Формирование экологической культуры старших дошкольников через художественную литературу
статья
Предварительный просмотр:
Формирование экологической культуры старших дошкольников через художественную литературу.
Экологическая культура – это социально необходимое нравственное качество личности. Ее составными частями, по мнению Л.Д.Бобылевой, являются знания о природе, взаимосвязях в ней, обществе и природе; интерес к природе, живым и неживым компонентам, к проблеме ее охраны; нравственные чувства, эстетические; позитивная разнообразная деятельность, достойное поведение в окружающей среде; мотивы, определяющие поступки детей в природе.
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается его эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед педагогами задачу поиска универсальных средств экологического воспитания детей до школы в современных условиях.
Одним из эффективных средств, способствующих решению этой проблемы, является использование художественной литературы. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, художественная литература развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
Благодаря чтению развивается память, внимание, мышление, воображение, смысловое восприятие. С помощью чтения повышается грамотность, развивается речь и увеличивается словарный запас. Но самое главное, на основе чтения формируется внутренний мир ребёнка, так как художественная литература влияет на нравственное развитие ребёнка. Она знакомит его с такими проявлениями человеческой натуры, как дружба, ненависть, предательство, обман, трусость, благородство, готовит ребёнка к реальной жизни. Чтение было и остаётся основным средством приобщения ребенка к культуре, поэтому для нас важно развивать в нем любовь и интересы к чтению.
Педагог Л.Е. Егоринков пишет, что никогда в своей работе по ознакомлении детей с природой воспитании любви к ней, воспитатель не обходится без художественной литературы, которая способствует обогащению, развитию речи, формированию умения образно мыслить, воспроизводить свои впечатления, развивает интерес к природе. Через художественную литературу дети учатся любить природу, видеть в ней прекрасное, глубже и тоньше чувствовать ее красоту. Прослушав стихотворение, рассказ, проникшись его теплом, дети начинают внимательнее присматриваться к растениям, ко всему, что живет вокруг них.
С целью изучения формирования экологической культуры старших дошкольников через художественную литературу было проведено исследование. Уровень экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы дошкольников экспериментальной оказался выше, чем у дошкольников контрольной группы.
Проведенное нами исследование показало необходимость привлечения к экологическому воспитанию текстов художественной литературы. При правильном эстетическом развитии детей, они способны воспринимать лучшие образцы русских писателей-классиков, в которых отражены мысли о необходимости бережного отношения к родной природе, показывается ее красота.
Таким образом, художественная литература экологической направленности будет являться эффективным средством формирования экологической культуры старших дошкольников, если будет систематически применяться в педагогическом процессе.
Список использованной литературы:
1. Николаева С.Н. Теория и методика экологического воспитания дошкольников/С.Н.Николаева.-М.: Аркти, 2010. - 300 с,
2. Бобылева Л. О. программа экологического воспитания дошкольников / Л. Бобылева, Д.Дупленко//Дошкольное воспитание. - 2010. - №7. - С.36 - 42.
3. Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников/Л.И.Егоренков. - М.: АРКТИ, 2009. - 128 с.
4. Миронова Н. Использование текстов художественной литературы во всестороннем развитии дошкольников: методический материал / Н. Миронова // Дошкольное воспитание. 2009.-«10.-с.108-112.
5. Гурович Л.М. Ребенок и книга: Кн. для воспитателя детского сада / Л.М. Гурович, Л.Б.Береговая, В.И. Логинова. - М.:Академия, 2012. - 64 с.