Дополнительная образовательная программа интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста «Развивайка»
рабочая программа по математике (старшая, подготовительная группа) на тему

Идрисова Татьяна Витальевна

Одним из средств умственного развития ребенка являются развивающие игры. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий. Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дополнительная образовательная программа интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста «Развивайка»

Срок реализации 1 год

Составитель:

Идрисова Т.В. воспитатель

Мегион 2017

СОДЕРЖАНИЕ

№п/п

Название разделов

Стр

1.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

3

1.1.

Актуальность программы

3

1.2.

Цель Программы

5

1.3.

Задачи Программы

5

2.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

5

2.1.

Содержание психолого – педагогической работы по реализации программы

5

2.2.

Содержание Программы в группах для детей от 5 до 6 лет

7

2.3.

Содержание Программы в группах для детей от 6 до 7 лет

14

2.4.

Планируемые результаты освоения Программы «Развивайка»

21

2.5.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов

21

3.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

22

3.1.

Учебный план

22

3.2.

Годовой календарный учебный график

22

3.3.

Материально-техническое обеспечение программы

23

4.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

23

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Актуальность программы

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного

возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым

интеллектом быстрее запоминают материал, обладают адекватной самооценкой, легче

адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный

труд нелегок, и учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста,

основной метод развития — проблемно-поисковый, а главная форма организации -

игра.

Игра - самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение

свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющий наиболее полно

реализовывать себя «здесь и теперь», достичь состояния эмоционального комфорта, стать

причастным к детскому обществу, построить на свободном общении равных.

В игре развиваются способности к воображению, произвольной регуляции и

действий, и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопониманию.

Одним из средств умственного развития ребенка являются развивающие игры.

Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и

включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который

способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям

использовать счет, контролирует правильность выполнения действий.

Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество -

становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к

ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного

персонажа или приглашения к приключениям. В каждой игре ребенок всегда

добивается какого-то «предметного» результата. Постоянное и постепенное

усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне

оптимальной трудности. Развивающие игры создают условия для проявления

творчества, стимулирует развитие умственных способностей ребенка. Взрослому

остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного

вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности.

Основное направление деятельности программы это – использование

современных развивающих игр В.В. Воскобовича, Б.П. Никитина, блоков Дьенеша,

цветных палочек Х.Кюизенера.

Игры Воскобовича. Основные принципы, заложенные в основу этих игр -

интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра

обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным

языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям.

На основе развивающих игр Воскобовича В.В. создана игровая технология

интеллектуально – творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры».

«Сказочные лабиринты игры» - это система поэтапного включения авторских

развивающих игр в деятельность ребенка и постепенного усложнения образовательного

материала.

К развивающим играм Воскобовича относятся «Геоконт», "Двухцветный

квадрат Воскобовича", «Прозрачный квадрат», "Математические корзинки»,

«Игровизор», «Шнур – затейник»

Логические блоки Дьенеша (ЛБД) — это набор фигур, отличающихся друг от

друга цветом, формой, размером, толщиной. В процессе разнообразных действий с

логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам,

перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными

как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего

интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования,

сравнения, классификации, обобщения, кодирования. А также логические операции

«не», «и», «или». В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у детей

развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность

производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание,

память, восприятие.

Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки, на которых

условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Использование

карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию

свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и

умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых

действий. Так, подбирая карточки, которые «рассказывают» о цвете, форме, величине

или толщине блоков, дети упражняются в замещении, и кодировании свойств. В

процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, дети овладевают

умением декодировать информацию о них. Выкладывая карточки, которые

«рассказывают» о всех свойствах блока, малыши создают его своеобразную модель.

Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного к наглядно-

схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к

словесно-логическому мышлению.

Палочки Х. Кюизенера. С помощью цветных палочек Х.Кюизенера развивается

активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей

решения мыслительных задач.

Основные особенности этого дидактического материала — абстрактность,

универсальность, высокая эффективность. Палочки X.Кюизенера в наибольшей мере

отвечают монографическому методу обучения числу и счету.

Палочки Х.Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют

специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируе-

мых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского

мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного. В мышлении

ребенка отражается, прежде всего, то, что вначале совершается в практических

действиях с конкретными предметами. Работа с палочками позволяет перевести

практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчетливое и в то

же время достаточно обобщенное представление о понятии.

Игры Никитина. В развивающих творческих играх Никитина - в этом и

заключается их главная особенность - удалось объединить один из основных

принципов обучения "от простого к сложному" с очень важным принципом творческой

деятельности - "самостоятельно по способностям". Этот союз позволил разрешить в

игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей: игры

Никитина могут стимулировать развитие творческих способностей с самого раннего

возраста; задания-ступеньки игр Никитина всегда создают условия, опережающие

развитие способностей; ребенок развивается наиболее успешно, если он каждый раз

самостоятельно пытается решить максимально сложные для него задачи; игры

Никитина могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и

любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и

радостного творчества; играя в игры Никитина со своими детьми, мамы и папы

незаметно для себя приобретают очень важное умение - сдерживаться, не мешать

малышу самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может

и должен сделать сам.

