Главные вкладки

    Выступление на педагогическом совете: «Формирование нравственных качеств личности дошкольников в игре» (из опыта работы)
    материал (средняя группа) на тему

    Поскольку ведущим  видом детской деятельности  является игра, то, используя ее разнообразные виды, можно эффективно влиять на формирование всех сторон социальной активности дошкольников:

    -   нравственная активность – проявление доброжелательности в общении с детьми и взрослыми, выражающиеся в сочувствии, сопереживании, сострадании, бережное отношение к окружающим предметам, игровому материалу.

    - коммуникативная активность – желание обмениваться со сверстниками знаниями в процессе игр, общаться друг с другом и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                          «Средняя школа № 40»                                                                                 дошкольное отделение  

    Выступление на педагогическом совете         по теме: «Формирование  нравственных качеств личности дошкольников в игре»

    (из опыта работы)

    Подготовила: Хасанова Г.С.                                                                                                                                                                      

    г. Нижневартовск

     

    Поскольку ведущим  видом детской деятельности  является игра, то, используя ее разнообразные виды, можно эффективно влиять на формирование всех сторон социальной активности дошкольников:

    -   нравственная активность – проявление доброжелательности в общении с детьми и взрослыми, выражающиеся в сочувствии, сопереживании, сострадании, бережное отношение к окружающим предметам, игровому материалу.

    - коммуникативная активность – желание обмениваться со сверстниками знаниями в процессе игр, общаться друг с другом и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения.

    На базе нашего дошкольного образовательного учреждения успешно ведется работа по развитию межличностных качеств ребенка в игровой деятельности, акцентируя внимание педагогов на формирование нравственных основ дошкольников. Над этой проблемой с усердием работает весь наш педагогический коллектив.

    В нашем дошкольном учреждении созданы все условия для формирования нравственных основ дошкольников в игровой деятельности, и, прежде всего, развивающая предметно – пространственная среда:

    - современный игровой материал;

    - съемные панно – картины;

    - ролевые поля;

    - предметы заместители;

    - различные атрибуты к играм;

    - альбомы – насмотренности (тематические);

    - сенсорный материал (природный);

    - различные ширмы;

    - костюмерная;

    - театрально – игровое оборудование;

    - мелкие игрушки для режиссерских игр;

    - элементы костюмов;

    - модули;

    - наборы для профессиональных игр «Маленький доктор», «Парикмахерская» и т.д.

    Исходя из опыта работы с детьми, я пришла к выводу, что наибольшее значение в формировании нравственных качеств личности ребенка имеет соблюдение основных условий, способствующих нравственному воспитанию ребенка в семье  и детском коллективе:

    - Положительный пример взрослых, позитивная психологическая атмосфера семьи и коллектива, где ребенок находится регулярно. Дети усваивают нормы межличностных отношений путем подражания, причем реагируют они не только на слова, а на действия и эмоции, находящихся рядом взрослых. Положительным считается такой нравственный климат, когда взрослые обходятся без криков и шлепков, а смех, поощрения и слова любви звучат гораздо чаще, чем порицания.

    - Наличие в семье и коллективе морального кодекса. Ребенку необходимо знать правила взаимоотношений людей, чтобы по ним вырабатывать нормы своего поведения. Ребенок должен понимать, что можно, что нельзя и почему нельзя, т.е. следовать этим правилам осознанно.

    - Справедливость оценок взрослым поведения ребенка. Если у мамы или педагога плохое настроение и ребенок попросту раздражает взрослого, то в таком случае негативную реакцию на поведение малыша нельзя называть справедливой!

    - Эмоциональная яркость оценок. Если при плохом или хорошем поступке ребенка взрослый высказывает свое мнение одинаково ровным тоном, то ребенку бывает трудно руководствоваться только смыслом высказываний. Эмоциональность оценки, то есть в одном случае восторженный, радостный тон, а в другом – нарочито безрадостный, помогают малышу яснее понять, что хорошо, а что плохо.

