Кружковая работа по теме: «Развитие коммуникативных умений дошкольников средствами театрализованной деятельности»
материал (средняя группа) на тему

Коммуникация – это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации. Действия, целью которых является смысловое восприятие, называют коммуникативными способностями. (Андриенко Е.В. Социальная психология).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhkovaya_rabota_khazovoy.doc145.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кружковая работа

«Развитие коммуникативных умений дошкольников

средствами театрализованной деятельности»

Муниципальное Бюджетное образовательное учреждение

МБДОУ « Полтавский»  детский сад « Родничок»  Омской области

Полтавский -2013

Кружковая работа по теме:

        

Выполнила:

Хазова Н.Д.

воспитатель детского сада


Пояснительная записка

Актуальность. Коммуникация – это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации. Действия, целью которых является смысловое восприятие, называют коммуникативными способностями. (Андриенко Е.В. Социальная психология).

Коммуникативные способности – это осознанные коммуникативные действия людей, которые базируются на системе знаний и усвоенных элементарных умений и навыков. Сознательное овладение коммуникативными умениями, бесспорно, является доступным детям дошкольного возраста, это еще и способность детей управлять своим поведением (Л.Р.Мунирова).

Общение – сложный многоплановый процесс установления развития контактов между людьми, порождаемые совместной деятельностью и включающий в себя как минимум три различных аспекта: коммуникацию (обмен информацией) интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). М.И.Лисина, В.С.Мухина, Т.А.Репина, Р.С.Буре рассматривают общение как важный показатель психического развития ребенка и одновременно как важнейшее его условие. Жизнь ребенка с момента его появления на свет вплетается в сложную систему социальных связей, где постепенно формируются коммуникативные способности.

Имеющийся опыт использования игровых методик  доказывает, что формирование коммуникативных умений целесообразно в процессе театрально-игровой деятельности как наиболее точной и доступной модели общения дошкольников.

Театрализованная деятельность в детском саду - это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.

Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, влечение действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество развитие всех ведущих психических процессов; способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создают условия для социализации ребёнка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенций.

Значение и специфика театрального искусства заключается в одномоментности сопереживания, познавательности, эмоциональности, коммуникативности, живом воздействии художественного образа на личность. Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с :

- художественным образованием и воспитанием детей;

- формированием эстетического вкуса;

- нравственным воспитанием;

- развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения);

- воспитание воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);

- созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру.

Основные направления работы кружка:

- Приобщение к театральной культуре. (Знакомство с театральными жанрами, с различными видами театров).

- Взаимосвязь театрализованной деятельности в едином педагогическом процессе.

- Создание условий для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

Время для этой деятельности отводится вне занятий: во второй половине дня, в группе или на прогулке в тёплое время года (с апреля по октябрь).

Театрализованные игры включают:

- действия детей с кукольными персонажами (сюжетными и образными игрушками), пальчиковыми, бибао, плоскостными фигурами, куклами марионетками;

- непосредственные действия по ролям;

- литературную деятельность (проявляется в виде диалогов и монологов от лица персонажей литературных произведений, с использованием слов автора);

- изобразительную деятельность – носит характер пространственно - изобразительной, оформительской: дети создают рисованные или аппликативные декорации, костюмы персонажей;

- музыкальную – исполнение знакомых песен от лица персонажей, их инсценирование, приплясывание, напевание и т.д.

Театрализованные игры планируются ежедневно в самостоятельной игровой деятельности. Работа по ознакомлению с театрально-игровой деятельностью начинается с младшего дошкольного возраста (разыгрывание с помощью воспитателя знакомых сказок, народных песенок, потешек, небольших занимательных сценок) и продолжается в среднем и старшем дошкольном возрасте (создание мини-этюдов, игр-имитаций, элементов логоритмики, пальчиковой и артикуляционной гимнастики, театральных постановок, мини-спектаклей). Всё это является хорошим средством повышения эмоционального тонуса малышей, развития их общительности, стремления принимать активное участие в общих затеях.

Организация театрализованных игр непременно связана с работой над выразительностью речи. Педагог учит детей управлять силой голоса, тембром, темпом речи, соответствующим персонажу, учит звукоподражанию, чёткой дикции. После разучивания текста воспитатель начинает работать с детьми над движениями; учит их по средствам движения передавать характер литературного героя (лиса – хитрая, ходит на цыпочках, в глазки всем заглядывает, вертит головой в разные стороны, хочет всем понравиться).

Для театральных постановок и мини-спектаклей необходимы несложные атрибуты, элементы костюмов, декорации. Они должны соответствовать требованиям охраны жизни и здоровья детей. Изготовление несложных атрибутов осуществляется на занятиях ИЗО и в свободное время.

Кружковая работа – это деятельность детей, которая организуется в свободное от занятий время, обычно во второй половине дня. Работа кружков позволяет максимально приблизить к ребенку и его родителям возможность получить не только базовое дошкольное образование, но и развить его индивидуальные способности, проявить творческий потенциал, укрепить здоровье.

Цели и задачи

В своей работе в театральном кружке мною предпринята попытка, по-новому подойти к организации, содержанию и методам работы. Особое внимание уделяю взаимодействию ДОУ с семьёй. Поэтому задачи социально-личностного и художественно-эстетического развития детей в театрализованной деятельности представлены по двум направлениям: для педагога и родителей.

Цель: создание условий для развития у ребёнка интереса к театральной деятельности; эмоциональное, познавательное и коммуникативное развитие ребенка.

Задачи:

- Побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребёнку средств выразительности (мимика, жесты, движения и т.п.).

- Помогать в создании выразительных средств.

- Способствовать тому, чтобы знания ребёнка о жизни, его желания и интересы естественно вплетались в содержание театральной деятельности.

- Учить согласовывать свои действия с действиями партнёра (слушать, не перебивая; говорить, обращаясь к партнёру).

- Выполнять движения и действия соответственно логике действий персонажей и с учетом места действия.

- Вызывать желание произносить небольшие монологи и развернутые диалоги (в соответствии с сюжетом инсценировки).

