Обобщение опыта работы по теме "Формирование экологической культуры старших дошкольников средствами художественной литературы"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Обобщение опыта работы по теме "Формирование экологической культуры старших дошкольников средствами художественной литературы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_po_ekologii.doc268 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Солнышко».

Обобщение опыта работы по теме:

« Формирование экологической культуры старших дошкольников средствами художественной литературы».

                        Воспитатель: Глибошина Елена Александровна

                                                                                     

В первой половине XX столетия изменения окружающей среды под воздействием человека приобрели угрожающий характер. За несколько десятилетий XX века мир в результате бездумного стихийного воздействия человека на природу изменился настолько, что проблема отношений общества и природы стала одной из самых актуальных проблем современности.

Общение с природой обогащает духовный мир человека, делает его мягче, добрее, расширяет его кругозор. Исходя из этого, одной из наиболее актуальных современных проблем является проблема формирования экологической культуры у каждого человека независимо от его возраста.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности, ее ценностные ориентации. Именно поэтому так важно уже с дошкольного детства формировать экологическую культуру.

Специалисты считают литературу доступным и действенным средством в воспитании экологической культуры дошкольников. С помощью литературных произведений ребенок познает окружающий природный мир, отношения людей к этому миру .Поэтому именно художественная литература была выбрана мной в качестве средства развития у детей знаний о природе, любви к ней, бережного отношения, чувства сопереживания к растениям и животным. Формирование экологической культуры детей средствами художественной литературы стало направлением моей работы со старшими дошкольниками.

Цель: формирование экологической культуры старших дошкольников средствами художественной литературы.

В своей работе я исходила из того, что переживания, непосредственно возникающие у детей под воздействием художественных образов, помогают педагогу влиять на становление гуманного, бережного отношения ребенка к природе, формировать представления о ее объектах, явлениях и связях. Художественная литература глубоко воздействует на чувства детей. Дети переживают ход событий, мысленно действуют в воображаемой ситуации, испытывают волнение. Под влиянием своих чувств дети начинают внимательнее всматриваться в окружающий мир. Именно на этом строится воспитательное воздействие художественных образов природы.

Работа по использованию книги строится на следующих педагогических принципах:

  • тщательного, системного подбора литературы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • интеграции процесса приобщения к книжной культуре с разными видами детской деятельности (игрой, изобразительной, театрализованной деятельностью и др.);
  • взаимодействия с родителями;

Система работы по ознакомлению детей с природой включает:

  • •        ежедневное свободное чтение дошкольникам, беседы о прочитанном, самостоятельное рассматривание книг;
  •  использование художественных произведений на занятиях и других формах экологического образования.

Основное правило — ежедневное чтение детям, ему в режиме дня отведено специальное время – в вечернее время.

В работе с дошкольниками я использовала произведения, которые позволяют познакомить с особенностями внешнего строения растений и животных, их приспособлениями к окружающему миру, связями в природе.

Далее я привожу примеры по использованию произведений художественной литературы с целью формирования у старших дошкольников экологической культуры.

Наблюдения.

. Весной был проведен цикл наблюдений где было использовано художественное слово при знакомстве дошкольников с растениями. На участке детского сада были найдены места, где появились цветы мать-и-мачехи.

Наблюдение 1. Рассматривание растений, особенности строения (цветы на коротких стебельках, без листьев). На что похожи цветки?

Наблюдение 2. Изменения в росте растения – цветов стало больше; растения подросли, стали выше. Новые растения мать-и-мачехи появились на новых местах.

Наблюдение 3. Рассматривание цветов одуванчика. В ходе его мы рассказали им стихотворения Е.Серовой "Одуванчик", В.Степанова "Летающий цветок", загадали загадки. Использование художественного слова способствовало привлечению внимания дошкольников к растениям.

Выявление сходства и различия растений (цветы мать-и-мачехи превратились в пушки-семена, начали появляться листья). На что похожи семена?

Наблюдение 4. Проводилось в период массового цветения одуванчиков и предполагало сравнение мест цветения одуванчиков с куртинами мать-и-мачехи, установление разницы стадий в развития растений. В этот же день, после сна был прочитан ребятам «Золотой луг» М. Пришвина. Обратила внимание на те сравнения, которые использует писатель, и спросила: «Можно ли назвать наш участок золотым?

Использовалось творчество М. Пришвина и для ознакомления с животными. Были проведены следующие занятия:

Конспект НОД на тему: "Утка и утята».

Цели: расширять знания детей о животных; формировать умение отвечать на вопросы по содержанию рассказа; воспитывать бережное отношение к животным.

Способы: чтение рассказа, беседа, рассматривание иллюстраций.

Средства: рассказ М. Пришвина «Ребята и утята», иллюстрации к рассказу.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня я вам прочитаю рассказ

М. Пришвина. Он  еще  в раннем детстве сделал для себя удивительное открытие: чудеса и радостные события происходят не только в сказках, а на каждом шагу, в природе, которая нас окружает. Только надо учиться их видеть. Пришвин пишет, как произошло это открытие. Его мама вставала рано, до восхода солнца. И однажды он тоже встал до солнца. Мама угостила его чаем с молоком, которое кипятилось в глиняном горшочке и сверху всегда накрывалось толстой румяной пенкой, поэтому было необыкновенно вкусное, а чай от этого делался прекрасным. Это угощение так понравилось, что будущий писатель стал все время вставать до солнца, чтобы напиться с мамой вкусного чаю. И так привык к этому, что уже не мог проспать восход солнца. Он наблюдал, как пробуждается весь животный и растительный мир. И это было так интересно, удивительно, радостно, что он думал: вот бы все люди поднимались с солнцем!» И вот, что он однажды увидел.  

Чтение рассказа «Ребята и утята».

Воспитатель: Понравился рассказ? Как он называется?

  • Какую тайну(подсмотрел писатель и о чем повндал в рассказе?
  • Вспомните, как называется маленькая утоука, о которой имет речь (показ картинки).
  • Где она вывела своих утят и почему?
  • Почемы, когда утояка вела своих уъят к ознру, она шла позади?
  • Кого покстрнчали уточка и утята на своем пути и что случилось?
  • Как вела себя утка, когда ее детям угрожала опасность?
  • Что спросил автор, когда увидел ребят и утят? А вот сложный вопрос:
  • После чего ребята почувствовали и поняли, что причинили большое горе утке?
  • Как ребята исправили свою ошибку?
  • Как обрадовалась своим детям утка?
  • О чем рассказывается в конце? Как бы вы поступили на месте этих ребят? (Ответы детей).

Занятие - путешествие по произведениям М. Пришвина

Цели: Закрепить знания детей о произведениях М.Пришвина. Воспитывать любовь к родной природе. Развивать бережное и заботливое отношение к ней, чувство прекрасного.

Способы: игровой приём, моделирование пальцами рук, инсценировка.

Средства: картина с изображением утки с утятами, аудиозапись русской народной песни «Тройка», раздвижная ширма.

 

Ход занятия. 

Воспитатель: дети, сейчас мы отправимся в путешествие. Но это необычное путешествие, на каждой остановке нас будет ждать сюрприз-загадка, которую мы попытаемся разгадать.

А на чем мы отправимся в путешествие? Вы должны отгадать. (Звучит русская народная песня «Тройка»). Дети отгадывают.

Воспитатель: Правильно, дети, нам с вами «карета подана». Занимаем места. «Едут», имитируя движение лошадки и пассажиров).

Вдруг перед детьми появляется картина, на которой нарисована утка с утятами и «преграждает» им дорогу (картинка движется).

  • Кто отгадает, из какого рассказа М. Пришвина эта картина. Дети отгадывают.   ("Ребята и утята").
  • Ребята, а кто вспомнит, о чем этот рассказ?

-Куда решила перевести уточка, своих утят?

-Как утка оберегала своих детей при переходе?

-Что случилось с утятами?

-Чем закончился рассказ? Хорошо, молодцы.

Снова звучит музыка. Дети меняются местами. Раздвигается ширма, и перед детьми открывается «золотой луг» (девочки этой же группы исполняют танец одуванчиков). После чего воспитатель предлагает отгадать, какой танец исполнили девочки.

Воспитатель: Как называется произведение М.Пришвина, в котором он рассказывает про одуванчики. («Золотой луг»).

Воспитатель: Вспомните, каким был луг рано утром? Вечером? А в полдень?

При ответах детей воспитатель моделирует одуванчик пальцами рук в желтых колпачках (и рассказывает, как автор, на примере кулака и пальцев), предлагает повторить моделирование детям, сопровождая действия детей словом.

Воспитатель: Дети прислушайтесь, кто ведет этот разговор Инсценировка произведения М .Пришвина «Гаечки».

Воспитатель: О ком это птички вели беседу? А что с ним случилось?

Чем занимались Гаечки на дереве? Как повел себя человек?

Дети, кто написал такой замечательный рассказ?

Вот сколько интересных рассказов написал М.Пришвин. И по вашим ответам я поняла, что вы любите рассказы о природе.

Сейчас мы отправимся на прогулку. Что мы с вами сможем сделать на улице, чтобы птицам, которые живут рядом с нами, стало веселее и радостнее жить?

Ответы детей.

Для формирования знаний детей о животных, которые их непосредственно окружают, были подобраны произведения о повадках и  образе жизни кошек и собак и их взаимоотношениях с другими животными. Мы прочитали небольшие рассказы Е. Чарушина. Из рассказа «Почему Тюпу прозвали Тюпой» ребята узнали, о том, как охотятся кошки. Вспомнили, что они видели, наблюдая за своими питомцами.      