    - Выработка поведенческих стереотипов, соответствующих моральным правилам. Важно сознательное соблюдение нравственных принципов, правил. Следовать им нужно не из-за боязни наказания (признак низшего уровня нравственного развития), а поэтому, что их соблюдение помогает избежать конфликтов, улучшает взаимоотношение с окружающими.

    Понимая важность данного направления по нравственному воспитанию дошкольников, была проведена большая работа с педагогическим коллективом.

    Мною был организован и проведен семинар на тему: «Формирование нравственных отношений в игре». К работе семинара подключили воспитателей всех групп, поручив подготовить тот или иной вопрос, сделать анализ необходимой литературы по данному направлению. Темы выступлений были самые различные: «О роли воспитателя в формировании нравственного воспитания», «Сочетание в работе по нравственному  воспитанию разных методов и своеобразие их применение в каждой возрастной группе» и т.д.

    Обсуждение теоретических вопросов сопровождалось просмотром занятий, игр. В ходе обсуждения содержания игр, занятий, были определены  ряд проблем, без решения которых невозможно повысить качество работы по формированию нравственных основ дошкольников.

    Повышению эффективности работы по нравственному воспитанию дошкольников в игровой деятельности способствует и проведение «Недели игры». Очень интересной и эмоционально насыщенной была проведена ролевая игра для воспитателей: «Экспертная оценка игровой деятельности в группе детского сада». В начале деловой игры были распределены роли между воспитателями: дети, родители, воспитатели, методист, эксперт. В общем, играли взрослые, а в игре они  чувствовали себя детьми. В конце игры все участники высказывали свое личное мнение о содержании  игры, о мироощущении в роли ребенка, родителя. Самым же интересным было обсуждение результатов деловой игры, что было трудно, что легко, какие ситуации в данной роли было легче  проигрывать, что мешало игре.  Очень интересно было ощутить себя то в роли ребенка, то родителя. Наиболее ценным в этом мероприятии было то, что воспитатели научились анализировать, более глубже, осознаннее вникать в проблемы детей ми родителей.

    Не менее увлекательно и познавательно было проведение «Круглого стола» для  родителей группы по проблеме нравственного воспитания детей в игровой деятельности. Готовясь к нему, я подобрала много интересных игровых упражнений и тестовых заданий для активизации родителей.   Но родители воспитанников были увлечены, заинтересованы происходящим. Всем хотелось поделиться своими особенными семейными играми и  удивительными историями, секретами воспитания нравственных качеств ребенка в семье.

    Проводила родительское собрание группы по вопросам нравственного воспитания. К собранию готовлю стенды, памятки, выставки в группе, организовываю просмотры открытых занятий и режимных моментов нравственной направленности. В ходе выступлений родителям даю рекомендации по оборудованию игрового уголка в доме, при подборе тем для бесед по нравственному воспитанию. Мною подготовлен цикл бесед для родителей по нравственному воспитанию детей «Учимся быть вежливыми», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Привычка помогать младшим», «Будущие хозяева страны», «Мои любимые книги», «правила вежливости» и т.д.  

    Очень интересным и насыщенным в нашей группе проходит  «День открытых дверей» для родителей, где они в процессе игры видят уровень нравственного воспитания своего ребенка. Родители имеют возможность наблюдать, как дети общаются со сверстниками, их  игровые умения, способность подчинятся общими правилами.

    Последующие беседы с мамами и папами показывают, что одни остаются довольны своими детьми, а некоторым приходится и покраснеть из-за того, что ребенок  был не сдержан, криклив, что кого-то не принимают в игру их же  товарищи.

    На деле были подтверждены слова: «Ребенок проявляет себя в игре таким, каков он есть: один может показать себя коллективистом, хорошим, отзывчивым товарищем, дисциплинированным, умеющим считаться с замыслом большинства, уступать и проявлять инициативу; другой, напротив, эгоистом, задирой, не желающим уступать, претендующим только на ведущие роли».

