Дополнительная образовательная программа Дошкольного образования "Позитивная социализация детей дошкольного возраста"
рабочая программа по психологии (старшая группа)

Цепляева Ирина Владимировна

Позитивную социализацию детей дошкольного возраста обеспечивает, в первую очередь, социальный опыт ребёнка, приобретённый с радостью и удовольствием, благодаря положительным подкреплениям, поощрениям и приятным эмоциям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_pozitivnaya_sotsializatsiya.docx35.81 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

«Сколько человека ни воспитывай,

он все равно хочет жить хорошо»

Борис Замятин

Позитивную социализацию детей дошкольного возраста обеспечивает, в первую очередь, социальный опыт ребёнка, приобретённый с радостью и удовольствием, благодаря положительным подкреплениям, поощрениям и приятным эмоциям.

Согласно пункту 4.6. ФГОС дошкольного образования, на этапе завершения дошкольного образования ребёнок должен быть инициативен и самостоятелен в игре, общении, конструировании и других видах деятельности; способен к принятию собственных решений, выбору себе рода занятий, участников по совместной деятельности; обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе; обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться  успехам других; адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.

Данный результат требует специально организованного взаимодействия взрослых и детей, их совместного поступательного движения в системе социальной жизни, событий, явлений, переживаний и опыта к позитивной социализации. В пункте 1.4. ФГОС дошкольного образования отмечено, что образовательная деятельность должна быть построена на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития. В свою очередь, взрослыми должна быть обеспечена поддержка положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности.

Совместная деятельность взрослого и ребёнка подразумевает особую систему их взаимоотношений и взаимодействия. Ее сущностные признаки: наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации.

Осуществляя психологическую поддержку детей, важно сосредоточиться на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки, помочь ребенку поверить в себя и свои способности, избежать своих ошибок и поддержать ребенка при неудачах.

С учётом данных положений разработана дополнительная образовательная программа дошкольного образования «Психологическая поддержка позитивной социализации детей 5-7 лет», которая реализуется педагогом-психологом ДОУ.

Целью данной программы является создание условий для позитивной социализации, индивидуализации и развития личности детей 5-7 лет.

Задачи программы:

обучающие:

  • изучать психологические закономерности, механизмы и способы взаимодействия для создания основы эффективного и гармоничного взаимодействия детей друг с другом;
  • знакомить и расширять знания детей о чувствах и эмоциях, развивать способность безоценочного их принятия, формировать умения управлять собственными чувствами и эмоциональными реакциями.
  • способствование формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.

развивающие:

  • развитие самосознания и самоисследования детей для предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутриличностных и поведенческих изменений;
  • формирование адекватной самооценки и высокого статуса в детском коллективе, а также развитие и закрепление умения взаимодействовать с окружающими;
  • способствовать развитию концентрации внимания и наблюдательности.

 воспитательные:

  • воспитание толерантного, гуманного отношения к себе и окружающему миру;
  • воспитание ответственности за принятые решения, умения слушать себя и слышать других;
  • способствовать становлению уверенной и самостоятельной  личности.

психологические:

  • исследование психологических проблем дошкольников  и оказание помощи в их решении;
  • улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья;
  • содействие процессу позитивной социализации, личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха;
  • способствование стремлению к самопознанию, изучению своего внутреннего мира и ориентации в нем;
  • способствование осознанию своей внутренних потребностей и желаний, способов и путей их реализации.

В результате реализации программы у детей формируются:

- положительное отношение к себе, другим людям и окружающему миру;

- положительные самоощущения – уверенность в себе, своих возможностях, в признании и принятии;

- чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);

- ценностное отношение к сотрудничеству с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний;

- чувство ответственности, социальный и эмоциональный интеллект,  эмоциональная отзывчивость, сопереживание, готовность к совместной деятельности со сверстниками.

- умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих, выражать собственные чувства и эмоции;

- социальные навыки: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умения договариваться, находить компромиссные решения, устанавливать новые контакты.

Методологической основой программы является гуманистическое средство Фрица Перлза – гештальт-подход. Главное достоинство данного подхода – это целостное видение человека в единстве его телесных, эмоциональных, социальных и духовных проявлений. Анализ психолого-педагогической литературы и педагогический опыт позволяют утверждать, что гештальт-подход обладает большим потенциалом с точки зрения позитивной социализации. В процессе экспрессивно-творческого взаимодействия со взрослыми дети раскрывают свой внутренний мир, становятся  более гибкими в поведении, свободно осуществляют выбор и принимают решения. Они приобретают новый эмоциональный опыт при выражении своих чувств без оценки и наказаний, а также ресурсы и личностные возможности для того, чтобы научиться реагировать по-новому. В настоящее время гештальт-подход вышел за рамки психологии и занял свое место в педагогике. Он оказался эффективным как в индивидуальной, так и групповой работе с детьми, а также в работе с родителями и педагогами.