К развивающим играм Никитина относятся игра «Уникуб», «Сложи квадрат»,

«Дроби», «Кубики для всех», «Сложи узор».

Развивающие игры – это игры, способствующие решению умственных

способностей. Игры основываются на моделировании, процессе поиска решений.

Содержание программы состоит из 4 разделов и подразумевает работу с

палочками Кюизенера, блоками Дьенеша, играми Воскобовича, развивающие игры

Никитина.

1.2. Цель программы:

развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста, стремления к

самостоятельному познанию и размышлению посредством развивающих игр.

1.3. Задачи программы:

2. Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.

3. Развивать логическое мышление.

4. Развивать представление о множестве, операции над множествами.

5. Развивать математические понятия: пространственное расположение,

форма, размер, толщина.

6. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности

к моделированию и конструированию.

7. Обогащать игровой опыт каждого ребенка, повышать влияние игры на

его развитие.

8. Воспитывать самостоятельность при решении учебных и практических

задач.

2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Содержание психолого – педагогической работы по реализации

программы

В основе организации работы с детьми лежит:

  • принцип системность,
  • принцип учёта возрастных особенностей детей,
  • принцип дифференцированного подхода,
  • принцип воспитывающей и развивающей направленности знаний,
  • принцип постепенного и постоянного усложнения материала,
  • принцип поэтапного использования игр,
  • принцип гуманного сотрудничества педагога и детей.

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об

основах организации развивающего обучения и обеспечивают решение задач

интеллектуального и личностного развития детей.

Формы организации работы по реализации программы

  1. Непосредственно образовательная деятельность в форме игры,

путешествия, беседы, обеспечивающая наглядность, системность и доступность, смену

деятельности.

  1. Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры).
  2. Самостоятельная деятельность в развивающей среде (изобразительная

деятельность, аппликация, предметные ориентиры).

Для того чтобы поддержать интерес детей к занятиям, к обучению, используем

разнообразные игровые задачи, придумываем сюжеты занятий, вводим сказочные

персонажи.

Срок реализации программы «Развивайка» – 1 год (учебный год: с сентября по

май). Занятия проводятся 2 раза в неделю. Общее количество занятий в год – 68.

Длительность каждого занятия составляет 25 минут. В занятиях участвует подгруппа

из 7 детей. Работа с детьми организуется в специально отведенном кабинете,

оборудованном в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами. На

каждого ребенка необходим комплект всех, используемых в работе развивающих игр и

дидактических пособий к ним.

Деятельность носит развивающий характер и, как правило, проходит в игровой

форме, с интересным содержанием, творческими, проблемно – поисковыми задачами, с

учетом возрастных особенностей детей на доступном детям материале по принципу «от

простого к сложному». Использование дидактического материала, как во время

организованной деятельности, так и в свободной деятельности детей, поможет развить

интеллектуальные способности логико-математическое мышление у детей, а также

обеспечит развитие активности, самостоятельности мышления, творческих начал,

сформирует детскую индивидуальность.

Результативность освоения программы отслеживается в процессе ежегодного

диагностирования развития познавательных процессов в начале и в конце учебного

года на каждом этапе обучения. По результатам диагностирования можно судить об

изменениях в развитии дошкольников в тот или иной возрастной период. Диагностика

представлена в приложении №1.


2.2. Содержание Программы в группах для детей от 5 до 6 лет

Месяц

Задачи

Развивающая среда

Информационно-методическое обеспечение

Методы и

приёмы

взаимодействия

педагога с детьми

Сентябрь

Выявление исходного уровня развития

познавательных процессов у детей 5 - 6 лет;

корректировка содержания программы.

Диагностика познавательного развития

(диагностический инструментарий, приложение № 1)

Индивидуальная работа по выполнению диагностических заданий.

Октябрь

Развитие познавательных процессов;

овладение мыслительными операциями и

действиями: выявление свойств, их

абстрагирование, сравнение, классификация,

обобщение; формирование элементарной

алгоритмической культуры мышления,

развитие способности действовать в уме,

осваивать представления о геометрических

фигурах, пространственную ориентировку.

Блоки Дьенеша;

Математика от 3 до 7.

Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов/Авт.-сост. З.А.Михайлова и др. СПб.: «Детство-пресс», 2010 г.;

Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников СПб.: «Детство-пресс», 2004 г.;

Б.Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»;

Б.Б. Финкельштейн «Лепим Нелепицы»;

Б.Б. Финкельштейн «Вместе весело играть»;

Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н., Харько Т.Г.

«Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста». Учебно-методическое пособие. 2011 г.

