Главные вкладки

    Выступление на педагогическом совете Тема: Формирование у дошкольников младшего возраста основ гендерного воспитания.
    консультация на тему

    Степаненко Олеся Алексеевна

    В настоящее время центральным направлением в педагогике является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола. В связи с этим на первое место поднимается проблема учета гендерных особенностей воспитанников.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vystuplenie_na_pedsovete.docx24.9 КБ

    Предварительный просмотр:

    В настоящее время центральным направлением в педагогике является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола. В связи с этим на первое место поднимается проблема учета гендерных особенностей воспитанников.

    По мнению ученых, наиболее благоприятным возрастным периодом для начала работы по гендерному воспитанию является четвертый год жизни, так как представления детей к женскому или мужскому полу ещё не устойчивы. Дело в том, что именно в период раннего и дошкольного детства у всех малышей, независимо от места их проживания, формируется гендерная идентичность. К двум годам ребенок узнает, что существуют два пола, и начинает понимать, кто он – девочка или мальчик. С четырех до семи лет формируется гендерная константность (устойчивость): дети уже осознают, что мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и что принадлежность к полу сохраняется, независимо от возникающих ситуаций или личных желаний ребенка. Поэтому для того, чтобы половая идентичность к 7 годам была сформирована, работу с детьми надо начинать своевременно. Наиболее благоприятным периодом для начала проведения этой работы является младший дошкольный возраст.

    Для того, чтобы начать формирование гендерных особенностей у детей  2 младшей группы №5 «Бусинки» мы постарались создать насыщенную многофункциональную среду для девочек и мальчиков с акцентом на гендерную идентичность. Так в нашей группе появились уголки: «Уголок хозяюшек» и «Уголок мастеров». При организации предметно-развивающей среды группы мы учли разное содержание и игровые стили детей. Так как  девочкам ближе тихие игры на семейно-бытовые темы, истинно «мужские игры» мальчиков – шумные, наполненные движением.  Поэтому девочкам достаточно маленького уголка, так как они, раскладывая перед собой свои “богатства” – кукол, посуду, тряпочки, играют в ограниченном пространстве.    Мальчикам необходимо более обширное пространство, как правило, неограниченное и незамкнутое, так они бегают, бросают предметы в цель, собирают и разбирают игрушки и т.д. и используют при этом все предоставленное им пространство

    Основной формой работы по гендерному воспитанию является игровая деятельность. Так в сюжетных играх происходит усвоение детьми гендерного поведения

    С/р игра «Семья»  формирует представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков, способствует овладению полоролевым репертуаром, способами мужского и женского поведения в семье

    С/р игра «Прием гостей».: учить детей распределять обязанности по дому при встрече гостей.

    С-р игры: «Строители», «Парикмахерская», «Мастерская», «Больница», «Стирка», продолжают знакомить детей с трудом мужчин и женщин, определять женскую и мужскую работу.

    С/р игра «Магазин» учит девочек выбирать продукты, а мальчиков помогать им, всё донести до дома.

    Однако, для развития игры недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо ещё наличие  разнообразных впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. Для того, чтобы обогатить игровые действия,  развить игровой сюжета, мы проводим наблюдения с детьми за работой няни, повара, врача, организуем целевые прогулки, на которых обращаем внимание на трудовые действия шофёра, дворника.

    Для развития коммуникативных умений, навыков к реализации разнообразного полоролевого репертуара в игровых ситуациях и реальной жизнедеятельности ДОУ мы проводим беседы: «Одинаковые и разные», «Как мальчики помогают маме», «Как девочки могут помочь папе», «Как утешить товарища», «У нас дружная семья», «Такие разные дети», «Кто я?», «  Кем я  буду, когда вырасту?», «Какая твоя мама», «На кого ты похож», «Какое  настроение», «Перед зеркалом», составление рассказа «Я - помощник » с помощью схем – действий.

    Рассматриваем иллюстрации, сюжетные картинки, фотографии, организуем фотовыставки: «Моя семья», «Мамочка любимая моя» с целью  формирования представлений о роли матери и отца в семье, о  способах заботливого отношения к старшим, формируем  у девочек желание быть похожими на маму, у мальчиков – помочь и защитить ее, обогащать знания детей о позитивных примерах мужественного поведения.

     Помочь в познании ребенком самого себя, осознании собственного образа «Я – девочка, я – мальчик», для раскрытия гендерных различий между мальчиками и девочками нам помогают следующие игры

    Д/и «Давай познакомимся»

     Д/и «Зеркало»»

    Д/и «Кто чем любит заниматься? » (предпочтение игр, игрушек девочек и мальчиков).

    Д/и «Что кому? » (дифференциация одежды девочек, одежды мальчиков (зимней, летней и т. д.)

