Выступление на РМО на тему: "Формирование экологической культуры через ознакомление детей с природой родного края"
методическая разработка (старшая группа)

Наталья Викторовна Иванова

Выступление на РМО на тему: "Формирование экологической культуры через ознакомление детей с природой родного края"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya.docx30.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Рябинка»

 

Выступление на РМО по теме:

«Формирование экологической культуры через ознакомление детей

с природой родного края»

                                                                       

   Подготовила

воспитатель Иванова Н.В.

                                                                                 

                                               

г. Гагарин, 2021

 (слайд 2)  Пояснительная записка

«Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем

сердцем

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала,

Не наукой, а частью души! »

 Н. Луконин 

(слайд 3) Цель: ознакомление детей дошкольного возраста с объектами природы родного края, особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой, формирование начал экологической культуры.

(слайд 4)  Задачи:

- расширять кругозор детей и обеспечить передачу детям первичных знаний с элементами экологии о природных объектах родного края;

- формировать бережное отношение к растениям и животным родного края;

- развивать у детей эмоционально-чувственную сферу на основе знакомства с природой родного края.

(слайд 5) Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас. В данный момент  на Земле живет почти 7,8 млрд. человек. Демографы совместно с ООН предполагают, что к 2100 году людей на нашей планете станет 11 млрд. Экологи, опираясь на свои эксперименты и наблюдения, уверяют, что это максимальное количество людей, которое сможет вытерпеть на себе Земля.

        Работу в этом направлении я начала в соответствии с перспективным планированием. Подобрала и изучила методическую литературу по теме самообразования.

        (слайд 6) Работая по этой теме, просто не возможно не воспользоваться художественной  литературой о природе: я познакомила  детей  с   рассказами Бианки В.В. «Лесной колобок- колючий бок», «Еж- спасатель», «Кошкин питомец», «Хитрый лис и умная уточка», «Теремок». А так же прочитали экологические сказки и рассказы. Я познакомила детей с Красной книгой Смоленской области по растениям, животным и заповедникам.

        После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг. Очень важно донести  смысл произведения. Приятно, когда ребята задают вопросы, в которых проявляется забота и любовь к друзьям нашим меньшим.

        (слайд 7) Ребята посмотрели презентацию по теме: «Три осени», в которых говорится о ранней, золотой и поздней осени, ее признаках и особенностях. Воспользовавшись ИКТ, вместе с детьми посмотрели мультфильм "Осенние корабли", мультипликационный фильм по одноименному рассказу Д.Н. Мамина- Сибиряка «Серая шейка».

        В рамках работы по экологическому воспитанию были проведены беседы с детьми: «Что такое природа?», «Деревья нашего края», беседа «О правилах поведения на природе», «Водоемы родного города». Поработали с экологическим лепбуком.

        (слайд 8) Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. В октябре этого года нами был проведен поэтический вечер на тему «Осень золотая». Дети рассказывали стихотворения об осени, осенних явлениях, о птицах. Так же работу по экологическому воспитанию я провожу через взаимодействие с театрализованной деятельностью. Отчетную сказку, которые мы готовим на показ называется «Заюшкина избушка».

        В прошлом году мною было проведено открытое занятие по теме "Как дикие животные готовятся к зиме". Целью которого было, расширение   представлений  у детей о диких животных наших лесов: зайце, еже, белке, медведе.

        В рамках ООД  были проведены занятия по формированию целостной картины мира: «Леса и луга нашей родины». Целью которого является, закрепление  знания о многообразии растительного мира. Формировании представления о растениях и животных леса и луга. Расширении представлений взаимосвязи растительного и животного мира. ООД «Экологическая тропа осенью». Его  целью было, расширять представления об объектах экологической тропы и о сезонных изменениях в природе. Систематизировать знания о пользе растений для человека и животных. ООД «Во саду ли, в огороде». Целью его было, расширять представления детей о многообразии мира растений; об овощах, фруктах и ягодах; учить узнавать их, правильно называть овощи, фрукты и ягоды. Формировать общие представления о пользе овощей и фруктов, о разнообразии блюд из них.

        В образовательном процессе в качестве парциальной программы используем  программу С. Н. Николаевой  «Юный эколог». Главная задача которой, формирование у детей осознанно-правильного отношения к окружающим их объектам природы. Программа направлена на воспитание эмоционально-ценностного, деятельностного отношения детей дошкольного возраста к природе. На прогулке мы наблюдали, за тем «Что цветет на нашем участке в начале сентября?», «Какие они – цветущие растения?», «Кто помогал цветам расти?», «Что было сначала, что потом?», «Где еще растут садовые цветы?», «Уходит осень золотая».