Из рассказа «Тюпа маленький» дети узнали о том, как кошка заботится о котятах, а из рассказа «Почему Тюпа не ловит птиц» -  о способах добычи хищников и о групповом способе защиты воробьев. Обсуждение рассказов «Томка», «Как Томка научился плавать», «Томка испугался», «Как Томка не показался глупым», «У Томки были щенки» способствовало формированию у детей представлений о внешнем облике собаки, об особенностях развития щенка, о взаимоотношениях с другими животными. Эти рассказы читались детям вечером. Чтение сопровождалось рассматриванием иллюстраций, которых много в книгах Е.Чарушина.

Затем было проведено занятие по рисованию, способствующее закреплению знаний детей.

Конспект НОД. Тема: "Рисование по рассказам Е.Чарушина".

Цели: развивать у детей знания об особенностях строения и поведении взрослой собаки и щенят; учить выделять образные характеристики животных, позицию автора; формировать у детей умение передавать в рисунках внешний облик взрослой собаки (Томка), ее щенят, их позы, окрас, характер.

Способы: беседа, рассматривание иллюстраций, объяснение.  

Средства: иллюстрации к рассказам Е.Чарушина, карандаши, краски, кисти для рисования, клеевые кисти.

Предварительная работа: чтение рассказов Е.Чарушина, наблюдения за собакой.

 

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, у кого из вас дома есть собака? Как ее зовут? Какая она, расскажите. А как звали собаку в рассказах Е. Чарушина? Сколько у нее было щенков? Какие они? (Рассматривание иллюстраций, чтение отрывков из рассказа). Понравились вам щенки? (Рассматривание иллюстраций).

Обсудив с детьми характер щенков, рассмотрев иллюстрации, педагог предлагает каждому подумать, какую картину он хотел бы нарисовать к этому рассказу: можно нарисовать всю семью Томки, можно нескольких щенят, а можно изобразить какого-то одного, сосредоточив внимание на передаче его характерных особенностей, позы, движения и т.д.

Воспитатель: Ребята, подумайте, как вы это нарисуете на листе бумаги. Сначала рисуем карандашом, легко нажимая на него, чтобы можно было исправить, если что-то получится не так, как хотелось бы.

Детям напоминается, что следует аккуратно закрашивать изображения.

Затем показывается, как можно щетинной кистью или цветным карандашом передать пушистость меха щенка: щетинную кисть (клеевую) надо обмакнуть в краску более темного или более светлого тона, снять все капли с ворса, проведя кистью по краю баночки с краской (можно предварительно попробовать на отдельном листочке бумаги— получаются тонкие ворсинки), и изобразить ворсинки на основном цвете мехового покрова. Если краска на кисти высохнет, кисть следует обмакнуть в краску, снять лишнюю каплю и продолжать изображать ворс.)

Карандашом ворсинки рисуются отдельными штрихами. Это хорошо видно в иллюстрациях художника. Ворсинки при рисовании их карандашом могут быть то светлее, то темнее. Это получается при разном нажиме на карандаш во время рисования, на что мы обратили внимание детей при показе приема изображения шерсти животного. Рисовать ворс и карандашом, и кистью следует лишь тогда, когда краска, покрывающая изображение одним цветом, высохнет — иначе краска будет растекаться и не получится красиво, выразительно. Только после этого детям можно предложить выбрать краски или карандаши.

Так как детей необходимо знакомить не только с домашними животными, но и с дикими, мы подобрали произведения, в которых рассказывается о них. По вечерам мы читали и беседовали с детьми по содержанию рассказов и сказок В. Бианки "Лис и мышонок", "Первая охота", "Синичкин календарь", "Лесные домишки", "Чей нос лучше", "Кто чем поет", "Чьи это ноги".

Турнир-викторина по   произведениям В.Бианки.

Цели: Воспитывать у детей интерес к произведениям В.Бианки о природе; формировать умение быстро, точно отвечать на вопросы по их содержанию; активизировать познавательные процессы, расширять представления о жизни животных в разные времена года, развивать сообразительность, мышление.

Способы: сюрпризный момент, вопросы к детям.

Средства: запись пения синиц, кормушка, шапочка-маска синички, письмо,эмблемы с изображением комарика и жучка, фишки.

Ход занятия.

В зал вбегает девочка, одетая в костюме синички. Звучит запись пения синиц. Синичка бегает по залу и вдруг видит кормушку для птиц. Она радуется, подбегает к ней и находит в кормушке письмо. Воспитатель помогает ей это письмо прочитать.

В нем ребята пишут о том, что они часто читают рассказы В.Бианки, очень любят этого писателя и приглашают синичку на викторину по произведениям В. Бианки. Викторина состоится сегодня в этом зеле.

Синичка соглашается, и воспитатель предлагает ей занять место в жюри. В зал входят 2 команды: 1 - "Жучок",        2 - "Комарик".

Воспитатель: Наша викторина начинается. За правильный ответ команда получает фишку. В конце викторины подсчитаем, у кого будет больше фишек, тот считается победителем.

Вопросы:

1. Какие произведения Бианки вы знаете?

  1. О каком животном говорится в отрывке: "Пойду-ка на охоту за дикими зверями и птицами", "Шмыгнул в подворотню и побежал по лугу". Из какого рассказа? (о щенке из рассказа "Первая охота").
  2. Какие звери, птицы, насекомые  увидели щенка (выпь, удод, вертишейка, ящерица, гусеницы, бабочки, кузнечики, жук-бомбардир).

4. Что каждый из них подумал про себя?

(Выпь думает: "Я его обману",

удод думает; "Я его удивлю',

вертишейка: "Я его напугаю",

ящерка: "Я от него вывернусь",

гусеницы, бабочки, кузнечики думают: "Мы от него спрячемся

"А я его прогоню", - думает жук-бомбардир),

5.Как сумела обмануть щенка выпь? (выпь шугнула в камыш, стоит в камыше, вытянулась тонкая - тонкая и вся в желтые и коричневые полосы раскрашена. Стоит, качается взад-вперед).

6. Как приспособился удод к тому, чтобы его не заметили?

(удод припал к земле, крылья распластал, хвост раскрыл, клюв вверх поднял, будто лежит не земле пестрый лоскут и торчит из него кривая игла 7 Настоящая ли змея извивалась и страшно шипела в дупле, в которое заглянул щенок? (нет, это была вертишейка).

        8.        Сумел ли щенок поймать ящерку? Как она его обманула? (ящерка извернулась, хвост в зубах у него оставила - сама под камень).

  1. Как приспосабливаются насекомые, чтобы их не было видно? (зеленые кузнечики в зеленой траве притаились, гусеницы на  веточках вытянулись  и замерли; их от сучков не отличишь, бабочки сели на деревьях, крылья сложили и - не разберешь, где кора, где листья, где бабочки, жук-бомбардир стреляет летучей едкой струйкой).
  2. Из какого произведения следующий отрывок: "Целый день она перелетала с места  но место, прыгала по заборам, ветвям, по крышам. А к вечеру присмотрит себе пустое дупло или щелку какую под крышей, забьется туда, распушит свои перышки - кое-как и переспит ночку," О какой птичке этот отрывок? (о синичке из рассказа "Синичкин календарь").

11.        Кто объяснял синичке то, что для нее было непонятным? (старый воробей).

12 Как спят куропатки зимой и куда перебираются спать, когда растает снег? (все поднимаются на крыльях, разлетаются - и бух - с разлету  в снег! Снег сыпучий - обсыпается и прикрывает их. И сверху их никто не увидит, и тепло им там, под снегом. Когда снег растает - перебираются в кустики).

13.        Какая птичка раскалывает лед хвостом? ("Ледоломка").

14.Как называются птицы, которых увидела синичка в болоте? (Журавли).

15.Чем были озабочены старые синичкины знакомые летом? Почему они все ее прогоняли? (у птиц летом гнезда, а в них драгоценные яички и птенчики. К своим гнездам птицы никого не подпускают, ни врага, ни друга: и друг может нечаянно разбить яйцо. У зверей тоже детеныши, они тоже никого к своей норе не подпускают).

16.Какую песенку пела синичка, встречая ребят в лесу?

("Зинь-зинь-ле! Зинь-зинь-ле!

Тот грибы себе берет,

Кто пораньше встает,

А сонливый, да ленивый

Идут после за крапивой").

17.Что увидела синичка в лесу в конце лета?

(все гнезда пустые, все дупла свободные, все птенцы выросли и летать научились. Дети и родители все вместе живут, так выводками и летают, а уж на месте никто не сидит).

18.Чему удивилась синичка, когда встретило белку?

(белка с дерева на землю спустилась и что-то ищет в траве. Нашла гриб, схватила его в зубы и марш назад на дерево. Нашло острый сучок, ткнула на него гриб, а есть его не ест: поскакала дальше и опять на землю - грибы искать. Впрок собирает, сушит запас).

Воспитатель: А сейчас посмотрите драматизацию рассказа В. Бианки "Лис и мышонок". Жюри подсчитывает количество фишек. Победители награждаются сладкими призами.