Практическая деятельность,

конструирование, беседа,

индивидуальная и групповая формы работы

Развитие познавательных процессов;

развитие мелкой моторики; знакомство с

цветом; развитие умения ориентироваться на плоскости; формирование умений в

измерительной деятельности; ознакомление с числами и цифрами

Игры Воскобовича:

«Ларчик»;

Харько Т.Г., Воскобович В.В. «Ларчик».

Методическое пособие.

Развитие познавательных процессов;

формирование представлений о величине, цвете и числах; формирование навыков счета; формирование порядка счета; развитие измерительных навыков.

Палочки Кьюизенера;

Б.Б. Финкельштейн «На золотом крыльце…» Альбом;

Б.Б. Финкельштейн «Вместе весело играть» Альбом;

Б.Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»;

Б.Б. Финкельштейн «Посудная лавка» детям 5-8 лет.

Развитие познавательных процессов;

развитие сенсорных, познавательных и

творческих способностей; ознакомление с

эталонами формы и величины; учить

соотносить целое и часть; развитие

пространственных представлений и

ориентировки в пространстве; знакомство со свойствами – прозрачность и гибкость.

Игры Воскобовича:

«Прозрачный квадрат»; Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.;

Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии

интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г.;

Воскобович В.В. «Нетающие льдинки озера Айс, или «Сказка о прозрачном квадрате». Методическая сказка. 2006 г.

Ноябрь

Развитие познавательных процессов;

формирование представлений о величине,

цвете и числах; формирование навыков счета; формирование порядка счета; развитие измерительных навыков.

Палочки Кьюизенера;

Б.Б. Финкельштейн «На золотом крыльце…» Альбом;

Б.Б. Финкельштейн «Вместе весело играть» Альбом;

Б.Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»;

Б.Б. Финкельштейн «Посудная лавка» детям 5-8 лет.

Практическая

деятельность,

конструирование,

беседа, индивидуальная и

групповая формы

работы

Развитие познавательных процессов;

развитие пространственных представлений;

развитие сообразительности, смекалки,

находчивости.

Лабиринты;

Дидактическая игра «Лабиринты».

Развитие познавательных процессов;

развитие коммуникативных и

конструктивных умений; ознакомление с

цифрами, их формой; освоение понятий

«часть» и «целое»; развитие

пространственных представлений и

ориентировки в пространстве; знакомство со свойствами – «прозрачность» и «гибкость».

Игры Воскобовича:

«Прозрачная цифра»; Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.;

Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии

интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г.;

Развитие познавательных процессов;

развитие пространственных представлений;

развитие конструктивных и комбинаторных

способностей; развитие сообразительности,

смекалки, находчивости.

Головоломки «Колумбово яйцо»;

Смоленцева А.А. и др.Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. СПБ: «Детство – пресс», 2003 г.

Декабрь

Развитие познавательных процессов;

овладение мыслительными операциями и

действиями: выявление свойств, их

абстрагирование, сравнение, классификация,

обобщение; формирование элементарной

алгоритмической культуры мышления,

развитие способности действовать в уме,

осваивать представления о геометрических

фигурах, пространственную ориентировку.

Блоки Дьенеша;

Математика от 3 до 7.

Учебно-методическое пособие для воспитателей детских

садов/Авт.-сост. З.А.Михайлова и др. СПб.: «Детство-пресс», 2010 г.;

Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для

дошкольников СПб.: «Детство-пресс», 2004 г.;

Б.Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»;

Б.Б. Финкельштейн «Лепим Нелепицы»;

Б.Б. Финкельштейн «Вместе весело играть»;

Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н., Харько Т.Г.

«Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста». Учебно-методическое пособие. 2011 г.

Практическая

деятельность, конструирование,

беседа, индивидуальная и

групповая формы работы.

Развитие познавательных процессов;

формирование представлений о величине,

цвете и числах; формирование навыков счета; формирование порядка счета; развитие измерительных навыков.

Палочки Кьюизенера;

Б.Б. Финкельштейн «На золотом крыльце…» Альбом;

Б.Б. Финкельштейн «Вместе весело играть» Альбом;

Б.Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»;

Б.Б. Финкельштейн «Посудная лавка» детям 5-8 лет.

Развитие познавательных процессов;

развитие сенсорных и познавательных

способностей; развитие конструктивных

умений и навыков; закрепление

представлений о форме, цвете; формирование умений ориентировки в пространстве; формирование представлений о буквах и цифрах; развитие мелкой моторики; формирование символической функции сознания.

Игры Воскобовича:

«Геоконт»; Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.;

Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии

интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г.

Развитие познавательных процессов;

развитие сенсорных и познавательных

способностей; развитие конструктивных

умений и навыков; закрепление

представлений о форме, цвете; формирование

умений ориентировки в пространстве;

формирование представлений о буквах и

цифрах; развитие мелкой моторики;

формирование символической функции

сознания.