- Познакомить детей с историей театра. Дать представление о разных видах кукольных театров: пальчиковом, настольном, трафаретном, бибабо, ростовых кукол, театром марионеток и театром теней.

В семье

Цель: создание условий для поддержания интереса ребёнка к театрализованной деятельности.

Задачи:

- Обсуждать с ребёнком перед спектаклем особенности той роли, которую ему предстоит играть, а после спектакля – полученный результат.

- Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования.

- Предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения и пр.

- Постепенно вырабатывать у ребёнка понимание театрального искусства, специфическое «театральное восприятие», основанное на общении «живого артиста» и «живого зрителя».

- По мере возможности организовывать посещение театров или просмотр видеозаписей театральных постановок, стараться присутствовать на детских спектаклях.

- Рассказывать ребёнку о собственных впечатлениях, полученных в результате просмотра спектаклей, кинофильмов и т.п.

- Рассказывать знакомым в присутствии ребёнка о его достижениях.

Данные цели деятельности особенно актуальны для МБДОУ «Полтавский» детский сад «Родничок», основными направлениями работы которого являются:

- совершенствование условий для получения доступного и качественного образования детей дошкольного возраста.

- совершенствование образовательной среды, обеспечивающей новое качество образования, через внедрение кружковых работ.

Гипотеза деятельности: театрально-игровая деятельность положительно влияет на развитие детей дошкольного возраста.

Кружковая работа ведется по программе «Развитие коммуникативных умений дошкольников средствами театрализованной деятельности», Программа составлена для детей дошкольного возраста (от 4-х до 7 лет) и рассчитана на 3 года.

Кружковая работа строится на основе следующих принципов:

– Принцип интеграции (интегративный характер всех аспектов развития личности ребёнка дошкольного возраста: общекультурных, социально-нравственных, интеллектуальных);

– Принцип целостности приобщения ребенка к познанию окружающего мира (ребенок познает мир – наблюдая, размышляя, сопереживая – в творческой деятельности);

– Принцип постепенности погружения в проблему (создание проблемно-ситуативных заданий);

– Принцип взаимного сотрудничества и доброжелательности (общение с ребенком строится на доброжелательной и доверительной основе).

Тема занятий, методы и приемы решения задач, выбор практического материала корректируются, варьируются в зависимости от способностей детей, их интересов и желаний, времени года, выбора темы и т.д.

Основной задачей педагога является нахождение правильной эмоциональной волны общения с детьми. Это должно быть лёгкое, непринуждённое общение, доставляющее взаимное удовольствие детям и взрослым. Большую роль здесь играет педагогическая интуиция. Он должен безошибочно «чувствовать» уровень сложности задания, будет ли интерес у детей, будет ли его подъем или спад.

Важно учесть, что организация кружков предполагает добровольное (без психологического принуждения) включение детей в деятельность, поэтому помимо подбора интересного содержания существует ряд конкретных условий:

– организация рабочего пространства, т.е. места за детьми жёстко не закреплены, дети могут свободно перемещаться по комнате, имеют право отказаться от участия на занятиях кружка и т.д.;

– возможность ребёнка выбора цели из нескольких, т.е. педагог предлагает или дети самостоятельно выбирают, кто и чем будет заниматься, по своим силам и интересам.

Сотрудничество и сотворчество педагога и детей построено на основе:

– Понимания всеми участниками смысла деятельности, её конечного результата;

– Чёткой постановки конкретных и понятных целей для занятия;

– Добровольного участия на занятиях кружка;

– Контакта между участниками занятия в кружке, обеспечивающего обмен действиями и информацией;

– Возникновения и проявления в процессе деятельности межличностных отношений, характер и окраска которых влияют на достижение конечного результата;

– Понимания, что взрослый только посредник между ребёнком и миром «большого искусства»;

– Необходимости использования на каждом занятии синтеза искусств и природы;

– Игрового характера подачи любого материала;

– Создания взрослым доступных для детей проблемных ситуаций, постановки творческих задач.

Чтобы дети с желанием и охотой, без всякого принуждения творили, необходимо наполнить их жизнь яркими, красивыми, радостными, способными естественно активизировать их изнутри впечатлениями и помочь им разнообразно, в доступной им форме себя выразить. В нашей совместной творческой деятельности нет слабых и сильных, умелых и неумелых, талантов и бесталанных – все мы, как умеем, в едином устремлении, увлеченные самим процессом творчества, делимся впечатлениями и результатами, радуемся совместным удачам и утешаем друг друга в неудачах.

Активной формой поощрения детей на занятиях кружка служит одобрение их действий, внимание к суждениям, терпение в ожидании результата. Личностно-ориентированный подход к ребенку на занятиях, установка на активизацию его опыта помогает в раскрытии творческого потенциала. В решении проблемы педагоги не навязывают своего мнения детям, а участвуют в совместном поиске истины, выстраивая диалог и подводя каждого участника занятия к самостоятельным действиям, к эмоциональному проживанию информации, к высказыванию своих мыслей.

Ожидаемые результаты:

- Умеет читать стихи, легко и с выражением пересказывает небольшие произведения, выполняет роли  в драматизациях сказок, произведений. участвует в постановке спектаклей,

- Может выступать перед публикой. Легко и с желанием участвует в творческой деятельности.

- Понимает эмоциональное  состояние своего партнера и передает свое. Способен создавать творческий образ, отличающийся оригинальностью, гибкостью и подвижностью.

- Развита интеллектуальная  и литературная способность. Участвует в этюдах на выражение, внимание, страха, радости, удовольствия, огорчения, выразительно передает образы героев. Участвует в постановке спектаклей, музыкальных шоу.


п/п

Вид деятельности

Кол-во

занятий всего

1 год

2 год

3год

Т.

П.

Т.

П.

Т.

П.

1.

Литературная деятельность

59

9

13

5

15

7

10

2.

Игровая деятельность

38

_

13

_

12

_

13

3.

Драматизация

64

6

18

4

15

4

17

4.

