Развитие творческих способностей как один из факторов позитивной социализации детей дошкольного возраста.
статья (старшая группа) на тему

Коровникова Наталья Викторовна

«Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». (Л.Н. Толстой)

Дошкольный возраст – неповторимая и яркая страница в жизни каждого человека. Он  является благоприятным и значимым периодом для социального развития ребенка, так как основные структуры личности закладываются в первые годы жизни. Основным механизмом социализации в раннем возрасте выступает подражание, а примером для подражания служит ближайшее окружение. Следовательно, ответственность за воспитание личностных качеств у детей возлагается на семью и детский сад.

Одной из целевых установок Стандарта дошкольного образования является создание условий для позитивной социализации дошкольников.

Что такое позитивная социализация? Это способность жить в гармонии с самим собой и с окружающим миром. Причем, не только с окружающими людьми, но и в складывающихся обстоятельствах и ситуациях.

Как научить детей этой гармонии? Через игру, через разные виды деятельности, через положительные эмоции, любовь и личный пример.

Очень интересный, увлекательный, затягивающий вид деятельности и для детей, и для взрослых – это творчество. Оно несет в себе особую энергетику, которая заставляет взглянуть на мир по-новому.

Что значит творчество в плане социализации ребенка? Творчество – это активная форма самовыражения. Причем самовыражение может осуществляться через что угодно: слово или движение, рисунок или скульптуру, стихотворение или мелодию и т.д.

Детский сад – это коллектив, это социум. Здесь, помимо знакомства с новым, у ребенка появляется возможность раскрыть и проявить свою индивидуальность, уникальность и  неповторимость в процессе самореализации. А, ведь это основа целостности личности.

Развитие творческих способностей было выбрано не случайно. Мы готовим детей к школе. Каждый день должен быть интересным, ярким и увлекательным. Для этого используем игру, общение и творчество. У нас все начиналось с лепки. Вторая младшая группа. Развитие мелкой моторики  способствует развитию речи, мышления, интеллекта. В процессе лепки дети закрепляют цвета, формы, свойства. И всегда есть результат – готовая работа. Чем младше дети, тем быстрее должен быть получен результат, и у каждого он свой. Уже через полгода мы начали создавать коллективные работы. Дети обсуждали, договаривались о  совместной композиции. Старательно лепили, помогали друг другу и радовались полученному результату. Чем не позитивная социализация? Все составляющие ее элементы на лицо: 

- эмоциональное благополучие ребенка;

- положительное отношение к окружающим людям;

- коммуникативная компетентность ребенка;

- развитие социальных навыков.

Постепенно работы усложнялись или увеличивались в объеме, что отодвигало сроки получения результата. У детей формируется социальная компетентность – эмоционально-волевая: умение ставить цели и, придерживаясь намеченного плана, достигать их.

Развитие творческих способностей, конечно же, не ограничивается только лепкой. Постепенно мы взяли в руки и кисти с красками, и карандаши с мелками, и бумагу разной фактуры, и клей, и ножницы. Развитие мелкой моторики шагнуло на следующую ступень – развитие функциональной готовности ребенка к школе, которое включает в себя развитие глазомера, пространственной ориентации, способности к подражанию, а также развитие сложно-координированных движений руки. Мы знаем, что готовим ребенка к школе, а он творит и развивается в любви и гармонии.

Развитие творческих способностей происходит не только в продуктивных видах деятельности. Художественное слово, музыка, танцы – это тоже способы развития, познания и самоутверждения. Наибольшим образом они начинают проявляться в старшем дошкольном возрасте. Поэтому со старшими детьми необходимо использовать разные виды творчества, учитывать интересы и способности ребенка, помогать их развитию и совершенствовать,  создавать условия для самореализации.

Сейчас дети в подготовительной группе на завершающей ступени дошкольного образования и на этапе активного творческого и индивидуального самовыражения, коллективного взаимодействия и общения.

Задача педагога на этом этапе состоит в том, чтобы найти для каждого ребенка свою творческую нишу и помочь реализоваться, выразить себя. Если в 5-6 лет многие дети еще стесняются выделиться, быть на виду, то 6-7летние уже стремятся к самовыражению, к публичному признанию. У них накопился определенный опыт, они хотят показать это и получить признание, похвалу и определенный статус в своем обществе (семья, детский сад, друзья).

Как происходит самовыражение у нас? Помимо традиционных мероприятий с будущими выпускниками мы участвуем в различных конкурсах и выставках  разного уровня, организовываем персональные выставки детских работ.  Все эти мероприятия повышают социальный статус и самооценку детей. Они становятся полноценными членами общества не только в своем маленьком детском коллективе.

Поэтому творите, развивайте способности ребенка и помогите ему найти правильный путь для самореализации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Новикова Елена Владимировна

                                                                        воспитатель  МКДОУ № 172

                                                                        Коровникова Наталья Викторовна

                                                                           воспитатель МКДОУ №172

г. Новосибирск

Развитие творческих способностей как один из

факторов позитивной социализации детей дошкольного возраста.

«Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». (Л.Н. Толстой)

Дошкольный возраст – неповторимая и яркая страница в жизни каждого человека. Он  является благоприятным и значимым периодом для социального развития ребенка, так как основные структуры личности закладываются в первые годы жизни. Основным механизмом социализации в раннем возрасте выступает подражание, а примером для подражания служит ближайшее окружение. Следовательно, ответственность за воспитание личностных качеств у детей возлагается на семью и детский сад.

Одной из целевых установок Стандарта дошкольного образования является создание условий для позитивной социализации дошкольников.