Игры Воскобовича:«Геоконт»;

Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.;

Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии

интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г.

Январь

Развитие познавательных процессов;

развитие анализа и синтеза, способности к

комбинированию; развитие конструктивных способностей; развитие смекалки, сообразительности.

Игры Никитина:«Уголки»;

Развивающие игры для детей. Справочник. Составитель - Ехевич Н., М., 1990 г.

Практическая

деятельность,

конструирование,

беседа, индивидуальная и

групповая формы

работы

Развитие познавательных процессов;

развитие пространственных представлений;

развитие конструктивных и комбинаторных

способностей; развитие сообразительности,

смекалки, находчивости.

Головоломки «Пифагор»;

Смоленцева А.А. и др.Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. СПБ: «Детство – пресс», 2003 г.

Февраль

Развитие познавательных процессов;

овладение мыслительными операциями и

действиями: выявление свойств, их

абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение; формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространственную ориентировку.

Блоки Дьенеша;

Математика от 3 до 7.

Учебно-методическое пособие для воспитателей детских

садов/Авт.-сост. З.А.Михайлова и др. СПб.: «Детство-пресс», 2010 г.;

Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для

дошкольников СПб.: «Детство-пресс», 2004 г.;

Б.Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»;

Б.Б. Финкельштейн «Лепим Нелепицы»;

Б.Б. Финкельштейн «Вместе весело играть»;

Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н., Харько Т.Г.

«Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста». Учебно-методическое пособие. 2011 г.

Практическая

деятельность,

конструирование,

беседа,

индивидуальная и

групповая формы

работы.

Развитие познавательных процессов;

формирование представлений о величине,

цвете и числах; формирование навыков счета;

Палочки Кьюизенера;

Б.Б. Финкельштейн «На золотом крыльце…» Альбом;

Б.Б. Финкельштейн «Вместе весело играть» Альбом;

формирование порядка счета; развитие

измерительных навыков.

Б.Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»;

Б.Б. Финкельштейн «Посудная лавка» детям 5-8 лет.

Развитие познавательных процессов;

развитие пространственных представлений;

развитие сообразительности, смекалки,

находчивости.

Лабиринты:

Дидактическая игра «Лабиринты».

Развитие познавательных процессов;

ознакомление с сенсорными эталонами форм, цвета и величины; развитие глазомера;

развитие мелкой моторики; освоение понятий

«часть» и «целое».

Игры Воскобовича: «Чудокрестики»;

Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.;

Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии

интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г.

Март

Развитие познавательных процессов;

формирование представлений о величине,

цвете и числах; формирование навыков счета; формирование порядка счета; развитие измерительных навыков.

Развитие познавательных процессов;

формирование понятий часть и целое;

развитие координации движений; развитие

мелкой моторики; развитие логики.

Палочки Кьюизенера;

Б.Б. Финкельштейн «На золотом крыльце…» Альбом;

Б.Б. Финкельштейн «Вместе весело играть» Альбом;

Б.Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»;

Б.Б. Финкельштейн «Посудная лавка» детям 5-8 лет.

«Логоформочки»;

Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009г.

Практическая

деятельность,

конструирование,

беседа, индивидуальная и

групповая формы работы.

Развитие познавательных процессов;

развитие мелкой моторики; закрепление

основных цветов; запоминание образа цифр.

Конструктор цифр;

Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009г.

Развитие познавательных процессов;

развитие пространственных представлений;

развитие конструктивных и комбинаторных

способностей; развитие сообразительности,

смекалки, находчивости.

Головоломки «Сфинкс»;

Смоленцева А.А. и др.Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. СПБ: «Детство – пресс», 2003 г.

Апрель

Развитие познавательных процессов;

овладение мыслительными операциями и

действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение; формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространственную ориентировку.

Блоки Дьенеша;

Математика от 3 до 7.

Учебно-методическое пособие для воспитателей детских

садов/Авт.-сост. З.А.Михайлова и др. СПб.: «Детство-пресс», 2010 г.;

Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для

дошкольников СПб.: «Детство-пресс», 2004 г.;

Б.Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»;

Б.Б. Финкельштейн «Лепим Нелепицы»;

Б.Б. Финкельштейн «Вместе весело играть»;

Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н., Харько Т.Г.

«Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста». Учебно-методическое пособие. 2011 г.

Практическая

деятельность,

конструирование,

беседа, индивидуальная и

групповая формы работы.

Развитие познавательных процессов;

развитие конструктивных и комбинаторных

способностей; развитие ориентировки в

пространстве; развитие мелкой моторики;

формирование символического и

графического мышления.

«Кубики для всех»;

Развивающие игры для детей. Справочник. Составитель - Ехевич Н., М., 1990 г.

Развитие познавательных процессов;

формирование представлений о величине,

цвете и числах; формирование навыков счета; формирование порядка счета; развитие измерительных навыков.

