Выступление на педагогическом совете: «Технологии позитивной социализации ребенка дошкольного возраста» (Из опыта работы)
консультация

Будайчиева Рема Джавидовна

Сообщение из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologii_pozitivnoy_sotsializatsii.docx29.48 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Технологии позитивной социализации ребенка дошкольного возраста»

(Из опыта работы)

«Ввести ребенка в мир человеческих отношений - одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста»
                                                                                                                     В. А. Сухомлинский.

В последнее время проблема социального развития ребенка особенно актуальна, т.к. одной из целевых установок Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.

Позитивная социализация — это умение ребенка взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.

Позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства осуществляется не только благодаря организации целенаправленного развития и воспитания, но и социализации ребенка в процессе жизнедеятельности.

Цель позитивной социализации — освоение дошкольниками первоначальных представлений социального характера и включение их в систему социальных отношений общества.

Ребенок должен чувствовать себя в ДОУ уверенным, защищенным, счастливым, убежденным в том, что его любят, удовлетворяют его разумные потребности. Детский сад – это его дом, поэтому он хорошо знает помещение, свободно и самостоятельно ориентируется в этом пространстве.

В своей работе мы особое внимание уделяем организации и стилю воспитательной работы, так как именно этот процесс – база и показатель успешности решения задач по социальному развитию.

Процесс позитивной социализации личности ребенка  сочетается с такими видами детской деятельности как двигательная, игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная, художественно-эстетическая.

В своей работе мы используем следующие традиционные и нетрадиционные формы и методы реализации задач по позитивной социализации дошкольника: это игра, наблюдение, беседы-обсуждения из личного опыта, экспериментирование, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность, моделирование, речевые ситуации, социальные акции, игры- путешествия, игры-эксперименты, интерактивные технологии и многие другие.

Предлагаем различные игровые ситуации, которые формируют у дошкольников умение выстраивать свое поведение и деятельность в соответствии с социальными нормами и правилами общества. Например: культурное поведение в общественных местах,  театре, библиотеке, музее, магазине и т.д.

Обсуждаем и решаем различные проблемные ситуации, которые пробуждают инициативу, самостоятельность, отзывчивость детей, готовность искать правильное решение. Детьми усваиваются модели социальных отношений, а именно практической помощи, активного проявления внимания, заботы об окружающих. Ситуации на транспорте, с огнем, на улице, с водой, в лесу. Например: дети получают  письмо из леса о том, что там появились люди, которые ломают молодые деревья, ветки, рвут цветы. Задача детей  предложить пути решения проблемы.

С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий показываем детям образцы социально приемлемого поведения.  Например: − картинки с правилами дорожного движения;  сюжетные картинки на различные нравственно-этические темы, используем персонажи настольного или пальчикового театра, при помощи которых разыгрываем ситуации, где ребенку необходимо разобраться и получить представление о правильном поведении.

Также создаем ситуации, обращенные к личному опыту ребенка. Например: готовим пособия для занятий (вырезаем, клеим),  наводим порядок в игровых уголках, поливаем растения в уголке природы, а летом на клумбе, поможем найти потерянную вещь.

Творческие ситуации. В игровой, театральной, художественно-изобразительной, музыкальной деятельности формируются позитивные установки к различным видам творчества. Например: делаем поделки, коллажи, открытки на праздники для бабушек, дедушек, пап и мам, оформляем тематические выставки.

С помощью игрового оборудования создаем условия для игр-путешествий, приближенную к реальной, дети с удовольствием знакомятся с окружающим миром, отгадывают загадки, учатся культуре поведения.

Такие методы, как игры-эксперименты, проектная деятельность, позволяют ребенку включиться в определенную систему получения знаний и ведут к появлению новых типов отношений между ребенком и социальным окружением. В этом учебном году мы реализовываем проект по финансовой грамотности «Юный финансист», по развитию связной речи  «Говорушечка», для приобщения к истокам Русской народной культуры, её наследию, воспитание патриотизма проект «Русская изба», различные тематические краткосрочные проекты.  На данный момент особое внимание уделяем воспитанию любви  к природе и реализации проекта «Эколята-дошколята», с целью дальнейшего внедрения волонтерского движения «Эколята»

Еще одна очень эффективная форма позитивной социализации, это социальные акции, которые способствуют развитию нравственных и личностных качеств дошкольников, создают условия для творческой самореализации ребенка. Эта технология позволяет объединить педагогов, родителей и детей в единый коллектив, для участия в благотворительных акциях, формируя активную социальную позицию у всех членов сообщества.