В рамках реализации программы «Психологическая поддержка позитивной социализации детей 5-7 лет» используются три объекта проектирования образовательной деятельности: технологическая карта; карта индивидуального образовательного маршрута; картотека психологических ситуаций.

Технологическая карта (Приложение 1) представляет «паспорт» образовательной программы педагога-психолога. В её разработке и реализации принимают участие все субъекты данной деятельности.

При составлении технологической карты  выделены параметры, наиболее целостно и адекватно отражающие и представляющие закономерности образовательного процесса: целеполагание (система микроцелей); диагностика; дозирование самостоятельной деятельности детей; логическая структура программы; методы позитивной социализации детей 5-7 лет.

Более детально непосредственно образовательная деятельность отражена в индивидуальном образовательном маршруте развития личности ребёнка (Приложение 2) и картотеке психологических ситуаций (Приложение 3).

Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка - это персональный путь позитивной социализации конкретного ребёнка в условиях реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

Карты индивидуального маршрута разработаны в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ Детского сада № 34, комплексно-тематическим планированием образовательной деятельности.

Психологическая поддержка детей дошкольного возраста характеризуется пошаговым руководством взрослым позитивной социализации ребёнка, сосредотачиваясь на его позитивных сторонах и преимуществах. Приобрести данный опыт родителям воспитанников ДОУ помогает цикл тренингов «Родительская эффективность» (Приложение 4), направленный на создание образовательного пространства для эффективного детско-родительского взаимодействия, осознание необходимости в дружеском и позитивном общении между детьми и родителями.

Форма реализации программы «Психологическая поддержка позитивной социализации» – непосредственно образовательная деятельность с элементами тренинга. Количество детей в группе составляет 8-15 человек. Групповая работа с детьми рассматривается как метод психологического сопровождения естественного развития.

1.    Вводная часть (разминка).

2.    Основная часть (рабочая).

3.    Заключительная часть (рефлексия).

Программа рассчитана на 18 занятий по 30 минут (Приложение 5).        

        Вводная часть работы включает в себя вопросы о состоянии детей и одно-два разминочных упражнения. В начале каждого занятия психологу важно почувствовать группу, диагностировать состояние участников, чтобы скорректировать план работы на день. В этом могут помочь вопросы к детям: «Как вы себя чувствуете?», «Что нового и необычного случилось у вас сегодня?», «Назовите одно хорошее и одно плохое событие, которые произошли между нашими встречами?», «Что запомнилось с последнего занятия?» и т. п. В качестве разминки используются упражнения, позволяющие детям снять эмоциональное напряжение, вызвать интерес, активизироваться, настроиться на дальнейшую работу по определенной теме, включиться в ситуацию «здесь и сейчас».

        На первом занятии вводная часть занимает больше времени, расширена, поскольку необходимо объяснить правила работы  в детской группе, уделить внимание мотивации  и интересу, рассказать об особенностях тренингового занятия. Первое занятие группы имеет решающее значение для выработки групповых норм, мотивирования и включения детей в работу, а также диагностирования и определения дальнейшего направления во взаимодействии с детьми 5-7 лет.

Методы работы (Приложение 6):

  • наблюдение как средство исследования актуальных состояний;
  • рисуночные техники А. Венгер, И. Млодик;
  • беседа;
  • активное слушание;
  • скульптурные методы;
  • телесный контакт;
  • релаксационные упражнения;
  • техники и упражнения гештальт-подхода: куклотерапия, маскотерапия;
  • методы системного и телесно-ориентированного подходов.

Методы и средства Гештальт-подхода благоприятствуют установлению подлинного контакта между людьми, развитию творческого приспособления каждого уникального человека к окружающей среде, а также осознанию тех внутренних механизмов, которые слишком часто толкают на повторение стереотипов в поведении. Он выявляет процессы блокировки или срывы в цикле удовлетворения потребностей, снимает маски со страхов, запретов и иллюзий. Что благоприятно влияет на социализацию детей дошкольного возраста.

Однако большинство методик в работе с детьми, основаны на использовании проекции: рисование, лепка, рассказывание историй, разыгрывание сцен, работа с метафорами. Это в символической форме позволяет ребенку выразить свои чувства и завершить незавершенные ситуации.

Также в работе со старшими дошкольниками используется метод рефлексивно-диагностических расстановок Игоря Любитова. Данная работа осуществляется через использование мелких игрушек, на которые ребёнок проецирует свою ситуацию. При помощи проекции и метафоры выявляются причины детских трудностей, вследствие чего ребёнок может осознать и свободно проявить свои истинные чувства и эмоции.