    Мысль о том, что проведение детей в играх не случайно, а закономерно, я попыталась донести до родителей.

     В ходе обсуждения многие родители говорят о том, что они убедились в необходимости и возможности руководства играми детей, так как наглядно увидели им приемы такого руководства, что они поняли: совсем не смешно, когда взрослый играет на равных с ребенком, это важно и для детей и для родителей.

    После открытого просмотра у родителей интерес к играм детей значительно возрос. В индивидуальных  беседах, многие из которых возникали уже по инициативе родителей, я давала советы о том, над, чем следует поработать, чтобы ребенок проявил в игре только положительные качества, чтобы игра стала эффективным средством нравственного воспитания.  

       В течение проведения «Недели игры» среди родителей распространялись памятки,  рекомендации по воспитанию нравственных качеств ребенка в процессе игры, что способствовало  улучшению взаимоотношений между родителями и детьми, повышению культуру речи и поведения ребенка в общении со сверстниками.

    Тесное сотрудничество с родителями по данному направлению даю свои результаты – родители все чаще обращаются за советом охотнее предлагают свою помощь в оснащении игровой среды, более осознанно относятся к нравственному воспитанию детей.  

    Однако нравственные качества нельзя воспитать, лишь разъясняя ребенку, что хорошо, а что плохо, нельзя научить его быть добрым так же, как научить читать или производить арифметические действия. Малыш может прекрасно знать, что нужно сочувствовать чужой беде, но не сделать даже попытки помочь попавшему в беду, знать, что лгать стыдно, но говорить неправду и т.п. Необходимо, чтобы ребенок с малых лет упражнялся в нравственных поступках в доступной ему деятельности. Поможет здесь игра. В игре дошкольник наиболее самостоятелен: сам выбирает, во что будет играть, действует в соответствии с замыслом и своей фантазией. В творческом характере игры заключено ее воспитательное значение. Насильственное вмешательство в нее взрослого лишает малыша и радости от игры, и интереса к ней, гасит его фантазию. Но это не значит, что взрослые должны полностью устраниться, отказаться от возможности через игру влиять на ребенка. Непосредственное участие взрослых в играх младших дошкольников даже необходимо, так как они не умеют еще использовать игрушки, играть вместе с другими детьми. Так что в этом случае нужен показ игровых действий, помощь в налаживании доброжелательных взаимоотношений со сверстниками в пока еще примитивных играх: посоветовать поделиться или поменяться игрушками; сделав, например, горку из снега, предложить детям поочередно скатывать с нее кукол. Желательно участие взрослых в подвижных играх малышей (салочки, прятки и др.), так как организаторские возможности младших дошкольников незначительны.

            Игры детей среднего дошкольного возраста уже не требуют постоянного участия взрослых, но нельзя совсем не обращать внимания на то, во что и как играют дети. Необходимо присматриваться, каков ребенок в игре: выполняет ли он ведущие роли, является «заводилой» в игре или же всегда на второстепенных, малоинтересных ролях? Необходимо  понять, чем это обусловлено: застенчивостью ребенка, неумением строить игровые взаимоотношения, бедностью его знаний, фантазии или чем-то другим?

    Если ребенок в игре всегда захватывает себе главные роли, лучшие игрушки, не считается с интересами других детей, это должно насторожить взрослых, что в нравственном воспитании ребенка что-то упущено.

    Как относиться к играм детей, в которых они отображают негативные явления окружающей жизни, например играм в «войну», в «пьяных», в «милиционеров и жуликов» и т, п.? Дело тут не в детской испорченности, как иногда думают взрослые, а в том, что игры с подобными сюжетами позволяют ребенку бегать, проявлять ловкость, смелость, переживать острое чувство опасности. Так же дошкольники любят слушать «страшные» истории, сказки именно потому, что, сопереживая, они испытывают те сильные чувства, которые в обыденной жизни им испытывать не приходится.