Кукловедение

37

1

8

3

12

3

10  

5.

«Театральная азбука»  

18

2

1

3

4

4

4

Примечание: Т – теория; П – практика.

План работы на 3 года

1. Цель: дать представление о разных видах кукольных театров: пальчиковом, настольном, бибабо, ростовых кукол. Познакомить ребят с правилами поведения в театре и профессией актера, который управляет куклами. Расширить словарный запас воспитанников.

Развивать память, мышление, речь. Воспитывать интерес и уважение к профессии актера.

2. Цель: познакомить с русским фольклором. Учить придумывать и обыгрывать новые сюжеты с использованием персонажей и предметов, известных детям по русским народным сказкам. Развивать речь и воображение. Воспитывать интерес к народным сказкам, поговоркам, потешкам, пословицам.

3. Цель: познакомить с основами актёрского мастерства. Учить изображать эмоциональное состояние персонажа, используя выразительные движения и интонацию. Познакомить с темпом и ритмом. Учить чётко, произносить слова и предложения с различной интонацией (вопрос, просьба, удивление, грусть, страх и т.д.). Развивать пластику движения, речь, логическое мышление, воображение. Воспитывать интерес к театральной деятельности.

4. Цель: учить детей правильно держать себя на сцене, использовать в создании образа атрибуты, элементы костюма. Развивать интонационную выразительность речи и пластику движений. Воспитывать любовь к театру, уважение к профессии актёра.

5. Цель: продолжить знакомство с народными традициями, праздниками, фольклором, играми. Познакомить детей с понятием «монолог». Дать характеристику типам монологических высказываний. Упражнять, в умении отличать описание от повествования. Закрепить общее представление о последовательности изложения, построения высказываний-описаний. Учить детей соблюдать эту последовательность, называть объект речи при описании. Развивать навыки монологической и диалогической речи. Воспитывать интерес к традициям и обрядам нашей страны.

6. Цель: учить детей вживаться в создаваемый образ, сопровождать действия репликами персонажей. Развивать логическое мышление, память, навыки выразительного чтения. Расширить словарный запас. Воспитывать интерес к истории нашей страны.

7. Цель: поддерживать активное желание активно участвовать в праздниках. Совершенствовать способность к импровизации. Развивать творческое воображение, зрительную память, внимание. Формировать умение соблюдать общепринятые нормы в отношениях между людьми. Воспитывать любовь и уважение к мамам и бабушкам.

8. Цель: продолжать знакомство с основами актёрского мастерства. Учить передавать интонацией и жестами настроение персонажа. Развивать дикцию и навыки монологической и диалогической речи.Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.

9. Цель: учить подбирать выразительные средства (атрибуты, элементы костюма и грима), использовать мимику, пластику движений, интонацию, помогающие создавать образ. Учить взаимодействовать с партнёром. Развивать зрительную память, внимание, дикцию. Воспитывать интерес к разным профессиям.

Учебно-тематические планы на 3 года обучения в кружке в театрально-игровой деятельности:

Первый год обучения

ТЕМА 1: «Удивительный мир кукол»

Рассказ о видах кукол

Показ способов действия с куклой.

ТЕМА 2: «Сказки на столе»

Особенности настольного театра

Показ настольного театра «Курочка ряба»

ТЕМА 3: «Сказки на столе»

Особенности настольного театра

Обучение способам действия

ТЕМА 4: «Давай поговорим!»

Закрепление знаний о настольном театре

Работа по развитию эмоциональности речи

ТЕМА 5: «Знакомимся с театральной ширмой»

Устройство ширмы

Назначение театральной ширмы

ТЕМА 6: «Куклы на сцене»

Возможности театральной ширмы

Действия с куклой на ширме

ТЕМА 7: «Играем в настольный театр»

Закрепление знаний о сценическом представлении

Игровые импровизации на закрепление знаний

ТЕМА 8: «Репка»

Чтение сказки

Разыгрывание спектакля

ТЕМА 9: «Кто такие прыгунки?»

Рассказ о куклах

Показ способа действия

ТЕМА 10: «Веселые прыгунки»

Возможности куклы-прыгунка

Упражнения с куклой

ТЕМА 11: «Веселые прыгунки»

Рассказ о способах действия

Упражнения с куклой

ТЕМА 12: «Научим куклу ходить»

Беседа о возможностях куклы

Упражнения с куклой

ТЕМА 13: «Научим куклу ходить»

Закрепление знаний

Упражнения с куклой

ТЕМА 14: «Веселые зверюшки»

Знакомство со сказкой «Цыпленок» К.Чуковского

Работа над эмоциональностью речи

Игровые упражнения

ТЕМА 15: «Веселые зверюшки»

Сказка «Перчатки»

Работа над выразительностью речи

Упражнения с куклами

ТЕМА 16: «Наше представление»

Закрепление знаний детей

Игровые импровизации

ТЕМА 17: «Это  необычный театр картинок!»

Особенности театра

Показ способов действия

ТЕМА 18: «Умеют куклы говорить»

Голосовые возможности актеров

Упражнения на дикцию и выразительность речи

ТЕМА 19: «Умеют куклы говорить»

Закрепление знаний детей

Голосовые упражнения

ТЕМА 20: «Персонажи сказок»

«Лиса, заяц и петух»

Беседа об игровых образах

Игровые задания

ТЕМА 21: «Персонажи сказок»

 «Теремок»

Беседа об игровых образах

Игровые диалоги

ТЕМА 22: «Незнайка в театре»

Знакомство со сказкой

Работа над образами персонажей

ТЕМА 23: «Незнайка в театре»

Работа над спектаклем

Показ спектакля

ТЕМА 24: «Будут пальчики играть»

«Смоляной бычок»

Чтение потешки

Упражнения с пальчиками

ТЕМА 25: «Будут пальчики играть»

«Смоляной бычок»

Чтение потешки вместе с детьми

Упражнения с пальчиками

ТЕМА 26: «Живые пальчики»

Рассказ о пальчиках-артистах

Игровые упражнения

ТЕМА 27: «Куколки на планшете»

Рассказ о планшете

Упражнения по работе с ширмой-планшетом

ТЕМА 28: «Куколки на планшете»

Закрепление знаний детей

Упражнения с планшетом

ТЕМА 29: «Куколки на ширме»

Беседа о настольной ширме

Упражнения в парах и индивидуально

ТЕМА 30: «Играем в сказку»

Чтение сказки

Упражнение в способах действия

ТЕМА 31: «Играем в сказку»

Работа по созданию игровых образов

Упражнения с пальчиками

ТЕМА 32: «Приходите в театр к нам!»

