Развитие коммуникативных способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности
рабочая программа (средняя группа) на тему

Железова Анна Александровна

Самообразование – форма образования, при которой человек обучает и воспитывает себя сам. Наступает момент, когда у педагога возникает внутренняя неудовлетворенность своей деятельностью (мотив) и осознанная потребность в переподготовке, в дальнейшем профессиональном росте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа по самообразованию33.01 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ

воспитателя средней группы МБДОУ д/с № 17

Железовой Анны Александровны

I этап. Самосознание

Самообразование – форма образования, при которой человек обучает и воспитывает себя сам. Наступает момент, когда у педагога возникает внутренняя неудовлетворенность своей деятельностью (мотив) и осознанная потребность в переподготовке, в дальнейшем профессиональном росте.

Работа педагога по теме самообразования – это целенаправленная самостоятельная познавательная деятельность, управляемая самой личностью с целью приобретения систематических знаний в области педагогики. Человек сам ставит себе цель в определенной области. Эта цель определяет дальнейшие шаги, поиск средств для реализации цели, самостоятельность в постановке задач, в их решении и в определении результатов поставленным задачам.

II этап. Планирование

Выбирается тема по самообразованию: «Развитие коммуникативных способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности»

Актуальность темы:

Проблема коммуникативных способностей традиционно находится в центре внимания отечественных социальных психологов в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека. Человек без коммуникации не может жить среди людей, развиваться и творить.

Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем, умеющих вербально и невербально, грамотно и смело выражать свои мысли. Поэтому необходимо специальное внимание педагогов к организации общения дошкольников. Оптимальным возрастным периодом для подготовки человека к общению является дошкольный возраст, поскольку именно в этот период дети легче приобретают, долго сохраняют и удерживают сформированные умения и навыки.

Имеющийся опыт использования игровых методик доказывает, что формирование коммуникативных умений целесообразно в процессе сюжетно-ролевой игры как наиболее точной и доступной модели общения дошкольников. Поэтому возникла идея – развивать коммуникативные способности детей средствами театрализованной деятельности.

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью, потому что малыши учатся вместе с героями спектаклей переживать всю гамму эмоций, которая существует в реальной жизни. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром. Ведь играя роль, ребёнок пропускает через себя все чувства, эмоции, проживает жизнь героя, оценивает его поведение и отношение к окружающим. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развития речи дошкольников, которые во время игры чувствуют себя раскованно, свободно и активно взаимодействуют друг с другом и взрослыми. Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способность к такой идентификации у ребенка позволяет оказывать влияние на развитие детей. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ героя, малыш принимает и присваивает свойственные ему черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми, позволяет формировать у них опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами, поскольку они видят, что положительные качества поощряются взрослыми, а отрицательные осуждаются.

III этап. Реализация

IV этап. Анализ результатов

Индивидуальный план самообразования

на 2015-2016 г.

Тема: Развитие коммуникативных способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности.

Цель: создать условия для формирования и совершенствования коммуникативных умений и навыков детей через вовлечение их в театральную деятельность.

Задачи:

  • Расширять представления детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорации.
  • Создавать условия для организации совместной сюжетно-ролевой игры детей и взрослых, направленные на сближение детей, родителей и педагогов.
  • Формировать в группе художественно-эстетическую творчески развивающую предметную среду.
  • Учить детей налаживать и регулировать контакты в совместной деятельности.
  • Развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников.
  • Прививать детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса).
  • Способствовать формированию эстетического вкуса.
  • Обеспечить взаимосвязь с другими видами деятельности: изобразительной, музыкальной, художественной литературой, конструированием.
  • Приобщать взрослых и детей к театрально-исполнительской деятельности.
  • Приобщать родителей к театрально-культурной жизни.

План работы на год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь-май

  1. Буренина А.И. «Театр всевозможного».
  2. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ВЛАДОС, 2003г. – 103с.
  3. Березина В.Г. Детство творческой личности. - СПб.: Изд. Буковского, 1994. - 60с.
  4. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. // Дошкольное воспитание. – №11. – 1982. - С. 32-38.
  5. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество. // Вопросы психологии. - 1990 №4. стр. 5-9.
  6. Гришин Г.Н. «Любимые детские игры»
  7. Губанова Н.Ф. «Театрализованная деятельность дошкольников»; М.: «Вако» 2007.
  8. Караменко Т.Н. «Кукольный театр – дошкольникам»; М.: «Просвещение» 1982.
  9. Крылов Е. Школа творческой личности. // Дошкольное воспитание. – № 7,8 – 1992. С. 11-20.
  10. Кудрявцев В. Ребёнок – дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. – 1995 № 9 стр. 52-59, № 10 стр. 62-69.
  11. Маханёва  М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду»
  12. Сорокина Н.Ф. «Театр – творчество – дети»
  13. Сорокина Н.В. «Играем в кукольный театр»; М.: «АРКТИ»1999.
  14. «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, 2015г. 

Работа с детьми

Октябрь

«Удивительный мир кукол»

Рассказ о видах кукол

Показ способов действия с куклой.

Рисуем любимых сказочных героев.

Ноябрь

«Сказки на столе»

Особенности настольного театра

Обучение способам действия.

Показ настольного театра «Курочка ряба».

Февраль

«Давай поговорим!»

Закрепление знаний о настольном театре

Работа по развитию эмоциональности речи.

«Наше представление»

Закрепление знаний детей через игровые импровизации.

Март

«Знакомимся с театральной ширмой»

Устройство ширмы

Назначение театральной ширмы

«Куклы на сцене»

Возможности театральной ширмы

Действия с куклой на ширме.

Инсценирование русской народной сказки «Теремок». 

Апрель

«Веселые зверюшки»

Знакомство со сказкой «Цыпленок» К.Чуковского.

Работа над эмоциональностью речи.

Игровые упражнения.

Инсценировка сказки К.И. Чуковского «Путаница».

Работа с семьёй

Январь

Изготовление памятки для родителей: «Театральная азбука»

Оформление родительского уголка.

Апрель

Совместное творчество детей и родителей.

Пальчиковые куклы своими руками.

Самореализация

Март

Подбор материала для учебно-методического пособия «В гостях у сказки» по организации театрализованной деятельности.

Создание учебно-методического пособия «В гостях у сказки» по организации театрализованной деятельности.

Май

Открытый показ НОД по развитию речи в средней группе «Путешествие в сказочную страну».

Открытое занятие «Путешествие в сказочную страну».

Май

Отчет о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Выступление на педсовете.