    Очень важно избегать назидательности в общении с детьми, а строить работу, таким образом, которая предполагает большую речевую активность детей и творческое участие в игре.

    Повышение эффективности игры, как средства воспитания требует комплекса педагогических мер. Я хочу порекомендовать в работе с детьми  два взаимосвязанных этапа руководства.

            Первый (предварительный) этап предполагает ознакомление детей с образцами деятельности и нравственных отношений взрослых, уяснение мотивов нравственного поведения людей и, наконец, практическое освоение детьми некоторых способов реализации своих впечатлений в игре.         Второй этап заключается в опосредствованном руководстве игрой с целью активизации освоения нравственных форм:

    а) с помощью тематических наборов игрушек и дополняющих их предметов создается предметно-игровая среда, соответствующая формируемому у детей интересу к окружающей действительности и деятельности взрослых и позволяющая воплотить их в игре. Это побуждает детей к коллективным играм, в основе которых заключен пример отношений взрослых.

    б) в процессе игры воспитатель акцентирует нравственную сущность отношений детей: ролевых - путем игровых обращений к исполнителям, организационных - путем соблюдения правил коллективной игры;

              в) дети, владеющие высоким уровнем содержательного общения положительно влияют на партнеров.

                Основной путь обогащения игры нравственным содержанием лежит через ознакомление детей с явлениями общественной жизни и воспитание положительного отношения к ним: это прежде всего рассматривание картин, наблюдение за трудом взрослым, чтение художественной литературы, дидактические игры,  обсуждение с детьми проблемных игровых ситуаций и т.д.  

    Воспитанию нравственных качеств ребенка в игровой деятельности способствовали систематически проводимые экскурсии, занятия по ознакомлению с трудом взрослых.

    С этой целью я знакомлю детей с трудом взрослых, организуя экскурсии, где дети ознакомились с профессиями сотрудников детского сада (медицинской сестры, повара, помощника воспитателя, музыкального руководителя, прачки и т.д.). В процессе экскурсий дети знакомятся с различными профессиями, трудом работников детского сада, с их профессиональными действиями, в детях воспитываются чувства признательности и уважение к чужому труду.  

    Тема ознакомления с окружающим «Детский сад» предполагает в дальнейшем развитие игры:  во 2 младшей группе – с ролями воспитателя, помощника воспитателя, повара, врача; в средней - группе медсестры, музыкального руководителя.  Отображая деятельность этих детей, заботящихся о воспитанниках детского сада, дошкольники строят сюжет на основе личного опыта, обогащенного и упорядоченного систематическим ознакомлением с повседневным трудом людей.

    Некоторые экскурсии, например в магазин, в парикмахерскую предлагаю осуществить родителям. К каждой экскурсии разрабатываю вопросы, которые заставляют детей осознавать увиденное. В процессе экскурсий включаю детей в активную деятельность. Например, в медицинском кабинете медсестра нескольким детям ставит градусники, некоторых прослушивает фонендоскопом, осмотрела горлышко, другим измерила вес, рост. В конце посещения всем детям дала витамины. Наблюдения строили так, чтобы в центре внимания был человек, осуществляющий трудовую деятельность. Например, наблюдая с детьми работу повара, обращаю внимание на то, как работает повар, какими предметами он пользуется, т.е. внимание детей переключилось на игровые действия, связанные с ролью, на взаимоотношениях с сотрудниками.

    После каждой экскурсии провожу беседу, во время которой дополняются и закрепляются полученные детьми сведения. В беседе отмечаем характерные черты личности человека той или иной профессии, для чего им необходимо те или иные качества, а также обращаю внимание детей на взаимодействие и общение людей разных профессий.  В дальнейшем это помогает более выразительно придумывать ролевые образы в играх.

    Хорошим дополнением к экскурсии являются наблюдение, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание картин, дидактические игры, которые способствуют обогащению игрового опыта, активизации познавательных интересов детей.