Закрепление знания ролей

Показ спектакля

Второй год обучения

ТЕМА 1.  «Удивительный мир кукол»

Виды театров

Показ приемов работы

Кукольный спектакль «Лиса и козел»

ТЕМА 2.  «Кто такая кукла Би-ба-бо?»

Рассказ о кукле

Как устроена кукла

Кукольная сценка «Капризка»

ТЕМА 3.  «Превращается рука то в котенка, то в щенка…»

Что умеет перчаточная кукла

Этюд «Грустный зайка, веселый зайка»

Разнообразие образов в театре кукол»

ТЕМА 4-5. «Как оживает кукла?»

Рассказ о возможностях куклы

Обучение правильному положению руки при кукловождении

Упражнение с головками персонажей пальчикового театра

 «Зайчик-медведь»

ТЕМА 6-7. «Наши послушные ручки»

Беседа о правильном положении руки

Этюды с пальчиковыми куклами

Игровые импровизации

ТЕМА 8-9. «Вот какая куколка»

Обучение положению перчаточной куклы на руке

Упражнение «Раз! Два! Три! Кукла, оживи!»

Кукольная сценка пальчикового театра «Упрямый козленок»

ТЕМА 10.  «Научим куклу говорить и двигать руками»

Развитие координации поочередного движения указательного, большого и среднего пальцев.

Игровые импровизации

ТЕМА 11-12. «Веселые Петрушки»

Отработка движений рук и головы куклы

Этюды: «Здравствуйте, а вот и я!», «Весело-грустно»

ТЕМА 13-14. «Поговори со мной, дружок!»

Понятие «сценическая речь»

Этюды «Интересный разговор»

Творческие импровизации в парах

ТЕМА 15. «Ножками затопали»

Знакомство с различными движениями куклы

Упражнение «По дорожке я иду»

ТЕМА 16-17.  «Вот как весело шагаем»

Этюды: «Кукла ходит вперед-назад»

 «Вверх-вниз по лестнице»,

«Кукла шагает и бегает»

ТЕМА 18. «Научим куклу танцевать»

Создание рукой образы танцующей куклы

Игровые упражнения под музыку

ТЕМА 19-20. «Такие разные куклы»

Игровые импровизации на сочетание различных действий с куклой

Музыкальные этюды

ТЕМА 21-22. «Кукольная зарядка»

Закрепление умений

Упражнения на различные виды действия с куклой

ТЕМА 23-24. «Забавные зверюшки»

Беседа с детьми о создании образа

Игровые этюды с куклами животных

ТЕМА 25-26. «Веселый концерт»

Творческие задания

Игровые импровизации

Работа в парах и индивидуально

ТЕМА 27-28. «Играем в кукольный театр»

Устройство кукольного театра

Постановка спектакля (рассказ)

Чтение текста, беседа и определение характеров сказочных образов

ТЕМА 29-30. «Наши куклы нам послушны»

Упражнения на раскрепощение запястья и пальцев руки

Разучивание ролей к сказке «Лисичка сестричка и серый волк»

Игровые этюды

ТЕМА 31. «Мы дружим с куколкой своей»

Постановка спектакля по действиям

Беседа о декорациях

Отработка музыкальных номеров

ТЕМА 32. «Приходите в наш театр!»

Показ кукольного спектакля «Лисичка сестричка и серый волк»

Анализ проделанной работы

Третий год обучения

Тема 1.

Беседа с детьми «Что такое театр»

Цель: расширить представление о театре, познакомить с видами театров омской области. (художественный, драматический, кукольный). Формировать устойчивый интерес к разным театральным жанрам.

Показ иллюстраций, фотографий и афиш Омских театров.

Рассказы детей о посещении театров.

Тема 2.

Беседа-диалог.

Цель: Активизировать познавательный интерес к театральным профессиям. Продолжить знакомство детей с профессиями: актер, режиссер, художник, композитор. Воспитывать желание узнать новое.

Беседа-диалог с детьми. Вопросы к детям поискового характера (Зачем нужны декорации?)

Тема 3.

«Веселые сочинялки».

Цель: Побуждать детей сочинять несложные истории героями, которых являются дети. Воспитывать чувство юмора, способствовать повышению самооценки детей. Развивать связную речь детей (диалогическую).

Используя методику проблемно-речевых ситуаций формировать умение придумывать тексты любого типа (повествование, рассуждение, описание).

Индив. работа: - работа в двойках.

Тема 4.

Техника речи.

Цель: Учить пользоваться интонациями произнося фразы грустно, радостно, сердито, удивленно. Учить строить диалоги, самостоятельно выбрав партнера. Воспитывать выдержку, терпение, соучастие.

Показ, объяснение, рассуждение, помощь.

Игры «Сочини предложение», «Фраза по кругу», «Давай поговорим» стр. 43 (Э.Г. Чурилова)

Тема 5

Игровой стречинг.

Цель: Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию. Развивать дикцию. Учить строить диалоги. Воспитывать терпение и выдержку.

Игры и упражнения: Мыльные пузыри, Веселый пятачок, Удивленный бегемот.

Индив. работа Катя, Таня, Саша, Кирилл- артикуляция стр.63 (Э.Г.Чурилова)

Тема 6.

Экскурсия в Д\К.

Цель: Развивать у детей интерес к сценическому творчеству. Активизировать познавательный интерес к театру. Разъяснить детям выражения «зрительская культура», «театр начинается с вешалки».

