Психолго-педагогическое использование сказкотерапии для воспитания положительных нравственных качеств в личности дошкольников
методическая разработка по теме

Инновационный проект, разработанный и внедряемый на базе МБДОУ ЦРР-д\с №9. Проект направлен на качественное повышение уровня социально-личностных показателей развития ребенка-дошкольника. Основан проект на методе сказкотерапии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs.docx33.25 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА -

ДЕТСКИЙ САД № 9

муниципальное образование город Горячий Ключ

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ  ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ  НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ  В ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

РАЗРАБОТАЛИ:

             Войнова Н.Н.- руководитель театральной студии

             Омельченко Т.В.- педагог дополнительного образования

             Дубовская Р.А.- музыкальный руководитель

             Лисницкая О.А.- педагог-психолог

             Рогожкина Л.А.- инструктор по физкультуре

                                         

                                               РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА:

                Л.Д. МИЛАШЕНКО – старший воспитатель

                                   

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

        В настоящее время в психолого-педагогической литературе остается актуальным вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребенка, становления его как личности, раскрытия творческого потенциала. Сказка - это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент развития.  

 Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью сказки.

 Сказки, вводят  детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».

В действиях и поступках сказочных героев противопоставляется трудолюбие – ленивости, добро – злу, храбрость – трусости. Симпатии детей всегда привлекают те, кому свойственны: отзывчивость, любовь к труду, смелость. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.

Четыре-пять лет - апогей сказочного мышления. Сказка - это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность. В науке существует концепция сказкотерапии, разработанная зарубежными и российскими учеными. На сказках апробируются психотерапевтические приемы, позволяющие смягчить поведенческий негативизм у ребенка. Через сказку ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет.

Хорошо известны науке и способы коррекции внутреннего мира дошкольника   через творчество. Уже сам переход от репродуктивной деятельности к творческой, смена позиции потребительской на созидательную  означает   переворот в сознании человека (М. М. Бахтин, В.К. Чистов, В.Б. Шкловский и   др.). Есть немало исследований, направленных на изучение диагностических и   коррекционно-развивающих возможностей фольклора, сказок и других   литературных жанров (Н.Е. Веракса, П.Я. Гальперин, В. П. Зинченко, А.В.   Зосимовский, О. Л. Кабачек, Н. С. Кукарев, Т.Б. Лаврентьева, И. И.   Тихомирова и др.).   В отечественной литературе известны исследования, направленные на изучение   проблем влияния сказкотерапии на внутренний мир и нравственные ценности   дошкольников (В.П. Белянин, Н.Я. Берковский, Я. Дейковский, А.В.   Запорожец, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Я. Л. Коломинский, Е. И. Кульчицкая,   Н. А. Рубакин и др.).   Немалый интерес для нашего исследования имеют также работы,   рассматривающие проблему слова как инструмента лечебной педагогики (Е.В.   Балашова, В.П. Белянин, К. А. Кедров, Р. Кроули, Дж. Милк, А. М. Михайлов,   М. В. Осорина, В.Я. Пропп, А. А. Романов, В.П. Руднев, Д. Ю. Соколов, А.   И. Сосланед, К. Эган и др.)

 На сегодня, к сожалению, сведены до минимума традиции семейного чтения. Но    использование сказкотерапии для формирования нравственных представлений у   младших дошкольников, воздействия на их эмоциональное состояние, мотивации   поступков ребенка в условиях его социализации может представлять не только   теоретический, но и практический интерес.  

Анализируя практику сказкотерапии как средства нравственного воспитания дошкольников, мы выявили противоречие между необходимостью нравственного   воспитания подрастающего поколения в современных условиях и недостаточной   научной обоснованностью использования существующих технологий  сказкотерапии в сфере социально-культурной деятельности.

Таким образом, в   настоящее время весьма актуальным представляется проведение инновационной деятельности, направленной на разработку комплекса мероприятий с   использованием сказкотерапии для нравственного воспитания ребенка  дошкольного возраста.   Вышеизложенное и обусловило выбор темы нашего проекта:   «Психолого-педагогическое использование сказкотерапии для воспитания положительных нравственных качеств в личности дошкольников».

 

                             

                           

      ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА

Так как в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью, которая современной наукой признана центральным психологическим новообразованием дошкольного возраста и основой воспитания творческой личности, возникла необходимость  создания системы взаимодействия всех дошкольных специалистов: педагога-психолога, руководителя театральной студии, педагога дополнительного образования по изобразительной деятельности,  музыкального руководителя,  инструктора по физической культуре, для развития воображения, творческих способностей, положительных нравственных качеств личности ребенка, через использование сказкотерапии.

ПРЕИМУЩЕСТВО СКАЗКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ  РЕБЕНКА:

отсутствие в сказке нравоучений и дидактики;

отсутствие четких персонификаций, собирательный образ главного героя;

образность и метафоричность языка;

психологическая защищенность - всегда хороший конец;

наличие тайны и волшебства;

психологическая подготовка к напряженным эмоциональным ситуациям.

КОНЦЕПЦИЯ СКАЗКОТЕРАПИИ ОСНОВАНА:

восприятие сказки - признано центральным психологическим новообразованием  детей дошкольного возраста;

сказка - основа воспитания творческой личности;

ценности метафоры как носителя информации о жизненно важных явлениях, ценностях и человеческих взаимоотношениях.