Палочки Кьюизенера;

Б.Б. Финкельштейн «На золотом крыльце…» Альбом;

Б.Б. Финкельштейн «Вместе весело играть» Альбом;

Б.Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»;

Б.Б. Финкельштейн «Посудная лавка» детям 5-8 лет.

Развитие познавательных процессов;

развитие мелкой моторики; знакомство с

цветом; развитие умения ориентироваться на плоскости; формирование умений в

измерительной деятельности; ознакомление с числами и цифрами.

Игры Воскобовича: «Ларчик»;

Харько Т.Г., Воскобович В.В. «Ларчик».

Методическое пособие.

Май

Выявление конечного уровня развития

познавательных процессов у детей 5 - 6 лет;

анализ деятельности за год.

Диагностика познавательного развития (диагностический инструментарий, приложение№ 1)

Индивидуальная работа по выполнению

диагностических заданий.

2.3. Содержание Программы в группах для детей от 6 до 7 лет

Месяц

Задачи

Развивающая среда

Информационно-методическое обеспечение

Методы и

приёмы

взаимодействия

педагога с детьми

Сентябрь

Выявление исходного уровня развития

познавательных процессов у детей 6 - 7 лет;

корректировка содержания программы.

Диагностика познавательного развития

(диагностический инструментарий, приложение № 1)

Индивидуальная работа по выполнению диагностических заданий.

Октябрь

Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение; формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности

действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространственную ориентировку.

Блоки Дьенеша;

Математика от 3 до 7. Учебно-методическое пособие для

воспитателей детских садов/Авт.-сост. З.А. Михайлова и

др. СПб.: «Детство-пресс», 2010 г.;

Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для

дошкольников СПб.: «Детство-пресс», 2004 г.;

Б.Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»;

Б.Б. Финкельштейн «Лепим Нелепицы»;

Б.Б. Финкельштейн «Вместе весело играть»;

Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н., Харько Т.Г.

«Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста». Учебно-методическое пособие. 2011 г.

Практическая деятельность,

конструирование, беседа,

индивидуальная и групповая формы работы.

Развитие познавательных процессов; развитие мелкой моторики; закрепление цветов; развитие умения ориентироваться на плоскости; совершенствование умений в измерительной деятельности; пополнение знаний о числах и цифрах.

Игры Воскобовича:

«Ларчик»;

Харько Т.Г., Воскобович В.В. «Ларчик».

Методическое пособие.

Развитие познавательных процессов; расширение представлений о величине, цвете и числах; формирование навыков счета; формирование порядка счета; развитие измерительных навыков.

Палочки Кьюизенера;

Б.Б. Финкельштейн «На золотом крыльце…» Альбом;

Б.Б. Финкельштейн «Вместе весело играть» Альбом;

Б.Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»;

Б.Б. Финкельштейн «Посудная лавка» детям 5-8 лет

Развитие познавательных процессов; развитие сенсорных, познавательных и творческих способностей; расширение представлений об эталонах формы и величины; продолжить учить

соотносить целое и часть; развитие

пространственных представлений и

ориентировки в пространстве; закрепление

свойств – прозрачность и гибкость.

Игры Воскобовича: «Прозрачный квадрат»;

Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж,

2009 г.;

Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии

интеллектуально-творческого развития детей

дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты

игры) Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г.;

Воскобович В.В. «Нетающие льдинки озера Айс, или

«Сказка о прозрачном квадрате». Методическая сказка.

2006 г

Ноябрь

Развитие познавательных процессов; расширение представлений о величине, цвете и числах; формирование навыков счета; формирование порядка счета; развитие измерительных навыков.

Палочки Кьюизенера;

Б.Б. Финкельштейн «На золотом крыльце…» Альбом;

Б.Б. Финкельштейн «Вместе весело играть» Альбом;

Б.Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»;

Б.Б. Финкельштейн «Посудная лавка» детям 5-8 лет.

Практическая

деятельность,

конструирование,

беседа, индивидуальная и

групповая формы

работы

Развитие познавательных процессов; развитие пространственных представлений; развитие сообразительности, смекалки, находчивости.

Лабиринты;

Дидактическая игра «Лабиринты».

Развитие познавательных процессов;

развитие коммуникативных и

конструктивных умений; ознакомление с

цифрами, их формой; освоение понятий

«часть» и «целое»; развитие

пространственных представлений и

ориентировки в пространстве; знакомство со свойствами – «прозрачность» и «гибкость».

Игры Воскобовича:

«Прозрачная цифра»; Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.;

Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии

интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г.;

Развитие познавательных процессов;

развитие пространственных представлений;

развитие конструктивных и комбинаторных

способностей; развитие сообразительности,

смекалки, находчивости.

Головоломки «Колумбово яйцо»;

Смоленцева А.А. и др.Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. СПБ: «Детство – пресс», 2003 г.