Активизация словаря: сцена, занавес, спектакль, аплодисменты, сценарист, дублер, актер.

Тема 7.

Ритмопластика.

Цель: Развивать у детей умение пользоваться жестами. Развивать двигательные способности детей; ловкость, гибкость, подвижность. Учить равномерно двигаться по площадке не сталкиваясь, друг с другом.

Показ движений, обсуждение, поощрения, помощь. М.Глинка. «Вальс фантазия».

Тема 8.

Психогимнастика.

Цель: Побуждать детей экспериментировать со своей внешностью. (мимика, жесты). Развивать умение детей переключаться с одного образа на другой. Воспитывать желание помочь товарищу. Воспитывать чувство уверенности в себе. Самоконтроль, самооценка.

«Разные лица» «Жадный медведь».

Индив. работа : развитие чувства уверенности.

Тема 10.

Игровой стречинг.

Цель: Развивать находчивость, воображение, фантазию. Воспитывать доброжелательность, комуникабельность. Подготовить детей к действиям с воображаемыми предметами.

Игра «Передай позу», «Что мы делали, не скажем»

Объяснение игр. обсуждение движений, оценка и анализ.

Тема 11.

Ритмопластика.

Цель: Начать отработку показа образов животных с помощью выразительных пластических движений. Развивать умение искренне верить в любую воображаемую ситуацию. Развивать творчество, воображение и фантазию.

Игра «Снежинки».

Муз. композиция Сен-Санс «Карнавал животных».

Индив. работа: развитие выразительности движений.

Тема 12

Беседа - диалог.

Цель: Познакомить детей с особенностями театрального искусства, его отличиями от других видов искусств (живописи, скульптуры, музыки, литературы).

Знакомство с терминами: драматург, пьеса режиссер, постановка, художник, костюмер, пантомима.

Тема 13.

Начать работу над альбомом «Все о театре».

Цель: Учить детей обобщать полученный опыт, делиться впечатлениями о новых знаниях. Развивать эстетический вкус в оформлении альбома (совместная работа детей и родителей).

Тема 14.

Цель: Познакомить детей со сценарием постановкой сказки. Учить детей выражать свое мнение по поводу сказки на новый лад. Дополнить сказку нужными эпизодами. Воспитывать умение прислушиваться к мнению других, развивать выдержку и терпение.

Чтение сказки.

Обсуждение и дополнение.

Тема 15.

Распределение ролей.

Цель: Учить детей дружно и согласованно договариваться. Воспитывать чувство коллективного творчества. Соизмерять свои возможности. Самооценка и самоанализ. беседа. показ. оценка и анализ выбранных ролей.

Тема 16.

Ритмопластика.

Цель: Развивать чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений, двигательную способность и пластическую выразительность.

Показ и отработка движений мышки

Показ и отработка движений лягушки.

Тема 17.

Отработка диалогов.

Цель: Развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах. Развивать связную речь детей. Воспитывать уверенность. Расширять образный строй речи.

Мышка - еж

Мышка - заяц

Лягушка - комар.

Тема 18.

Поездка в кукольный театр.

Цель: Познакомить детей с устройством театрального здания, обратить внимание на неординарность архитектуры и красивый фасад. Обогащать словарь детей.

Рассматривание фотографий с изображением театра.

Театральный словарь: билет, программка, репертуар, афиша, ложа.

Тема 19.

Техника речи.

Цель: Развивать речевое дыхание, тренировать выдох. Учить пользоваться интонацией, улучшать дикцию.

Игровые упражнения со свечой, испорченный телефон.

Индив. работа - интонация.

Тема 20.

Техника речи.

Отработка диалогов.

Цель: Развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах. Развивать связную речь детей. Воспитывать уверенность. Расширять образный строй речи. Следить за выразительностью образа.

Диалоги: волк - лиса, волк - медведь, мышка - волк.

Индив. работа: - выразительность, - интонация.

Тема 21.

Мастерская актера.

Цель: Развивать умение детей самостоятельно изготавливать атрибуты к сказке. Воспитывать аккуратность в работе с тканью, картоном. Развивать память, внимание, творчество и фантазию.

Показ, объяснение, поощрение, помощь.

Индив. работа: - работа с ножницами, - развитие аккуратности, - развитие глазомера.

Тема 22.

Мастерская актера.

Цель: Продолжить работу в мастерской. Развивать умение детей самостоятельно изготавливать атрибуты к сказке. Воспитывать аккуратность в работе с тканью, картоном. Развивать память, внимание, творчество и фантазию.

Показ, объяснение, поощрение, помощь.

Индив. работа: -работа с ножницами, - развитие аккуратности, - развитие глазомера.

Тема 23.

Работа с костюмами.

Цель: Учить детей подбирать для себя костюмы. Готовить их к выступлению. Развивать самостоятельность, творчество, фантазию. Воспитывать желание помочь товарищу. Развивать эстетические чувства.

Тема 24.

Репетиция.

Цель: Определить готовность детей к показу сказки. Развивать в движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений. Совершенствовать двигательную способность и пластическую выразительность.

Тема 25.

Цель: Учить детей устанавливать декорации, оформлять сцену. Развивать воображение и веру в сценический замысел.

Показ, объяснение, помощь в решении проблемных ситуациях.

Тема 26.

Репетиция.

Цель: Определить готовность детей к показу сказки. Развивать в движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений. Показать образы животных через пластические возможности своего тела. Развивать умение оправдывать свои действия. Отработка диалогов, выразительность, интонация, четкая дикция.

Тема 27.

Показ сказки «ТЕРЕМОК НА НОВЫЙ ЛАД»

Литература:

Н.Ф.Сорокина «Театр – творчество - дети»

М.Д. Маханёва  «театрализованные занятия в детском саду»

Г.Н.Гришин «Любимые детские игры»

А.И.Буренина «Театр всевозможного»

«Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» март, 2011.


