ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ "СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
статья по развитию речи (средняя группа) на тему

Редкозубова Людмила Сергеевна
Совершенствование коммуникативных умений дошкольников посредством театрализованной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1. 

Совершенствование коммуникативных умений дошкольников  посредством театрализованной деятельности

Одной из задач ФГОС является социально-коммуникативное развитие детей, которое направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Свою работу  над совершенствованием коммуникативных умений  детей мы осуществляли по средством  театрализованной деятельности. Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей дошкольников. Театрализованная игра -  является эффективным средством развития общения детей всех возрастных групп.

Слайд 2

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка,  фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка…»   В. Сухомлинский

Слайд 3

 Содержание театрализованной деятельности включает в себя:

- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

- игры - драматизации;

- разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

- упражнения по формированию выразительности исполнения;

-упражнения по социально-эмоциональному, коммуникативному развитию детей.

Подготовка  детей к театрализованной  деятельности осуществлялась постепенно.

Большое место занимало чтение художественной литературы, в процессе которого обращала внимание детей на композицию произведения (как начинается, о чем рассказ или сказка, как и чем, заканчивается, на его языковые особенности. После того, как дети ответили на вопросы, отметили характерные особенности персонажей,  предлагали  рассказать сказку с помощью предметов-заместителей (по величине, цвету, форме). Работая со сказкой «Лисичка со скалочкой»….

Слайд с заместителями

4-5 (Лисичка со скалочкой)

6-7-8 (С.Маршак «Перчатки»)

9-10 (Колобок)

Работая с детьми,  обратили  внимание на их интерес к ярким костюмам и фигуркам героев сказок, шапочкам, маскам. Детей это привлекало, прежде всего, из-за возможности переодеться, а значит измениться. Постепенно мы стали формировать интерес детей к театрализованным играм. В  детском саду были организованы просмотры  небольших кукольных спектаклей, сыгранные профессиональными артистами, где обращалось внимание на актерское мастерство героев спектакля. (слайд 11)

Мы использовали  имитационные  игры, в которых дети выполняли отдельные действия человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями),  имитировали  основные эмоции человека (радость, грусть, страх, злость, удивление и др.)

В играх-имитациях дети изображали образы хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке, старушка идет, весёлая внучка, ласковая кошечка и др.)

Для развития навыков действия с воображаемыми предметами проводились такие игры как « День рождения» Слайд 12

Цель. Развивать навыки действия с воображаемыми предметами, воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

Ход игры. С помощью считалки выбирается ребенок, который приглашает детей на «день рождения». Гости приходят по очереди и приносят воображаемые подарки. С помощью выразительных движений, условных игровых действий дети должны показать, что именно они решили подарить.

Лучше, если гостей будет немного, а оставшиеся дети сначала побывают в роли зрителей, оценивающих достоверность показа. Потом они могут поменяться ролями. На начальном этапе игры проще всего обыгрывать подарки - игрушки: скакалку, мяч, куклу, машинку, мягкую игрушку, конструктор и т.п. По мере развития творческих способностей «подарки» могут быть самые разнообразные: коробка конфет, шарик, шарфик или шапка, книжка или фломастер и даже «живой» кот.

Для четкого произношения фраз мы использовали  речевые игры

«Забавные стихи»

Цель. Тренировать четкое произношение согласных на конце слова, учить детей отбирать рифму к словам.

Ход игры. Дети подбирают окончания  слова в рифму предложенным слогам.

Ут-ут-ут-ут - на лугу цветы цветут,

Ют-ют-ют-ют - птицы весело поют,

Ят-ят-ят-ят - это комары звенят,

Ит-ит-ит-ит - заяц под кустом сидит.

Для  развития способностей понимать эмоциональное состояние и адекватно выражать своё нам помогают этюды на выражение основных эмоций.

1. «Лисичка подслушивает» . слайд 13

Цель: Развивать способность понимать эмоциональное состояние и адекватно выражать своё состояние (внимание, интерес, сосредоточенность).

Ход: Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик и петушок. Подслушивает. Голова наклонена в сторону – слушает, рот полуоткрыт. Нога выставлена вперёд, корпус слегка наклонён вперёд.

2. «Вкусные конфеты»

Цель: Передавать внутреннее состояние через мимику (удовольствие, радость).

Ход: У детей  в руках воображаемая коробка с конфетами.

Они берут конфету, благодарят, разворачивают бумажку и угощаются. По лицам видно, что угощение вкусное.          

В нашей работе мы использовали этюды на воспроизведение черт характера.  Слайд 14-17

  1. «Старичок»

Цель: Через мимику, жесты передавать черты характера (весёлый, добрый, смешной, озорной).

Ход: Прочесть детям стихотворение Д. Хармса «Весёлый старичок». Дети имитируют состояния и действия, о которых говориться в стихотворении.

«Жил на свете старичок

Маленького роста,

И смеялся старичок

Чрезвычайно просто:

Ха-ха-ха, да хе-хе-хе,

Хи-хи-хи, да бух-бух!

Бу-бу-бу, да бе-бе-бе,

Динь-динь-динь,

Да трюх-трюх!

Раз, увидев паучка,

Страшно испугался

Но, схватившись за бока,

Громко рассмеялся:

Хи-хи-хи, да ха-ха-ха,

Хо-хо-хо, да гуль-гуль!

Ги-ги-ги, да га-га-га,

Го-го-го, да буль-буль!

 

А увидев стрекозу,

Страшно рассердился,

Но от смеха на траву

Так и повалился:

Гы-гы-гы, да гу-гу-гу,

Го-го-го, да бах-бах,

Ой, ребята! Не могу!

Ой, ребята! Ах, ах!  

