Технология позитивной социализации детей дошкольного возраста с ОВЗ Н.П. Гришаевой
презентация к уроку по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Низамова Дильбар Галимовна

Н.П. Гришаева указывая на важность социализации дошкольников обращает внимание на то, что новой задачей дошкольной группы становится организация дружественного социума для развития социальных навыков у дошкольников, и предложенные ею технологии позволяют изменить образовательный процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_smo.docx29.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад « Северная сказка»

Технология

позитивной социализации

детей дошкольного возраста с ОВЗ

Н.П. Гришаевой

Воспитатель Низамова Д.Г

Новый Уренгой, 2022

Слайд 2

Н.П. Гришаева указывая на важность социализации дошкольников обращает внимание на то, что новой задачей дошкольной группы становится организация дружественного социума для развития социальных навыков у дошкольников, и предложенные ею технологии позволяют изменить образовательный процесс.

Не большое отступление: группа уникальна по своему составу: 16 мальчиков, 3 ребенка нормы, остальные с ТНР,  из которых 2 инвалида (один из них с ДЦП с кратковременным посещением детского сада, группы).

 В течение учебного года в группе осуществлялась деятельность с использованием данной технологии. Были освоены и внедрены  элементы таких технологий  как:  рефлексивный круг, проблемная ситуация, социальная акция, ситуация месяца, развивающее обучение, технология включения родителей в образовательный процесс.

Слайд 5  

Технология «утренний и вечерний круг» позволяет на    должном уровне преодолевать назревшие трудности у детей с заниженной самооценкой, робостью, застенчивостью в контактах со сверстниками и малознакомыми людьми. «Серые», незаметные вдруг выходят в лидеры, становятся звёздами группы. Мальчик, мама которого долго сомневалась, стоит ли ребенка оставлять в нашей группе, где нет его друзей, стал одним из лидеров, помощником педагогов.    

«Рефлексивный круг» — это технология, позволяющая стимулировать речевую интенцию дошкольников с речевыми нарушениями, мыслительные возможности таких детей.  Круг способствует совершенствованию речи как средства общения, помогает детям высказывать предположения, делать простейшие выводы, учит излагать свои мысли понятно для окружающих, развивает самостоятельность суждений.

Каждый «круг» заканчивается технологией «К родителям через детей», по которой дети должны дома задавать вопросы своим родителям по теме прошедшего «круга». Примечательна  беседа о любимой еде детей. Был задан вопрос о любимой еде в семье, любимом блюде мамы или папы. Вопрос детей застал врасплох, за малым исключением. То есть, в современных семьях все больше прослеживается культ детей, наблюдается детоцентричность семьи.

Слайд 6

Технологии «Развивающее общение»  принадлежит ведущая роль в развитии саморегуляции поведения детей, поскольку она позволяет если не полностью, то в большей степени самому ребёнку решать свои проблемы, найти решения в конфликтных ситуациях, которые постоянно возникают в общении детей всех возрастных групп.

Конфликты — неотъемлемая часть человеческой жизни. То, как мы научаемся разрешать их в детстве, обусловливает стратегии нашего поведения и во взрослой жизни. Либо мы стремимся избегать трудностей, искать более лёгкие, обходные пути, молчать и сдерживать свою ярость, либо мы встречаемся с проблемой лицом к лицу, ищем разумный выход, повышаем свою самооценку и завоёвываем уважение в коллективе.

       Есть ли смысл обучать детей детсадовского возраста самостоятельному решению конфликтов или же на этом этапе развития достаточно вмешательства воспитателя или родителей? Следующие факты говорят в пользу обучения.

 Во-первых, самостоятельное решение конфликтов детьми значительно разгружает взрослого, которому в этом случае не требуется исполнять роль судьи, а достаточно занимать более комфортную позицию помощника.

Во-вторых, когда дети осваивают технологию решения конфликтов, ответственность за происходящее и случившееся ложится на самих детей, что в свою очередь ведёт к большей самостоятельности каждого отдельного ребёнка, а значит, к развитию саморегуляции поведения.

В-третьих, новые навыки конструктивного поведения понижают степень конфликтности группы в целом.

В-четвёртых, обучение данному навыку повышает самооценку детей, что позволяет им чувствовать себя более уверенно в общении со сверстниками и в жизни, а, значит, уровень эмоциональной защищённости ребёнка растёт.

Во многом этому способствуют «правила жизни» в группе. И это неотъемлемая часть технологии.

Разберем наши правила, которые устанавливались в течение этого года:

  • Если ребенок построил, сконструировал  что – то, то другой ребенок не имеет права разрушить   (детям важно осознавать ценность создаваемого продукта)
  • «Один за всех и все за одного» Дети понимают, что есть созависимость от действий кого – либо из них и начинают выстраивать тактику конструктивного поведения.
  •  «Правило двух» (дети всегда ищут уединения и возможности побыть одним, нельзя нарушать зону комфорта)
  • «Минута тишины» при нарушениях правил.

Главное при овладении технологией «Развивающее общение» — соблюдать следующие принципы.

1. Принимать все чувства ребёнка.

2. Прояснять эти чувства для осознания их ребёнком.

3. Не принимать отдельные действия ребёнка, ведущие к нарушению эмоционального и физического благополучия детей и взрослых, например: «Я не могу позволить тебе так поступать, потому что у нас есть правило…» И это важно, иначе дети начинают выдвигать версии: почему можно другому.

4. Говорить ребёнку о своих чувствах, используя «Я-сообщение».

5. Вводить правила жизни в группе, разработанные совместно с детьми.

