«Позитивная социализация детей дошкольного возраста средствами современных технологий»
материал (старшая группа)

Игры наиболее близки и естественны для дошкольников. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие.Помогают в этом использование различных игровых технологий, в том числе социоигровая, которую я использую в работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kulagina_yu.a.docx29.09 КБ

Предварительный просмотр:

Представление опыта работы на тему:

 «Позитивная социализация детей дошкольного возраста средствами современных технологий»

Выполнил воспитатель

высшей квалификационной категории

Кулагина Ю.А.

Звенигород,2022г.

        Дошкольное детство-это уникальный период в жизни каждого человека, в процессе которого формируется здоровье и развитие личности. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, важно способствовать его дальнейшему развитию. В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, которая заключается во взаимодействии с окружающим миром.

Игры наиболее близки и естественны для дошкольников. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие.Помогают в этом использование различных игровых технологий, в том числе социоигровая, которую я использую в работе.

Основная идея социоигровой технологии  организация самостоятельной деятельности детей, кoторойребенок хочет заниматься и в которой он делает, слушает, смотрит и говорит.Она ориентирует на поиск способов общения с детьми, когда создаётся ситуация доверия и взаимотворчества,позволяющая включаться в процесс эффективного обучения чему-либо.

 «Надо не учить, а налаживать ситуацию, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственном опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения» (В.М. Букатов).

Какой же результат я хотела получить?

  • Дети научатся эффективно общаться
  • Сделать образовательный процесс увлекательным
  • Развитие у детей самостоятельности, творческой активности

Основатели социо-игровой технологии - Е.Е. Шулешко, А.П.Ершова, В.М. Букатов вывели следующие законы общения:

  • не унижайте ребенка, не оскорбляйте его;
  • умейте найти ошибку и имейте смелость признать ее;
  • будьте взаимно вежливыми, терпимыми и сдержанными;
  • относитесь к неудаче как к очередному опыту в познании;
  • поддержите, помогите подняться и победить;
  • задувая чужую свечу, мы не желаем свою ярче;
  • не возносите себя над другимивозносите ближнего;
  • дети фантазеры: не верьте им на слово, но не оставляйте без внимания их проблему.

Цель применения социоигровых технологий в развитии дошкольников — организация самостоятельной деятельности в атмосфере взаимопонимания.

Задачи использования данной методики в развитии детей дошкольного возраста:

  • формировать навыки дружеского коммуникативного взаимодействия;
  • самоконтроль речевого выказывания и саморегуляции своих действий; взаимоотношений с окружающими, снятие страха и зажима перед деятельностью;
  • развивать навыки полноценного межличностного общения, помогающего понять самого себя;
  • сделать образовательный процесс более увлекательным для детей, используя театрально-игровую деятельность;
  • способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества;
  • воспитывать в дошкольниках желание узнать новое.

Принципы, лежащие в основе данной технологии, актуальны для современного воспитания и обучения дошкольников, педагог является партнером по совместной деятельности.

Принципы организации социоигровой технологии:

  • Педагог—равноправный партнер. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.
  • Снятие судейской роли с педагога и передача ее детям предопределяет снятие страха ошибки у детей.
  • Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам.
  • Смена мизансцены, т.е. обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы.
  • Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры.
  • Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что просто, а что трудно—то интересно.
  • Движение и активность.
  • Жизнь детей в малых группах.

