Материалы из опыта работы по формированию нравственных качеств личности дошкольника средствами художественной литературы
методическая разработка по теме

Информация для педагогов и родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЕЖЛИВОСТЬ  ВОСПИТЫВАЕТСЯ  ВЕЖЛИВОСТЬЮ

        Важный  элемент  человеческой  культуры – речевой  этикет.

        В  детском  саду  воспитатели  обращают  особое  внимание  на  обучение  детей  вежливости,  учат  их  правилам  речевого  этикета.  Хотя  невозможно  скрыть  и  того,  что  нередко  родители  разрешают   себе  по  отношению  к  ребенку  или  в  его  присутствии  не  совсем  изысканные  слова,  выражения,  которые  тут же  детьми  перенимаются.   Потом  за  такие  «словечки»,  «фразочки»  их – к  большому  удивлению – наказывают.   «Дети – увеличительные  стекла  зла», - как то  заметил  Л.Н. Толстой.  Неправильные,  грубые  слова  взрослых  они  услышат  быстрее,  чем  вежливые,  так  как  последнее  для  детей  привычнее,  это  норма.  

        Этикет – совокупность  правил  поведения,  касающихся  отношения  к  людям.  Такое  определение  дает  «Словарь  по  этике».  

        Вежливость – способ  применения  этикета.

        Общеизвестно,  что  самое  важное  воспитание  вежливости  у  ребенка - постоянный  добрый  пример.  Взрослые  дают  детям  «модели  поведения»,  демонстрируют  необходимость  в  любой  ситуации  придерживаться  норм  этикета,  быть  вежливыми.  Современный  подход  к  ребенку  как  к  личности,  нуждающийся  в  понимании,  уважении  ее  интересов  и  прав,  делает  проблему  воспитания  вежливости  особенно  актуальной.  Поэтому  очень  важно,  что бы «этикетными»  способами  установления  контактов  с  людьми  владели  в  полном  объеме  как  родители,  так  и  педагоги.  

        В  детском  саду  дети  общаются  друг  с  другом  и  с  педагогами  от   до 12  часов  в  день.  Во  время  общения  происходит  обмен  способами  и  навыками  общения,  умениями  ролевого  речевого   поведения.  Ежеминутно  в  течение  всего  дня  дети  учатся  у  взрослых  и  друг  у  друга  речевому  поведению,  характерным  жестам,  мимике,  словечкам.  Конечно,  этикет - только  одно  из  многочисленных  средств  общения,  особо значимое,  ценное.  Замечено,  что  педагог  часто  учит  не  тому,  что  говорит,  а  как  говорит,  как  общается,  как  относится  к  детям,  коллегам  д.р.  Нередко  воспитатель  требует  вежливости  к  себе,  особого  внимания  к  своим  словам,  но  не  умеет  слушать,  поблагодарить  ребенка  или  извиниться  перед  ним.

        У  этикета  есть  словесные  и  несловесные  средства.  Важно  обучить  детей  всему,  что  связанно  с  этикетом,  но  особо  важно  пополнить  детский  словарь  словесными  средствами.  

        Самых  распространенных  «волшебных  слов»,  которые  всегда  должны  быть  в  «запасе»,  всего  около  тридцати.

        СОВЕТ  ДЛЯ  ПЕДАГОГОВ:  посчитайте  свой  «запас»,  а  потом  детский.  Между  ними  присутствуют  самая  непосредственная,  прямая  зависимость – чем  больше  даешь,  тем  больше  получаешь.  

        Так  что же  мы  отдаем  из  своего  «волшебного  запаса»  в  течение  дня  воспитанникам?  Вспоминаем  и  считаем!

        УТРОМ – «доброе  утро»,  «я рада  тебя  видеть»,  «здравствуй»,  «как  ты  себя  чувствуешь?».

        ЗА  ЗАВТРАКАМ, ОБЕДОМ, УЖИНОМ – «приятного  аппетита»,  «благодарю»,  «спасибо»,  «позволь  за  тобой  поухаживать»,  «все  было  очень  вкусно».

        ВО  ВРЕМЯ  ОБЩЕНИЯ  -  «разреши»,  «будь  добр»,  «пожалуйста», «Извини»,  «позволь»,  «прошу  прощения».

        ПОСЛЕ  ТИХОГО  ЧАСА – «как  спалось?»,  «как  твое  здоровье?».

        ВЕЧЕРОМ – «добрый  вечер», «до свидания», «до завтра»,  «до  встречи»,  «всего  хорошего»,  «всего  доброго».

