Статья: "Инновационные образовательные технологии позитивной социализации детей дошкольного возраста"
статья

Рубцова Наталья Александровна

В статье описаны новые технологии социализации ребёнка дошкольного возраста, которые позволяют эффективно формировать и развивать у него качества, необходимые не только для успешной адаптации и обучения в школе, а также для жизни в современном социуме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья54.12 КБ

Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ: ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Рубцова Н.А.,

Воспитатель МБДОУ г. Иркутска детский сад 159.

г. Иркутск

Аннотация.В статье описаны новые технологии социализации ребенка дошкольного возраста, которые позволяют эффективно формировать и развивать у него качества, необходимые не только для успешной адаптации и обучения в школе, а также для жизни в современном социуме. Рассмотрена совместная деятельность дошкольников со сверстниками и взрослыми как необходимое условие совершенствования позитивных социально-поведенческих проявлений.

Ключевые слова:социализация дошкольника, инновация, технологический процесс, личность ребенка, сюжетно-ролевые игры, социальная адаптация, совместная деятельность.

В настоящее время образовательная система Российской Федерации нацелена на всеобщую модернизацию подходов к обучению и воспитанию подрастающего поколения, пересмотр сложившихся традиций, внедрение инноваций. Инновационные технологии являются условием эффективности качественных изменений деятельности дошкольных образовательных учреждений. Цель инновационных технологий в воспитательной работе ДОО - содействовать становлению личности ребенка и тем самым решать проблему приобщения малыша к миру взрослых, который принято называть социумом.

Социализация - непрерывный процесс, который сопровождает человека в течение всей его жизни. В каждом возрастном периоде социализация имеет свои задачи, особенности, сложности. В дошкольном возрасте социализация имеет целью приобщение ребенка к миру культуры, нравственных ценностей, формирование отношений с наиболее значимыми для него сферами жизни.

Важность эффективной позитивнойсоциализации личности усиливается внаиболее сенситивный период, в период детства, который является фундаментом, заключающим в себе перспективы дальнейшего развития личности, а также формируетпервичный житейский опыт индивида, который трудно компенсировать в болеестаршем возрасте.

Само понятие «социализация» появилось в дошкольной педагогике не так давно. На сегодняшний день в педагогической и психологической науках не существует единого концептуального взгляда на категорию «социализация дошкольника».

В.С. Торохтий в своих научных трудах акцентирует внимание на том, что социализация является непрерывным процессом, охватывающим весь период жизни индивида, с наиболее активной фазой в период детского и юношеского возраста.

Г.И. Захарова подчеркивает, что процесс первичной социализации личности в период дошкольного детства осуществляется преимущественно в семье.

А.В. Мудрик считает, что в младенческом возрасте социализация происходит впроцессе личностного взаимодействия ребенка с родителем, позднее – в рамках малойсоциальной группы (в которую могут входить бабушки, дедушки и другие члены семьи),выходя на уровень различных коллективов и социальных организаций.

Н. Ф. Голованова, рассматривая процесс социализации дошкольника, опирается на культуру и психологию общества, личностный социальный опыт и выделяет четыре компонента: коммуникативный, познавательный, поведенческий, ценностный.

Социализация дошкольника предполагаетпрежде всего воспитание умения правильно ориентироваться в том социальном окружении, в котором малыш постоянно вращается.

Показателями социального развития ребенка являются:

- способность осознавать и адекватно принимать основные эмоциональные состояния; проявлять эмпатию; обнаруживать способность к децентрации;

- позитивное самопринятие, самоотношение; уверенность в себе, самостоятельность, активность, инициативность, ощущение себя любимым родителями;

- владение навыками самоконтроля, саморегуляции;

- эмоциональное благополучие;

- наличие положительного социального статуса (принят группой сверстников и родителями);

- владение способами социокультурного поведения и общения; коммуникативность;

- наличие развитого эмоционального и социального интеллекта;

- социальная готовность к школе.

Включению детей в общественную жизнь, усвоению ими правил и норм культурного поведения, этикетаспособствует интеграция инновационных проектов в образовательное пространство.