В процессе проведения акции дети открывают для себя новые знания, делают выводы, приобретают социальный опыт взаимодействия с окружающим миром. Наши дети участвовали в таких акциях как: «Окна Победы», «Новогодние окна», в сборе макулатуры «БумБатл», «Добрые крышечки» ( которая еще продолжается) и т.д.

 Следующая современная технология – эта «Рефлексивный круг», позволяющая стимулировать речевую активность дошкольников, мыслительные возможности, помогает детям высказывать предположения, делать простейшие выводы, учит излагать свои мысли понятно для окружающих, развивает самостоятельность суждений. Садимся с детьми в круг на ковре или за круглый стол и обсуждаем волнующие нас темы. Например: планируем, чем мы сегодня будем заниматься, что интересного произошло у нас в группе вчера, разрешить конфликтные ситуации, почему не удается соблюдать правила в группе.

Последнее время все меньше уделяется  внимание нравственно-духовным ценностям: доброте, заботе, вниманию, взаимовыручке,  взаимопомощи. Чтобы дети стремились быть добрее  внимательнее друг к другу, проявляли заботу к ближним, приносили пользу окружающим,  был создан уголок «Дерево добрых дел». Где каждый ребенок может активно проявить себя и наглядно увидеть накопления своих личных «добрых дел».

Также у нас существует традиция «Шарик пожеланий для именинника», целью, которой является  укрепление дружеских отношений детей,  вызывать положительные эмоции у детей, подчеркнуть значимость каждого ребенка в группе, создать праздничную атмосферу, передать чувство праздника всем детям. На шарике пожеланий мы рисуем сердечко, записываем пожелание каждого ребенка и вручаем имениннику. И конечно же исполняем традиционный «Каравай», раздача сладких угощений и совместное фото на память.

Для достижения целей и задач позитивной социализации активно применяем новые интерактивные методы и технологии. Применение компьютерной техники и информационных технологий позволяет  повышать мотивацию детей к занятиям, обучать их сотрудничеству и новым формам общения друг с другом и педагогами, формировать осознанную оценку ребёнком своих достижений, поддерживать положительное эмоциональное состояние ребёнка в процессе занятий.

Электронные образовательные ресурсы с недавних пор прочно вошли в образовательный процесс. Для реализации учебных задач, с целью повышения качества образования,  в дошкольных учреждениях, школах используется дистанционная форма обучения. И наша задача познакомить детей с такой формой обучения. Дети нашей группы зарегистрированы на электронной образовательной онлайн-платформе Учи.ру.

Одно из важных направлений в деятельности детского сада – работа с родителями, важную роль в этом направлении также играет использование интерактивных технологий. Официальный сайт детского сада, дает возможность родителям оперативного получения информации о жизни детского сада. Также мы создали свои сайты, личные странички, сообщества, группы,  где делимся информацией о своей профессиональной деятельности, мероприятиях, организованных в детском саду, что в свою очередь позволяет родителям участвовать в жизни группы, получать информацию в форме объявлений. Это очень актуально, так как в настоящее время родители торопятся и не всегда успевают ознакомиться с информацией, размещенной в уголке для родителей. А дома вместе с ребенком интересно заглянуть на сайт детского сада, посмотреть новые фотографии, узнать о прошедших событиях, получить консультацию, быть в курсе событий группы и детского сада в целом. В результате родители внимательнее прислушиваются к советам педагогов, активнее участвуют в групповых проектах и мероприятиях.

Немножко хочу рассказать о предметно-развивающей среде нашей группы. В нашей группе выделены места не только для уединения – одному порисовать, посмотреть книгу, подумать, помечтать, но и для коллективных игр, занятий, опытов, труда.

Для реализации задач развития детей средствами занимательного материала, в группе оформлен математический уголок. В уголке имеется разнообразный занимательный материал для того, чтобы каждый из детей смог выбрать игру для себя.

С целью обучения детей безопасному поведению на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в группе, оборудован уголок безопасности, где собран наглядный, игровой материал, дидактические игры по правилам дорожного движения. Детям очень нравится создавать разные ситуации и обыгрывать их.

Уголок природы. Здесь мы создаём условия для наблюдения за комнатными растениями, учим детей правильному уходу за ними.

Уголок творчества.  Здесь дети лепят и рисуют, как правило, за столами, взяв из уголка необходимые материалы. В уголке находятся разнообразные материалы и инструменты для самостоятельно творчества.

