«Развитие коммуникативной культуры дошкольников посредством театрализованной деятельности».
презентация на тему

Трифонова Марина Вячеславовна

Обобщение опыта работы.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Развитие коммуникативной культуры дошкольников посредством театрализованной деятельности» Трифонова Марина Вячеславовна, воспитатель ГБДОУ № 17 Курортного района

Слайд 3

Театрализованная деятельность в детском саду - это Умение замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, видеть необычные моменты в обыденном Развитие творческого воображения, ассоциативного мышления, совершенствование звуковой культуры речи Хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности

Слайд 4

Театрализованная деятельность дошкольника Направлена на целостное воздействие личности ребенка, его раскрепощение, на самостоятельное творчество, на развитие всех ведущих психических процессов Способствует самопознанию, самовыражению личности Создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности Помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов.

Слайд 7

Цели театрализованной работы формирование творческого мировосприятия жизни развитие воображения, эмоциональной сферы, игровых умений.

Слайд 8

Задачи театрализованной работы Приобщить детей к миру игры и театра Развить потребность в активном самовыражении, в творчестве Формировать и развивать коммуникативные умения детей

Слайд 9

Принципы театрализованной работы Принцип интеграции детских художественных деятельностей (музыкальной, изобразительной, речевой, игровой) Принцип связи игры и искусства с жизнью Принцип сотворчества взрослых и детей

Слайд 10

Методы театрализованной работы Метод драматизации, позволяющий решать воспитательные задачи через воплощение в художественный образ Метод активного восприятия, позволяющий детям накапливать впечатления от произведений искусства и окружающего мира

Слайд 11

Содержание театрализованной работы Просмотр кукольных спектаклей и беседа по ним Игры-драматизации Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок Упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной) Упражнения по социально-эмоциональному развитию детей

Слайд 12

Формы работы Игры-занятия Игры-разминки Упражнения на эмоциональное состояние ребенка Пальчиковая гимнастика Игры-инсценировки Игры-хороводы Театрализованные спектакли

Слайд 13

Упражнения и разминки

Слайд 14

Игры-хороводы

Слайд 15

Театрализованные этюды

Слайд 16

Произведения малых фольклорных жанров

Слайд 17

Настольные игры-занятия

Слайд 18

Театрализованные игры-занятия

Слайд 19

Театрализованные игры-занятия

Слайд 20

Инсценировка сказки «Теремок»

Слайд 21

«Разные настроения»

Слайд 22

«Разные настроения»

Слайд 23

Условия, способствующие успешному развитию театрализованной деятельности Поощрение исполнительского творчества, развитие способности свободно и раскрепощенно держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации Приобщение детей к театральной культуре Обеспечение взаимосвязи театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе

Слайд 24

При проектировании предметно-развивающей среды учитываются: Индивидуальные социально-психологические особенности ребенка Особенности его эмоционально-личностного развития Интересы, склонности, предпочтения, потребности Любознательность, исследовательский интерес и творческие способности Возрастные и полоролевые особенности

Слайд 25

Театральный уголок

Слайд 26

Уголок ряжения

Слайд 27

Зона приватности

Слайд 28

Продуктивная деятельность

Слайд 29

Продуктивная деятельность

Слайд 30

Золотые рыбки

Слайд 31

Зайчик беленький сидит…

Слайд 32

… и ушами шевелит

Слайд 33

Совушка – сова, большая голова

Слайд 34

Мишка косолапый по лесу идет…

Слайд 35

Мероприятия с родителями

Слайд 36

Праздник осени

Слайд 37

8 марта

Слайд 38

Новый год

Слайд 39

Масленница

Слайд 40

День смеха

Слайд 41

День знаний



Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы по теме «Развитие коммуникативной культуры дошкольников посредством театрализованной деятельности».

№2  Наверное, все без исключения родители хотят видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Не всегда это получается, и задача взрослых — помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками  и  взрослыми.

 

№3  Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано совершенствование речи. В процессе совместной работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

№4  Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям - это конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

№5  С помощью театрализованной деятельности я стараюсь формировать опыт социальных навыков, ведь каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребенка к такому сравнению с полюбившимся образом позволяет мне через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованная деятельность помогает всесторонне развивать ребенка.