Позитивная социализация происходит благодаря организации постоянного взаимодействия с социальными партнерами, которые расположены в микрорайоне дошкольного образовательного пространства. Например, в процессе реализации инновационного проекта «Мой город» дошкольники, посещая библиотеку, театр, музей, картинную галерею и памятники старины, знакомятся с их ролью в социуме.

Это знакомство углубляется и развивается в процессе сюжетно-ролевых игр, которые являются органичной частью инновационных технологий. Исполняя ту или иную роль в игре, дошкольник учится говорить и договариваться, следовать правилам и принимать свои первые самостоятельные решения, переосмысливает все вокруг, формирует собственное мнение о происходящих событиях, отношение к сверстникам и взрослым. Игра - это возможность для ребенка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений. В игре ребенок проявляет себя, он не только примеряет на себя различные социальные роли, но и прорабатывает сложные или не понятные для себя ситуации. С помощью игры ребенок стремится справиться со своими проблемами.Активно играющий в детстве ребенок вырастет самостоятельным инициативным взрослым.

Утрата популярности, а иногда и полное исчезновение некоторых профессий, появление новых родов деятельности, расширение социальных контактов людей не могут не сказаться на детских играх. Так, наряду с такими хорошо всем известными играми, как «Больница», «Аптека» и «Магазин», появляются игры «Турагентство», «Банк», «Агентство недвижимости» и другие. Другие сюжетно-ролевые игры претерпевают значительные изменения. Так на смену обычной игры «Парикмахерская» приходит более современная и, вместе с тем, сложнее организованная «Салон красоты». От игры «Больница» отделилась и стала самодостаточной игра «Стоматолог». Производители современных детских товаров предлагают широкий спектр игровых наборов, включающих в себя атрибуты различных профессий.

Игра - это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка и задача воспитателя - правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки.

Освоение механизма ролевого поведения формирует у ребенка успешную вовлеченность в социальные отношения, так как это позволяет приспосабливаться и адаптироваться к любой новой для него позиции или ситуации в течение всей жизни. Данный процесс приспособления ребенка к условиям социальной среды называют социальной адаптацией.

Дети дошкольного возраста приобретают понимание социальных ролей преимущественно в семье. Семья закладывает основной фундамент в процессе социализации ребенка. Влияние родителей на эмоциональное развитие ребёнка, как сложный комплексный закономерный процесс усложнения и обогащения эмоциональной сферы в контексте общей социализации, уникально и характеризуется стилем воспитания, типом родительских установок, характером отношений между ребёнком и родителями. Можно выделить основные позиции и установки родителей по отношению к детям:

- оптимальный эмоциональный контакт, считается наиболее предпочитаемым, так как дает ребенку безопасность, самостоятельность уверенность в себе;

- эмоциональная дистанция или отвержение ребенка, это агрессия, раздражительность, избегание контакта с ребенком, в таких отношениях ребенок проявляет агрессию, появляется эмоциональная неразвитость;

- излишняя концентрация, включает в себе подавление воли ребенка, агрессивности, сексуальности, чрезмерное вмешательство в мир ребенка, стремление ускорить его развитие и другие, на него возлагают непосильные планы и собственные нереализованные мечты, у ребенка формируется неадекватное отношение к себе и окружающим, инфантильность.

Не менее значимым фактором социализации ребенка становится и группа сверстников. Ребенок, проявляя интерес к сверстникам, способен принять на себя различные социальные роли.

Одним из переломных моментов в формировании образа Я, происходящим под воздействием трех внешних составляющих социального опыта (семья, взрослые, сверстники), является обретение умения выделения себя как носителя определенной роли, в качестве источника деятельности.

Важнейшим видом доступной дошкольнику социальной практики является совместная деятельность ребенка со сверстниками и взрослыми. Большое внимание в отечественной психологии и педагогике традиционно уделялось формам организации совместной деятельности как детей, так и взрослых.

Традиционно выделяются три основные формы организации совместной деятельности:

- совместно-индивидуальная;

- совместно-последовательная;

- совместно-взаимодействующая.