6. Хвалить ребёнка за сделанную работу через её описание: « Машина получилась как настоящая», «Какой порядок у тебя в шкафу»

7. Не давать ребёнку готовых рецептов, а говорить: «А как ты думаешь?..».

8. Постоянно поддерживать позитивную инициативу ребёнка. И со временем многие дети становятся активными, появляется здоровое соперничество.

9. Стараться в любом режимном моменте предоставить ребёнку возможность выбора.

Что стало с нашими  детьми после шести месяцев применения этой технологии? Мальчики начинают сами в такой же манере общаться друг с другом и взрослыми. Существенно, в 2—3 раза, понизился  уровень агрессивности в общении детей. Дети сами предлагают альтернативные пути решения. Например, входя в лифт распределяют, кто будет нажимать кнопку при входе и внутри.

Значительно чаще дети обращаются к воспитателю за советом, предложением, а не только с жалобой. И что примечательно -  жалоб почти не стало,  что существенно повысило эмоциональный комфорт в общении и способствовало эмоциональной защищённости каждого ребёнка. Развитие саморегуляции — одна из центральных линий развития детей. Этому способствуют и «самостоятельные» перемещения по детскому саду со сменой ведущего, на которого возлагается ответственность за поддержания порядка среди детей. Есть славная страничка у нас «Удивитесь нам!»- когда идем на занятие к учителю –логопеду и стараемся пройти в кабинет «незаметно»

Слайд 10

Проблемная ситуация

Это создание реальной ситуации, максимально приближенной к жизни.

В нашей группе не нужно намеренно создавать эти ситуации. Ситуации порой могут быть порой эмоционально напряжёнными, но посильными для нашей возрастной группы.

Группу посещает ребенок с ДЦП. Его первое появление в группе доставило детям  психологический  дискомфорт, так  как ребенок  первое время  просто ломал детские постройки и дети стали намеренно прятать  игрушки. Некоторые дети физически блокировали действия Романа.

Постепенно, не сразу, но дети приняли Романа и сейчас, насколько это возможно, принимают его в игру, даже если это на уровне манипуляторных действий с игрушками. Детям стало интересно, чем занимается Рома дома, как он посещает бассейн…И Рома стал тянуться к мальчикам, становится сопричастным к событиям в группе, будь –то утренник, занятие, прием пищи.

Важно было донести детям доступными способами, что толерантная личность:

  • доброжелательна
  • направлена на взаимодействие
  • способна понять и принять
  • любознательна и чутка
  • снисходительна.

Быть терпимым друг к другу — далеко не просто. Дух нетерпимости всегда существовал в обществе. Предметом нетерпимости могут выступать различные  особенности детей. В группе есть еще один мальчик, который в силу своих особых возможностей развития на фоне тяжелых нарушений в речи не всегда принимает адекватную поведенческую линию в общении как со взрослыми, так и с детьми.

И детям приходится использовать разные тактики взаимодействия с ним. Георгий, который стал объектом насмешек этого мальчика, после многократных бесед с ним, смог дать отпор сказав: «Не трогай меня!»

При условиях, если родители непоследовательны в воспитании, у ребёнка может сформироваться определённая модель поведения. Например, когда родители сегодня говорят одно, а завтра — вовсе другое, ребёнок будет растерян, озлоблен на окружающих и агрессивен — причём, и в отношении к родителям. Есть в группе и такой ребенок. И дети понимают, что в одночасье ему другим не стать и, несмотря, на многочисленные обиды с его стороны, всегда проявляют доброжелательное отношение к нему. Нет, не уступают ему, ни в коем случае, а именно пытаются дать оценку его поведению.

Толерантным ребёнка нельзя сделать в одночасье. Толерантность — это постепенный педагогический труд.

И тем радостней проживаются маленькие удачи, когда видишь, что остальные дети принимают их и проявляют терпимость, снисходительность находят положительные моменты в общении с ними. Такие дети не становятся изгоями в группе.  Есть у нас маленькая традиция: «чтение мысленных желаний». Если раньше в них прослеживалась материальная составляющая, то на данном этапе – это мысленные желания о здоровье близких… Отдельно хочется отметить наше участие в социальной акции «Добрые крышечки» является для детей адресным – чтобы не болели ножки у Романа, начал говорить Елисей.

Базой, фундаментом развития социальных навыков у ребёнка служит развитие у него саморегуляции поведения. Разнообразие видов деятельности, которые осваивает дошкольник, объединяет одно — в них формируется важнейшее личностное новообразование этого возраста — произвольная регуляция поведения и деятельности, способность к самоконтролю и эти технологии способствуют этому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Позитивная социализация детей дошкольного возраста посредством воспитания экологической культуры с использованием современный инновационных технологий

Презентация "Позитивная социализация детей дошкольного возраста посредством воспитания экологической культурыс использованием современный инновационных технологий"...

Практика "Жизненные навыки для дошкольников. Занятия – путешествия" практика-технология позитивной социализации детей дошкольного возраста

quot;Жизненные навыки для дошкольников. Занятия – путешествия" практика-технология позитивной социализации детей дошкольного возраста...

Выступление на педагогическом совете: "Технологии позитивной социализации ребенка дошкольного возраста"

Доклад "Технологии позитивной социализации ребенка дошкольного возраста" (из опыта работы)...

Статья: "Инновационные образовательные технологии позитивной социализации детей дошкольного возраста"

В статье описаны новые технологии социализации ребёнка дошкольного возраста, которые позволяют эффективно формировать и развивать у него качества, необходимые не только для успешной адаптации и обучен...

«Позитивная социализация детей дошкольного возраста средствами современных технологий»

Игры наиболее близки и естественны для дошкольников. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие.Помогают ...