                                        ГИПОТЕЗА

Предполагается, что целенаправленное и систематическое воздействие на  нравственные чувства ребенка-дошкольника через сказку, народные легенды, русские былины повысят уровень развития социально- личностных качеств.

       

                                       ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

        Качественное повышение уровня социально-личностных показателей развития ребёнка дошкольника.

                                    ЗАДАЧИ ПРОЕКТА 

1. Создать условия, способствующие охране психического здоровья детей, обеспечивающие их эмоциональное благополучие, свободу и эффективное развитие.

2. Создать систему методов общего воспитательного «поля», специалистов ДОУ.

3. Разработать и систематизировать работу по сказкотерапии, охватывающую направления развития воображения дошкольников в театрализованной деятельности, изобразительной, познавательной, спортивной.

4. Диагностировать, осуществлять профилактику и коррекцию имеющихся у детей социально-личностных проблем.

5. Обобщить и популяризировать полученный опыт.

ПРИНЦИПЫ СКАЗКОТЕРАПИИ

Сказкотерапия с дошкольниками будет проводиться с учетом трех основных правил:

1. Уместность. Нужно обязательно выбрать время, когда с ребенком уместно прослушать сказку. Можно прервать игру, поставив сказку в качестве примера ситуации, а по ходу сказки можно и прервать рассказ диктора на середине и ответить на вопрос.

2. Искренность. Обеспечить уверенности в себе, уверенность в эффективности метода, сказкотерапию организует специалист дошкольного образования.

3. Дозированность. Сказкотерапия для дошкольников должна быть дозирована и время от времени повторяя те аудиосказки, которые нравятся больше, вызывают больше эмоций и отклика.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

   

Педагогическая работа - это 1-й этап, включающий чтение сказки и беседу с детьми по ее содержанию.

Психокоррекционная работа - это 2-й этап, включающий распределение ролей для проигрывания эпизодов сказки, психогимнасчтику, собственно психокоррекционную работу и рисование или изготовление поделок по мотивам сказок. Психокоррекция проводится через проигрывание эпизодов сказки и ответы детей на предлагаемые вопросы. Рисование и изготовление поделок являются в основном домашним заданием, но могут проводиться на занятиях.

                             

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

                                            1 этап

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

(май 2012 г. – январь 2013 г.)

* Изучение литературы по проблеме

* Обучение педагогов по проблеме  (консультации, педсовет, семинар)

* Создание творческой группы,  психолого-педагогической лаборатории «Путь к волшебству»

* Организация работы с родителями

* Разработка методического обеспечения

* Подбор диагностического материала

* Создание предметно-развивающей среды

                                             2 этап

ОСНОВНОЙ

(февраль 2013 г. - май 2014 г.)

* Определение исходного уровня сформированности социально-           личностных качеств у детей, участвующих в эксперименте

*    Промежуточная диагностика

*    Работа с родителями

*    Работа с детьми

*    Работа с педагогами

*    Самообразование педагогов

*    Работа ПМПК

                                               3 этап

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

(сентябрь2014 г. - февраль 2015 г.)

*  Итоговая диагностика детей

*  Обобщение опыта работы

*  Распространение опыта работы

*  Анализ работы ПМПК

*  Внедрение опыта работы в практику

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Повышение качественного уровня  социально–личностных          показателей детей.

2. Становление творческой личности воспитанников.

3. Обобщение и систематизация социокультурных знаний дошкольников.

4. Повышение интереса педагогов к проблеме духовно-нравственного воспитания.

5. Интеллектуальное, общекультурное и физическое развитие детей.

6. Повышение уровня педагогической культуры родителей.

        7. Пополнение научно-методической базы ДОУ, обновление предметно-развивающей среды.

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО

1. Участие родителей.

2. Взаимодействие в работе с детской библиотекой.

3. Взаимодействие в работе со школой искусств ДК

  ст. Саратовской.

4. Взаимодействие в работе с СОШ № 6.

5. Организация встреч с участниками фестиваля          славянской культуры.

6. Привлечение профессиональных детских театров

7. Привлечение представителей казачества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества.- М.: Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005.

2. Ильина М.В. Развитие вербального воображения.- М.: Прометей; Книголюб, 2003.

3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии.- СПб.: Речь, 2006.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.Формы и методы работы со сказками.- СПб.: Речь, 2006.

4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2002.

5. Карелина И.О.Эмоциональное развитие детей 5-10 лет./Ярославль: Академия развития,2006.

        6. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб.: Речь, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

CКАЗКА, КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ, НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ В ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА.

«Сказка-ложь,  да в ней намёк : добрым молодцам -- урок!»Ложью в старину называли поверхностное высказывание, которое понятно всем, и лишь  люди с пытливым умом могли уловить суть  услы...

Консультация для воспитателей: Сказка - как средство воспитания положительных нравственных качеств в личности дошкольников.

Педагогические исследования и практика дошкольного воспитания показывают, что одним из важнейших условий развития положительных нравственных качеств личности ребенка является создание взрослыми жизнер...

консультация Сказка - как средство воспитания положительных нравственных качеств в личности дошкольников.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и...

Сказка - как средство воспитания положительных нравственных качеств в личности дошкольника

Дошкольное детство - это тот период, где происходит становление и развитие личности, формирование его характера. Сказка для ребёнка является не просто фантазией, но и особой реальностью, где ребёнок п...

Консультация для родителей "Сказка-как средство воспитания положительных нравственных качеств в личности дошкольника"

Именно  сказка  открывает  перед  ребёнком   мир  идеалов  и  ценностей  традиционной  культуры....