         ( слайд 9) В совместной деятельности воспитателя с ребенком провела занятие по художественно-эстетической деятельности-  пластилинографии и рисования. Занятия по художественному творчеству являются важной составляющей формирования экологической культуры дошкольников. Дети с интересом и радостью лепили, разукрашивали.  

        (слайд 10) Труд в уголке природы, осуществляется с целью ухода  за комнатными растениями;  формировании  знаний детей о разных способах полива комнатных растений, о разных приёмах рыхления и правил пользования необходимыми предметами для этого. Моя работа направлена на развитие трудовых  умений и навыков. Воспитание  экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, желание заботиться о ней.

        ( слайд 11)  В течение года веду постоянные наблюдения за изменениями в природе. Ведь наблюдение – это важнейший источник знаний о природе. Заполнение календаря природы - еще одно дело повседневной жизни, которое сочетается с наблюдениями.  Дети с легкостью откликаются на просьбы и трудовые поручения на прогулке. В период активного листопада мальчишки и девчонки с удовольствием помогали убирать листву при помощи новеньких грабель.

    (слайд 12) Экскурсии - особая форма организации работы по экологическому воспитанию. На экскурсии по детскому саду  я познакомила  детей с комнатными растениями такими как Герань, Драцена, Спатифиллум, Замиакулькас(Долоровое дерево), Манстера, Сансевиерия(Щучий хвост), Фикус Бенджамина, Хлорофитум, Толстянка(Денежное дерево), Декабрист, Молочай, Китайская роза, Юкка. Учила  различать комнатные растения по внешнему виду;  умение полно описывать комнатные растения. Благодаря экскурсиям у детей развивается наблюдательность, возникает интерес к природе.

        (слайд 13) Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. Я знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках дети  играют с природным материалом (песок, вода, снег, листья). Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как песочница, совочки, формочки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды.

        (слайд 14) Так же дети старшей группы посещают терренкур-  метеоплощадка,  проводят наблюдения за погодой: определяют температуру воздуха, измеряют количество осадков с помощью дождемера; с помощью ветрового рукава определяют направление и силу ветра.

(слайд 15) Изучают вблизи птиц в любое время года, оставляют им подкормку проявляя к ним заботу.

        Приобщение к экологическому воспитанию осуществляется через подвижные игры, такие как «Мышеловка», «Кот и мыши», «Гуси- лебеди» и т.д.

        Так же в детском саду проводятся конкурсы: «Лучшая поделка из природного материала», «Осенняя фантазия» и т.д. Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек в изготовление поделок.

Заключение.

        На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение мира: ребёнок получает эмоциональное впечатление о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Значит, уже в этот период формируется познавательный интерес в рамках экологического мышления, сознания и экологической культуры. Но происходит это при одном условии, если взрослые, воспитывающие ребёнка, сами обладают экологической культурой, понимают общие для всех людей проблемы.

        Экологическое воспитание детей следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, так как в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д.

        Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.















 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наблюдения, беседы в младшей группе по теме «Формирование начал экологической культуры через ознакомление детей дошкольного возраста с растительным миром»

Рассматривание листьев на прогулке. Цель: обратить внимание детей на листья (размер, форму, разноцвет-ную окраску). Приемы: Воспитатель берет в руки красивый лист, помахивая им над голо¬вой, начи...

Обобщение педагогического опыта."Формирование экологической культуры через ознакомление с растительным миром родного края."

Воспитание у детей с раннего  детства  ответственности за судьбу родной природы  ,привлечение к посильной помощи в охране природы   ,экологическое воспитание всего населения,а особ...

Формирование экологической культуры старших дошкольников через ознакомление с явлениями природы родного края.

Экологическое воспитание дошкольников имеет важное социальное значение, потому что в процессе формирования  экологической культуры, происходит становление осознанного отношения к природе во всем ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по теме: «Формирование основ экологической культуры через ознакомление с природой Мамонтовского района»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по теме: «Формирование основ экологической культуры  через ознакомление с природой  Мамонтовского района»средняя группа...

Презентация к РМО на тему: «Формирование экологической культуры через ознакомление детей с природой родного края» старшая группа

Презентация к РМО на тему: "Формирование экологической культуры через ознакомление детей с природой родного края" старшая группа...

Выступление на педсовете "Формирование экологической культуры через ознакомление детей с природой родного края"

Выступление на педсовете "Формирование основ экологической культуры через ознакомление детей с природой родного края"...