Авторы социо-игровой технологии предлагают разные игровые задания для детей, которые условно можно разделить на несколько групп:

  • Игры-задания для рабочего настроя проводятся вутренние часы для положительного психологического настроя, которые помогают замкнутым детям вступить в контакт со сверстниками («Паровозик», «Передай настроение»). Главная задача—пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников в зависимость друг от друга.
  • Игры для социоигрового приобщения к делу.Начало занятий должно стать своеобразным ритуалом, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение. Этому способствуют игры: («Волшебный клубочек», «Доброе животное», «Дружба начинается с улыбки», «Комплименты» и др.).Данные игры могут использоваться в процессе усвоения или закрепления учебного материала; если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать, они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий.
  • Игровые разминки — объединяются своей всеобщей доступностью. Их можно проводить назанятиях для снятия усталости, перехода от одного вида деятельности к другому.Можно использовать разминки-разрядки.
  • Задания для творческого самоутверждения, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат действия.
  • Игры вольные (на воле), выполнение которых требует простора и свободы передвижения, т.е. их не всегда можно применять в помещении.

Цель игр – физически активный и психологически эффективный отдых («Считалки», «Вороны-воробьи», «Горелки», «Прятки» и др.).

Применяя социоигровые технологии в образовательном процессе ДОО, необходимо помнить о шести основных правилах и условиях, актуальных для развития детей дошкольного возраста.

  • Работа в малых группах.Оптимальны для продуктивного общения и развития объединения малыми группами: Сам процесс деления на группы представляет собой интересную, захватывающую игру и способствует возникновению дружественных отношений между детьми, умению договориться.Можно поделиться: по цвету волос, глаз, одежды и т.п.;
  • «Смена лидерства».
    Работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек — лидер. Причем его дети выбирают сами, и он должен постоянно меняться.
  • Обучение сочетается с движением и сменой мизансцен (обстановки), что способствует снятию эмоционального напряжения.Дети не только сидят на занятии, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу итд.
  • Смена темпа и ритма.Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например, с помощью песочных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и свой конец и требует определенной сосредоточенности.
  • Социо-игровая технология предполагает интеграцию всех видов деятельности.Обучение происходит в игровой форме, это дает положительный результат в области коммуникации, эмоционально-волевой сферы по сравнению с традиционным обучением.
  • Принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток».Все дети открывают для себя что-то новое, только кто-то больше, кто-то меньше.

Результаты реализации социоигровых технологий:

  • У детей развивается речевое взаимодействие, активизируется словарь, совершенствуется диалогическая и монологическая речь.
  • Ребенок умеет отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым.
  • Дети умеют слушать и слышать друг друга, договариваться, приходить к согласию.
  • Сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, себе, сверстникам.
  • Дети не бояться ошибиться.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная среда как фактор позитивной социализации детей дошкольного возраста

В статье отражены основные аспекты, связанные с  вхождением в образовательную среду детей дошкольного возраста. Именно образовательная среда выступает основным фактором позитивной социализации де...

Развитие творческих способностей как один из факторов позитивной социализации детей дошкольного возраста.

laquo;Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, чт...

Консультация "Позитивная социализация детей дошкольного возраста"

Согласно пункту 4.6. ФГОС ДОО, на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен быть инициативен и самостоятелен в игре, общении и в других различных видах деятельности; способен к принятию ...

Презентация "Позитивная социализация детей дошкольного возраста посредством воспитания экологической культуры с использованием современный инновационных технологий

Презентация "Позитивная социализация детей дошкольного возраста посредством воспитания экологической культурыс использованием современный инновационных технологий"...

Практика "Жизненные навыки для дошкольников. Занятия – путешествия" практика-технология позитивной социализации детей дошкольного возраста

quot;Жизненные навыки для дошкольников. Занятия – путешествия" практика-технология позитивной социализации детей дошкольного возраста...

Технология позитивной социализации детей дошкольного возраста с ОВЗ Н.П. Гришаевой

Н.П. Гришаева указывая на важность социализации дошкольников обращает внимание на то, что новой задачей дошкольной группы становится организация дружественного социума для развития социальных навыков ...

Статья: "Инновационные образовательные технологии позитивной социализации детей дошкольного возраста"

В статье описаны новые технологии социализации ребёнка дошкольного возраста, которые позволяют эффективно формировать и развивать у него качества, необходимые не только для успешной адаптации и обучен...