцо и смыкаются в звенья, большой пальчик с указательным правой руки  делает кольцо соединяясь с кольцом левой руки, и так с каждым пальчиком https://documents.infourok.ru/5db5279e-282b-4811-9642-6d9ad09fc14c/0/image003.jpg

14

«Мизинчик-указательный»

Руки сжаты в кулак параллельно полу на правой показываем указательный на левой мизинчик и меняем, на правой мизинчик на левой указательный

15

«Копыта-рога»

Правая рука показывает копыта т.е 2 пальца смотрят вниз, левая показывает рога мизинчик и указательный смотрят вверх, меняем правая рога, левая копыта.

16

«Ножницы-бумага»

Руки перед собой параллельно полу правая показываем бумагу- это ладонь вниз прямо, левая ножницы- это указательный и средний лежат параллельно полу, меняем правая ножницы левая бумагу.

17

«Один-два»

Показываем по очереди пальчики на правой руке один на левой два, меняем на правой два на левой один

18

«Голова-живот»

Правая рука ладонью вниз кладётся сверху на голову и постукивает , левая ладонью к животу и поглаживает его, меняем руки.

19

«Стук кулаком, гладим ладошкой»

Кладем руки на стол правую руку сжимаем в кулак и стучим по столу , левая рука лежит ладонью вниз и поглаживает стол, меняем

20

«Нос-ухо»

Правая рука пальчиком касается кончика носа ,
левая берет правое ушко, меняем, левая касается пальцем кончика носа правая берет левое ушко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ритмопластика как средство развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста

Актуальность : Музыка, как действенное средство художественно – эстетического воспитания формирует «творческость», как качество личности. Основное назначение ритмопластики – развитие у детей художеств...

Программа «Веселинка» (развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста через музыкально-театрализованную деятельность)

Программа предназначина для проведения театрализованных занятий, с целью обогащение и развития эмоциональной сферы старших  дошкольников  посредством музыкально-театрализованной деятельности...

Конспект занятия по развитию эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с использование метода арт-терапии на тему: «Новые планеты Солнечной системы»

Развиваем эмоционально-волевую сферу старших дошкольников через использование метода арт-терапии - техника рисование сыпучими материалами...

Нейродинамическая гимнастика как один из методов развития эмоциональной и когнитивной сферы у детей дошкольного возраста

Нейродиамическая гимнастика была создана в конце XX века в рамках, инновационного тогда и хорошо известного сейчас, направления — Образовательная кинезиология. На сегодняшний день это методика у...

Нейродинамическая гимнастика как один из методов развития эмоциональной и когнитивной сферы у детей дошкольного возраста

Нейродиамическая гимнастика была создана в конце XX века в рамках, инновационного тогда и хорошо известного сейчас, направления — Образовательная кинезиология. На сегодняшний день это методика у...

Обзор методов и методик изучения эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста

Именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируется здание человеческой личности. Изменения в познавательной деятельности, которые пр...