        Успех тренинговой работы во многом определяется соблюдением определённых принципов работы с детьми:

-    принцип активности участников: дети постоянно вовлекаются в различные действия — игры, дискуссии, упражнения, а также целенаправленно наблюдают и анализируют действия других участников;

-    принцип исследовательской позиции участников: участники сами решают коммуникативные проблемы, а психолог лишь побуждает их к поиску ответов на возникающие вопросы;

-    принцип объективации поведения: поведение участников группы переводится с импульсивного уровня на объективированный; при этом средством объективации является обратная связь, которая подается с помощью видеотехники и участников группы, сообщающих свое отношение к происходящему;

-    принцип партнерского общения: взаимодействие в группе строится с учетом интересов всех участников, признания ценности личности каждого из них, равенства их позиций, а также соучастия, сопереживания, принятия друг друга;

-    принцип «здесь и сейчас»: внимание детей фокусируется на сиюминутных действиях и переживаниях и не апеллирует к прошлому опыту;

-    принцип конфиденциальности: «психологическая закрытость» группы уменьшает риск психических травм участников.

Программа включает в себя следующие блоки:

I. «Эффективное общение».

        Данный блок направлен на развитие эффективного вербального и невербального общения дошкольников со сверстниками, взрослыми и друзьями. В процессе взаимодействия обе стороны способны получить удовольствие и положительные эмоции.

        Блок «Эффективное общение» помогает получить ответы на следующие вопросы:

  • как и с чего начать разговор;
  • что со мной происходит, когда предстоит новое знакомство;
  • как строить общение с друзьями и сверстниками;
  • как общаться с родителями, воспитателями и другими взрослыми, не вызывая  протеста и негативного отношения к себе;
  • как построить своё общение, чтобы меня поняли;
  • как научиться договариваться и находить компромиссное решение;
  • умею ли я слушать, и могу ли слышать.

II. «Самооценка и Я».

        В этом блоке программа направлена на развитие самосознания, понимание самого себя, принятие себя таким, какой есть, осознание и принятие своих положительных и отрицательных качеств, развитие уверенности и самостоятельности.

        Блок «Самооценка и Я» способствует успешной социализации и помогает лучше понять следующие моменты:

  • какой я «снаружи» и «внутри»;
  • как себя понять и принять;
  • как я отношусь к себе и людям;
  • почему окружающие меня воспринимают именно так, а не иначе;
  • как разрешить себе быть настоящим, быть самим собой;
  • как быть уверенным и успешным в общении;
  • как понять и принять другого человека.

III. «Я и конфликт».

        В третьем блоке программы раскрываются понятия «конфликт», «внутренний и внешний конфликт». Здесь происходит осознание причин конфликта, изучаются стратегии поведения в конфликте, манипулирование и защита в конфликтных ситуациях. Жизнь с конфликтом и без него: а что же лучше? К чему приводит конфликтная ситуация и какую позицию в ней занимать? Что делать, когда человека одолевают злость и ярость? Как справиться с агрессивным состоянием? Практические ответы на эти и другие вопросы, касающиеся данного блока, помогает найти активное участие дошкольников в процессе непосредственно образовательной деятельности с элементами тренинга.

IV. «В диалоге с собой».

Быть в диалоге с самим собой не так уж просто. Здесь ребёнок встречается с собой настоящим, познаёт себя, изучает, оценивает. На этом этапе происходит окончательное принятие себя таким, какой есть без всякого осуждения и критики. В первую очередь – это принятие своей внешности, своих способностей, возможностей и собственной неповторимости. Только после этого рассматриваются и оцениваются личностные качества.

        Оценка эффективности реализации программы осуществляется с помощью следующих показателей:

-умение ребенка входить в детское общество, действовать совместно с другими;

-умение ребёнка договариваться и учитывать желания и интересы других;

-умение ребёнка осознавать свои желания и потребности;

-умение ребёнка осознанно проявлять свои чувства и эмоции;

-отношение ребёнка к группе детского сада, его интерес к себе и сверстникам.

Диагностические методики: метод включённого и не включённого наблюдения; методика изучения коммуникативных действий Г.Л. Цукерман «Рукавички»; рисуночные проективные методики: «Вулкан» или «Волшебница»; методика исследования психоэмоционального состояния Т.Зинкевич-Евстигнеева «Волшебная страна чувств»;  социометрические методики «Капитан корабля», «Секрет» или «День рождение» (приложение 7).

Не всем детям дошкольного возраста легко вступать в контакт со сверстниками и заводить новые знакомства, поэтому для этого они должны быть уверены в себе как внешне, так и внутренне. Блок «В диалоге с собой» более углубленно направлен на самопознание и осознанную психологическую работу.

Таким образом, реализуя программу «Психологической поддержки позитивной социализации детей 5-7 лет», сочетание методов и средств разных психологических подходов позволяет успешно и эффективно решать задачи разностороннего развития детей дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, способствует позитивной социализации, индивидуализации и личностному развитию ребёнка.