Из рассказа И.Акимушкина «Чем кролик на зайца не похож» дети узнают, чем отличаются заяц и кролик. Его еще раз читали после сна и провели беседу по вопросам с использованием картин:

Опишите зайца. Какой он? Какой кролик? Они похожи? Где появляются крольчата? Какие они? Как крольчиха ухаживает за ними? Чем зайчата отличаются от маленьких крольчат? Как зайчихи заботятся о них

Формированию представлений детей о том как может человек помочь зайцам в дикой природе помогает чтение и обсуждение стихотворения «Дед Мазай и зайцы» Н. Некрасова. Из него дети узнают о положительном примере взаимодействия человека и животных.

Затем проводится занятие по лепке.

Конспект НОД.

Тема: «Лепка зайчиков».

Цели: закрепление умения и навыков детей в лепке животных, развитие умений передавать характерные движения животных, выразительность поз.

Способы: рассматривание картин, чтение отрывка из произведения Некрасова «Дед Мазай и зайцы», рассматривание иллюстраций, обсуждение последовательности лепки, лепка.

Средства: картины «Грачи прилетели» Саврасова, «Весна-большая вода» Левитана, книжка «Дед Мазай и зайцы», пластилин, дощечки.

Ход занятия.

Звучит тихая музыка. Дети рассматривают картины «Грачи прилетели» Саврасова, «Весна - большая вода» Левитана.

Воспитатель: Какое время года нарисовано на картинах? Как вы догадались, что это весна?

Воспитатель: Дети, посмотрите на картину «Весна - большая вода» Левитана. Что случилось с реками весной? А какое произведение мы с вами читали, где речка вышла из берегов? (Показывает обложку книжки «Дед Мазай и зайцы» Некрасова). Чтение отрывка:

«... Только весенние воды нахлынут... Меньше сажени в длину».

Воспитатель: Что делал дед Мазай с зайцами? (Спасал их). (Рассматриваем иллюстрации из книги. Отмечаем, что зайцы очень доверчивы. Они знают: дед Мазай их не обидит, а обязательно спасет, поможет им. Рассматриваем зайчиков: некоторые стоят, некоторые лежат, некоторые сидят, некоторые прижали ушки и слушают.)

Воспитатель: Вот и мы с вами будем лепить зайчиков. Подумайте, дети, кто какого зайца будет лепить? Вот лодка Деда Мазая, вот бревно. Дед Мазай будет сажать кого в лодку, кого на бревно, чтобы всех зайцев спасти. Так человек может помочь животным в трудное время. (Рассматриваем с детьми части туловища зайчиков. Повторяем последовательность лепки). Давайте и мы с вами никогда не обижать ни зверей, ни птиц, будем их защитниками. Выполним просьбу, которая звучит в песне?

В заключении занятия дети слушают песню «Просьба».

 

Экскурсии и наблюдения за растениями и насекомыми на участке дошкольного учреждения чередовались с чтением художественной литературы. Я посчитала, что лучше всего для этого подходят сказки Н.Павловой. В небольших, доступных для понимания сказках используются научные биологические названия, рассказывается о том, как связаны между собой растения и животные. А самое главное с персонажами сказок дошкольники встречались на лугу и могли их подробно рассмотреть.

Из сказки Н.Павловой «В живой комнатке» дети узнали о том, что цветы служат убежищем для насекомых, а также о том, что цветы в определенное время закрываются и открываются. Пониманию дошкольников содержания сказки способствовали следующие вопросы:

  1. Почему сказка называется «В живой комнатке», кого в этой сказке ты считаешь живым?
  2. Узнал ли ты, о каком цветке идет речь, и почему жук выбрал именно этот цветок?
  3. Зачем жук опустился на цветок?
  4. Почему цветок стал закрываться?
  5. Как ты думаешь, что было бы с жучком, если бы кто-нибудь сорвал утром еще закрытый цветок?

При чтении сказки Н.Павловой «Как Облачко» дошкольникам можно задать следующие вопросы:

  1. Почему сказка называется «Как Облачко»?
  2. Кого в этой сказке ты считаешь живым?
  3. Почему плакал и о чем мечтал подмаренник?
  4. Для чего к подмареннику прилетали насекомые?
  5. Если бы ты был бабочкой, какое растение бы выбрал ты?

Эта сказка способствовала формированию представлений о подмареннике. я рассказала детям, что в народе из-за сочетания желтых и синих цветов это растение называют «Иван-да-Марья».

Сведения о жизни пчел и о том, что много нектара пчелы собирают с медуницы дошкольники узнали из сказки «Находка». В ходе обсуждения дети отвечали на такие вопросы:

  1. Зачем пчелы прилетают на луг?;
  2. Где они берут мед?;
  3. Как цветок стал пчел  настоящей находкой? Почему?
  4. Какие цветы можно увидеть на стебле медуницы?  

Кроме того были прочитаны также сказки Н. Павловой, как «Желтый, белый, лиловый», «Травка Пупавка», сказку О. Секоры «Сказка о муравье Игрушечке», Д.Н. Мамин-Сибиряка «Сказочка про козявочку». Они помогли дошкольникам понять, как связаны между собой растения и животные.

После работы со сказками детям всегда предлагалось нарисовать персонажей сказок и тех обитателей природы, которых наблюдали.

Во время экскурсии на луг  детям были прочитаны стихи.

Конспект НОД на тему: "Экскурсия на луг"

Цели: Ознакомить детей с разнообразием растений на летнем лугу. Научить их различать самые обычные цветущие травы. Учить ценить и беречь красоту природы, используя художественное слово. Стремиться вызывать у детей чувство благодарности за то, что мир прекрасен. Показать, что луг – это не только растения, но и непременно насекомые, опыляющие цветы и живущие среди трав.

Ход занятия.

Воспитатель начинает экскурсию чтением стихотворения поэта С. Вургуна:

Давай пройдемся медленно по лугу

И "здравствуй" скажем каждому цветку.

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать

Воспитатель спрашивает у детей, понравилось ли им это стихотворение. Он предлагает детям поздороваться с лугом, поклониться ему и поблагодарить луг за красоту.

Педагог рассказывает, что даже коровы обходят растения с яркими цветками, как будто понимают, что они для пчел и бабочек, что им нужно отцвести и оставить семена. Скот больше любит невзрачные травы, мелкие цветки которых опыляет ветер. Это тимофеевка, лисохвост, мятник, овсяница, пырей, полевица, колосок душистый, которых всегда много на лугах.

Воспитатель обращает внимание детей на разнообразие цветущих растений и читает им стихи о цветах. Послушайте, как поэты подмечают разный характер цветов: "Гвоздики весело цветут, алея в травах луговых". Воспитатель показывает ребятам невысокое стройное растение гвоздику травянку.

О другом цветке немецкий поэт И. Гёте говорит так:

Фиалка на лугу одна

Росла безвестна и скромна

То был цветочек  кроткий

Педагог обращает внимание детей на то, что на их лугу трехцветных фиалок тоже мало (или, напротив, - много).

На каждом лугу можно увидеть цветы, которые называют ромашками. Однако у самых крупных и красивых из них другое имя – нивяник, или поповник. В отличие от ромашки у них не только более эффектный цветок, но и совершенно другой лист. Он целебный. Аптечная ромашка выглядит проще: она не бывает такой высокой, как нивяник, стебель у нее тонкий, извилистый, листья рассеченные, узкие, вроде морковных. Характерный признак аптечной ромашки – приятный запах. Ее двойники таким запахом не обладают. Предложите детям послушать четверостишия М. Авдеевой об этих цветах:

Ромашка, ромашка

Душистый цветок.

Желтая середка

Белый лепесток.

Вот нивяник, что с ромашкою

Дети путают порой.

Он высокий и красивый

С желто-белой головой.

Здесь на лугу можно увидеть листья обычных в конце мая цветов одуванчика. Воспитатель читает стихотворение З. Александровой:

Одуванчик молодой,

Был, как солнце золотой,

Не боялся никого

Даже ветра самого!

Одуванчик золотой

Постарел и стал седой.

А как только поседел,

Вместе с ветром улетел.

На лугу синеют колокольчики. Рядом

С колокольчиком, с ромашкою

Клевер весело цветет,

И его "шмелиной кашкою"

Называет наш  народ.

Вс. Рождественский.

- А почему именно "шмелиной кашкой" называют клевер? – спрашивает педагог и помогает детям ответить.

- Да потому, что это ценнейшей кормовое растение – клевер – опыляют преимущественно шмели. Пчелы не достают нектар в их глубоких  венчиках. Гнезда шмели устраивают прямо на земле, используя покинутые мышиные норки или просто небольшие углубления. Их восковые соты беспорядочно расположены в один слой на дне гнезда. Шмели, как пчелы, питаются нектаром и пыльцой разных цветов. Они медлительны и миролюбивы. Шмели очень полезны. Их гнезда нужно охранять.

Красота цветущего луга обусловлена главным назначением цветов – привлекать насекомых. Их здесь множество: жужжат труженицы пчелы, порхают бабочки, перелетают с цветка на цветок мухи-журчалки. Много здесь и таких насекомых, которые питаются растениями и придают лугам своим стрекотом неповторимый колорит. Это сверчки, кузнечики, кобылки. То тут, то там мелькают они в воздухе, высоко подпрыгивая вверх. Но увидеть и рассмотреть их вблизи довольно трудно: узкие зеленые тела сливаются с травой.

Звуки, краски, ароматы луга создают необычайную красоту, оставляют на всю жизнь воспоминания о радости и воле.