Приложение 1

«Мамин праздник» Сценарий развлечения для детей средней группы

«МАМИН ПРАЗДНИК»

Сценарий праздника - развлечения для детей средней группы

В празднично украшенный зал под музыку №1  входят дети средней группы, останавливаются полукругом.

Ведущая. Праздничное утро

 В дом стучится к нам,

 День 8 Марта –

 Праздник наших мам.

 1 ребёнок. Маму нежно обниму,

 Крепко поцелую,

 Потому что я люблю

 Мамочку родную!

 2 ребёнок. Пусть звучат сегодня в зале

 Песни, музыка и смех!

 Мы на праздник мам позвали!

 Наши мамы лучше всех!

 3 ребёнок. Дорогие мамы

 Очень любят нас.

 Песенку для мамы

 Мы споем сейчас!

 №3 Песня «Я РИСУЮ СОЛНЫШКО», муз. Вихаревой

 1. Я рисую солнышко,

 Круглое, большое

 Я поглажу солнышко

 Ласково рукою. Круговыми движениями обеих рук «рисуем солнце»

 Правой рукой «гладят солнышко» сверху вниз.

 То же левой рукой.

 Припев:

 Пусть сияет солнышко

 Ярко так сияет,

 Мамочку любимую

 Нежно согревает!

 Делают «фонарики» (вращение начинать снизу).

 Нежно обнять ладошками свои плечи.

 2. Приходи же, солнышко

 Приходи скорее,

 Нам с тобою, солнышко,

 Будет веселее.

 Припев. Двумя руками манят к себе солнышко.

 Хлопают в ладоши

Дети садятся на стульчики.

 Ведущая: Вот послушайте ребятки, загадаю вам загадки,

 Я про наших милых мам, очень симпатичных дам…

 1. В ушках маминых сверкают,

 Цветом радуги играют.

 Серебрятся капли-крошки

 Украшения.

 (серёжки)

 2. Край ее зовут полями,

 Верх украшен весь цветами.

 Головной убор-загадка -

 Есть у мамы нашей.

 (шляпка)

 3. Назовите-ка посуду:

 Ручка прицепилась к кругу.

 Блин испечь ей – ерунда

 Это же.

 (сковорода)

 Вед: Молодцы всё угадали! Мы, то с вами знаем, что все эти предметы и вещи, очень нужны нашим мама. Украшения и шляпки, чтобы быть красивыми. Давайте ребята поиграем в игру и сделаем наших любимых мамочек ещё красивее.

 №4 Игра: МОДНИЦА.

 На 3-х столиках лежат по сумочке, шляпе, бусам, помаде и платку. Играют в эту игру три мамы со своими детьми. По сигналу каждый из детей должен нарядить свою маму, нужно надеть бусы, клипсы, накрасить губы взять сумочку и под музыку, вместе со своим ребёнком, пройти по залу. Выигрывает та пара, которая быстрее справилась с заданием.

Вед: Дети, а скажите мне, пожалуйста, какое сейчас время года?

 Дети: Весна!

 Вед: А кто к нам прилетает весной из тёплых стран?

 Дети: Птички!

 Вед: Давайте сейчас я досчитаю до пяти, и мы с вами превратимся в птичек?

 Дети: Давайте!

 Воспитатель достаёт шапочки - маски птичек и надевают их на голову детям, пока ведущий считает до пяти.

 Вед: А теперь наши птички тоже хотят поздравить мам и бабушек своим танцем.

 №5 Исполняется танец Птичек

Вед: Посмотрите, какие у нас красивые и весёлые птички получились. Но, чтобы продолжить наш праздник нам надо превратиться обратно в деток. Я сейчас опять сосчитаю до пяти, и все птички превратятся в ребят.

 Ведущий считает до пяти, а воспитатель помогает снять шапочки – маски с головы детей.

 №6 Входит Кикимора с 2 тазиками с бельем, веревкой и прищепками

 Кикимора (возмущенно) Очень интересно. Это что же такое получается! Своих мам и бабушек поздравили, а меня, бедную Кикиморку никто и не вспомнил (всхлипывает) и с праздником не поздравил.

 Ведущий. Так ведь ты, Кикимора, всегда стараешься всем все испортить.

 Кикимора. А я это почему делаю –то? У меня просто характер такой, скверный.

Ведущий. А вот если бы ты не капризничала, не портила ничего, то мы бы тебя обязательно пригласили на праздник, правда, ребята?

 Кикимора. А я что, капризничаю! Я не капризничаю. У меня уже все прошло!

 Ведущий. Ну вот и хорошо. А что это у тебя в руках?

 Кикимора. Да вот, настирала в лесу белья. А помочь-то мне и некому. У ваших мам и бабушек вон сколько помощников. А я все одна да одна. Развесить некому, высушить некому, снять некому

 Ведущий. Не переживай, Кикимора, наши ребята тебе помогут.

 №7 Игра «Развесь белье»

 Для этой игры понадобится: два тазика с бельём, прищепки и верёвка.

 (мамы держат веревку, мальчики делятся на две команды и по очереди, в виде эстафеты развешивают бельё)

 Ведущий. Ну вот, а ты переживала, смотри какие мальчики помощники.

 Кикимора (трогает белье) Ой, что-то ещё не высохло бельё. Давайте все вместе на него подуем.

 Дети по команде кикиморы дуют на бельё.

 Кикимора: Вот молодцы ребята, сильно подули (трогает бельё, теперь всё бельё высохло.

 Ведущий. Если бельё высохло, его надо снять. Я думаю девочки с этим очень хорошо справятся.

 Теперь девочки делятся на две команды и по очереди, в виде эстафеты, подбегают к верёвке с бельём и снимают его, чья команда быстрее его снимет.

Кикимора: А что это я, работать что ли сюда пришла! Веселиться я пришла! Ну-ка, повеселите-ка меня!

 Ведущая: А вот, мальчики тоже приготовили подарок для вас.

 №8 «Пляска с ложками»

Мальчики садятся на стульчики.

 Кикимора: Бантики, бантики, в глазах одни бантики мелькают, я даже в них запуталась.

