"Использование сказкотерапии в ДОО."
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Азоркина Юлия Сергеевна

Сказкотерапия – интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, творчество, самостоятельность, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.  Эта замечательная возможность проиграть жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами развития и коррекции детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_skazkoterapii_s_trevozhnymi_detmi_v_doo.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование сказкотерапии с тревожными детьми в ДОО.

В настоящее время проблеме исследования детской тревожности уделяется недостаточно внимания. Часто стали появляться работы, отражающие специфику развития тревожности дошкольников при возможности оценки ее уровня у детей начиная с 3-летнего возраста. В большинстве работ, рассматривающих возникновение и развитие тревожности, осуществляется психодинамический подход. В дошкольном возрасте достаточно четко проявляются индивидуальные особенности высшей нервной деятельности ребенка, в основе которых лежат свойства нервных процессов возбуждения и торможения и их различных сочетаний.

А.И. Захаров отмечает, что свойства нервной системы (сила, подвижность, уравновешенность) достаточно четко проявляются во внешнем поведении. Дети с сильной нервной системой могут долго работать или играть, у них, как правило, высокий эмоциональный тонус, устойчивое в пределах возрастных возможностей внимание, хорошая способность ориентироваться в непривычной ситуации. Эти дети могут сравнительно быстро переключаться на новый вид деятельности, у них высокий темп и интенсивность работы. Дети со слабой нервной системой вялы, замедленны во всех действиях, они медленно включаются в работу, долго переключаются и восстанавливаются. Работают медленно, зато очень быстро отвлекаются. Темп и интенсивность деятельности — низкие. В  работах по изучению свойств нервной системы  показана важная роль ее силы в динамике психических состояний. Н.Д. Левитов прямо указывает, что тревожное состояние — показатель слабости нервной системы, хаотичности нервных процессов.

Исследования детей в отличии от взрослых исследований встречаются в литературе редко, причем обычно они основываются на наблюдении.

Основной причиной возникновения тревожности у детей считаются неправильное воспитание и неблагоприятные семейные отношения дошкольника с родителями, особенно с матерью. “Отвержение, неприятие ребенка матерью вызывает у него тревогу из-за невозможности удовлетворения потребности в любви, в ласке и защите”. В этом случае возникает страх: ребенок ощущает условность материнской любви. Неудовлетворение потребности ребенка в любви будет побуждать его добиваться ее удовлетворения любыми способами. Высокую вероятность возникновения тревожности у ребенка видят в воспитании по типу гиперпротекции (чрезмерная забота, большое количество ограничений и запретов, постоянное одергивание).

Н.Д. Левитов пишет, что тревога у детей может порождаться отсрочкой подкрепления. Когда ребенку обещают что-либо для него приятное, например, какой-нибудь подарок, и откладывают исполнение обещания, то ребенок обычно томится в ожидании, беспокоясь, получит ли он обещанное. Отсрочка подкрепления вызвала у большинства детей состояние неуверенности, беспокойства. Тревога возникает чаще при отсрочке чего-нибудь приятного, значительного. Ожидание неприятного может сопровождаться не столько тревогой, сколько надеждой на то, что все-таки неприятности не будет. Ребенок, ожидающий выговора от родителей или воспитателей, надеется, что наказания не последует.

К. Хорни отмечает, что возникновение и закрепление тревожности связаны с неудовлетворением ведущих возрастных потребностей ребенка, которые приобретают гипертрофированный характер.

Смена социальных отношений, часто представляющая для ребенка значительные трудности, также может стать причиной развития тревожности. Так, многие дети с приходом в детский сад  становятся беспокойными, плаксивыми, замкнутыми. Тревожное состояние, эмоциональная напряженность связаны главным образом с отсутствием близких для ребенка людей, с изменением  обстановки, привычных условий жизни.

Детская тревожность может быть следствием личностной тревожности матери, имеющей симбиотические отношения с ребенком. При этом мать, ощущая себя единым целым с ребенком, пытается оградить его от трудностей и жизненных неприятностей, тем самым “привязывая” к себе ребенка, предохраняя от несуществующих, но воображаемых, соответственно ее тревожности, опасностей. В результате ребенок испытывает беспокойство, когда остается один, легко теряется, волнуется и боится. Вместо активности и самостоятельности развиваются пассивность и зависимость. Кроме того, тревожный характер привязанности часто провоцируется как самой матерью, чрезмерно опекающей ребенка, так и другими взрослыми, заменяющими ему сверстников и всегда ограничивающими его активность и самостоятельность. Каналом передачи беспокойства служит такая забота матери о ребенке, которая состоит из одних предчувствий, опасений и тревог. Здесь не обязательно речь идет о чрезмерном уровне заботы, обозначаемом как гиперопека. Это может быть и средний уровень заботы, которая носит несколько формальный, излишне правильный и обезличенный характер. А.И. Захаров отметает также, это то, что если отец не принимает участие в воспитании ребенка, то ребенок в большей степени привязывается к матери, и в том случае, если мать личностно тревожна, он легче перенимает ее беспокойство. Бывает это и тогда, когда ребенок боится отца из-за его грубого, вспыльчивого характера.