В конце экскурсии воспитатель подходит с детьми к колокольчику и читает стихотворение Е. Серовой:

Колокольчик голубой

Поклонился нам с тобой;

Колокольчики-цветы

Очень вежливы…

А ты?

После этого вопроса педагог говорит, что дети тоже вежливы, и предлагает поклониться колокольчику и всем цветам, бабочкам и пчелам, попрощаться со всеми, кто образует это гармоничное сообщество – луг.

На лугу можно поиграть.

Воспитатель чередует в любом порядке слова: "кузнечики" – дети прыгают; "травы" – дети приседают; "бабочки" – дети летают, размахивая ручками; "цветы" – дети складывают ладони, как чашечки цветов, и т.п.

Поскольку основу возникновения эмпатии составляет уподобление себя другому на основе какого-либо признака и переживание этого субъектом, в работе с дошкольниками было важно учить их ставить себя на место другого живого существа. С этой целью в процессе занятий использовался приемы, стимулирующие воспроизведение движений животных, сопереживание персонажам художественных произведений. Эти занятия были посвящены творчеству В.Л. Токмакова.

Конспект НОД. Тема: "Что за птица – воробьиный сыч?".

Цели: познакомить детей с птицей – воробьиным сычиком; способствовать развитию умения ставить себя на место персонажа; закреплять знания детей правил поведения в природе; развивать внимание и память.

Ход занятия.

Воспитатель: Сегодня у нас необычное занятие – занятие знакомство. Посмотрите на этот портрет - это писатель Василий Львович Токмаков. Человек он необычный. Он - живет в лесу почти круглый год, живет один, то в избушке, то в палатке, а то и под открытым небом. Он знает, сколько птиц и зверей водится в его лесу, узнает их по голосам, здоровается с ними и разговаривает. Кого-то из лесных жителей он особенно любит и радуется встрече, с кем-то тесная дружба не складывается, но обо всех он пишет как о старых приятелях. Хотите послушать его рассказ?  (Чтение отрывка из  рассказа «0 чем говорил дятел желна»).

Воспитатель: Почему птица называется - сыч-воробей?.. Наверное, потому, что «махонькая», гораздо меньше обычной совы. Но так же, как и сова, птичка эта днем спит, а ночью вылетает на охоту.

Воспитатель: Кто мне покажет, как сыч-воробей спит себе днем в дупле и вдруг просыпается?.. (Импровизации детей.) А отчего это он просыпается? Что его вспугнуло? (Ответы.) Правильно, может быть, ветка громко хрустнула, может, собака залаяла близко, а может, кто-то постучал по стволу дерева, где он сидел. Покажите, как он вспорхнул, опустился на ветку и испуганно оглядывается. (Импровизации детей.) И что он видит, как вы думаете? (Ответы.) Совершенно верно, человека. Каким он ему кажется? (Ответы.) Да, огромным существом, в сто раз больше, чем сама птичка, страшным... Может быть, он хочет ее съесть?.. Сыч его внимательно разглядывает. Покажите-ка, как он это делает: на ветке сидит, не шевелится, только «личико» из стороны в ворону поворачивает. (Импровизации детей.) Как вы думаете как должен вести себя человек, чтобы сычик перестал его бояться? (Ответы.) Правильно, лучше всего замереть, не двигаться, не пытаться протянуть к нему руку, чтобы поймать или погладить.

Воспитатель: Вот какой совет дает В. Токмаков. (Зачитывает). «Конечно, приятно подержать в руках какого-нибудь зверька или птичку, прикоснуться хоть одним пальцем к таинственным перышкам, которые поднимают в воздух птицу, накрыть ладошкой разогретую на солнце ящерку. Но не стоит даже думать об этом, если хочешь завоевать доверие лесных жителей»

Затем воспитатель предлагает обратиться к воробьиному сычику со словами приветствия. В заключении занятия детям предлагается нарисовать птицу.  При этом мы напоминаем детям, что  птичка эта маленькая, похожа на сову, а «лицом», как говорит писатель Токмаков, напоминает человека - глаза, «брови», «нос» (клюв, конечно), а под «носом» тень, похожая на рот.

На втором занятии по творчеству Л.В. Токмакова дошкольники слушали главу «Кто живет вокруг избушки» из повести «Нас трое, Дымка и Далая». Из нее дети узнали о клестах.

Конспект НОД. Тема:"Клесты".

Цели: познакомить детей с клестами, продолжать  развивать умение ставить себя на место персонажа; продолжать учить правильно воспринимать содержание текста, развивать речь.

Ход занятия.

Чтение главы "Кто живет вокруг избушки".

Воспитатель: Представили, как выглядят эти птички - клесты? Как их описывает автор? Красивые, правда? А какой у них характер, как вы думаете? Попробуйте показать, как ведут себя клесты! (Импровизации детей.) Замечательно! А еще клесты очень любопытны, они даже шейки вытягивают, чтобы разглядеть, что там дома, верно? Представьте, что здесь мы не в групповой комнате, а на полянке, а вот здесь - избушка. Покажите, как любопытные клесты пытаются узнать, что в избушке! (Импровизации детей.) А что они думают при этом? (Ответы.) Да, наверно, они думают: «Интересно, кто же там живет, что за птицы? Почему они не летают? Надо ли их опасаться?».

И что же решили клесты? (Ответы.) Да, вроде опасности никакой нет. Можно спокойно играть на полянке и искать еду. Тем более что тут всегда полно зернышек и крошек. Покажите, как клесты прыгают и клюют зерна. (Импровизации детей.) Вообще-то клесты кормятся семенами шишек, у них так устроен клюв, что, они могут их доставать из-под чешуек, поэтому их не особенно интересует еда, которую им рассыпают перед избушкой. Покажите, как они все разом вдруг улетают. (Импровизации детей.) Вот так, все вместе, дружно, только что были - и уже нет!

Воспитатель: Почему клесты вдруг улетели? .

Еще одно занятие по творчеству Л.Токмакова было проведено с целью формирования уважительного отношения к паукам. И на этом занятии мы стимулировали воспроизведение движений детей, чтобы они могли представить себя на месте животного.

Конспект НОД. Тема:"Вот так пауки."

Цели: воспитывать уважение к природе путем сопереживания ситуации; формировать основы экологического сознания, воспитывать навыки слушания; развивать речь, умение формулировать мысли и делать выводы;

Ход занятия

Воспитатель. Скажите, каких животных вы любите? (Ответы.) А почему именно этих животных? Можете объяснить? (Ответы.) Да, они и красивые, и умные, и веселые. И человеку верные друзья. А пауков вы любите? (Ответы.) Вот у Василия Львовича Токмакова был приятель Петя, который тоже пауков терпеть не мог. Петя говорил: «У него, паука, восемь ног, и он омерзительный». И писатель очень огорчался, что его друг не любит этих красивых, сообразительных животных. Они же мух ловят, а мухи человеку точно вредны и неприятны. Но друг все равно их не любил. И вдруг в один прекрасный день он назвал паука ласково - зверюшкой. Удивился писатель: «Что случилось? Когда это он успел с ними подружиться?». Тогда приятель подвел его к невысокой сосенке и произнес с восхищением первооткрывателя: «Смотри!..».

«Между двумя ярусами веток, как раз на уровне лица, было густо-густо натянуто множество тонких и мягких паутинок...». Писатель внимательно присмотрелся и понял, что перед ним не ловчая сеть, а паучий детский сад. Внутри хитро сплетенной паутины он «заметил два зеленоватых пушистых клубочка. Клубочки слегка шевелились. Это было не что иное, как собравшиеся вместе мельчайшие полупрозрачные паучата». Зачем уж они скатались в клубочки, писатель так и не понял.

«Может, им вместе теплее, а может, веселее. А пушистыми клубочками казались из-за бесчисленных паучьих ножек. Петя нагнулся, сорвал сухую соломинку и медленно поднес ее к паучатам. Неожиданно на внешней стороне паутины появилась большая черная паучиха. Не медля ни минуты, она кинулась к соломинке, ударила ее челюстями и проворно отскочила в сторону.

-        Попробуй-ка ты, - сказал Петя, передавая мне соломинку.

Я взял ее и взглянул на паучиху. Она ничуть не была напугана нападением и, казалось, глядела мне в лицо с непреклонной решимостью защищать своих детей.

Хоть я и знал из Петиных лекций, что глаз у пауков много, что глядят они не то что люди - без выражения, меня смутил ее взгляд. Преодолев невольную робость, я протянул соломинку. Удар челюстей паучихи был такой сильный, что я почувствовал его пальцами. И снова самоотверженная мать уставилась на меня, своего «врага», который был больше и сильнее ее, наверное, не в один миллион раз.

-        Вот так-то! Не боится она тебя, - торжествующе сказал Петя. - Детей оберегает.

Вот с тех-то пор мой друг энтомолог Петя зауважал пауков».