        Воспитанием  вежливости  педагоги  детского  сада  занимаются  во  время  всех  режимным  моментов,  на  любых  занятиях  и  вне  их.  В  ДОУ  предпочтение  часто  отдается  таким  методам,  как  прямое  объяснение  этикетных  норм,  убеждения,  разъяснение.  Не  умаляя  значения  того  способа,  как  разъяснение  детям  правил  этикетного  поведения  и  необходимости  их  соблюдения,  все же считаю,  что  самым  действенным  способом  воспитания  вежливости  и  речевого  этикета  после  личного  примера  взрослых  является  игра,  особенно  ролевая  и  театрализованная.

Велика  также  роль  художественной  литературы,  которая  дает  образцы  нравственности,  «правильного»  и  «неправильного»  речевого  поведения.  

        Любая  совместная  продуктивная  деятельность  детей  дает  возможность  формировать  положительное  отношение  партнеров,  использовать  правило  речевого  этикета  и  беседовать  при  удобном  случае  на  темы  важности,  полезности  и  необходимости  соблюдения  правил.  



Предварительный просмотр:

НАШИ ДЕТИ ГОВОРЯТ….

о папах

Илья Ш.

Мой папа трудолюбивый. Он меня согревает, как грелка. Когда я вырасту, я хочу быть, как папа, сильным.

Полина А. 

Мой папа сильный, добрый. Папа любит со мной заниматься, мы вместе читаем книги. Папа помогает Семену делать уроки.

Арина Э.

Мой папа самый любимый, сильный, спокойный, добрый. Папа любит смотреть телевизор, играть со мной на компьютере. Папа продает кирпичи. Он много спит по утрам.

Илья З.

 Мой папа храбрый, сильный, смелый. Мы вместе играем в машинки. Папа любит ходить в магазин.

Даша П.

Мой папа добрый. Папа помогает маме мыть посуду. Я читаю папе книги, он помогает мне выполнять школьные уроки. Папа любит смотреть телевизор.

Ксюша М.

Папа мой добрый, ласковый. Папа очень любит маму. Мы с папой ловим рыбу, а потом варим уху. Папа нас катает на машине.

Родион З.

 Мой папа сильный, хороший. Мы с ним играем на компьютере в гонки. Он помогает маме пилить дрова, мыть посуду.

Глеб Ф.

Мой дедушка самый хороший, добрый. Он любит Аню, Георгия, меня, маму, дядю Максима, Полину и бабушку. Мы с дедом играем в шашки, пьем чай, кушаем конфеты.

о мамах

Вова Д. 

Моя мама красивая, хорошая, заботливая, ласковая. Иногда печет. Я люблю, когда мама мне покупает игрушки.

Илья З. 

Моя мама весёлая, хорошая. Покупает мне подарки. Очень люблю, как мама готовит курицу с макаронами.

Глеб Ф.

Моя мама добрая, хорошая, богатая. Мама покупает мне игрушки.

Полина А.

Мамочка моя очень красивая! Она вкусно готовит и любит наряжаться. Мама очень любит папу, братика и меня.

Александра А.

Моя мама добрая, ласковая. Мама приносит из библиотеки книги, и мы вместе читаем. Она покупает мне сладости. А с бабушкой мы вместе пекли пирожки с картошкой. Я люблю свою добрую, милую бабушку.

Ксюша М.

Моя мама ласковая, добрая, нежная, красивая,. Мы с мамой вместе чистим картошку. А с бабушкой кормим уток, кур. Бабушка моя самая добрая.

Ксюша К. Моя мама добрая, ласковая, любимая. Если мамы нет дома, то мне очень скучно и грустно.      



Предварительный просмотр:

Сказки – за безопасность детей

        Устное народное творчество, и прежде всего, сказки - неиссякаемая сокровищница мудрости и фантазии, опыта и наблюдательности. Вобрав в себя исторический опыт многих поколений, фольклор имеет колоссальное воспитательное  значение для ребенка. Сказки - наиболее любимый детьми вид народного творчества. Они помогают формировать  художественный вкус, воспитывать доброе отношение к миру и людям. Но процесс это не простой и не быстрый, тем более что доброта многогранна: это и отзывчивость, и стремление помочь, умение проявить сочувствие. Воспитание доброты начинается с воспитания жалости, сострадания. Детская жалость, сострадание – первая ступенька на долгом пути к человечности. Эти качества могут проявляться по отношению к сверстнику, взрослому, цветку, животному – вообще ко всему живому. Не следует думать, что лишь чтением сказок можно сделать ребенка добрым и отзывчивым. Тем не менее, каждая сказка рождает в его душе такие чувства как участие, волнение, сопереживание.