Декабрь

Развитие познавательных процессов;

овладение мыслительными операциями и

действиями: выявление свойств, их

абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение; формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространственную ориентировку.

Блоки Дьенеша;

Математика от 3 до 7.

Учебно-методическое пособие для воспитателей детских

садов/Авт.-сост. З.А.Михайлова и др. СПб.: «Детство-пресс», 2010 г.;

Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для

дошкольников СПб.: «Детство-пресс», 2004 г.;

Б.Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»;

Б.Б. Финкельштейн «Лепим Нелепицы»;

Б.Б. Финкельштейн «Вместе весело играть»;

Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н., Харько Т.Г.

«Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста». Учебно-методическое пособие. 2011 г.

Практическая

деятельность, конструирование,

беседа, индивидуальная и

групповая формы работы.

Развитие познавательных процессов;

формирование представлений о величине,

цвете и числах; формирование навыков счета; формирование порядка счета; развитие измерительных навыков.

Палочки Кьюизенера;

Б.Б. Финкельштейн «На золотом крыльце…» Альбом;

Б.Б. Финкельштейн «Вместе весело играть» Альбом;

Б.Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»;

Б.Б. Финкельштейн «Посудная лавка» детям 5-8 лет.

Развитие познавательных процессов;

развитие сенсорных и познавательных

способностей; развитие конструктивных

умений и навыков; закрепление

представлений о форме, цвете; формирование умений ориентировки в пространстве; формирование представлений о буквах и цифрах; развитие мелкой моторики; формирование символической функции сознания.

Игры Воскобовича:

«Геоконт»; Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.;

Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии

интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г.

Развитие познавательных процессов;

развитие сенсорных и познавательных

способностей; развитие конструктивных

умений и навыков; закрепление

представлений о форме, цвете; формирование умений ориентировки в пространстве; формирование представлений о буквах и цифрах; развитие мелкой моторики; формирование символической функции сознания.

Игры Воскобовича:«Геоконт»;

Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.;

Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии

интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г.

Январь

Развитие познавательных процессов;

развитие анализа и синтеза, способности к

комбинированию; развитие конструктивных способностей; развитие смекалки, сообразительности.

Игры Никитина:«Уголки»;

Развивающие игры для детей. Справочник. Составитель - Ехевич Н., М., 1990 г.

Практическая

деятельность,

конструирование,

беседа, индивидуальная и

групповая формы

работы

Развитие познавательных процессов;

развитие пространственных представлений;

развитие конструктивных и комбинаторных

способностей; развитие сообразительности,

смекалки, находчивости.

Головоломки «Пифагор»;

Смоленцева А.А. и др.Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. СПБ: «Детство – пресс», 2003 г.

Февраль

Развитие познавательных процессов;

овладение мыслительными операциями и

действиями: выявление свойств, их

абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение; формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространственную ориентировку.

Блоки Дьенеша;

Математика от 3 до 7.

Учебно-методическое пособие для воспитателей детских

садов/Авт.-сост. З.А.Михайлова и др. СПб.: «Детство-пресс», 2010 г.;

Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для

дошкольников СПб.: «Детство-пресс», 2004 г.;

Б.Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»;

Б.Б. Финкельштейн «Лепим Нелепицы»;

Б.Б. Финкельштейн «Вместе весело играть»;

Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н., Харько Т.Г.

«Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста». Учебно-методическое пособие. 2011 г.

Практическая

деятельность,

конструирование,

беседа,

индивидуальная и

групповая формы

работы.

Развитие познавательных процессов;

формирование представлений о величине,

цвете и числах; формирование навыков счета; развитие измерительных навыков.

Палочки Кьюизенера;

Б.Б. Финкельштейн «На золотом крыльце…» Альбом;

Б.Б. Финкельштейн «Вместе весело играть» Альбом;

формирование порядка счета; развитие

измерительных навыков.

Б.Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»;

Б.Б. Финкельштейн «Посудная лавка» детям 5-8 лет.

Развитие познавательных процессов;

развитие пространственных представлений;

развитие сообразительности, смекалки,

находчивости.

Лабиринты:

Дидактическая игра «Лабиринты».

Развитие познавательных процессов;

ознакомление с сенсорными эталонами форм, цвета и величины; развитие глазомера; развитие мелкой моторики; освоение понятий «часть» и «целое».

Игры Воскобовича: «Чудокрестики»;

Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.;

Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии

интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г.

Март

Развитие познавательных процессов; расширение представлений о величине, цвете и числах; совершенствование навыков счета; совершенствование порядка счета; развитие измерительных навыков.

Палочки Кьюизенера;

Б.Б. Финкельштейн «На золотом крыльце…» Альбом;

Б.Б. Финкельштейн «Вместе весело играть» Альбом;

Б.Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»;

Б.Б. Финкельштейн «Посудная лавка» детям 5-8 лет.

Практическая

деятельность,

конструирование,

беседа, индивидуальная и

групповая формы работы.