Теперь вам понятно, за что Петя зауважал пауков? (Ответы.) Конечно, его поразила -мама-паучиха. Как вы можете ее охарактеризовать? (Ответы.) Да, храбрая, бесстрашная,:она очень любит своих малышей, будет защищать их от любых врагов и жизнь за них отдаст. Как вы думаете, что она сказала своим паучатам, когда увидела опасность - протянутую к ним соломинку? (Ответы.) Наверное, как любая мама, сказала бы: «Сидите смирно! - не бойтесь, никто вас не обидит!». А может, наоборот: «Бегите скорей домой, никому не отрывайте двери и ждите меня!». Но все обошлось благополучно, опасность была ложной. Ну-ка, покажите, как это паучата собрались-скатались в клубочки? (Импровизации детей.) Хорошо, очень похоже! Теперь вы можете сказать, зачем паучки скатываются в клубочки: чтобы им было теплее или веселее? (Ответы.) Да, все надо испытать самим. А кто попробует посмотреть на меня, как мама-паучиха? Она ведь ничего не делала, смотрела на своего врага, «смотрела в лицо с непреклонной решимостью» - и большой, взрослый дядя смутился, ему пришлось преодолевать «невольную робость», чтобы побеспокоить ее соломинкой. Как вы думаете, что она говорила на своем паучьем языке великану-человеку? (Ответы.) Да, прямо так и сказала: «Уходи прочь! Не смей трогать моих детей!». А сейчас изобразите эти слова, молча и не делая никаких движений, - представьте себя этой паучихой. А я буду протягивать палку-соломинку. (Импровизации детей.)

Молодцы! Напугали врага! Надеюсь, вы не будете обижать пауков, если встретите их в лесу или саду? Или птиц? Или ящериц? Если кто-то из вас и ловит ящерку, наверное, только чтобы поиграть с ней. Но для ящерицы это настоящая беда. Представьте: какой-то великан, с дом величиной, гонится за вами, протягивает к вам огромную лапищу... Ужас-то какой!.. Не так ли? Или другой пример - встреча с белочкой. Вот она спрыгнула с дерева, взяла лапками у вас с руки орешек. Очень приятно! Кажется, белочка уже подружилась с вами на всю жизнь, и вы пытаетесь ее погладить. А она видит, что ее неподвижная «кормушка» вдруг ожила, зашевелилась и хочет лишить ее свободы! Цап! Она вас укусит и тут же взовьется на дерево. И виноваты будете вы сами...

Домашнее задание у нас такое: нарисуйте, пожалуйста, какого-нибудь зверя - вашего друга. Если у вас есть собака, кошка, хомячок или попугай, или, может, во дворе живет знакомая кошка. А может, вы дружите с кактусом на окне? Так тоже бывает. Нарисуйте его и подготовьте о нем рассказ: что он чувствует, что любит, чего не любит, чего боится, как к вам относится, как вы с ним «разговариваете». А автор самого интересного рассказа получит приз - книжку рассказов В.Л. Токмакова.

Работа по формированию эмоционально-положительного отношения к внешне непривлекательным животным была продолжена и включала чтение книг, в которых показывается эстетическая ценность и значимость представителей земноводных. Сказка Б. Заходера «Серая звездочка», «Жаба» Р.Погодина, «Квакша» К. Паустовского позволили показать детям, в какие связи включены эти животные, что способствует формированию у них убеждения в самоценности этих животных. При обсуждении сказки «Серая Звездочка» я обратила внимание дошкольников на те сравнения, которые использует писатель, называя жабу и, что эти названия обусловлены ее взаимоотношениями с растениями. Обсуждение проводилось по следующим вопросам:

  1. Какими именами называли жабу цветы?
  2. Почему Ученый Скворец назвал жабу Серой Звездочкой?
  3. Почему цветы полюбили Серую Звездочку?
  4. Почему писатель называет мальчишку глупым? Что он сделал? Его поступок плохой или хороший?
  5. Какое полезное дело делает жаба?

Для формирования сочувственного отношения к природе наиболее целесообразны такие произведения, которые не дают готового рецепта поведения, а в процессе анализа, размышления дети самостоятельно доходят до правильного вывода. Если произведение построено таким образом, дети сами формулируют вывод о правильном и неправильном отношении к природе.

Для формирования у дошкольников знаний о формах взаимодействия с природой, а также сочувственного отношения к природе мы отобрали произведения, дающие примеры позитивного и негативного отношения к природе. В свободной деятельности были прочитаны и проведены беседы по произведениям А.Барто «Уехали», С.Михалков «Зяблик», В. Чернышев «Оттаявший чиж», В.Осеева «Плохо», С. Иванов « Письмо», «Приключения Серого ежа», В.Гагарин «Грустная история Найденыша» и другие.

Важное значение при обсуждении произведений придавалось проблемным вопросам, созданию воображаемых ситуаций.

«Не долго думая, или дела и заботы Жалейкина» Н. Сладкова я использовала для создания проблемных ситуаций на занятии, чтобы детей подвести к выводу о том, что нельзя делать в природе.

Конспект НОД. Тема: «Что нам делать, как нам быть».

Цели: воспитание у детей гуманного отношения к животным на основе понимания связи каждого живою организма с окружающей средой; обогащение конкретных представлений о взаимосвязях животных с окружающей средой; развитие умения детей решать проблемные ситуации.

Средства: Н.Сладков «Не долго думая, или дела и заботы Жалейкина».

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, сегодня наше занятие называется «Что нам делать, как нам быть?» А знаете почему? (Нет.)

Воспитатель. Тогда я вам все объясню. У меня есть знакомый мальчик, его фамилия Жалейкин, он такой же, как и вы. Я его недавно встретила, и он мне рассказал несколько очень интересных историй, которые с ним приключились. Но в них все так запутано, что он сам нe может понять, почему у него так получилось и что тут нужно делать. Он попросил, чтобы вы посоветовали, как ему нужно поступить в том или ином случае. И почему. Ну что, ребята, поможете Жалейкину? (Да.)

Воспитатель. Слушайте, какая история ним произошла. (Читает) Под кочкой в сыром болотце заметил Жалейкин маленького слабенького лягушонка. «Бедный, несчастныый малыш! — воскликнул Жалейкин.— Как тебе плохо, бедняжка, в этом грязном болоте! Темно, сыро, холодно. Ну ничего, я тебя спасу, у меня дома тебе будет хорошо и уютно». Дома Жалейкин посадил лягушонка в самую красивую расписную шкатулку, постелил на дно мягкую сухую вату, поставил шкатулку на теплое солнышко и весело рассмеялся от радости: «Помни, лягушонок, мои заботы!»

Воспитатель. Скажите, ребята, что хотел сделать Жалейкин лягушонку? (Хотел сделать добро, чтобы лягушонку было хорошо.)

Воспитатель. Чтобы мы не забыли, что Жалейкин хотел сделать доброе дело, мы поставим модель (улыбающееся личико): человек на картинке улыбается. Это значит, что Жалейкин задумал сделать что-то хорошее.

Воспитатель. Получилось ли у него то, что он хотел сделать? (Нет.) А почему так произошло? (Он не знал, как надо правильно ухаживать за лягушонком.)

Воспитатель. Правильно. Значит, для того чтобы сделать кому-то хорошо, нужно о нем много знать. И то, что нужно знать, мы обозначим вот этой моделью (например, книга). Но эта модель означает, что Жалейкин все правильно знал о лягушонке. Так ли было в его истории? (Нет, он многого не знал.)

Воспитатель. Чтобы не забыть, что Жалейкин не знал того, что нужно, поставим рядом вопросительный знак. (Ставит картинку.)

Воспитатель. Что же случилось из-за того, что Жалейкин не знал главного о лягушонке? (Поступил не так, как надо, посадил его в коробку и выставил на солнышко.)

Воспитатель. То, что он сделал, мы обозначим моделью. (Рука.)

Воспитатель. А правильно ли сделал Жалейкин? По чему нет?  (Он не знал что лягушонку будет плохо на солнышке.)

Воспитатель. И что в результате получилось у Жалейкина? Что произошло с лягушонком? (Ему стало плохо, он мог умереть.)

Воспитатель. Получилось у Жалейкина то, что oн задумал? (Показать на первый элемент модели.) (Нет.)

Воспитатель. Обозначим это моделью, где нарисован грустный человек. (Модель с грустным лицом.)

Воспитатель. Ребята, нужно помочь Жалейкину сделать задуманное!  Помогите ему. Что у нас обозначает первая модель? (То, что он хотел сделать. Он хотел сделать лягушонку добро.)

Воспитатель. Правильно, он задумал сделать доброе дело — это его цель. Что же нам нужно, чтобы сделать это? Посмотрите на вторую модель. Что она обозначает? (Она обозначает, что нужно знать, что любит лягушонок, а что нет.)

Воспитатель. Когда же лягушонку будет хорошо? Что нужно о нем знать? Спросите меня, если не знаете. (Лягушки любят воду, влагу. Они дышат кожей. Она должна быть всегда влажная.)

Воспитатель. Нужна была лягушонку помощь? Что должен был сделать Жалейкин? (Не трогать, не пугать, пройти мимо.) (Показывает третью модель. Оставить лягушонка в болоте.)

Воспитатель. Правильно, ребята. А теперь подумайте:

если бы Жалейкин все это знал и сделал бы так, как вы сказали, что бы у него получилось? (Лягушонку было бы хорошо.)

Воспитатель. Какую модель нужно поставить? (Человека, который улыбается — это значит, что ему хорошо, и у Жалейкина получилось то, что он задумал.)

Воспитатель. Молодцы, помогли Жалейкину. А сейчас я расскажу вам  еще одну историю, которая приключилась с Жалейкиным. Вы помните, какую цель всегда ставил себе Жалейкин? (Делать добро.)

Воспитатель. Правильно, и на этот раз Жалейкин решил помочь, поэтому сразу поставим первую модель — какую? (Человек улыбается.)

