CКАЗКА, КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ, НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ В ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА.
консультация (средняя группа) по теме

Воронкина Валентина Петровна
«Сказка-ложь,  да в ней намёк : добрым молодцам -- урок!»
Ложью в старину называли поверхностное высказывание, которое понятно всем, и лишь  люди с пытливым умом могли уловить суть  услышанного (прочитанного).  
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ckazka.docx22.01 КБ

Предварительный просмотр:

CКАЗКА, КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ  ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ, НРАВСТВЕННЫХ   КАЧЕСТВ   В  ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА.

Сказка пришла к нам через столетия, что говорит о её ценности для человека.  Беседа, задушевный разговор  сближают взрослых и детей. О чём следует рассказывать детям? О том, что человек должен работать; преодолевать зло;  защищать  слабых; радоваться и гордиться  хорошим  делам  и  осуждать бездельников, завистников и другие людские пороки. В сказках  о животных народ умело давал оценку человеческому характеру посредством  определённого  животного , а маленькому ребёнку легче понять что-то через образы зайчика, лисички, петушка, мышки,  т.к.  взрослые для него—папа и мама---единственные и самые хорошие.

«Сказка-ложь,  да в ней намёк : добрым молодцам -- урок!»

Ложью в старину называли поверхностное высказывание, которое понятно всем, и лишь  люди с пытливым умом могли уловить суть  услышанного (прочитанного).  

 Люди  сказывали своим детям простые жизненные истории  с  подтекстом, т. е , тем, что «лежит» в глубине  сказа.   Стал бы Александр Сергеевич  Пушкин великим поэтом без   его няни, которая была , словно ,пропитана фольклором: прибаутки, пословицы, поговорки, сказки, песенки (они так и «сыпались» из её уст)?  Когда он уже взрослым встретился со своей «мамушкой», вновь просил  её  рассказывать  сказки с их мудрой моралью, остроумием народным.

«Вечером слушаю сказки: вознаграждаю недостатки проклятого моего воспитания. Что за прелесть –  эти  сказки!  Каждая есть поэма!» --писал двадцатилетний поэт (когда-то родители Пушкина  отказались от Арины Родионовны, заменив её французскими гувернёрами, тем самым, отлучили  Сашу от желания слышать мудрую речь родного фольклора).

Как взрослый прочтёт, так ребёнок и услышит сказку, которая после песенок,  потешек-  самый востребованный  детьми жанр литературы. Сказка не даёт наставления «сухим» языком, но лишь намекает в яркой, художественной форме, а в дальнейшем и  способствует закреплению представлений о дружбе, взаимопомощи, труде, упорстве в достижении правильной цели и возбуждению нравственных чувств. Конечно, двухлетнему ребёнку не понять сказки  А.С.Пушкина, Одоевского, П.П.Ершова, А.Толстого, Льва Толстого, К.Д. Ушинского , М.Горького, М.Пришвина, К.И.Чуковского, С.Я.Маршака, В.Н.Коростылёва и многих других писателей 18-20 веков, но дети дошкольного возраста уже восприимчивы к  слову . Поэтому взрослые ответственно должны подходить к сказкам, где герои  что-то преодолевают, с кем-то  бьются, кого-то не слушаются  (Петушок был унесён Лисой и взывал о  помощи;  Петушок  из др. сказки не испугался и прогнал Лису из  Заюшкиной  избушки; Три поросёнка помогли детям понять , что только сделав дело, можно гулять смело и то, что оказывать помощь-это хорошо; а Маша  вернулась домой, перехитрив коварного  Медведя;  Элиза  помогла братьям освободиться от колдовских чар , пройдя нелёгкие испытания.). Слушая сказку, ребёнок «видит» перед собой определённую картину…; чем сильнее он  переживает , тем богаче его представления о действительности. Читая сказку, взрослый должен почувствовать, все ли понятны слова, фразы , действия ребёнку и, деликатно прервав чтение , объяснить ему или рассмотреть картинки.  Детям, как никому больше, нужны очень хорошие иллюстрации и сказкам, и  любым другим литературным жанрам, родам.  Художники , рисуя сказку, берут на себя не меньшую ответственность , чем авторы текста: как они изобразят героев, такими их дети и будут знать. Самый известный художник – Виктор Михайлович Васнецов(1848-1926), Иван Яковлевич Билибин (1876-1942), Васнецов Юрий Алексеевич(1900-1973).  Хорошие художники работали и работают на студии «Союзмультфильм» и совместно с режиссёрами создают шедевры анимационного кино для детей дошкольного возраста.

Нравственное развитие каждого ребёнка сугубо индивидуально: особенности нервной системы, окружение ребёнка и яркая ,художественная форма сказок формирует нравственные чувства( дети во всём и всем  подражают , поэтому кому-то нравится  Зайчик, но кому-то –Лиса). Осуждать за ,вроде бы, плохой образец сразу не стоит: нужно  понять –сказал ребёнок обдуманно или неосознанно, и какие причины стоят за его выбором.  Беседы по сказкам должны быть связаны  с поведением детей в повседневной жизни. Целесообразно связывать несколько взаимозависимых бесед.  Здесь у взрослого «в руках» мощное «оружие» -слово. И как  оно  отзовётся? Им можно увести в даль светлую и вывести на «чёрную» дорогу.  «И буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал…»-писал А.С. Пушкин.

Обучать детей-это не только давать знания, но и готовить к жизни среди людей.

Нравственное воспитание детей предусматривает формирование у них правильного представления о нормах поведения, взаимоотношениях людей, об отношениях с природой.

Сказки должны сопровождать ребёнка в детстве и не только … « Уже в подготовительной группе  дети   учатся глубже анализировать взаимоотношения между людьми. Для проверки таких умений можно провести беседу по сказке С.В. Михалкова «Как друзья познаются»(исследование Л.А. Пеньевской).В сказке не говорится о поступках настоящих друзей, но вся она направлена на то , чтобы дети не только эмоционально откликнулись на сюжет, но и крепче утвердились в нравственных нормах  --помогать друг другу. Беседы обобщающего характера проводим в конце  года(когда дети накопили много представлений о плохом и хорошем) , чтобы понять , насколько развито  у детей нравственное  сознание».

Не будем забывать о сказках- кладезе мудрости , нравственности нашего  и других народов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейное чтение как средство формирования духовно-нравственных качеств личности дошкольника

Семейные чтения сплачивают семью, укрепляют духовные связи между взрослыми и детьми, способствуют взаимопониманию. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержание...

Театрализованная деятельность, как средство формирования нравственных качеств дошкольников

какие сказки используют при театрализации, для формирования нравственных качест дошкольника....

Семейное чтение как средство формирования духовно-нравственных качеств личности дошкольника

Сказка рассматривается в качестве особого средства познания мира и воспитания, усвоения ребенком окружающей действительности. Поэтому весьма актуальным является понимание родителями и педагогами...

ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Презентация методической разработки "ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"...

Мини-музей как средство формирования духовно-нравственных качеств личности дошкольников

Поликультурное воспитание дошкольников, развитие нравственных качеств личности ребенка.«Человеком ты родился, но Человеком должен стать»В.А.СухомлинскийЧто характеризует человека, прежде всего?  ...