        Дети сами нуждаются в доброте и ласке, но одновременно они способны щедро и бескорыстно отдавать свою доброту всему живому. Задача взрослых – помочь им сохранить это качество на всю жизнь.

        Размышляя над сказкой, дети учатся определять положительных и отрицательных героев, правильно оценивать их поступки: осуждать коварство, жадность, лживость. Они знают, кто из героев плохой, как помочь обманутому и обиженному, как защитить его.

        У детей хрупкая, ранимая психика, и сказки являются тем универсальным средством, которое позволяет без морального и эмоционального ущерба рассказать им об отрицательном в жизни и проводить параллели с современной действительностью.



Предварительный просмотр:

Уроки доброты

                                                       С детством, полным любви,

можно выдержать всю жизнь.

Песталоцци

        Потребность в родительской любви - не только самая сильная из всех человеческих потребностей, но и самая длительная. Пройдут увлечения, страсти, уйдут в прошлое многие привязанности, но любовь к родителям и необходимость в ответной любви остается с нами до конца наших дней.

        С первых мгновений жизни ребенок развивается как социальное существо, перед которым постоянно раскрывается неведомый мир предметов, человеческих отношений, где главное место занимают его родители, его семья. Поддержка, теплота, уверенность в том, что мама рядом, дают возможность  идти ребенку вперед, не останавливаясь, не бояться. А впереди на жизненном пути появляются и новые друзья, и первая любовь. Кажется, что в этой ситуации мама должна отойти чуть-чуть подальше, что близость теряется. Но это не так. Просто удлинилась связь, которую не всем удается удержать, если близость ребенка и родителей не становится сильнее, более глубинной и опосредованной. Важно, чтобы мама стала внутренним содержанием душевной жизни человека, всем лучшим и добрым, что в нем есть, его совестью. Придет день, когда молодая, уже уверенная и сильная рука ребенка, ставшего взрослым, будет опорой родителям. Счастливы те дети и родители, которые прошли вместе этот путь. Но это удается не всем.

        Как трудно порой нам произнести душевные, добрые слова! Намного легче сказать что-то обидное.

        Традицией стали «Уроки любви и доброты» в нашем детском саду. На «Мамином празднике» я предлагаю мамам и дочкам встать напротив, и, сделав шаг навстречу, произнести ласковое, доброе слово друг другу. Много лет, наблюдая это момент во время праздника, я все время удивлялась тому, насколько непросто было вспомнить и произнести ласковые, добрые слова похвалы, слова выражающие любовь, как дочкам, так и мамам, имеющим более богатый жизненный опыт и словарный запас. Было видно, что мамы испытывают чувство неловкости, скованности. Такое же задание давалось и мальчикам на празднике, посвященном «Дню защитника Отечества». И это задание также оказалось непростым как для детей, так и для их родителей.

Дети этого возраста имеют большую склонность к подражанию. И очень важно, чтобы взрослые, ведущие «уроки доброты», своим поведением, взаимоотношениями, а тем более высказываниями не подавали дурного примера. Родители всегда должны помнить о том, что рядом с ними дети, которые очень внимательно следят за поступками взрослых, прислушиваются и, конечно, подражают им. И, может быть, наступит то время, когда чуткие взаимоотношения между людьми, добрые слова, нравственные поступки будут преобладать, а «школы злословия» закроются навсегда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение коллективных работ по рисованию (лепке, аппликации) для формирования нравственных качеств личности дошкольника

Важным средством эстетического воспитания детей является изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация). Она позволяет детям выразить в рисунках, лепке, аппликациях свое представление об ...

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

Одним из самых актуальных в различных сферах нашего бытия на сегодняшний день, встает вопрос о нравственности и морали каждого человека. Что нужно предпринять, чтобы уберечь сегодняшнее и будущее поко...

Обобщение опыта работы по теме "Формирование экологической культуры старших дошкольников средствами художественной литературы"

Обобщение опыта работы по теме "Формирование экологической культуры старших дошкольников средствами художественной литературы"...

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

Нравственное развитие личности ребенка определяется следующим: знанием норм, привычками поведения, эмоциональным отношением к нравственным нормам и внутренней позицией самого ребенка....

Выступление на педагогическом совете: «Формирование нравственных качеств личности дошкольников в игре» (из опыта работы)

Поскольку ведущим  видом детской деятельности  является игра, то, используя ее разнообразные виды, можно эффективно влиять на формирование всех сторон социальной активности дошкольников:-...

Формирование нравственных качеств личности дошкольников посредством современных образовательных технологий

Аннотация к статье.В статье представлен опыт работы педагога-психолога ДОУ по формированию нравственных качеств личности дошкольников посредством современных образовательных технологий. Материалы данн...