№6  Начиная работать с детьми, в качестве основных методов, позволяющих выявить особенности эмоционального развития ребенка и оценить его эмоциональное состояние, я использую: наблюдение, эксперимент, проективные рисуночные тесты. Регулярное наблюдение за детьми позволяет мне достаточно объективно оценить эмоциональное состояние ребенка в условиях детского сада – при взаимодействии со сверстниками, взрослыми, в процессе организованной и самостоятельной деятельности, при проведении отдельных режимных моментов.

№7  Для проведения работы мною разработано перспективное планирование: игры-занятия выстраиваются по принципу от простого к сложному, где целью театрализованной работы является формирование творческого мировосприятия жизни, художественной зоркости, развитие воображения, эмоциональной сферы, игровых умений.

№8  Основные задачи занятий: приобщить детей к миру игры и театра, развить потребность в активном самовыражении, в творчестве, формировать и развивать коммуникативные умения детей.

№9 Основными принципами работы являются принцип интеграции детской художественной деятельности  (музыкальной, изобразительной, речевой, игровой), принцип связи игры и искусства с жизнью, принцип сотворчества взрослых и детей.

№10  Основными методами работы являются метод драматизации, позволяющий решать воспитательные задачи через воплощение в художественный образ, метод активного восприятия, позволяющий детям накапливать впечатления от произведений искусства и окружающего мира.

№11  Содержание театрализованных занятий включает в себя:

  • просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
  • игры-драматизации;
  • разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
  • упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);

—упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

№12  Свою работу я построила таким образом, чтобы на каждом занятии стимулировать двигательную, интонационно-речевую, творческую активность детей. Для этого я использую различные виды игр и заданий.

№13  Упражнения и разминки требуют активного движения, но обязательно с постановкой взрослым художественных задач, использования образных сравнений.

№14   Игры-хороводы включают в себя индивидуальные кратковременные выходы героев в их четкой последовательности и ориентированы в основном на выразительное инсценирование текста.

№15  Этюды требуют от детей умения включаться в импровизацию, проживать ее, используя все выразительные возможности перевоплощения в героя. Это эмоционально-игровые ситуации, в которых дети могут почувствовать себя в образе какого-либо персонажа. Обычно этюды сопровождаются музыкой.

№16  Значительное место в работе я отвожу произведениям малых фольклорных жанров: потешкам, прибауткам, песенкам, играм. Они развивают эмоциональную сферу ребенка, открывают целую галерею привлекательных образов (детей, животных, птиц, игрушек).

№17   В играх-занятиях мною собран примерный игровой материал, который может использоваться вариативно, заменяться один другим, если это не противоречит задачам конкретного занятия и не нарушает последовательность в изучении материала. Одно занятие можно разделить на два-три по желанию педагога, с учетом особенностей группы детей. Игры-занятия можно проводить в любое свободное время в течение дня. Главное, чтобы взаимодействие взрослого с ребенком не носило формальный характер.

№18 Подготовку к театрализованной деятельности детей провожу в несколько этапов. Вначале выразительно читаю произведение, а затем провожу по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности. Например, после чтения стихотворения С. Маршака «Котята» спрашиваю у детей: «Какое настроение было у хозяйки в начале стихотворения? Как вы догадались об этом?» Чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом  легче  инсценировать прочитанное. Поэтому при чтении желательно широко использовать весь комплекс средств интонационной, лексической и синтаксической выразительности.

№19 Для развития у детей умения внимательно слушать, запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте, представлять образы героев можно использовать специальные упражнения, проблемные ситуации типа «Ты с этим согласен?». Например, воспитатель читает отрывок из сказки и спрашивает: «Вы согласны, что эта песня принадлежит волку, а не козе из сказки «Волк и семеро козлят»? («Козлятушки-ребятушки, отворитеся, отопритеся...») Почему вы так думаете?» Или он показывает детям иллюстрацию с лисой и спрашивает: «Вы согласны, что эта лиса из сказки «Лиса, заяц и петух»? Почему вы так решили?» Отвечая на эти вопросы и объясняя, почему именно так они думают, дети вынуждены вспоминать текст и представлять определенный образ.

№20 Разыгрывание сказок позволяет мне научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения).

Вначале фрагменты из сказок я использую как упражнения. Например, детям предлагается попроситься в теремок, как лягушка или медведь (русская народная сказка «Теремок»), после чего спрашиваю, кто из них был более похожим по голосу и манерам на этих персонажей. В следующий раз можно усложнить задание, предложив одному ребенку (по желанию) разыграть диалог двух персонажей (проговаривая слова и действуя за каждого) и т.д. Таким образом, ненавязчиво и непринужденно, дети учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер персонажа, голос и его привычки легко узнавались всеми. Следует подчеркнуть, что здесь важно предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений.