               

2. «Жадный пёс»   слайд 18-19-20

Цель: Через мимику и жесты передавать черты характера (жадность).

Ход: Педагог читает стихотворение В. Квитко.

«Жадный пёс дрова принёс,

Воды наносил, тесто замесил,

Пирогов напёк, спрятал в уголок,

И съел сам – гам, гам, гам!»

Дети имитируют состояние и действия, о которых говориться в стихотворении.

Слайд  21-22

 

Игры на развитие внимания и памяти помогают быстро и точно реагировать на звуковые сигналы,  выполнять внимательно движения по сигналу, развивают активное внимание и память.

  1. «Будь внимателен!»

Цель: стимулировать внимание; быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.

 Ход: Дети шагают под весёлую музыку. Затем, на слово «Зайчики», дети изображают зайчиков (прыгают), на слово «Лошадки» - лошадок (ударяя ногой об пол), на слово «Аист» - стоят на одной ноге, «Раки» - пятятся,  «Птицы» - бегут, раскинув руки.

2. «Волшебный круг» 23

Цель: Выполнять внимательно движения по сигналу.

Ход: Играющие стоят по кругу. По сигналу колокольчика дети  делают следующие движения: приседают и  встают,  хлопают в ладоши,  приседают и встают и т. д.

3. «Слушай хлопки» 24

Цель: Развивать активное внимание.

 Ход:  Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопает в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу лягушки (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). Если ведущий хлопает два раза - принять позу аиста(стоять на одной ноге , руки в стороны) . На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

Для развити выразительности движений мы использовали Этюды на выразительность жестов.25

  1. «Тише»

Цель: Развивать выразительное движение рук и адекватно использовать жест.

Ход: Мышата переходят дорогу, на которой спит котёнок.

Они то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!»

Выразительные движения: шея вытянута вперёд, указательный палец приставлен к сжатым губам, брови «идут вверх».

  1. «Игра в снежки» 26

Цель: Развивать выразительность движений, творческое воображение.

Ход: Этюд сопровождается весёлой музыкой. Зима. Дети играют в снежки. Выразительные движения: нагнуться, схватить двумя руками снег, слепить снежок, бросить снежок резкими, короткими движениями.

Слайд 27-32

В разыгрывании сказок использовали различные виды театра:

  • Настольный
  • Теневой
  • Би-ба-бо
  • Театр на фланелеграфе

Слайд 33

 В ходе проделанной работы  мы познакомили детей с театральными терминами, такими как:

Актер – человек, действующий  в спектакле, сказке

Аплодисменты – одобрительные хлопки.

Афиша – объявление о представлении.

Грим – подкрашивание лица, искусство придания лицу внешности, необходимой актеру для данной роли.

Декорации (лат.)- украшение; художественное оформление для действия на театральной сцене.

Жест – движения рук, головы, передающие чувства и мысли.

Парик – накладные волосы.

Режиссер – управляющий актерами, раздающий роли; лицо, руководящее постановкой спектакля.

Реквизит – вещи подлинные или бутафорские, необходимые актерам по ходу действия спектакля.

Репетиция - повторение, предварительное исполнение спектакля.

Театр – место для зрелищ.

Фойе – помещение в театре, которое служит местом отдыха для зрителей во время антракта.

Читая  сценарий предстоящего  театрализованного представления или  драматизации художественного произведения,  я представляла себе характер героев. Распределение ролей  среди своих воспитанников я осуществляла на основе  своих наблюдений:

  • как дети ведут себя в разных видах деятельности;
  • в игре, в различных ситуациях;
  • в соответствии с их личностными качествами;
  • творческими способностями;
  •  коммуникативными навыками;

 

Хочу отметить, что в постановке каждого художественного произведения: мини – сценки, этюда,  сказки, спектакля, историй и др. элементов драматизации  мы привлекали всех детей без исключения, давая возможность каждому ребёнку проявить свои творческие способности.    

Слайд 34-40

Как итог проделанной работы  согласно комплексно – тематического планирования  по теме «ОСЕНЬ» было  проведено праздничное представление

«Золотая Осень», где мы  продемонстрировали постановку сказки «Репка», совершенствуя  коммуникативные умения детей  по средством театрализованной деятельности.

 Родители отзывались об увиденном: « Что   та  атмосфера творчества и доверия  ребёнка к  сверстникам, к педагогам,   которые участвовали в подготовке  всего представления,  обеспечивает  их детям  возможность высказаться, формирует умение выстраивать линию поведения в роли и свободно чувствовать себя в ней.

ВЫВОД:

И в заключение хочу сказать, что возможности театрализованной деятельности очень широки.

Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

 

Слайд 41

 

И как сказал  Б.М.Теплов

Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали
и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мира
детей…”

Слайд 42  Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружковая работа по теме: «Развитие коммуникативных умений дошкольников средствами театрализованной деятельности»

Коммуникация – это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации. Действия, целью которых является с...

Программа "Развитие коммуникативных умений дошкольников средствами театрализованной деятельности" (3-х годичный курс обучения)

Проблема коммуникативных способностей традиционно находится в центре внимания отечественных социальных психологов в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека. Человек без коммун...

обобщение опыта «Развитие коммуникативных умений дошкольников средствами театрализованной деятельности»

Развитие коммуникативных умений дошкольников средствами театрализованной деятельности....

Развитие творческой одаренности и формирование социально-коммуникативных способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности.

Развитие творческой одаренности и формирование социально-коммуникативных способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности....

Обобщённый педагогический опыт работы Тема опыта: «Развитие коммуникативных умений дошкольников средствами театрализованной деятельности»

Тема опыта:«Развитие коммуникативных умений дошкольниковсредствами театрализованной деятельности»...