Воспитатель. А теперь слушайте историю (читает). Шел Жалейкин по лесу, видит — птенчик сидит на пеньке. Беспомощный, маленький, одинокий. Жалко стало Жалейкину птенчика, чуть не заплакал и подумал: «Наверное, он бедняга, из гнезда выпал, потерял родителей, я возьму его домой и сделаю его горькую жизнь сладкой. Для тебя, пернатый друг, мне ничего не жалко. Ешь досыта ириски, леденцы, пей какао и лимонад! Живи у меня и радуйся своей сладкой жизни!»

Воспитатель. Кто поможет разобраться в поведении Жалейкина по модели?

Воспитатель. Молодец, а кто из ребят поможет составить историю так, чтобы она закончилась хорошо для птенца? (Другой ребенок составляет модели и рассказывает по ним - Какая цель? Что нужно знать? Что нужно сделать? Какой получился результат? Воспитатель и дети оценивают рассказ, дополняют его, если это требуется.)

Воспитатель. Ребята, вы заметили, похожи ли эти две истории или нет? Чем? Какой совет вы можете дать Жалейкину, если он в следующий раз надумает кому-нибудь помочь? А что же делать в том случае, если знаний о ком-то не хватает? Хотите еще послушать истории о Жалейкине? В следующий раз расскажу. А ему передам ваши советы.

В приобщении детей к здоровому образу жизни нам помогает книга Н.Надеждиной, где рассказывается про овощи. Чтобы заинтересовать детей перед чтением было проведено занятие.

Конспект НОД на тему: «Морковь и лук от всех недуг».

Цели: познакомить детей с полезными свойства некоторых растений; уточнить имеющееся у ребят понятие "овощи"; рассказать детям о целебных свойствах лука и моркови, убедить в необходимости ежедневно есть овощи, развивать познавательный интерес.

Средства: корзина с овощами( лук, морковь), шапочки-маски лука и морковки.

Ход занятия.

Воспитатель приносит в группу корзину, в которой что-то лежит и пока закрыто салфеткой.

Воспитатель: Сейчас мы с вами вместе должны узнать, что спрятала осень в этой корзине. Отгадайте загадку:

Сидит дед, во сто шуб одет,

Кто его раздевает, тот слезы проливает.

 Правильно, это лук, а теперь вы должны достать его из корзинки с закрытыми глазами. (Дети по очереди достают из корзины луковицы, рассказывая при этом, как они определили на ощупь. Та же работа идет с морковью).

Воспитатель: Отгадайте еще одну загадку. Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. Что это такое? (Дети отгадывают). А теперь представьте, что овощи волшебные – они умеют разговаривать. Давайте, послушаем, что-то они хотят нам рассказать. (Приходит другой воспитатель в костюме моркови).

Морковь: Здравствуйте, ребята!. Какие вы молодцы, знаете загадки про овощи.  Я овощ - не простой. Хотите узнать про мои секреты? Вы, конечно, знаете, что морковка (берет и показывает морковь) – это толстый морковкин корешок. Но это не простой корешок, а самая настоящая копилка. В нем не только питание для будущих деток моркови, но и для нас с вами самый главный секрет. Этот секрет может увидеть каждый, посмотрите, какого цвета морковка? Оранжевая наша морковка потому, что в ней есть специальное вещество, которое называют каротином, что означает  "оранжевый".

Если съесть морковку, (воспитатель режет морковки на маленькие дольки и дает каждому ребенку по одной дольке, чтобы дети сначала рассмотрели цвет, а потоп и съели морковь), внутри тебя, в твоем теле каротин превращается в витамин А. Его называют - витамин роста. Он очень нужен ребятам, телятам, цыплятам, котятам – всем - для роста. Вот какой главный секрет спрятан в обычной моркови, которая растет на грядках в наших огородах.

Витамин роста, есть и в других растениях, которые так же, как и морковь, оранжевого, желтого и красного цвета: в репе, красном перце,  помидорах, апельсинах, мандаринах.

(Воспитатель от имени детей благодарит морковь за ее рассказ-секрет и обобщает в сказанное в таблице).

Воспитатель: А еще у нас в гостях – лук. (Он выходится в шапочке с луком, кланяется и рассказывает).

Лук: Моя подружка морковь вам, дети, расти помогает, а я ваш главный  защитник от разных болезней. Помните, как в загадке про меня сказано - кто меня раздевает, тот слезы проливает?

  • Всех, кто не  боится меня, приглашаю разгадать и мои секреты. Секрет первый: почему меня луком-репкой зовут? Правильно, дети, потому что по форме  я  на  репку похож. Секрет второй - что  такое луковица? Чтобы  узнать это разрежьте меня ножом пополам (воспитатель делает это на глазах у детей.)  Видите, луковица - это дом без окон и дверей, хитро запрятанная спаленка, где между сочными  белыми чешуйками до поры до времени спят луковые детки-почки, из которых весной появятся будущие луковки.

Снаружи стенки луковой детской спаленки тоже покрыты чешуйками только сухими, золотистыми. Чем толще эти золотистые покрышки, тем теплее луковым леткам, тем крепче их сон. А когда мы с вами разрезали ножом луковицу, то нарушили  покой луковых деток.

Звери зубами и когтями дерутся за своих детенышей. А как может сохранить своих деток лук? У него ведь нет ни когтей, ни зубов. Но у лука есть особое удивительное  оружие.

Из разрезанной луковицы вылетают стрелы. Мы с вами разглядеть их не можем, потому что они очень маленькие, а вот почувствоватъ сможет каждый. Помните, как щиплет глаза, если много раз резать лук?

Человеку эти стрелы вреда не приносят - глаза останутся целыми. А вот, если на пути этих стрел в воздухе попадутся вредители - микробы, которые переносят болезни, им - не сдобровать.

Если человек две-три минуты пожует лук, у него во рту не останется ни одного вредного микроба. Поэтому люди весь год стараются лук есть и в салатах и в супах. Кто много ест лука, у того зубы никогда не болят.

Так летучие вещества, которыми лук своих деток защищает, могут защищать и здоровье человека. Недаром в народе говорят – "лук от семи  недуг", т.е.- от многих болезней.

Воспитатель: вот сколько интересного рассказали нам овощи из нашей корзины. А вы еще хотите узнать про овощи?  Сегодня вечером я вам почитаю книгу Н. Надеждиной  "Где щи, там и нас ищи (показывает книгу и иллюстрации в ней).  

Чтение книги.

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ (Программа «Мы»)

1. Представления

ЗАДАНИЕ 1.1. Цель: выявить характер представлений ребенка о живом.

Используется метод индивидуальной беседы, включающей три части.

В первой части беседы выявляются представления ребенка о существенных признаках живого и целостности как важнейшем условии жизни организма. Для этого дошкольнику предъявляется 10 картинок с изображениями объектов живой природы (животные, растения, человек), неживой природы (солнце, дождь), предметов, созданных человеком (машина, самолет). Из всех представленных ему предлагается выбрать картинки с изображением живого. После этого задаются вопросы:

- Как ты узнал, что все это живое?

- Почему ты считаешь, что (называется конкретное животное, растение) живой?

- Расскажи, что есть у (называется конкретное животное, растение, человек)?

- Зачем нужны (называются части и органы)?

- Сможет ли (называется объект) жить без (называются части и органы)? Почему?

Во второй части беседы акцент делается на изучении представлений о свойствах целостного живого организма: его потребностях в условиях среды, состоянии. Ребенку задаются следующие вопросы:

- Как ты думаешь, что нужно животным (растениям, человеку), чтобы жить и хорошо себя чувствовать?

- Как нужно ухаживать за животными (растениями)?

- Что делает человек, чтобы быть здоровым?

- Как себя чувствует это растение (животное, человек)? Как ты это узнал? Как ему помочь?

Третья часть беседы посвящена выявлению представлений дошкольника о приспособлении живых существ к различным средам обитания с целью удовлетворения потребностей.

Ребенку предъявляются цветные изображения основных сред обитания живого (воздушной, водной, наземной), силуэтные картинки животных и предлагается проблемно-игровая ситуация: «Кто-то (любой игровой персонаж) перепутал животных и места их обитания». Задаются вопросы:

- Правильно ли «расселили» животных? Почему ты так думаешь?

- Помоги животным и посели их так, чтобы им хорошо жилось. Почему (называется конкретное животное) удобно жить (называется среда обитания)?

- Хорошо ли разным животным и растениям жить вместе (в лесу, в водоеме, на лугу)? Почему?

В беседе можно использовать (в сокращении) рассказы из книги Н. Сладкова «Не долго думая, или дела и заботы Жалейкина», отражающие нарушение связей приспособления живого к среде и связей в экосистеме. Ребенку предлагается оценить поведение Жалейкина и мотивировать ответ.

Беседа с ребенком может проводиться полностью или по частям в разное время (в зависимости от его интереса, состояния).

ЗАДАНИЕ 1.2. Цель: изучить особенности понимания ребенком ценности природных объектов.

Используется метод индивидуальной беседы с ребенком, в ходе которой ему задаются вопросы:

- Любишь ли ты животных и растения?

- С какими живыми существами тебе нравится встречаться, с какими не нравится? Почему?

- Зачем нужны животные и растения?

- Могут ли люди прожить без животных и растений? Почему?

- Может ли человек прожить без других людей? Почему?

ЗАДАНИЕ 1.3. Цель: выявить с помощью картинок и в ситуации выбора представления ребенка о нормах отношения к живому.