Одним из факторов в возрасте 5—7 лет связанный с характером взаимоотношений ребенка с родителями определяется тем, что дети  стараются идентифицировать себя с родителем того же пола, что и он. Благодаря этому мать или отец оказывают особенно сильное влияние на формирование характера детей. Таким образом, идентификация с полом родителей представляет собой одно из выражений процесса социализации — приобретения навыков групповых отношений как определенной стадии формирования личности. При воспитании в неполной семье или в семье с негармоничными взаимоотношениями, когда мужские роли исполняет мать, у ребенка может быть искаженным образ пола, что, провоцирует развитие тревожности.

Воспитание, которое основано на завышенных требованиях, с которыми ребенок не в силах справиться или справляется с трудом, также отмечается как одна из причин возникновения тревожности. Нередко родители прививают “правильность” поведения: отношение к ребенку может включать в себя тотальный контроль, строгую систему норм и правил, отступление от которых влечет за собой порицание и наказание. В этом случае тревожность ребенка может порождаться страхом отступления от норм и правил, установленных взрослыми.

Существует множество нетрадиционных психокоррекционных технологий: артпедагогика, танцетерапия (танцетворчество), музыкотерапия, изотворчество, нетрадиционные техники рисования, бумагопластика, клоунотерапия, пластилинография, сказкотерапия, библиотерапия, игротерапия.

«Здоровьесберегающие технологии» – это комплекс разнообразных форм и видов деятельности, направлены на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:

1.      Технологии сохранения и стимулирования здоровья (ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, игровая оздоровительная гимнастика);

2.      Технологии обучения здорового образа жизни (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, самомассаж, активный отдых – день здоровья, физкультурный праздник, точечный массаж);

3.      Технологии коррекционные (артикуляционная гимнастика, психогимнастика, цветотерапия, фонетическая ритмика, сказкотерапия).

     Один из видов здоровьесберегающих психокоррекционных технологий является сказкотерапия, которая является инновационным методом в работе с дошкольниками, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на личность ребёнка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи: воспитательные, образовательные и развивающиеся. Сказкотерапия нацелена на развитие самосознания ребёнка и обеспечивает контакт как с самим собой, так и с другими, способствуя построению взаимопонимания между людьми и усвоению необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире. Принципы сказкотерапии заключаются в знакомстве ребёнка со своими сильными сторонами, в «расширении» его поля сознания и поведения, в поиске нестандартных, оптимальных выводов из различных ситуаций, обмене жизненном опытом.

В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий. Через использование сказки, её сюжетных линий мы можем решать многие психокоррекционные задачи, такие как: снижение чрезмерной двигательной активности, нормализация эмоционального и речевого состояния ребенка, избавление от собственных страхов. Педагогам-психологам в своей работе с детьми необходимо использовать сказкотерапию, потому что даже те дети которые вначале не включаются в игру, не принимают сказку, все равно испытывают на себе её благоприятное влияние на подсознательном уровне. Ребёнок почерпнет из сказки намного больше, если будет путешествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными существами. Попадая в сказку, дети легко воспринимают «сказочные законы» – нормы и правила поведения.

