CКАЗКА, КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ, НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ В ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА.
консультация (средняя группа) по теме

Воронкина Валентина Петровна
«Сказка-ложь,  да в ней намёк : добрым молодцам -- урок!»
Ложью в старину называли поверхностное высказывание, которое понятно всем, и лишь  люди с пытливым умом могли уловить суть  услышанного (прочитанного).  
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ckazka.docx22.01 КБ

Предварительный просмотр:

CКАЗКА, КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ  ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ, НРАВСТВЕННЫХ   КАЧЕСТВ   В  ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА.

Сказка пришла к нам через столетия, что говорит о её ценности для человека.  Беседа, задушевный разговор  сближают взрослых и детей. О чём следует рассказывать детям? О том, что человек должен работать; преодолевать зло;  защищать  слабых; радоваться и гордиться  хорошим  делам  и  осуждать бездельников, завистников и другие людские пороки. В сказках  о животных народ умело давал оценку человеческому характеру посредством  определённого  животного , а маленькому ребёнку легче понять что-то через образы зайчика, лисички, петушка, мышки,  т.к.  взрослые для него—папа и мама---единственные и самые хорошие.

«Сказка-ложь,  да в ней намёк : добрым молодцам -- урок!»

Ложью в старину называли поверхностное высказывание, которое понятно всем, и лишь  люди с пытливым умом могли уловить суть  услышанного (прочитанного).  

 Люди  сказывали своим детям простые жизненные истории  с  подтекстом, т. е , тем, что «лежит» в глубине  сказа.   Стал бы Александр Сергеевич  Пушкин великим поэтом без   его няни, которая была , словно ,пропитана фольклором: прибаутки, пословицы, поговорки, сказки, песенки (они так и «сыпались» из её уст)?  Когда он уже взрослым встретился со своей «мамушкой», вновь просил  её  рассказывать  сказки с их мудрой моралью, остроумием народным.

«Вечером слушаю сказки: вознаграждаю недостатки проклятого моего воспитания. Что за прелесть –  эти  сказки!  Каждая есть поэма!» --писал двадцатилетний поэт (когда-то родители Пушкина  отказались от Арины Родионовны, заменив её французскими гувернёрами, тем самым, отлучили  Сашу от желания слышать мудрую речь родного фольклора).

Как взрослый прочтёт, так ребёнок и услышит сказку, которая после песенок,  потешек-  самый востребованный  детьми жанр литературы. Сказка не даёт наставления «сухим» языком, но лишь намекает в яркой, художественной форме, а в дальнейшем и  способствует закреплению представлений о дружбе, взаимопомощи, труде, упорстве в достижении правильной цели и возбуждению нравственных чувств. Конечно, двухлетнему ребёнку не понять сказки  А.С.Пушкина, Одоевского, П.П.Ершова, А.Толстого, Льва Толстого, К.Д. Ушинского , М.Горького, М.Пришвина, К.И.Чуковского, С.Я.Маршака, В.Н.Коростылёва и многих других писателей 18-20 веков, но дети дошкольного возраста уже восприимчивы к  слову . Поэтому взрослые ответственно должны подходить к сказкам, где герои  что-то преодолевают, с кем-то  бьются, кого-то не слушаются  (Петушок был унесён Лисой и взывал о  помощи;  Петушок  из др. сказки не испугался и прогнал Лису из  Заюшкиной  избушки; Три поросёнка помогли детям понять , что только сделав дело, можно гулять смело и то, что оказывать помощь-это хорошо; а Маша  вернулась домой, перехитрив коварного  Медведя;  Элиза  помогла братьям освободиться от колдовских чар , пройдя нелёгкие испытания.). Слушая сказку, ребёнок «видит» перед собой определённую картину…; чем сильнее он  переживает , тем богаче его представления о действительности. Читая сказку, взрослый должен почувствовать, все ли понятны слова, фразы , действия ребёнку и, деликатно прервав чтение , объяснить ему или рассмотреть картинки.  Детям, как никому больше, нужны очень хорошие иллюстрации и сказкам, и  любым другим литературным жанрам, родам.  Художники , рисуя сказку, берут на себя не меньшую ответственность , чем авторы текста: как они изобразят героев, такими их дети и будут знать. Самый известный художник – Виктор Михайлович Васнецов(1848-1926), Иван Яковлевич Билибин (1876-1942), Васнецов Юрий Алексеевич(1900-1973).  Хорошие художники работали и работают на студии «Союзмультфильм» и совместно с режиссёрами создают шедевры анимационного кино для детей дошкольного возраста.

Нравственное развитие каждого ребёнка сугубо индивидуально: особенности нервной системы, окружение ребёнка и яркая ,художественная форма сказок формирует нравственные чувства( дети во всём и всем  подражают , поэтому кому-то нравится  Зайчик, но кому-то –Лиса). Осуждать за ,вроде бы, плохой образец сразу не стоит: нужно  понять –сказал ребёнок обдуманно или неосознанно, и какие причины стоят за его выбором.  Беседы по сказкам должны быть связаны  с поведением детей в повседневной жизни. Целесообразно связывать несколько взаимозависимых бесед.  Здесь у взрослого «в руках» мощное «оружие» -слово. И как  оно  отзовётся? Им можно увести в даль светлую и вывести на «чёрную» дорогу.  «И буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал…»-писал А.С. Пушкин.

Обучать детей-это не только давать знания, но и готовить к жизни среди людей.

Нравственное воспитание детей предусматривает формирование у них правильного представления о нормах поведения, взаимоотношениях людей, об отношениях с природой.

Сказки должны сопровождать ребёнка в детстве и не только … « Уже в подготовительной группе  дети   учатся глубже анализировать взаимоотношения между людьми. Для проверки таких умений можно провести беседу по сказке С.В. Михалкова «Как друзья познаются»(исследование Л.А. Пеньевской).В сказке не говорится о поступках настоящих друзей, но вся она направлена на то , чтобы дети не только эмоционально откликнулись на сюжет, но и крепче утвердились в нравственных нормах  --помогать друг другу. Беседы обобщающего характера проводим в конце  года(когда дети накопили много представлений о плохом и хорошем) , чтобы понять , насколько развито  у детей нравственное  сознание».

Не будем забывать о сказках- кладезе мудрости , нравственности нашего  и других народов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейное чтение как средство формирования духовно-нравственных качеств личности дошкольника

Семейные чтения сплачивают семью, укрепляют духовные связи между взрослыми и детьми, способствуют взаимопониманию. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержание...

Театрализованная деятельность, как средство формирования нравственных качеств дошкольников

какие сказки используют при театрализации, для формирования нравственных качест дошкольника....

ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Презентация методической разработки "ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"...

Статья «Физическое развитие как средство воспитания нравственных качеств у дошкольников»

Подготовка ответственного гражданина, патриота своей Родины -  это одна из основных задач нашего современного общества. Все нравственные качества формируются на протяжении жизни и деятельности че...

Игра как средство воспитания нравственных качеств у дошкольников

laquo;Игра – это огромное светлое нежное,через  которое в духовный мирребенка вливается живительный поток представлений и понятийоб окружающем мире.Игра – это искра, зажигающаяо...

Познавательно-исследовательский проект "Сказка, как средство воспитания нравственных качеств у дошкольников"

В  21 веке дети дошкольного возраста все реже уделяют время рассматриванию в книгах картинок и слушанию добрых сказок и рассказов. Это связано с тем, что дети отдают предпочтение смарт-телефонам,...