 Вед. А вот наши мамы могут узнать своих дочек по бантикам даже с закрытыми глазами.

 Кикимора: С закрытыми глазами? Не может быть!

 Вед. А мы сейчас посмотрим, кто из мам сможет свою дочку по бантикам узнать?

 №9 Игра «Найди дочку по бантику».

 (Кикимора приседает, подставляет свою голову.)

Вед. : А сейчас, ребятки, слушайте загадку!

 Кто расскажет сказку внучке, платье новое сошьет,

 Угостит печеньем сладким и частушки пропоет,

 Поиграет в «ладушки», испечет оладушки?

 Кто же это? Отвечайте! Ну, конечно… (бабушка)

 Кикимора. Самые красивые кто растит цветочки? Самые красивые свяжет кто носочки?

 Дети (отвечают). Бабушка, Бабушка, бабушка моя.

 Кикимора. Самые весёлые фартучки сошьёт, самые весёлые песенки споёт?

 Дети (отвечают). Бабушка, Бабушка, бабушка моя.

 Кикимора. Самые любимые пирожки печёт, самые любимые книжечки прочтёт?

 Дети (отвечают). Бабушка, Бабушка, бабушка моя.

 Выходят дети и рассказывают стихи про бабушку.

 4 ребёнок. Сегодня к нам на праздник

 И бабушки пришли,

 Нарядными, весёлыми

 Внучат своих нашли.

 5 ребёнок. Любят бабушек все дети,

 Дружат с ними малыши,

 Всех я бабушек на свете

 Поздравляю от души.

 Нежную красивую.

 Поздравляем с женским днём

 Бабушку любимую.

 №11 Песня «Бабушка моя»

 1. Бабушка послушай я тебе спою

 Песенку хорошую мою.

 Припев: Бабушка моя, я люблю тебя

 Нет дороже друга у меня (2 раза) .

 2. Помню песни колыбельные твои,

 Как меня баюкали они.

 Припев: Бабушка моя, я люблю тебя

 Нет дороже друга у меня (2 раза) .

 3. Руки твои милые меня хранят

 Ласково ты смотришь на меня.

 Припев: Бабушка моя, я люблю тебя

 Нет дороже друга у меня (2 раза) .

Кикимора: Какие у вас чудесные бабушки, как сильно вы их любите, а давайте им тоже бантики завяжем?

 Вед. Что ты, это не солидно «бабушка с бантиком на голове».

 А вот красивые бусы, я думаю, их украсят, а помогут, конечно же, внучата.

 №12 Игра «Собери сладкие бусы для бабушки».

 Дети делятся на две команды. Они, по очереди, берут с общей корзинки конфетки по 2 штуки каждый, несут их бабушке. Та скрепляет конфетки за хвостики с помощью степлера. Выигрывает та команда, чья бабушка соберёт быстрее себе бусы.

Вед. Мы для вас родных, любимых

 Песню лучшую споём

 Пожелаем дней счастливых,

 Поздравляем с Женским днём!

 №13 Песенка-чудесенка» муз. Михайленко

 1. Родную нашу мамочку поздравим с женским днем

 И песенку - чудесенку для мамочки споем.

 Припев: Солнышко весеннее, ласково свети

 Песенка-чудесенка, к мамочке лети! (2 раза)

 2. Мы бабушку любимую поздравим с женским днем

 И песенку - чудесенку для бабушки споем.

 Припев: Солнышко весеннее, ласково свети.

 Песенка - чудесенка, к бабушке лети! (2 раза)

 3. Мы нянь и воспитателей поздравим с женским днем.

 И песенку - чудесенку для них сейчас споем.

 Припев: Солнышко весеннее, ласково свети.

 К нашим воспитателям песенка лети! (2 раза)

Вед. Вот и подошёл к концу наш праздник…

 Кикимора. Подождите, подождите… Мне так хочется сделать для вас что - нибудь приятное. Я хочу угостить вас бантиками, да не простыми, а вкусными. Вы их возьмёте к себе в группу.

 Ведущая: Спасибо тебе Кикимора!

 Кикимора. Ну вот, молодцы, поиграли, станцевали и повеселили меня. Пойду к себе, пирог испеку, Лешего приглашу. До свидания ребята!

 Кикимора уходит

 Ведущий. Вот видите, какие чудеса происходят в праздник. Даже злая Кикимора стала доброй. Недаром женский день считают самым солнечным, добрым и красивым праздником.

 Вед. Дорогие наши мамы

 Праздник наш мы завершаем,

 Счастья, радости, здоровья

Вам от всей души желаем!

Конспект занятия в средней группе «Театр домашних животных»

Цели и задачи:

Побуждать детей вступать в диалог с взрослым.

Активизировать в речи глаголы.

Способствовать развитию эмоциональных отношений.

Закреплять тембр голоса.

Активизировать звук “Л” в слогах, словах, чистоговорках.

Развивать речевое внимание, речевой слух, артикуляционный аппарат детей.

Материал к занятию:

Картинки: кошка, собака, корова, коза и их детёныши. Волшебная корзинка. Сюрприз – конфеты (по количеству детей и гостям).

Предварительная работа: заучивание детьми стихотворений о домашних животных.

Ход занятия

Петрушка стучит в дверь.

Воспитатель: Ребята, слышите, кто–то стучит? Пойдёмте, посмотрим, кто к нам пришёл?

Заходит Петрушка.

Здравствуйте, детишки!

 Девчонки, да мальчишки,

 Шалуны, да шалунишки!

Петрушка: Вы меня узнали?

Дети: Да, ты Петрушка.

Петрушка: Правильно, я Петрушка, пришёл к вам в гости и принёс вам волшебную корзинку. А чтобы узнать, что в ней находится, надо проговорить чистоговорку:

Лу – Лу – Лу, коза на лугу

 (Проговорить вместе с Петрушкой, по одному ребёнку) - тихо, громко.

Петрушка: Хотите узнать, что находится в волшебной корзинке? Спросите у меня.

Дети задают вопросы:

Петрушка, скажи, пожалуйста, что у тебя в волшебной корзинке?

