Значение коллективных работ по рисованию (лепке, аппликации) для формирования нравственных качеств личности дошкольника
методическая разработка по теме

Ковенькова Валентина Ивановна

Важным средством эстетического воспитания детей является изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация). Она позволяет детям выразить в рисунках, лепке, аппликациях свое представление об окружающем мире, понимание его и отношение к нему. Поэтому овладение изобразительной деятельностью в детском саду имеет для ребенка очень большое значение: дошкольник получает возможность самостоятельно создать рисунок, вылепить любой предмет, вырезать и наклеить картинку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение коллективных работ по рисованию (лепке, аппликации) для формирования нравственных качеств личности дошкольника

      Важным средством эстетического воспитания детей является изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация). Она позволяет детям выразить в рисунках, лепке, аппликациях свое представление об окружающем мире, понимание его и отношение к нему. Поэтому овладение изобразительной деятельностью в детском саду имеет для ребенка очень большое значение: дошкольник получает возможность самостоятельно создать рисунок, вылепить любой предмет, вырезать и наклеить картинку. Эти занятия доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества. В процессе художественной деятельности у детей развивается эстетическое восприятие, образные представления и воображение, эстетические чувства (форма, цвет, композиция). Однако происходит это не само по себе, а при условии систематического, целенаправленного и вместе с тем тонкого и чуткого и руководства педагога, учитывающего специфику изобразительного творчества ребенка.

Коллективные работы значительнее по результату для детей, вызывают у них восхищение, поистине как в стихотворении В. Маяковского:

«Чего один не сделает, сделаем вместе». 
Детей радует совместная деятельность. Особое удовлетворение им доставляет общий результат, который в этом случае всегда богаче по содержанию, производит на них более яркое впечатление, чем индивидуально выполненная работа.
Для проведения этих занятий требуется определенная подготовка и определенный настрой ребенка.

1.Подготовительный этап, который позволит углубить собственные знания по теме будущей работы, позволит сформировать яркие образы, порождающие желание воплощать их в собственной коллективной деятельности. Для этой цели используют экскурсии, беседы, чтение книг, рассматривание репродукций, иллюстраций, а также совместная подготовка декоративного панно, на котором будет выполняться коллективная композиция.

2.Основной этап – этап выполнения работы, он включает в себя планирование, выполнение и оценку коллективной работы.
Его цель - не только предоставить детям возможность воплотить в композиции образы окружающего мира, но и создать в ходе коллективного творчества условия для творческого взаимодействия детей, содействующие не только эстетическому и художественному развитию детей, но и формированию у них умений творчески работать в коллективе.

3.Заключительный этап – период взаимодействия детей с уже завершенной работой.
Выделяют три основные формы совместной деятельности детей:
«совместно – индивидуальная», «совместно – последовательная» и «совместно – взаимодействующая».

а) «Совместно – индивидуальная» - характеризуется тем, что участники деятельности вначале работают индивидуально, с учетом общего замысла, и лишь на завершающем этапе работа каждого становится частью общей композиции.
   Задание каждому выдается сразу, вначале работы индивидуально и затем корректируется в зависимости от того, что сделано другими. Выполняя свою часть работы, ребенок знает, чем лучше он сам выполнит то, что ему поручено, тем лучше будет работа коллектива.
Это с одной стороны, создает условия для мобилизации творческих возможностей ребенка, а с другой – требует их проявления в качестве необходимого условия. К достоинствам данной формы организации деятельности относится также и то, что она позволяет вовлечь в коллективную творческую деятельность довольно большую группу детей, не имеющих опыта совместной работы.
    б) «Совместно – последовательная» - предполагает работу по принципу конвейера, когда результат действий одного участника находится в тесной взаимосвязи от результатов предыдущего и последующего участников.

в) «Совместно – взаимодействующая» - работа выполняется всеми участниками одновременно, согласование их действий осуществляется на всех этапах.

Следует решить следующие задачи:

  1. Снять психологическое напряжение, помочь обрести уверенность в своих силах
  2. Повысить мотивацию к изобразительной деятельности
  3. Познакомить с основными изобразительными материалами и научить, ими пользоваться

     Например, для неуверенных в своих силах, боящимся начать рисовать, постоянно повторяющим “не могу”, “не умею”, предложить затонировать несколько листов бумаги. Выполняя это задание, ребенок учиться правильно, держать кисть, набирать на нее краску, свободно водить кистью по всей поверхности листа, не боясь выйти за пределы контура.

     Детям, делающим не то, что требуется по словесной инструкции, или выполняющим задание медленно, предложить упражнения, связанное с поэтапным изображением того или иного предмета, использовать прием рисования от пятна. Объяснение последовательности выполнения таких заданий должны быть доступными (с многократными речевыми повторениями). При этом использовать наглядный и демонстрационный материал. Здесь дети проявляют заинтересованность научить товарища тому, чему уже научились сами, чтобы у всех получалось хорошо, чтобы коллективная работа была выразительнее.

