Формирование экологической культуры старших дошкольников через ознакомление с явлениями природы родного края.
статья (старшая группа) на тему

Шмакова Алла Владимировна

Экологическое воспитание дошкольников имеет важное социальное значение, потому что в процессе формирования  экологической культуры, происходит становление осознанного отношения к природе во всем ее многообразии: к людям, охраняющим и созидающим ее; к людям, создающим материальные и духовные ценности; отношение к себе, как части природы. Свою работу по данному направлению педагоги строят в соответсвии с  парциальной программой «Здравствуй, мир Белогорья!» (авт. Л.В.Серых, Г.А.Репринцева). Программа содержит модули: «Природа Белогорья», «Мир животных и растений», «Замечательные места Белогорья (природа)», знакомит детей с природой родного края:  его водоемами; растительным миром, Красной книгой Белгородской области. Дети изучают правила поведения в природе. Воспитателями группы накоплен огромный теоретический и практический материал, который позволил создать целую систему работы по формированию экологической культуры у детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование экологической культуры старших дошкольников через ознакомление с явлениями природы родного края.

«В наставницы себе я взял Природу, учительницу всех учителей!»

Леонардо да Винчи

Природа – первооснова красоты, гармонии и величия. Ее уникальные произведения – озера, реки, лес, поля способны обогатить радостью, озарить душу светлым и чистым чувством. А в результате наблюдения за  природой формирует у человека высокую эстетическую и духовную культуру, умение беречь и совершенствовать красоту родной земли.

Наш Белгородский край удивительно красивый. Чем больше мы узнаём                  о нем, его природе, тем больше мы начинаем его любить.

Познание природы, причинно-следственных связей между её объектами                  и явлениями развивает мышление детей, их способность к формированию научного мировоззрения. Приобретённые в детстве умения видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает  у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания дошкольников, поэтому так важно научить              их беречь и любить природу.

Задача воспитателя – пропаганда экологических знаний среди детей, формирование желания «сделать мир лучше, добрее», иными словами – «создать свой собственный великолепный мир и воплощать его                                    в реальность». Причем не когда-нибудь потом, в будущей взрослой жизни,                   а сегодня, сейчас, немедленно, не теряя драгоценного времени.

В настоящее время проблемы экологического воспитания вышли                        на первый план, им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали так актуальны?  Причина – деятельность человека  в природе, часто безграмотная, неправильная  с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс      и приносит вред природе, когда-то был ребёнком.

Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное социальное значение, потому что в процессе формирования начала экологической культуры, происходит становление осознанного, правильного отношения к природе во всем ее многообразии: к людям, охраняющим               и созидающим ее; к людям, создающим материальные и духовные ценности; отношение к себе, как части природы. Дети начинают понимать ценность жизни и здоровья, их зависимость от состояния окружающей среды.

В Основной образовательной программе дошкольного образовательного учреждения в образовательной области «Познавательное развитие» используется парциальная программа «Здравствуй, мир Белогорья!» (авт. Л.В.Серых, Г.А.Репринцева), которая в Содержательном разделе содержит модули: «Природа Белогорья», «Мир животных и растений», «Замечательные места Белогорья (природа)».

Программа знакомит детей с природой родного края:  его водоемами; растительным миром, Красной книгой Белгородской области. Дети изучают правила поведения в природе.

Воспитателями группы накоплен огромный теоретический и практический материал, который позволил создать целую систему работы по формированию экологической культуры у детей.

На занятиях по экологической культуре мы рассматриваем  следующие темы:

-  «Тайны природы: радуга, молния, гром, град, ураган, шторм» (беседа, презентация «Животные и растения Белгородского края»);

-   «Природа рядом с нами: учусь заботиться о растениях и животных» (беседа, рассказ);

-    «Сочинялки о природе» (литературные игры).

- «Природа любит чистоту» (проблемная ситуация: что делать                                с отходами ситуативный разговор, беседа);

-  «Я природу берегу, я природе помогу» (экономное расходование воды), беседа).

В целях формирования экологических навыков дети участвовали                               в создании экологического проекта «Прикоснись к природе сердцем».

Задачи проекта:

-  учить детей бережное отношение к родной природе, учить видеть красоту                 в каждом её проявлении;

-   развивать познавательную активность, способность устанавливать причинно-следственные связи между поведением животных, растений и погодными явлениями;

-   воспитывать бережное отношение к родной природе, учить видеть красоту                         в каждом её проявлении;

-   совершенствовать изобразительные умения детей, поощрять желание детей использовать разнообразные материалы для рисования.

К процессу воспитания детей по экологическому направлению привлекаются  и  родители. На первом родительском собрании они знакомятся с работой дошкольного образовательного учреждения по экологии (открытые занятия, специальные экспозиции, видеофильмы, собрания, конференции                      и т. д.).

В течение года проводятся различные мероприятия с их участием.                                    В информационных уголках размещаются консультации для родителей                     по экологическому воспитанию.  Большой интерес родителей и детей вызывают туристические походы на природу, соревнования.

Дети и родители нашей группы принимают активное участие                                в проведении природоохранных акций, которые направленны на сохранение объектов природы. Их тематика очень разнообразна: «Чтобы деревья были большими» (посадка деревьев осенью), «День цветов» (создание цветочных клумб), «Лесная аптека» (сбор лекарственных трав), «Птичья столовая» (изготовление кормушек и подкормка птиц в зимнее время), «Чистый двор» (уборка территории).

Участие в таких акциях приходит к пониманию природных процессов; дети начинают осознавать ответственность за последствия своих поступков, растут увлечёнными, неравнодушными людьми.

Литература:

  1. Молодова Л. «Игровые экологические занятия с детьми». Мн., 1996 г.
  2. Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». М., 1995 г.
  3. Парциальная программа дошкольного образования «Здравствуй, мир Белогорья!» (образовательная область «Познавательное развитие») / Л.В.Серых, Г.А.Репртнцева. –  Воронеж: Издат-Черноземье, 2017.- 52 с.
  4. Рыжова Н. А. «Я и природа». М., 1996 г.
  5. Рыжова, Н. А. Наш дом – природа. – Дидактические пособия по экологическому воспитанию дошкольников [Текст]/ Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание. – 1994. - №7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема моего педогагического опыта "Экологическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с природой родного края"

Задачи экологического образования -это приоритетное направления совершенствования системы  образования в Российской федерации  на значимость организации системного подхода к экологическому о...

Методическая разработка по теме : «Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры младших дошкольников через работу мини - музея «Водичка-водичка…»

Музейная педагогика – это молодая отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, краеведение; это область науки, изучающая историю, о...

Мастер -класс "Формирование экологической культуры и экознаний через ознакомление с природой"

Глобальный кризис окружающей среды привел к тому, что экологическая проблема стала центром внимания научных исследований. Человек и природа – актуальный вопрос современности. Массовое движение з...

Повышение экологической культуры старших дошкольников через развитие партнёрских отношений между педагогами, детьми и родителями в процессе организации общения с природой

В статье раскрывается вопрос развития партнёрских отношений между субъектами образовательного процесса с целью повышения экологической культуры старших дошкольников....

Формирование духовно-нравственных качеств дошкольников через ознакомление их с наследием родного края

Современные дети мало знают о родном поселке, символике родного края, страны, особенностях народных традиций; часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко ...

Методическая разработка "Использование уголка природы при формировании экологической культуры старших дошкольников"

Методическая разработка "Использование уголка природы при формировании экологической культуры старших дошкольников"...