Используется метод индивидуальной беседы. Ребенку предлагается ситуация, в которой герой предпочитает помощи живому существу развлечения. Задаются вопросы:

- Как поступил мальчик (девочка)? Почему?

- Как бы ты поступил на его (ее) месте?

- Какие добрые дела ты делал для животных, растений, людей?

Через некоторое время создается аналогичная практическая ситуация, в которой дошкольнику нужно сделать реальный выбор между игрой и помощью живому (см. задание 2.3).

2. Отношение детей к природе

ЗАДАНИЕ 2.1. Цель: выявить характер отношения ребенка к животным, растениям и сверстникам в естественных условиях.

Используются наблюдения за отношением детей к объектам в группе, на участке детского сада, во время прогулок и экскурсий.

ЗАДАНИЕ 2.2. Цель: изучить особенности отношения дошкольников к животным и растениям в специально созданных условиях.

Используются наблюдения за отношением детей к живым существам в комнате природы. Созданные условия могут заключаться в том, что некоторые из живых существ нуждаются в помощи (растения — в поливе, удалении пыли; животные — в кормлении, чистке клетки и др.), для чего приготовлены необходимые средства. В комнате также размещаются материалы для занятия другими видами деятельности (изобразительной, игровой и т.п.). Это позволяет создать для детей ситуацию выбора деятельности — либо с природными объектами, либо другой. Для осуществления диагностики в комнату приглашают двоих детей и предлагают каждому заняться в ней тем, чем они хотят. Если ребенок не догадывается о необходимости оказания помощи живому, его внимание привлекается к состоянию объектов с помощью наводящих вопросов:

- Как себя чувствует живой объект?

- Как ты это узнал?

- Как ему можно помочь?

- Хотел бы ты помочь животному или растению?

- Почему ты хочешь ему помочь?

ЗАДАНИЕ 2.3. Цель: выяснить особенности отношения ребенка к живым объектам в ситуации выбора.

Для этого моделируется реальная ситуация выбора между оказанием помощи живому существу и другим, более привлекательным занятием.

Воспитатель предлагает ребенку обеспечить уход за нуждающимися в помощи животными или растениями. После принятия дошкольником задания его зовут играть в игру. За поведением дошкольника ведется наблюдение и выясняется, почему он сделал тот или иной выбор.

3. Практическая деятельность детей в природе

ЗАДАНИЕ 3.1. Цель: выявить умение ребенка осуществлять уход за растениями.

Дошкольнику предлагается полить растение, удалить с него пыль, разрыхлить почву. (Каждый вид ухода выполняется отдельно).

Сначала у ребенка выясняется, хотел бы он поухаживать за растениями и для чего это нужно делать. Затем предлагается:

- выбрать из уголка природы растение, нуждающиеся в поливе (удалении пыли, рыхлении) и объяснить свой выбор;

- ответить, каким станет растение после ухода за ним;

- рассказать, как он будет осуществлять каждый вид ухода;

-  подобрать необходимое оборудование для предстоящего вида труда;

  • объяснить, как узнать, что уход достаточен. Ребенку предлагается полить растение (удалить пыль, рыхлить землю). Воспитатель фиксирует практические действия и качество результата труда.

Уровни экологической воспитанности детей дошкольного возраста

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ. Для детей характерно неустойчивое отношение к животным и растениям без выраженной положительной направленности. Отношение ситуативно. Дети наряду с отдельными позитивными действиями могут проявлять к объектам небрежность и даже агрессивность. При этом действуют неосознанно, механически, подражательно, могут присоединяться к неправильному поведению других. Характерно неприязненное и даже негативное отношение к внешне непривлекательным живым существам. Дошкольники по собственной инициативе не проявляют желания общаться с живыми существами, отсутствует интерес и стремление к взаимодействию с ними. Представления о природных объектах и их существенных свойствах поверхностны, часто неадекватны. Живыми считают неживые объекты, не относят к живому растения, имеют недифференцированные представления о нормах отношения к животным и растениям. Дети в целом понимают, что нельзя наносить природным объектам вред, но не осознают почему. Мотивируют необходимость бережного отношения к ним боязнью наказания или не могут объяснить, утверждая, что «так надо». Не выполняют правила гуманного взаимодействия с природой. Не умеют ухаживать за живыми существами.

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ. Дети в целом проявляют к природе положительное отношение избирательной направленности. Они заботятся о конкретных живых объектах, которые имеют непосредственное к ним отношение, привлекательны для них. С удовольствием, по собственной инициативе общаются преимущественно со знакомыми, приятными животными и растениями, интересуются проявлениями их жизни, состоянием. У детей сложились некоторые существенные представления о живом. К живому они относят преимущественно животных. У конкретных животных и растений выделяют отдельные признаки живого (у животных — в основном движение, питание; у растений — рост). Представления о нормах отношения к животным и растениям становятся более дифференцированными. Дети выделяют отдельные правила взаимодействия с животными и растениями, применяют их при уходе за знакомыми живыми объектами. Замечают нарушения правил поведения в природе, мотивируют необходимость их соблюдения отдельными ценностями природных объектов — практической пользой, красотой; обеспечением собственной безопасности. Характерно несовпадение суждений ребенка и его реального поведения в природе. У дошкольников сформированы некоторые умения ухода за живыми существами. Направленность труда по уходу за живыми существами до конца не осмыслена. Детей увлекает процесс выполнения трудовых действий, а не получение качественного результата, важного для жизни живого.

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ. Для детей характерна выраженная положительная направленность отношения к природе. В их поведении практически не наблюдается негативных проявлений. Дошкольники предпочитают деятельность с природными объектами. С удовольствием, по собственной инициативе общаются с живыми существами, наблюдают за проявлениями их жизни. Охотно откликаются на предложение взрослого помочь живому, самостоятельно видят необходимость ухода и качественно его выполняют. Испытывают удовольствие от помощи живому. У них уже сформирован широкий круг представлений о природе. Дети самостоятельно выделяют ряд существенных признаков живого у отдельных объектов и группы. Достаточно уверенно ориентируются в правилах поведения в природе, стараются их придерживаться. Мотивом бережного отношения к животным и растениям выступает понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков.

Представленные уровни могут служить ориентиром для стартовой оценки экологической воспитанности детей. При организации работы по экологическому образованию следует ориентироваться преимущественно на второй уровень, характерный для большинства дошкольников. Дети первого уровня экологической воспитанности в большей степени нуждаются в индивидуальной работе.

Характерным достижением для большинства детей к концу дошкольного возраста является СЛЕДУЮЩИЙ УРОВЕНЬ экологической воспитанности. Ребенок радуется встрече с природой, животными и растениями, эмоционально отзывается на проявления их жизни и поведения. По собственной инициативе длительно наблюдает за живыми существами. Проявляет элементарную любознательность: задает разнообразные поисковые вопросы, высказывает эвристические суждения. Владеет первоначальными обобщенными представлениями о живом. Умеет доказать принадлежность к живому людей, животных, растений (как отдельных объектов, так и группы в целом). Называет всю совокупность существенных признаков (двигаются, дышат, питаются, удовлетворяют потребности, растут, развиваются, рождают себе подобных, приспосабливаются к определенной среде обитания, чувствуют).

Его знания характеризуются основами системности: ребенок осознает, что для нормального существования живого не должны быть нарушены его внутренние, морфо-функциональные связи (он должен быть «целым»), а также связи с условиями среды и другими живыми существами. Ребенок видит многообразное значение природы, признает ценность жизни. Имеет полное представление о правилах поведения в природе, применяет их в конкретных жизненных ситуациях. Самостоятельно пользуется доступными познавательными умениями. Он может определить, как чувствует себя живой объект в среде, и оценить его состояние по внешним признакам, выделить его причины. Предвидит последствия разного отношения к природе (к организму, среде обитания, обитателям экосистемы).

Ребенок охотно и доброжелательно общается с живыми существами: не обижает людей, животных, не приносит вреда растениям. Учитывает их желание общаться, оберегает целостность, привычные условия существования. Стремится предупредить негативные поступки, свои и сверстников. Вступает в активную защиту живого, с помощью взрослого, других детей пытается поправить последствия неправильных действий.

Он с радостью помогает всему живому: ухаживает за животными и растениями в детском саду и дома. Качественно выполняя трудовые процессы ухода, достигает хорошего результата (в пределах освоенных умений). Проявляет заинтересованность, получает удовольствие от созидательной деятельности. Мотивом такого отношения выступает понимание самоценности живого, общая гуманная позиция ребенка.

Ребенок проявляет гуманное отношение в любых обстоятельствах к любому живому существу, понимает нравственный смысл своих действий и поступков.

Результаты диагностики

Во время беседы с целью выявления представлений о живом 5 детей показали умения аргументировать свои ответы. Лида С., Вова Ч., Сергей С., Саша Я правильно выбрали представленные им картинки о живой природе, отвечали на поставленные вопросы, без ошибок разрешили проблемно-игровую ситуаци .

10 человек допустили ошибки в ответах на вопросы и не всегда умели аргументировать свои ответы. У 11 детей возникли затруднения с ответами во второй части беседы о потребностях живого организма в условиях среды.

Пятеро дошкольников – это Петя Л., Дима И., Света Г., Ваня К., Таня Н., сделали ошибки на половину вопросов, часто не могли объяснить свои ответы. Например, Нина К. и Петя Л. Отвечали только с помощью наводящих вопросов и объяснений. Все они не справились с заданием при расселении животных в разные среды обитания.