Список литературы

1. Афонькина Ю.А. Психологическая безопасность ребёнка раннего возраста. Современные технологии. Программа адаптации. Диагностические методики. Игровой материал/ авт.-сост. Ю.А. Афонькина. – Волгоград: Учитель, 2013. – 105 с.

2. Бойко Т.В. Формирование коммуникативных умений у детей с задержкой психического развития. Старшая группа/ авт.-сост. Т.В. Бойко. – Волгоград: Учитель, 2012. – 100 с.

3. Баркер Л., Ватсон К. Искусство слушать. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 288 с.

4. Бурменский Г.В. ,Слуцкий В.М. Одарённые дети: Пер. с англ./ Общ. Ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого; Предисл. В. М. Слуцкого . – М.: Прогресс, 1991. – 376 с.

5. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. – 3-е изд., переаб. и доп. – М.: Издательство «Ось-89», 2005. – 256 с.

6. Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника: Для занятий с детьми 5-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 144 с.

6. Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. Методическое пособие по развитию дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2011. -128 с.

7. Гиппенрейтер Ю.Б. Родителям: как быть ребёнком. Хрестоматия/ сост. И авт. Коммент. Ю.Б. Гиппенрейтер; худож. М.К. Петрова. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 378 с.

8. Ежова Н.Н. Настольная книга психолога-практика: руководство по использованию теории на практике/ Н.Н. Ежова.- Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 330с.

9. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 1-2 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 112 с.

10. Костюхина М.С. Детская литература о проблемах детства: Методическое пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003 – 192 с.

11. Куражёва Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. Цветик-семицветик. Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 3-4 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. – 223 с.

12. Куражёва Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. Цветик-семицветик. Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 4-5 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. – 208 с.

13. Куражёва Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. Цветик-семицветик. Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5-6 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. – 218 с.

14. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. – М.: Издательство «Институт практической психологии». Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 64 с.

15. Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. – СПб.: Речь, 2007. – 192 с.

16. Минина В.В. Проективный рисунок в гештальте (в метафоре животного). – СПб.: Речь, 2010. – 96 с.

17. Млодик И.Ю. Метаморфозы родительской любви или как воспитывать, но не калечить. – М.: Генезис, 2013. – 168 с.

18. Млодик И.Ю. Современные дети и их несовременные родители  - М.: Генезис, 2012. – 232 с.

19. Петрусинский В.В. Искусство общения в играх/ В.В. Петрусинский, Е.Г. Розанова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 157 с.

20. Погодин И.А. Диалоговая гештальт-терапия: психотерапия переживанием/ И.А. Погодин. – Ростов р/Д: Феникс, 2012. – 381 с.

21. Уманский К.Г. Невропатология для всех. Издание 2-е. – М., Знание, 1987. 176 с.

22. Шепелева Л.Н. Программы социально-психологических тренингов. – СПб.: Питер, 2007. – 160 с.

23. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога (3-е изд.)/Серия «Справочники». – Ростов-н/Д: «Феникс», 2005. – 384 с.

24. Широкова Г.А. Практикум для детского психолога/ Г.А. Широкова, Е.Г. Жадько. – 7-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 314 с.

25. Шорыгина Т.А. Беседы о характере и чувствах. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста "Волшебный завиток"

Программа рассчитана на детей 5-6 лет, срок реализации 1 год, направление художественно-эстетическое....

Дополнительная образовательная программа интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста «Развивайка»

Одним из средств умственного развития ребенка являются развивающие игры. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровы...

Дополнительная образовательная программа «Творческая мастерская» для детей дошкольного возраста ( 4-7 лет )

Курс предлагает развитие в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно – эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Ведущая идея данной программы — ...

Дополнительная образовательная программа по ОБЖ для детей дошкольного возраста 6-7 лет "Островок безопасности"

С целью формирования у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности (состояния физической, психической и социальной защищенности), как необходимого условия полноценного развития человека, разрабо...

Дополнительная образовательная программа интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста «ФАНКЛАСТИК: ВЕСЬ МИР В РУКАХ ТВОИХ»

Образовательная программа «Фанкластик: весь мир в руках твоих» нацелена на интеллектуально-творческое развитие детей дошкольного возраста в интегрированных видах деятельности с приме...

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 5 до 7 лет Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад 1

Целью данной Программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в груп­пах компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи в возрасте с 5 до 7 лет, предусматр...

Дополнительная образовательная программа «Ментальная арифметика» для детей дошкольного возраста (5 – 7 лет)

Цель и задачи программыЦель: развитие основных познавательных процессов (мышление, память, внимание, воображение), образующих интегральное качество личности.Задачи образовательной программы:развитие к...