Развитие познавательных процессов;

формирование понятий часть и целое; развитие координации движений; развитие мелкой моторики; развитие логики.

«Логоформочки»;

Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж,

2009 г.

Развитие познавательных процессов; развитие мелкой моторики; закрепление основных цветов; запоминание образа цифр.

Конструктор цифр;

Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж,

2009 г.

Апрель

Развитие познавательных процессов;

овладение мыслительными операциями и

действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение; формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространственную ориентировку.

Блоки Дьенеша;

Математика от 3 до 7.

Учебно-методическое пособие для воспитателей детских

садов/Авт.-сост. З.А.Михайлова и др. СПб.: «Детство-пресс», 2010 г.;

Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для

дошкольников СПб.: «Детство-пресс», 2004 г.;

Б.Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»;

Б.Б. Финкельштейн «Лепим Нелепицы»;

Б.Б. Финкельштейн «Вместе весело играть»;

Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н., Харько Т.Г.

«Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста». Учебно-методическое пособие. 2011 г.

Практическая

деятельность,

конструирование,

беседа, индивидуальная и

групповая формы работы.

Развитие познавательных процессов;

развитие конструктивных и комбинаторных

способностей; развитие ориентировки в

пространстве; развитие мелкой моторики;

формирование символического и

графического мышления.

«Кубики для всех»;

Развивающие игры для детей. Справочник. Составитель - Ехевич Н., М., 1990 г.

Развитие познавательных процессов;

формирование представлений о величине,

цвете и числах; формирование навыков счета; формирование порядка счета; развитие измерительных навыков.

Палочки Кьюизенера;

Б.Б. Финкельштейн «На золотом крыльце…» Альбом;

Б.Б. Финкельштейн «Вместе весело играть» Альбом;

Б.Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»;

Б.Б. Финкельштейн «Посудная лавка» детям 5-8 лет.

Развитие познавательных процессов;

развитие мелкой моторики; знакомство с

цветом; развитие умения ориентироваться на плоскости; формирование умений в

измерительной деятельности; ознакомление с числами и цифрами.

Игры Воскобовича: «Ларчик»;

Харько Т.Г., Воскобович В.В. «Ларчик».

Методическое пособие.

Май

Выявление конечного уровня развития

познавательных процессов у детей 5 - 6 лет;

анализ деятельности за год.

Диагностика познавательного развития.

Индивидуальная работа по выполнению

диагностических заданий.


2.4. Планируемые результаты освоения Программы «Развивайка»

К концу года дети должны уметь:

  • моделировать свойства и отношения величин;
  • объединять разрозненные делали в целое;
  • выполнять игровые действия, соблюдать игровые правила.
  • планировать свои действия при решении логических и арифметических задач.

2.5.Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов

Цель: Определение результативности освоения детьми программы по развитию

интеллектуальных и творческих способностей.

Диагностика составлена по материалам 3 книги Р.С. Немова «Психодиагностика».

Ход диагностики

1. Изучение слуховой памяти дошкольников по методике «10 слов».

Ребенку зачитывают 10 слов: дом, мёд, конь, лист, день, дверь, сок, туча, сад, кукла.

Воспроизведение – 10 – 7 слов высокий уровень,

3- 4 слов свидетельствует о среднем уровне,

0 –2 – слабый уровень.

2. Изучение зрительной памяти дошкольников по методике «12 картинок».

Ребёнку предъявляется таблица с 12-ю картинками, время предъявления 30 секунд.

Воспроизведение 7,5-12 картинок высокий уровень,

4-7 картинок свидетельствует о среднем уровне,

0 –3 – слабый уровень.

3. Изучение слухового восприятия дошкольников по методике проба «Понимание текста».

Ребёнку диктуем предложение: «Серёжа встал, умылся, позавтракал, взял портфель и пошёл в школу».

После прочтения, ребёнка просят повторить предложение.

Безошибочные ответы - высокий уровень;

1-3 ошибки – средний уровень;

Более 3 ошибок – слабый уровень

4. Изучение зрительного восприятия дошкольников по методике: «Какие предметы спрятались?».

Ребёнку предъявляются несколько контурных рисунков, в которых «спрятаны»

известные ему предметы. Ребёнка просят последовательно назвать очертания всех

изображённых предметов. Общее количество предметов 14.

Безошибочные ответы, найдены все предметы за 20-30 сек. - высокий уровень;

Найдены все предметы за 40-50 сек. - средний уровень;

Найдены все предметы более 50 сек. или допущены ошибки - слабый уровень.

5. Оценка развития образно-логического мышления у дошкольников по методике «Раздели на группы».

Ребёнку предлагаются 20 картинок, на которых изображены знакомые ему предметы.

  • Его просят разделить эти карточки на группы так, чтобы в каждой группе были похожие друг на друга картинки, чтобы их можно было назвать, одним словом.