Мы хотим знать, что у тебя в волшебной корзинке?

Покажи Петрушка, что у тебя в волшебной корзинке?

Петрушка: А в корзинке у меня картинки. Чтобы их посмотреть садитесь, пожалуйста, на стульчики.

Петрушка: Ваня, подойди ко мне и достань из волшебной корзинки одну любую картинку. Посмотри на неё и назови, кто на ней нарисован?

Ребёнок: Кошка.

Петрушка: Правильно, Ваня.

Скажи, пожалуйста, что умеет делать кошка и картинка останется у тебя.

Ребёнок: Кошка лакает молоко, лижет лапу, спит, мурлычет, гуляет, мяукает.

Петрушка: Молодец, Ваня! Садись на свой стульчик.

Петрушка: Маша, подойти ко мне и достань из волшебной корзинки одну картинку. Посмотри на неё и назови, кто на ней нарисован?

Ребёнок: Собака.

Петрушка: Правильно, Маша.

Скажи, что умеет делать собака и картинка останется у тебя?

Ребёнок: Собака лает, рычит, гуляет, спит, сторожит, грызёт кость.

Петрушка: Молодец, Маша! Садись на свой стульчик.

Петрушка: Юля, подойти ко мне и достань из волшебной корзинки одну картинку. Посмотри на неё и назови, кто на ней нарисован?

Ребёнок: Корова.

Ребёнок: Корова мычит, даёт молоко, щиплет травку.

Ребёнок: Коза. Коза даёт молоко, блеет - новое слово, щиплет травку, бодается, гуляет.

Петрушка: А сейчас мы с вами поиграем, я вам буду называть разные действия, а вы мне говорите:

“Да, да, да” громко хлопать,

 “Нет, нет, нет” тихо топать.

Петрушка: Договорились?

Дети: Да.

Петрушка: Будьте внимательны.

Корова даёт молоко (да, да, да).

Коза бодается (да, да, да).

Собака читает журнал (нет, нет, нет).

Кошка спит (да, да, да).

Коза блеет (да, да, да).

Корова летает (нет, нет, нет).

Петрушка: Молодцы ребята, вам понравилась игра?

Дети: Да.

Петрушка: Ребята, а мамы потеряли своих детёнышей, давайте поможем им их найти.

У кого ещё нет картинок, подойдите и возьмите их из волшебной корзинки.

Петрушка: Детёныши, найдите своих мам и возьмитесь за руки, чтобы больше не потерять свою маму и отправимся в театр.

Идем в театр.

Физминутка: “Дорога”.

Маленькие ножки бежали по дорожке – топ, топ, топ (быстро) – проговариваем и шагаем.

Большие ноги шли по дороге – топ, топ, топ (медленнее).

Огромные ноги брели по дороге – топ, топ, топ (ещё медленнее).

Шли, шли и в театр пришли.

Петрушка: Я, контролёр и пропущу только тогда, когда детёныши со своей мамой споют свою песенку. (Мама – громко, а дети – тихо)

Гав-гав; мяу-мяу; му-му; бе-бе. И буду объявлять, кто заходит. А вы проходите, а билеты (картинки животных) отдаёте мне.

Петрушка: Собака со щёнком, кошка с котёнком, корова с телёнком, коза с козлёнком.

Петрушка: Проходите, пожалуйста, садитесь удобнее. Сегодня у нас праздник и мы с вами будем слушать стихи. А кто у нас артисты? Выходите на сцену.

Дети читают стихи о домашних животных.

Петрушка:

Ай, да малыши.

 Порадовали, удивили –

 И громкие аплодисменты заслужили!

Дети хлопают в ладоши.

Петрушка: Какой замечательный спектакль получился. Молодцы! Ребята, вам понравилось?

Дети: Да.

Петрушка: А кто больше всех вам понравился и запомнился из домашних животных, сейчас нарисуйте в своих рисунках.

Включить спокойную музыку (дети рисуют).

Петрушка: Дорогие гости, посмотрите наши рисунки. Рассмотреть рисунки детей.

Спасибо вам за занятие, за ваши добрые глаза и приветливые улыбки. А закончить наше занятие я хотел бы снова улыбкой.

Петрушка: Ребята, давайте все вместе встанем в круг и пригласим наших гостей в наш круг, возьмёмся за руки и улыбнёмся всем вокруг и друг другу.

Занятие окончено, а для вас ребята, я приготовил сюрприз!!! (Конфеты)

Давайте и наших гостей угостим конфетами.

Литература

Книга для воспитателей /Под ред. А.Г. Арушановой. – М.: “Мозаика-Синтез”, - 216 с.


Хазова Н.Д.       МБДОУ «Полтавский» детский сад «Родничок»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Развитие коммуникативных умений дошкольников средствами театрализованной деятельности" (3-х годичный курс обучения)

Проблема коммуникативных способностей традиционно находится в центре внимания отечественных социальных психологов в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека. Человек без коммун...

обобщение опыта «Развитие коммуникативных умений дошкольников средствами театрализованной деятельности»

Развитие коммуникативных умений дошкольников средствами театрализованной деятельности....

Развитие коммуникативных способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности

Самообразование – форма образования, при которой человек обучает и воспитывает себя сам. Наступает момент, когда у педагога возникает внутренняя неудовлетворенность своей деятельностью (мотив) и осозн...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ "СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Совершенствование коммуникативных умений дошкольников посредством театрализованной деятельности ...

Обобщённый педагогический опыт работы Тема опыта: «Развитие коммуникативных умений дошкольников средствами театрализованной деятельности»

Тема опыта:«Развитие коммуникативных умений дошкольниковсредствами театрализованной деятельности»...

Доклад на тему: Развитие творческого воображения у дошкольников средствами театрализованной деятельности.

Доклад об использовании разнообразных видов театра на практике в работе с детьми....

Отчёт о работе над проектом "Развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством театрализованной деятельности"

Отчёт о работе над проектом "Развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством театрализованной деятельности"....