Что такое позитивная социализация? Это способность жить в гармонии с самим собой и с окружающим миром. Причем, не только с окружающими людьми, но и в складывающихся обстоятельствах и ситуациях.

Как научить детей этой гармонии? Через игру, через разные виды деятельности, через положительные эмоции, любовь и личный пример.

Очень интересный, увлекательный, затягивающий вид деятельности и для детей, и для взрослых – это творчество. Оно несет в себе особую энергетику, которая заставляет взглянуть на мир по-новому.

Что значит творчество в плане социализации ребенка? Творчество – это активная форма самовыражения. Причем самовыражение может осуществляться через что угодно: слово или движение, рисунок или скульптуру, стихотворение или мелодию и т.д.

Детский сад – это коллектив, это социум. Здесь, помимо знакомства с новым, у ребенка появляется возможность раскрыть и проявить свою индивидуальность, уникальность и  неповторимость в процессе самореализации. А, ведь это основа целостности личности.

Развитие творческих способностей было выбрано не случайно. Мы готовим детей к школе. Каждый день должен быть интересным, ярким и увлекательным. Для этого используем игру, общение и творчество. У нас все начиналось с лепки. Вторая младшая группа. Развитие мелкой моторики  способствует развитию речи, мышления, интеллекта. В процессе лепки дети закрепляют цвета, формы, свойства. И всегда есть результат – готовая работа. Чем младше дети, тем быстрее должен быть получен результат, и у каждого он свой. Уже через полгода мы начали создавать коллективные работы. Дети обсуждали, договаривались о  совместной композиции. Старательно лепили, помогали друг другу и радовались полученному результату. Чем не позитивная социализация? Все составляющие ее элементы на лицо:  

- эмоциональное благополучие ребенка;

- положительное отношение к окружающим людям;

- коммуникативная компетентность ребенка;

- развитие социальных навыков.

Постепенно работы усложнялись или увеличивались в объеме, что отодвигало сроки получения результата. У детей формируется социальная компетентность – эмоционально-волевая: умение ставить цели и, придерживаясь намеченного плана, достигать их.

Развитие творческих способностей, конечно же, не ограничивается только лепкой. Постепенно мы взяли в руки и кисти с красками, и карандаши с мелками, и бумагу разной фактуры, и клей, и ножницы. Развитие мелкой моторики шагнуло на следующую ступень – развитие функциональной готовности ребенка к школе, которое включает в себя развитие глазомера, пространственной ориентации, способности к подражанию, а также развитие сложно-координированных движений руки. Мы знаем, что готовим ребенка к школе, а он творит и развивается в любви и гармонии.

Развитие творческих способностей происходит не только в продуктивных видах деятельности. Художественное слово, музыка, танцы – это тоже способы развития, познания и самоутверждения. Наибольшим образом они начинают проявляться в старшем дошкольном возрасте. Поэтому со старшими детьми необходимо использовать разные виды творчества, учитывать интересы и способности ребенка, помогать их развитию и совершенствовать,  создавать условия для самореализации.

Сейчас дети в подготовительной группе на завершающей ступени дошкольного образования и на этапе активного творческого и индивидуального самовыражения, коллективного взаимодействия и общения.

Задача педагога на этом этапе состоит в том, чтобы найти для каждого ребенка свою творческую нишу и помочь реализоваться, выразить себя. Если в 5-6 лет многие дети еще стесняются выделиться, быть на виду, то 6-7летние уже стремятся к самовыражению, к публичному признанию. У них накопился определенный опыт, они хотят показать это и получить признание, похвалу и определенный статус в своем обществе (семья, детский сад, друзья).

Как происходит самовыражение у нас? Помимо традиционных мероприятий с будущими выпускниками мы участвуем в различных конкурсах и выставках  разного уровня, организовываем персональные выставки детских работ.  Все эти мероприятия повышают социальный статус и самооценку детей. Они становятся полноценными членами общества не только в своем маленьком детском коллективе.

Поэтому творите, развивайте способности ребенка и помогите ему найти правильный путь для самореализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Развитие творческих способностей и интеллектуальной активности в конструктивной деятельности детей дошкольного возраста»

Сегодня вопрос развитие конструктивной деятельности стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютером и другими средствами техническо...

Образовательная среда как фактор позитивной социализации детей дошкольного возраста

В статье отражены основные аспекты, связанные с  вхождением в образовательную среду детей дошкольного возраста. Именно образовательная среда выступает основным фактором позитивной социализации де...

Консультация "Позитивная социализация детей дошкольного возраста"

Согласно пункту 4.6. ФГОС ДОО, на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен быть инициативен и самостоятелен в игре, общении и в других различных видах деятельности; способен к принятию ...

Сообщение для воспитателей "Развитие творческих способностей в процессе организации продуктивной деятельности у детей дошкольного возраста. Пластилинография"

Пластилинография – один из видов декоративно-прикладного искусства, редко практикующихся в дошкольном учреждении. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или ...

Презентация "Позитивная социализация детей дошкольного возраста посредством воспитания экологической культуры с использованием современный инновационных технологий

Презентация "Позитивная социализация детей дошкольного возраста посредством воспитания экологической культурыс использованием современный инновационных технологий"...

Развитие творческих способностей в процессе организации продуктивной деятельности у детей дошкольного возраста. Пластилинография»

Развитие творческих способностей в процессе организации продуктивной деятельности у детей дошкольного возраста.  Пластилинография»И...

Развитие творческих способностей в процессе организации продуктивной деятельности у детей дошкольного возраста. Пластилинография

Развивать художественно-творческие способности у детей среднего дошкольного возраста средствами пластилинографии....