Высокий уровень – ребёнок самостоятельно выделил пять групп и назвал обобщающие слова;

Средний уровень - ребёнок выделил пять групп и назвал обобщающие слова с

незначительной помощью взрослого;

Слабый уровень – ребёнок произвольно разделил картинки на группы и затруднился с обобщением.

6.Определить способность ребёнка устанавливать причинно-следственную связь.

Ребёнку предлагаются пять картинок с описанием какого – либо события, ему

необходимо расположить эти картинки по порядку (от начала до конца).

Высокий уровень – ребёнок самостоятельно расположил картинки по порядку и

рассказал историю;

Средний уровень - ребёнок с незначительной помощью взрослого расположил

картинки по порядку и рассказал историю;

Слабый уровень – ребёнок расположил картинки произвольно и не смог

придумать историю.

7. Определить уровень развития произвольного внимания дошкольников по методике «Корректурная проба»

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Учебный план

Содержание рабочей

учебной программы

Объем учебной нагрузки по программе

(количество занятий)

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

1

Мониторинг

8

8

2

Блоки Дьенеша

6

6

3

Палочки Кюизенера

6

6

4

Игры Воскобовича

8

8

5

Развивающие игры Никитина

6

6

Всего занятий в год

34

34

  1. Годовой календарный учебный график.

Режим работы Учреждения

7.00-19.00

Продолжительность учебного года

Начало учебного года с 01.09.2017 г.

Окончание учебного года 31.05.2018 г.

Количество недель в учебном году

39 недель

Продолжительность учебной недели

5 дней (понедельник-пятница)

Сроки проведения каникул

Зимние – 09.01.2018 – 15.01.2018г.

Весенние – 12.03.2017-16.03.2017г.

Летний оздоровительный период

С 01.06.2018г. по 31.08.2018г.

Праздничные (нерабочие) дни

06.11.2017г.

01.01.2018 - 08.01.2017г.

22.02.2018 - 23.02.2018г.

07.03.2018 – 09.03.2018г.

30.04.18 - 02.05.2018г.

08.05.2018– 09.05.2018г.

3.3 Материально-техническое обеспечение программы

1. Демонстрационный материал к палочкам Кюизенера и блокам Дьенеша.

2. Сюжетно-дидактические игры «Страна блоков и палочек», «Давайте

вместе поиграем»

3. Игры Воскобовича

  • «Чудо - крестики» №1; №2; №3
  • «Лепестки» (эталоны цвета)
  • «Геоконт»
  • «Квадрат Воскобовича» (2-х цветный, 4-х цветный)
  • «Чудо – Цветик»
  • «Логоформочки»

4. Цветные счётные палочки Кюизенера на каждого ребенка.

5. Блоки Дьенеша на каждого ребенка.

6. Игры Никитина: Сложи квадрат, Сложи узор.

  1. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Антонов В.А. Фадеева Е.М. Диагностика математического развития

дошкольников. – Пермь, 1998.

  1. БондаренкоТ. М. Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм Воскобовича. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж: ИП Лакоценин С.С, 2009.
  2. Дидактические игры-занятия в ДОУ (старший возраст). Выпуск 1:

Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Авт.-сост. Е. Н. Панова. - Воронеж: ЧП Лакоценин С. С, 2007.

  1. Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет/Л.Д Комарова. – М.: Издательство гном и Д,2008
  2. Новикова В.П., Тихонова Л.И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Для работы с детьми 3-7 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 200
  3. Р.С. Немов «Психодиагностика».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста "Волшебный завиток"

Программа рассчитана на детей 5-6 лет, срок реализации 1 год, направление художественно-эстетическое....

Дополнительная образовательная программа интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста «ФАНКЛАСТИК: ВЕСЬ МИР В РУКАХ ТВОИХ»

Образовательная программа «Фанкластик: весь мир в руках твоих» нацелена на интеллектуально-творческое развитие детей дошкольного возраста в интегрированных видах деятельности с приме...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Педагога дополнительного образования по реализации интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста Игровой технологии интеллектуально – творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры»

Использование современных образовательных технологий является необходимым условием профессионализма педагога. Авторская технология «Сказочные лабиринты игры» интегрирует сразу несколько &l...

Консультация: «Интеллектуально – творческое развитие детей дошкольного возраста»Одна из важнейших задач воспитания детей – это развитие их познавательной активности, творческих умений и способностей, которые позволяют легко освоить новое. Опыт показывает,

Одна из важнейших задач воспитания детей – это развитие их познавательной активности, творческих умений и способностей, которые позволяют легко освоить новое. Опыт показывает, что наличие интелл...

Сборник культурных практик для организации образовательного процесса в ДОУ «Использование игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича в интеллектуально – творческом развитии детей дошкольного возраста»

Материал сборника носит практико-ориентированный характер, его применение поможет в освоении и реализации данной технологии. Представленные культурные практики могут быть использованы в работе педагог...