№21 Решению задачи ознакомления детей с основными эмоциональными состояниями способствуют задания типа «Разные настроения» (по карточкам-пиктограммам), чтение произведений и просмотр и обсуждение кукольных спектаклей, где ярко отражены разные состояния (С. Маршак «Котята», Л. Толстой «Лев и собачка», «Птичка», Е.Чарушин «Страшный рассказ», Н. Носов «Живая шляпа» и др.), беседы по рассказам из личного опыта и по вернисажу картин, прослушивание музыкальных произведений (П. Чайковский «Болезнь куклы», «Смерть куклы», «Новая кукла» и др.), упражнения типа «Я радуюсь, когда...», «Я грущу, когда...» и т.д.

№22 Можно предложить детям разыграть отдельные маленькие сценки, где необходимо подчеркнуть особенности ситуации мимикой. Например, изобразить, как девочке подарили новую куклу или как ребенок испугался медведя и т.д. Хорошо, если одну и ту же сценку проигрывают несколько детей (или несколько пар). При этом не следует обращаться к остальным с вопросом, у кого лучше получилось. Лучше спросить, у кого получилось похоже и почему.

Таким образом, театрализованные занятия включают как разыгрывание сказок, каких-либо сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни.

№23  В процессе работы с детьми как в группе, так и на прогулке, я стараюсь

— создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощенно держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации и т.д.);

  • приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров);
  • обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе;

№24 Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта.

№25 В группе для развития коммуникативных способностей я создаю такие  условия, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей.

№26 Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста предполагают стремление ребенка участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а также время от времени возникающую потребность в уединении. При этом для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей в группе должна быть оборудована театральная зона, уголок ряжения или уголок сказки.

 №27  Учитывая индивидуальные особенности эмоционально-личностного развития детей в группе созданы своеобразные зоны приватности — специальные места, где каждый ребенок хранит свое личное имущество: домашнюю любимую игрушку, украшение, какой-то костюм и др., которые он может использовать в театрализованной деятельности.

В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников предметно-пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребенка на любимое занятие или на театрализацию любимого произведения. Поэтому в зоне театрализованной деятельности имеются разные виды кукольного театра, детские рисунки.

№28, 29, 30, 31, 32, 33, 34 -  (продуктивная деятельность)

№35  Развитие театрализованной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей — длительная работа, которая требует участия родителей. Активизации их интереса способствуют тематические вечера, в которых родители и дети являются равноправными участниками. Тематика таких вечеров может быть различной, например: «Любимые сказки», «Театральные встречи», «Смешные истории» и др.

№36 Полезно, когда результаты работы по разным направлениям (ручной труд, изобразительная, музыкальная, театрализованная деятельность), в конечном итоге, объединяются в единый целостный продукт.

№37  Это может быть концерт, спектакль или какой-либо праздник, к которым готовятся воспитанники дошкольного образовательного учреждения.

№38  В таких общих мероприятиях каждый ребенок становится членом коллектива, объединенного единой целью. Активное участие в таких праздниках у нас принимают и воспитатели, и родители, и это очень важно.

№39  Я стараюсь привлечь родителей к активному участию в таких вечерах в качестве исполнителей ролей, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т.д. В любом случае союз педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

№40 Таким образом, развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли.

В дальнейшем в своей работе планирую более широкое использование информационно - коммуникативных технологий  с целью повышения  своего педагогического мастерства, современных форм работы с родителями и воспитанниками, создание мультимедийных презентаций по данной теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование речевой культуры и развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности»

В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребёнка. По мнению современных ученых, исследующих...

Развитие творческой одаренности и формирование социально-коммуникативных способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности.

Развитие творческой одаренности и формирование социально-коммуникативных способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности....

Презентация «Развитие коммуникативной культуры дошкольников посредством театрализованной деятельности»

Театрализованная деятельность в детском саду - это- Умение замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, видеть необычные моменты в обыд...

Развитие творческой одаренности и формирование социально-коммуникативных способностей дошкольников посредствам театрализованной деятельности.

Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры.Театр - неисчерпаемый источник развития чувств п...

Отчёт о работе над проектом "Развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством театрализованной деятельности"

Отчёт о работе над проектом "Развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством театрализованной деятельности"....

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством театрализованной деятельности»

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством театрализованной деятельности»...