Для совместно-индивидуальной формы организации совместной деятельности характерно то, что участники взаимодействия на разных этапах совместной деятельности могут действовать относительно автономно, но создавая при этом общий продукт. Например, воспитатель предлагает детям сделать коллективную работу - «Обитатели подводного мира», каждый ребенок рисует свою рыбку, кита или тюленя, и на завершающем этапе работа каждого становится частью общей композиции. Общая композиция может быть дополнена креативными решениями участников, кто-то дорисует водоросли, кораллы, изображения затонувших кораблей и др. Такой вариант особенно привлекателен с точки зрения включения механизмов сотворчества, развития креативности, поскольку содержит элементы импровизации.

Совместно-последовательная форма организации совместной деятельности строится с учетом того, что результат, полученный одним участником, становится предметом деятельности следующего, затем третьего, четвертого и т. д. Иллюстрацией специфики совместно-последовательной формы организации совместной деятельности может служить спортивная эстафета или производственный конвейер. Построенная таким образом совместная деятельность может быть максимально похожа на работу производственного конвейера.

Совместно-взаимодействующая форма организации совместной деятельности обычно квалифицируется как самая сложная. В ее условиях согласование действий участников осуществляется на всех этапах работы от планирования и проектирования до завершения - получения окончательного продукта. Само взаимодействие участников может быть организовано как парное, как взаимодействие в группах по три-четыре человека, и как взаимодействие в группах относительно большого состава (например, подгруппа/группа в детском саду).

В процессе совместной деятельности разносторонне развивается просоциальное поведение детей, интенсифицируются их коммуникации, активизирующие межличностные отношения, возникающие между ее участниками на основе предметно заданных функционально-ролевых взаимодействий. В плане педагогическом эти коммуникации и межличностные контакты имеют самостоятельную ценность для решения педагогических задач по позитивной социализации личности ребенка, развитию его эмоционального и социального интеллекта.

Таким образом, непременным условием успешной социализации детей дошкольного возраста является позитивно насыщенная среда социального развития, основными субъектами которой являются сама личность и ближайшее окружение.

Список литературы

  1. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольное образование от 17 октября 2013 г. – № 1155. – П. 4.6.
  2. Глубоцкая Е.В. Сущностная характеристика социализации детей дошкольного возраста / Е.В. Глубоцкая // Концепт. – 2020. – № 02 (февраль) – С. 1–11.
  3. Захарова, Г.И. Психология семейных отношений / Г.И. Захарова. – Челябинск: Изд-во ЮУрГу, 2009. – 63 с.
  4. Мудрик, А. В. Социально-педагогические проблемы социализации / А.В. Мудрик. – М.: МПГУ, 2016. – 247 с.
  5. Савенкова, Т.Д. Совместная деятельность дошкольников со сверстниками и взрослыми как средство позитивной социализации /  Т.Д. Савенкова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2020. - Т. 25, № 186. – С. 104-113.
  6. Торохтий, В.С. Социальная педагогика / В. С. Торохтий. – М.: Юрайт, 2015. – 451 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная среда как фактор позитивной социализации детей дошкольного возраста

В статье отражены основные аспекты, связанные с  вхождением в образовательную среду детей дошкольного возраста. Именно образовательная среда выступает основным фактором позитивной социализации де...

Презентация "Позитивная социализация детей дошкольного возраста посредством воспитания экологической культуры с использованием современный инновационных технологий

Презентация "Позитивная социализация детей дошкольного возраста посредством воспитания экологической культурыс использованием современный инновационных технологий"...

Практика "Жизненные навыки для дошкольников. Занятия – путешествия" практика-технология позитивной социализации детей дошкольного возраста

quot;Жизненные навыки для дошкольников. Занятия – путешествия" практика-технология позитивной социализации детей дошкольного возраста...

Выступление на педагогическом совете: "Технологии позитивной социализации ребенка дошкольного возраста"

Доклад "Технологии позитивной социализации ребенка дошкольного возраста" (из опыта работы)...

Технология позитивной социализации детей дошкольного возраста с ОВЗ Н.П. Гришаевой

Н.П. Гришаева указывая на важность социализации дошкольников обращает внимание на то, что новой задачей дошкольной группы становится организация дружественного социума для развития социальных навыков ...

«Позитивная социализация детей дошкольного возраста средствами современных технологий»

Игры наиболее близки и естественны для дошкольников. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие.Помогают ...