    Д/и «Одень малыша»; «Одень девочку»; «Я расту».

    Конструирование из счётных палочек и геометрических фигур  собственного образа «я – девочка, я – мальчик»,

    Д/и «Определи, чьи вещи»  (для уточнения представлений детей о разделении предметов труда и быта взрослых на мамины (папины, мужские (женские) и специфике их использования)

    Д/и «Выбор профессий» (детям предлагаются карточки с изображением людей различных профессий (доктор, парикмахер, повар, милиционер, учитель, летчик, плотник и т. д.) Данные профессии нужно отнести к мужским или женским)

    При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Чтобы научить детей быть внимательными друг другу, уметь проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола мы используем следующие игры:

    - Д/и «Пожелания»

    - М/п игра «Солдаты и принцессы»

    - «Вечер танцев для мальчиков и девочек».

    - М/п игра «Шёл король по лесу»

    - П/и «Найди пару»

    - П\и «Цветы и пчёлки»

    Работу по физическому воспитанию строим, учитывая гендерные особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли – в подвижных играх,  где нужно показать силу, мужественность - они волки, медведь, орлы,  а девочки – женские – хитрые лисички, добрые курочки и т. д.  Предоставляем мальчикам право быть первыми, даём ведущую роль.

            Также формирование основ гендерного воспитания мы осуществляем через ознакомление с художественной литературой. Используем фольклор с акцентом на гендерное воспитание: потешки  и стихи для мальчиков и девочек, колыбельные песни,  народные сказки. В нашем книжном уголке подобрана познавательная литература и для мальчиков и для девочек.

    Гендерный подход также необходим в обучении. Обучая девочек и мальчиков 3-4 лет  мы - педагоги группы, используем игровую мотивацию с учётом интересов детей. Для решения образовательных задач мальчикам подбираем дидактические игры с транспортом, животными и т.п., девочкам – с куклами, посудкой и т. п. (Н-р: при формировании представлений о цвете предмета мальчикам предлагаем найти гараж такого же цвета для машины, а девочкам – чайную пару).

      Развивая детское художественное творчество, мы обязательным условием ставим право ребёнка на продукт его деятельности. Побуждаем к самостоятельному выбору цвета, сюжета. (Н-р: мальчикам предложили сделать снеговика,  используя мужские  атрибуты одежды  (шляпу, галстук, шорты), а  девочкам  -  снежную бабу, используя женские атрибуты одежды (платок, бусы, юбку).

             В целом хочется отметить, что работа в этом направлении в нашей группе ведётся планомерно и целенаправленно, в развитии и воспитании девочек и мальчиков мы используем дифференцированный подход.

    «Мальчики и девочки два разных мира. Ни в коем случае нельзя их воспитывать одинаково! Они  по разному смотрят и видят, слушают  и слышат, по разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Они разные и по - своему прекрасны!  (из книги «Мы мальчики, мы девочки» автор Татаринцева).

    Список литературы:

    1. Т. Н. Доронова Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду: Пособие для дошкольных образовательных учреждений. — М. : Линка – Пресс, 2009
    2. Л. М. Шипицина «Азбука общения» - Санкт-Петербург Детство-Пресс, 2010        

         3. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И. С. Клециной. – СПб.             Питер, 2003

         4. И. Я. Михайленко, Короткова Н. А. Организация сюжетно – ролевой игры в детском саду. НОУ «Учебный центр» им. Л. А. Венгера «Развитие». – М., 2000

         5. Интернет ресурсы


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление на педагогическом совете Тема: Формирование у дошкольников младшего возраста основ гендерного воспитания.

    В настоящее время центральным направлением в педагогике является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребен...

    Выступление на педагогическом совете «Роль народного творчества в развитии и воспитании детей младшего дошкольного возраста»

    В первых лучах солнца уже видится наступающий день, и мы говорим «Доброе утро»С таких слов каждый день я начинаю занятия в своей группе. Мы желаем с детьми друг другу доброго утра, дарим друг другу ул...

    Выступление на педагогическом совете Тема: «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников»

    Выступление на педагогическом совете  Тема: «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников»...

    Выступление на педагогическом совете Тема: Методика развития речи у дошкольников

    Методика развития речи дошкольников входит в состав пед. наук. Предмет изучения -процесс овладения детьми родной речью в условиях целенаправленного педагогического воздействия...

    Выступление на педагогическом совете. Тема: Формирование экологического мышления младших дошкольников.

    АЛЬНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ....

    Выступление на педагогическом совете " Русские культурные традиции и нравственно-патриотическое воспитание дошкольника"

    Русские культурные традиции и нравственно-патриотическое воспитание дошкольника  "Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным"К.Д. Ушинский"Рыбам вода, птиц...