Сказкотерапия – интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, творчество, самостоятельность, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний. Исследования ученых показывают, что сказочная метафора воздействует непосредственно на бессознательное ребенка, минуя барьеры, которые ставят перед психологом недостаточно развитый интеллект ребенка. Причем воздействие метафор оказывается глубинным и удивительно устойчивым. Метафорическое, сказочное воздействие активизирует ресурсы личности, выводит ребенка на путь самостоятельных открытий. Язык метафор, образов активизирует, «пробуждает» сознание ребенка, открывает новые возможности его взаимодействий с окружающим миром, делает более глубоким контакт специалиста и ребенка, специалиста и родителя. Это, в свою очередь, является залогом духовного развития в контексте тройственного союза «Ребенок – Родитель – Психолог». Почему мы в детстве так любили сказки? Воображению необходимо что-то не совсем от жизни, что-то таинственное, чудесное, страшное, но непременно со счастливым концом. Чувство справедливости является, видимо, врожденным и невыносимо, чтобы доброта не вознаграждалась и торжествовало зло. Жизнь постепенно приучает нас к этому. Весь мир – тайна, за каждой запертой калиткой «скрывается дивное царство» и нет предела возможностям человека». И что Баба-Яга, Кощей Бессмертный тоже есть, просто в жизни они выглядят иначе, чем в сказке, но тот, кто узнал их в раннем детстве, всегда распознает их в любом обличии и одолеет. Сказка активизирует воображение ребенка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам, а в результате этого сопереживания у ребенка появляются новые знания и представления, но и что самое главное новое эмоциональное отношение к окружающим людям. Сказка может в увлекательной форме показать окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, в самое короткое время показать, к чему приводит тот или иной поступок героя, дает возможность применить на себе и пережить судьбу героя, его чувства, радость и горе. Эта замечательная возможность проиграть жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами развития и коррекции детей. На сказках применяются психотерапевтические приемы, позволяющие смягчить поведенческий негативизм у ребенка. Сказка позволяет «проиграть» такие вымышленные ситуации, каких нет и не может быть в окружающем мире.

Принципы сказкотерапевтической диагностики, коррекции и развития близки к принципам гуманистической, позитивной терапии. Под психодиагностикой с помощью «сказочных» приемов подразумевается проективная диагностика, описывающая как целостную картину личности, так и отдельные ее проблемные и потенциальные элементы. Под сказкотерапевтической коррекцией подразумевается систематическое усиление потенциальности и творческих способностей ребенка, за счет которого происходит преодоление проблемных элементов. Сказкотерапевтическая коррекция исключает директивное изменение негативных форм поведения. Взамен предлагается принцип «расширения спектра альтернативных реакций». То есть ребенку в сказочной форме предлагается разнообразие моделей поведения в различных ситуациях и предоставляется возможность «прожить» как можно больше этих моделей. Опыт показывает, что чем больше у ребенка арсенал возможных реакций, моделей поведения, тем лучше он адаптирован к условиям окружающего мира. Сказкотерапия является комплексной технологией, так как она включает в себя лучшие элементы различных психологических и педагогических технологий. Сказкотерапия тесно связана с арттерапией и игровой терапией. Более того, она связана с психосинтезом, телесноориентированной терапией и психоанализом. Курс сказкотерапии является частью целостной системы арттерапевтических подходов при работе с детьми.

Сказкотерапия представляет собой синтез современных методов развития речи и личности дошкольника, такие как режиссерская игра, комментирование, рисование, импровизация, фантазирование по музыкальной композиции; а также пантомимические этюды, ритмические загадки и упражнения, музыкальные зарисовки. Она может быть одинаково полезна в работе и педагогу-психологу, и учителю-логопеду, и воспитателю детского сада.

Список используемой литературы:

  • Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. СПб., 2009. 198 с.
  • Изард К.Э. Психология эмоций. Спб., «Питер», 1999.
  • Мартьянова Г.Ю. Психологическая коррекция в детском возрасте. - М.: Классикс Стиль, 2007.
  • Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М.: 2000.
  • Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников.- М.: ТЦ Сфера, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по развитию речи детей подготовительной группы с использованием сказкотерапии. Путешествие по сказочному осеннему лесу. Сочинение сказки на тему: Как ёжик выручил зайца.

Конспект занятия по развитию речи с использованием  интерактивной технологии сказкотерапии. Решает несколько задач: позновательную, коммуникативно-развивающую, социально-ориентированную, создание...

Психолго-педагогическое использование сказкотерапии для воспитания положительных нравственных качеств в личности дошкольников

Инновационный проект, разработанный и внедряемый на базе МБДОУ ЦРР-д\с №9. Проект направлен на качественное повышение уровня социально-личностных показателей развития ребенка-дошкольника. Основан прое...

Конспект занятия «Страна волшебных слов» - с использованием сказкотерапии

Конспект занятия «Страна волшебных слов» - с использованием сказкотерапии....

Использование сказкотерапии с детьми дошкольного возраста

сказка является наиболее доступным материалом для развития психической деятельности ребёнка...

Использование сказкотерапии с детьми дошкольного возраста

сказка является наиболее доступным материалом для развития психической деятельности ребёнка...

Конспект проведения НОД с использованием сказкотерапии на основе русской народной сказки «Колобок»

Тема: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!»(Правила безопасности)         Задачи:Формировать  представления детей  об опасных для...

презентация к технологии "Использование сказкотерапии в музыкальной и досуговой деятельности дошкольников"

Презентация состоит из 11 слайдов, отображающих основные задачи данной технологии, методы и приёмы в её применении на практике, предполагаемые результаты внедрения "Сказкотерапии"....