    С учетом актуальности  проблемы формирования нравственных качеств у дошкольников, мною разработаны игровые проблемные ситуации по ознакомлению с окружающим и дальнейшего развития игры влияющие не только на замысел игры, но и способствующие нравственному воспитанию детей. Например, в игре «Семья»  я укладывая кукол спать, преднамеренно небрежно укрываю их. Ребята должны это заметить  и позаботиться  о «дочках». Необходимо всегда вызывать заботливое отношение к куклам, персонажам игры. Иначе игра лишается воспитательного значения. Если ребята невнимательны, следует естественно переключить их на разыгрывание нового эпизода, например при помощи игрового обращения: кукла жалуется, что ей холодно, неуютно. Такой прием  побуждает ребенка потеплее  укрыть ее заботливо подвернуть одеяло. Использование приемка игрового  обращения налаживает деловое взаимопонимание между играющими.  

    С помощью игровых обращений активизируется формируемые у детей нравственные отношения  и пополняется развиваемый сюжет игры. Игровые обращения я также использую для создания проблемных ситуаций. Это помогает испытать устойчивость формируемых у детей нравственных отношений. Например: во время игры, когда дети кормили куклу завтраком, Вова заметил на ее руке царапину.

    Вова:  У куклы Алены царапина на руке и течет кровь.

    Воспитатель: Там небольшая царапина, ничего страшного.  

    Дети забеспокоились, каждый предлагал свою помощь (отвести куклу к медицинской сестре, перевязать руку, вызвать скорую помощь и так далее). Как видно из примера, дети проявляют сострадания к кукле, очень переживают за нее. Таким образом можно отметить, что использование приема игрового обращения позволяет целенаправленно упражнять детей в нравственных поступках, повышают педагогическую эффективность игры под влиянием систематической активизации нравственных отношен в игре наступает изменение и личных отношениях детей    

    Свойственная дошкольникам ориентация на образ взрослого как на образец дает педагогу основание создать у детей, во – первых, интерес к труду людей разных профессий, во – вторых, рассказать о людях, достойных подражания. Наиболее привлекательные образцы в познавательном, моральном, эмоциональном плане дети будут реализовывать в своей деятельности.

    В процессе игры я стараюсь включать различные игровые ситуации, побуждающих детей к сближению друг с другом и педагогом на основе сопереживания  и самой ситуации и ее участникам, причем не только тем событием, которые требует сочувствия и участия, но и радостным, веселым событием. Содержание проводимых мною сюжетно – ролевых игр предусматривает формирование у детей знаний и умений, необходимых для доброжелательного общения, воспитания хороших манер, нравственных качеств личности дошкольника. В ходе сюжетно – ролевых игр я стремлюсь быть образцом подражания для детей, воспитывая в них доброжелательность, познавательную активность, организованность, дисциплинированность, коммуникабельность, позитивное отношение к другим людям, умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами  и т.п.  

    Очень часто в ходе игровой деятельности я слышу жалобы играющих «А Саша у меня игрушки забрал», «А Коля  сломал мой домик» и т.д.

    Воспитывать доброжелательное общение детей в играх надо не тогда, когда разгораются споры между детьми, а заранее, как бы предотвращая возможность появления этих споров.

    Известно, что некоторые дети, играя, часто делают нарушения, другие же перенимают такой опыт общения, считая его единственно возможным в достижении своих целей - получить роль, игрушку. Говорить ребенку: «Не играй с Сашей, потому что он драчун» малоэффективно, Саша ему нравится, и он будет с ним играть. Но как же уберечь детей от негативного влияния нарушителей правил поведения, а агрессивных ребят заставить изменить свои действия? Одними увещеваниями и воспитательными беседами справедливости в отношениях детей достичь трудно. Нужно сделать нарушителей порядка активными помощниками педагога, особенно в играх, научить их соблюдать правила, видеть те нарушения, которые допускаются другими детьми, составлять на этой основе мнение о поступках сверстников и таким образом влиять сообща на поведение каждого члена группы.          