Театральный уголок. Театральный и речевой уголки у нас объединены в одном центре.  В уголке есть предметные и сюжетные картинки, дидактические игры. Материалы для групповой и индивидуальной работы. Различные виды тетра: настольный, пальчиковый, теневой, маски и куклы «Би-ба-бо».

Музыкальный уголок. Здесь собраны детские  музыкальные инструменты.  Дети могут познакомиться с различными видами музыкальных инструментов, попробовать сыграть самим.

С целью создания условий, способствующих воспитанию патриотизма у детей, гордости за свой родной край и любви к Родине, в группе оборудован патриотический уголок «Моя Родина - Россия». Здесь имеются Государственная символика (флаг, герб, текст гимна), портрет президента, карта страны, глобус, куклы в национальных костюмах, тематические папки с иллюстрациями, дидактические игры по теме, фотографии, литература и т.д.

К числу наиболее актуальных проблем относится формирование у детей патриотических чувств и развитие духовности. Сейчас, с возвращением к нам национальной памяти, всё больше надо знать о русской культуре, обычаях и традициях, о том, как  раньше жили, во что одевались, как отмечали праздники. Мы должны знать сами и знакомить детей. Поэтому у нас в группе создан мини-музей «Русская изба». В избе есть и русская печь, и домашняя утварь: ухват, самовар, глиняная посуда, стол с лавками и много разной утвари.

Тематический уголок для сюжетно-ролевых игр. В совместной деятельности  проводим с детьми разнообразные формы игр: сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, игры-наблюдения, активизирующие самостоятельность и инициативу ребенка, его творческие способности. Здесь имеются мини уголки: «Больница», «Гараж», «Кухня»,  «Юный мастер» и т.д.   В свободное время дети играют в игры по желанию. В группе в сводном доступе имеется альбом с подробными схемами основных сюжетно-ролевых игр, для того, чтобы дети сами самостоятельно смогли организовать и развивать сюжет игры.

Уголок «Мы дежурим». Важной задачей организации дежурства является – формирование у детей ответственности за порученное дело, стремление работать на пользу коллектива, привычки к систематическому выполнению обязанностей. Воспитывать у детей эти качества можно только при регулярном их участии в труде. Дежурные в течении дня помогают помощнику воспитателя в сервировке столов, подготовке к занятиям.

Спортивный уголок. В нем имеются оборудование для индивидуальных занятий, для корригирующей гимнастики, материал для подвижных игр. Также в группе оформлен стол для нейро- гимнастики, где дети совместно с нами и самостоятельно любят заниматься, как под музыку, так и без.

Для эмоционального благополучия детей, мы обустроили особое место это «Уголок уединения». Здесь ребенок может побыть наедине с собой, расслабиться, выплеснуть негативные эмоции.

Также в группе созданы уголки: «Юный исследователь», «Уголок конструирования», «Библиотека», «Юный шахматист», « Уголок настольных игр», «Умелые ручки» для творческих работ детей, «Салон красоты». На данный момент наш уголок опустел, после проверок, но в ближайшее время планируем вернуть все необходимые атрибуты.

Немаловажным моментом в оформлении группового помещения является информационные уголки для родителей.

В целом в группе царит обстановка занятости, содержательного общения, исследования, творчества, радости. Вместе с детьми мы обустраиваем свою группу, они помогают, скажем, изготовлять пособия, игрушки, встречать и провожать гостей.

В перспективе мы планируем продолжить обогащать предметно — развивающую среду в группе, активно включать родителей в социальное пространство ДОУ, как полноправных субъектов образовательного процесса через проведение совместных мероприятий, акций,  волонтерскую деятельность и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практика "Жизненные навыки для дошкольников. Занятия – путешествия" практика-технология позитивной социализации детей дошкольного возраста

quot;Жизненные навыки для дошкольников. Занятия – путешествия" практика-технология позитивной социализации детей дошкольного возраста...

Выступление на педагогическом совете: "Технологии позитивной социализации ребенка дошкольного возраста"

Доклад "Технологии позитивной социализации ребенка дошкольного возраста" (из опыта работы)...

Технология позитивной социализации детей дошкольного возраста с ОВЗ Н.П. Гришаевой

Н.П. Гришаева указывая на важность социализации дошкольников обращает внимание на то, что новой задачей дошкольной группы становится организация дружественного социума для развития социальных навыков ...

Статья: "Инновационные образовательные технологии позитивной социализации детей дошкольного возраста"

В статье описаны новые технологии социализации ребёнка дошкольного возраста, которые позволяют эффективно формировать и развивать у него качества, необходимые не только для успешной адаптации и обучен...