Во втором задании предлагалась ситуация, в которой герой предпочитает игру помощи живому существу. Все те же дети (5 человек) также ответили на все вопросы, сделали выбор в пользу оказания помощи животному. С большим удовольствием рассказывали о добрых делах для друзей, животных, растений.

10 детей допустили неточности в ответах, в целом для них было характерно гуманное отношение к живым существам. В основном затруднялись в ответах на вопросы: «Как поступил мальчик (девочка)? Как бы ты поступил на его (ее) месте? Почему?». Для них было характерно частое несовпадение суждений с реальным поведением.

Трое детей не смогли дать объяснения на большую часть вопросов, а также сделать реальный выбор между игрой и помощью живому.

В задании 3 выявляли характер отношения детей к животным, растениям в естественных условиях. Оказалось, что четвертая часть группы детей способны к длительным наблюдениям по собственной инициативе, любознательны, могут достаточно долго не отвлекаться. Половина группы детей с удовольствием общались с приятными для них животными и растениями, однако мотивировали необходимость соблюдения правил поведения практической  пользой.

5 человек наряду с отдельными позитивными действиями могут  проявить к объектам небрежность и даже агрессивность к непривлекательным живым существам, например: Ваня К.., и Петя Л сорвали цветы и выбросили их.

В задании 4 выясняли особенности отношения дошкольников к живым объектам в ситуации выбора.

Дети Лида С., Вова Ч., Сергей С., Саша Я, Настя Г., показавшие высокий уровень, обеспечивали уход за нуждающимися в помощи животными и растениями. Они не отвлекались на игру и делали правильный выбор. «Сначала я покормлю рыбок, хомячка, черепашку, а потом пойду играть с Викой» – ответила Лида.

Однако 10 детей после принятия задания быстро выполняли его и сразу уходили играть в игру. Они мотивировали необходимость соблюдения правил поведения практической пользой. Но глубина освоенных умений и навыков были на среднем уровне.

Дети с низким уровнем 5 человек мотивировали необходимость бережного отношения к живому, боязнью наказания или не могут объяснить, утверждая, что так надо.

Во время выяснения у детей умений осуществлять уход за растениями получили следующие результаты: четвертая часть группы детей самостоятельны в уходе ха растениями, объясняют необходимость проведения трудовых действий. «Цветочек хочет пить, его нужно полить и порыхлить землю» – говорила Настя.

Средний уровень 13 человек показали дети, которые по просьбе педагога полили цветы, удалили пыль с листьев, не высказывая желания ухаживать за растениями, но владеют трудовыми умениями и навыками.

В этом задании ребят, показавших низкий уровень, было двое Ваня К.. и Дима И. Свои трудовые действия осуществляли с помощью педагога, не высказывая желания ухаживать за растениями.

Учитывая непроизвольное внимание и поведение старших дошкольников можно повториться, что разработанные уровни сформированности экологической культуры дошкольников будут приблизительные.

Ребенок с низким уровнем может через короткое время сделать большой скачок в экологическом развитии и показать хорошие результаты. Таким образом, на основе анализа результатов, проведенных методик мы распределили группу дошкольников на три подгруппы с учетом сформированности экологической культуры – дети с высоким уровнем культуры - 3 человека (15 %), со средним уровнем – 12 человек (60 %), с низким уровнем – 5 человек (25%). Таким образом, необходима дальнейшая работа по развитию экологической культуры старших дошкольников. И особое внимание необходимо уделить изменению отношения детей к природе. С этой целью было решено активизировать работу по использованию художественной литературы о природе.

В конце учебного года проводился повторный срез по тем же методикам. Результаты сравнительного анализа данных, полученных с помощью указанных методик, свидетельствуют о положительной динамике в развитии экологической культуры старших дошкольников.

Так, при выполнении первого задания уже семеро детей ответили на все вопросы и смогли аргументировать свои ответы. Они правильно отвечали на вопросы, решали разные игровые ситуации. Особенно следует отметить Вову Ч., Сашу Я., Лиду С., Настю Г., Сергея С., Лену Б., Алешу Т., которые в третьей части беседы правильно расселили всех животных по средам обитания и обосновали свои ответы.

Дошкольники, для которых был характерен средний уровень экологической воспитанности, допустили лишь некоторые неточности в ответах. Уже более умело и грамотно аргументировали свои ответы. В первой части беседы лишь у 5 детей при классификации живой и неживой природы, возникли затруднения при выборе картинок.

Детей с низким уровнем было трое: Дима И., Владик Л., света Г., которые допускали ошибки при ответах на вопросы. Но если в мае Олег Х. и Таня Н. показали низкие результаты, то теперь можно говорить, что для них характерен средний уровень развития экологической культуры. Они справились с заданиями при расселении животных в среды обитания, различали живые и неживые объекты.

В следующем задании при выявлении представлений детей о нормах отношения к живому, третья часть группы детей показала высокие результаты. Они имеют достаточный объем знаний, аргументируют свои ответы в практической ситуации и делают реальный выбор между игрой  и помощью живому.

При выполнении этого задания 11 человек допустили небольшие неточности в ответах. Но если в мае эти дети затруднялись в ответах на вопросы педагога по картинкам, то в ноябре ответы были более конкретные. Однако, 2 человека – Дима И. и Ваня К., пытались, но так и не смогли дать ответы на некоторые вопросы: «Какие добрые дела ты делал для животных, растений, людей?»

О результатах выполнения третьего задания можно сказать следующее: 8 человек детей проявляли наблюдательность, отзывчивость и инициативу по отношению к живым объектам. Половина группы детей продолжали общаться только с приятными для них объектами, но отношение детей к ним стали более осознанными, доброжелательными.

В ситуации выбора между оказанием помощи живому существу и игрой высокий уровень показали 6 человек. Сначала они выполнили задание педагога (покормить животных природного уголка) и только потом переключились на игру. Это говорит о том, что у данной подгруппы детей формируется произвольность.

12 человек продолжали мотивировать необходимость соблюдения правил поведения по уходу за живыми объектами, но действия их были более продолжительными по времени.

Однако 2 детей после принятия задания от педагога, выбрали игру. Но здесь следует учесть и то, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Экологическая культура детей находится в стадии становления.

В последнем задании при выяснении умений и навыков по уходу за растениями в группе дети показали высокие и средние результаты. Низких уровней не было.

Восемь детей не только осуществляли уход за комнатными растениями, но и объясняли свои трудовые действия.

- «Положу листочек на ладошку и тряпочкой протру с него пыль »-поясняла свои действия Наташа .

Приятно слушать и наблюдать за детьми, которые с любовью, желанием и искренностью осуществляют уход за растениями и животным миром.

Диагностика по окончанию работы показала, что дети стали больше интересоваться объектами и явлениями природы. Чаще стали возникать наблюдения по инициативе детей. Повысился уровень знаний детей. Для большинства детей чтение книг о природе стало входить в привычку. Результаты наблюдений за детьми показывают, что такие дети как Ваня К., Петя Л. нуждаются в индивидуальной работе. Им необходимо больше уделять внимания. По результатам проведенной работы можно сделать вывод, что работа идет в правильном направлении. Знания у детей постоянно расширяются, отношение с приобретением знаний  меняется – дети стали наблюдательнее, больше задают вопросов о природе и рассказывают о своих домашних животных, чаще проявляют желание ухаживать за обитателями уголка природы.

Можно сказать, что работа, проведенная со старшими дошкольниками, способствовала развитию экологической культуры дошкольников.

Литература

  1. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 576 с.
  2. Глазачев С.Н., Грехова Л.И., Сотникова Н.Н. Экологическое образование в опыте работы дошкольных учреждений.- М: Горизонт, Ставрополь: Сервисшкола, 1999.
  3. Градабоева Т. Экологическое воспитание детей // Дошкольное воспитание.-1988.-№7. – С. 32-39.
  4. Гриценко З.А. Положи твое сердце у чтения // Дошкольное воспитание.- 2000.-№ 4. – с. 41-48.
  5. Гриценко З.А. «Пришли мне чтения доброго…»: Пособие для чтения и рассказывания детям 4-6 лет. – М.: Просвещение, 2001. – 144 с.
  6. Гриценко З.А. Своеобразие читательского становления // Дошкольное воспитание.- 2008.-№ 2. – с. 15-21.
  7. Гриценко З.А. Истоки и причины нечтения // Дошкольное воспитание.- 2008.-№ 4. – с. 33-42.
  8. Карпинская Н.С. Восприятие художественных произведений // Система эстетического воспитания в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М.: Просвещение, 1962. – с. 275-279.
  9. Кулибанов С.К., Шулакова П.И., Лапина Е.П., Тихомирова О.Б. Некоторые формы организации и проведения занятий с экологическим содержанием для дошкольников. –Арзамас: АГПИ, 1997. – 91 с.
  10. Маврина И. Художественная литература о природе //Дошкольное воспитание .-2001.-№ 12.-С. 53-60.
  11. Мы: Программа экологического образования детей /Н.Н. Кондратьева и др.-2-е изд., испр. и доп..-СПб: «Детство-пресс», 2000.
  12. Николаева С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада.-М.: Новая школа, 1995.
  13. Рыжова Н.А. Сказки и экологическое образование. // Экологическое образование.-1995.-№-4.-С.З.
  14. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. - М.: Издательский дом «Карапуз», 2001.
  15. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте.- М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 208 с.