    Прежде всего, я обратила внимание ребят на наиболее частые причины, по которым возникают ссоры. Ссоры из-за распределения ролей, игрушек, выбора темы игры, ее сюжета, нарушения общепринятых норм поведения в процессе игры, неумения разобраться в возникших конфликтах самостоятельно. Учитывая, что хорошие и плохие поступки видны со стороны, я составила рассказы об играх в детском саду, где ярко показаны ситуации нарушения нравственных норм детьми. Все  игровые ситуации  были понятны детям,  т.к. в подобных ситуациях им приходилось бывать часто. В тоже время я тактично затрагивала поведение конкретных ребят, которые обижали товарищей, вели себя не допустимо. Кроме того, рассказ давал образец для подражания к положительным поступкам, ведь многие эти проблемы возникают в течение дня во время игр детей. В игре дети упражняются, закрепляют правила, с которыми только что познакомились, наблюдают, как их выполняют другие дети в игре.          

    В основном каждый ребенок стремится соблюдать правила (кому хочется быть похожим на отрицательных персонажей рассказа). После игры мы обязательно беседовали, о том, как играли, кто правильно поступал, с кем приятно играть, а с кем выходят только ссоры. Мы с детьми выясняли причину, почему это происходит. С каждым днем игры ребят становились интереснее, познавательнее, повышался общий  нравственный уровень отношения детей. Тексты рассказов, которые я использовала в своей работе предлагались детям постепенно, по мере осознания правил и их усвоения.    

    Следует отметить, что после цикла бесед на этические темы, чтения и обсуждения художественных произведений, рассматривания альбомов насмотренности (любимые игрушки, моя группа, любимые игры и т.д.), просмотра театрализованных представлений на нравственную тематику дети стали более воспитаннее, организованнее, доброжелательнее, улучшился психологический климат группы.  

    Системная работа по этому направлению с включением комплекса мероприятий позволило помочь детям освоить нравственные нормы общения между детьми и придерживаться необходимых правил поведения в игровой деятельности.

    Учитывая важность и педагогическую ценность работы по нравственному воспитанию детей в игровой деятельности, на базе  нашего дошкольного образовательного учреждения неоднократно организовывалось городское методическое объединение по игровой деятельности, где я выступала по темам: «Руководство игровой деятельностью»,  «Формирование нравственных качеств личности ребенка в игре».

    Преимущество сюжетно – ролевых игр в нравственном воспитании дошкольников, прежде всего в том, что данная игра является активной формой экспериментального поведения и, следовательно, обладает мощным социализирующим эффектом. Воспитывающий потенциал сюжетно-ролевой игры заключается еще и в том, что в дошкольном возрасте на первый план  для детей выступает не столько функциональное исполнение роли, сколько ее личностные характеристики.  

    Таким образом, можно отметить, что для нравственного воспитания детей в один из самых ответственных периодов жизни ребенка, необходимо комплексное внимание к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса, хорошо продуманная система работы педагогов дошкольного образовательного учреждения, тесное сотрудничество с родителями.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление на педагогическом совете Тема: Формирование у дошкольников младшего возраста основ гендерного воспитания.

    В настоящее время центральным направлением в педагогике является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, ва...

    Выступление на педагогическом совете Тема: Формирование у дошкольников младшего возраста основ гендерного воспитания.

    В настоящее время центральным направлением в педагогике является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребен...

    ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ "СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

    Совершенствование коммуникативных умений дошкольников посредством театрализованной деятельности ...

    Выступление на педагогическом совете: «Экологическое воспитание старших дошкольников в работе с родителями»

    В современном мире экологические проблемы приобрели первостепенное значе­ние. И очень остро встала задача экологического образования населения.Решая вопросы экологического воспитания дошкольников, пед...

    Выступление на педагогическом совете «Формирование творческой личности»

    Выступление на педагогическом совете «Формирование творческой личности» Сегодня, в ХХI веке, человечество столкнулось с нарастанием самых различных кризисов – экологического, информа...