     При выполнении коллективных работ у детей взаимодействие происходит более свободно, ребенок имеет возможность видеть, как действует воспитатель, и обучаться без прямых его указаний. В своей работе я отдаю предпочтение совместно– индивидуальной форме организации в коллективной деятельности, которая, как известно, предполагает, что каждый ребенок-участник деятельности – выполняет свою, порученную ему часть обшей работы индивидуально, и на завершающем этапе она становится, частью обшей композиции. Согласование действий участников работы осуществляется в ее начале – на этапе планирования – и в конце, когда нужно суммировать результаты.

      Выполняя свою часть работы, ребенок знает, чем лучше он сам выполнит то, что ему поручили, тем лучше будет работа коллектива. Это с одной стороны, создает условия для мобилизации творческих возможностей ребенка – требует их проявления в качестве необходимого условия. К достоинствам такой формы организации относится также и то, что она позволяет вовлечь в коллективную деятельность довольно большую группу детей, не имеющих опыта совместной работы.

      Занятия с этой формой организацией позволяют сформировать у детей простейшие умения и навыки сотрудничества. Но при выполнении работ, несмотря на то, что дети были ориентированы на создание коллективной композиции, единство группы носит формальный характер, так как взаимодействие осуществляется только на этапе планирования и оценки. Это осложняет процесс формирования умений координировать совместную деятельность, но зато позволяет продемонстрировать детям простейшие варианты совместного планирования. Результат работы каждого – является частью общей композиции, достаточно четко выделен, и есть возможность объективно оценить то, как учитывались задачи общей работы каждого ребенка, насколько он заинтересован в общем успехе. Это особенно важно потому, что в условиях совместно– последовательной и совместно-взаимодействующей форм организации деятельности этот результат как бы завуалирован. Эгоистичные дети, склонные к завышенной оценке собственного труда, не могут оказаться в столь однозначно оцениваемой ситуации, когда их необъективность очевидна и легко доказуема. Напротив, дети с заниженной самооценкой оцениваются в соответствии со своими заслугами перед коллективом.

     Когда ребенок делает что-то сам и у него получается – это здорово, но когда получается прекрасная коллективная работа, возникают другие – не менее важные эмоции: сопричастности, гордости за друзей, уважения друг к другу. Вырабатываются такие важные черты характера, как: терпимость, умение подождать, уступить или наоборот отстоять свою позицию.

          Становление эстетического отношения у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности и реализуется в активном участии, а не в созерцательном сопереживании. Художественная деятельность выступает как ведущий способ художественного развития детей дошкольного возраста, как содержательное основание эстетического отношения каждого ребенка.

     Специфика работы в каждой возрастной группе имеет свои особенности. Так в раннем возрасте – идет обогащение художественного опыта через упражнения, освоение базовых способов для их свободного применения в новых условиях. В средней группе уже расширяется эстетический опыт ребенка через взаимосвязь литературного и визуального образов. В старшем возрасте значительное место отводится экспериментированию с различными материалами и специальными инструментами. Вводится новый литературный материал, позволяющий создать нетривиальные творческие ситуации и по-новому показать знакомые предметы. У старших детей занятия выстроены на интеграции познавательной и продуктивной деятельности, включают более широкую тематику: не только конкретные предметы – давно и очень хорошо известные детям, но и достаточно сложные явления – природные и социальные. Усложняется экспериментирование, направленное на “открытие” детьми не внешних, а внутренних свойств разных материалов и особенностей эстетических объектов. Специфика состоит в углублении и уточнении художественного опыта ребенка через “ погружение” в ситуацию. В подготовительной группе тематика занятий еще больше расширяется. Каждая тема раскрывается полно, глубоко и разносторонне. К примеру, тема моря вводится не вообще, а конкретизировано – море Черное с загорелыми пластилиновыми человечками на пляже, море Красное с бумажными аквалангистами, изучающими богатую флору и фауну, море Белое с полярным сиянием и белыми медведями. Усложняется композиционные задачи, связанные с передачей разных движений и взаимоотношений. Специфика методики состоит в систематизации обобщенных способов действий и представлений в разных видах деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

Одним из самых актуальных в различных сферах нашего бытия на сегодняшний день, встает вопрос о нравственности и морали каждого человека. Что нужно предпринять, чтобы уберечь сегодняшнее и будущее поко...

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

Нравственное развитие личности ребенка определяется следующим: знанием норм, привычками поведения, эмоциональным отношением к нравственным нормам и внутренней позицией самого ребенка....

Выступление на педагогическом совете: «Формирование нравственных качеств личности дошкольников в игре» (из опыта работы)

Поскольку ведущим  видом детской деятельности  является игра, то, используя ее разнообразные виды, можно эффективно влиять на формирование всех сторон социальной активности дошкольников:-...

Формирование нравственных качеств личности дошкольников посредством современных образовательных технологий

Аннотация к статье.В статье представлен опыт работы педагога-психолога ДОУ по формированию нравственных качеств личности дошкольников посредством современных образовательных технологий. Материалы данн...

Картотека по формированию нравственных качеств личности дошкольников 2 младшей группы

Картотека по формированию нравственных качеств личности дошкольников 2 младшей группы...