Наблюдения, беседы в младшей группе по теме «Формирование начал экологической культуры через ознакомление детей дошкольного возраста с растительным миром»
методическая разработка (окружающий мир, младшая группа) по теме
Рассматривание листьев на прогулке.
Цель: обратить внимание детей на листья (размер, форму, разноцвет-ную окраску). Приемы: Воспитатель берет в руки красивый лист, помахивая им над голо¬вой, начинает кружиться. Показ листа детям. «Что это? Да, это листик, листок. Я даю его Сереже». Дать детям задания: - покружиться с листьями в руках; - сравнить листья по размеру (большой - маленький), форме, цвету; - послушать, как шуршат листья под ногами; -- выяснить, откуда к нам слетаются листья (слегка потрясти нижние ветки деревьев и кустов); - устроить осенний салют из листьев; - посмотреть, как лист-лодочка плавает в воде (луже); - поискать, что или кто прячется под листьями; - украсить листьями участок, группу, свой шкафчик, самого себя; - носить и перекладывать листья с места на место; - возить листик за веревочку по луже.
Наблюдение за деревом.
Цель: Формировать представление о дереве (у него есть ствол, вет¬ки, листья). Стволы бывают толстые и тонкие. У дерева ствол один. Приемы: -Рассказ воспитателя: «Это растение называется деревом. Оно живое. У него есть ствол, ветки и листья. Ствол у дерева всегда один. Он бывает толстый и тонкий». -Практические действия: обхватить толстый ствол руками, затем тонкий ствол. -Пояснение педагога: «Тонкий ствол можно охватить одной или двумя руками, а толстый надо обхватывать вдвоем, втроем». - Игра «Встань у дерева». - Полюбоваться красотой дерева.
Наблюдение: «Первое знакомство с березой».
Цель: формировать представление у детей о том, что береза - это дерево. Она растет на нашем участке. У березы один ствол белого цвета с черными пятнышками. Воспитатель обращает внимание детей на березу, спрашивает: это дерево или трава? Какого цвета ствол березы? Толстый ствол или тон-кий? Читает стихотворение: «Ее узнаешь по простой примете, Нет деревца белей на свете!» (А. Прокофьев)
Рассматривание бархатцев и пересадка их из грунта.
Цель: рассмотреть с детьми растение; объяснить назначение корня; показать способ пересадки растения из грунта в цветочный горшок. Выз¬вать у детей желание ухаживать за растениями, наблюдать за их ростом. Воспитатель приглашает детей к клумбе, на которой растут бархат¬цы (ноготки, настурция). Дети любуются цветущими растениями, трога¬ют срезанный цветок, отмечая его бархатистость. Спрашивают, почему воспитатель надевает фартук, зачем взяла лопатку. Рассматривают сто-ящие рядом цветочные горшки: один пустой, остальные- с землей. Педагог говорит, что наступила осень, похолодало. Особенно хо¬лодно бывает по ночам. Растения могут, замерзнуть и перестать расти. Но их можно спасти - пересадить в цветочные горшки и перенести в помещение группы. Воспитатель просит детей угадать, почему и сильный ветер не может вырвать из земли такие небольшие растения, как бархатцы, травку. Выс¬лушивает их ответы. Предлагает внимательно понаблюдать за тем, что она будет делать. Выкапывает растение, осторожно освобождает от зем¬ли часть корешков. Показывает их детям. Поясняет, что эти корешки удерживают растение, не дают ветру вырвать его из земли. Корешки кормят растение, всасывая воду (дождевую, после полива). Если кореш-ки повредить, растение погибнет, засохнет. Воспитатель осторожно пересаживает растение в горшок. Выкапы¬вает еще одно, уточняя у детей, почему выкапывать растение следует осторожно, зачем растению корешки. Дети наблюдают, как воспитатель поливает растение (потихоньку, чтобы вода впитывалась в землю постепенно). Перед этим ребята пробу¬ют воду на ощупь, выясняя, какая она. Уточняют, почему растения луч¬ше поливать теплой водой. Растения переносят в группу и размещают в уголке природы. В дальнейшем, отправляясь гулять, дети рассматривают пересаженные бархатцы, а затем сравнивают с ними растения на клумбе.
Наблюдение на прогулке за осенним деревом.
Цель: уточнить представление детей об основных частях дерева (ствол, ветви, листья), упражнять в различении листьев по цвету, величи¬не, форме. Закрепить знания о том, что осенью листья желтеют, опадают. Воспитывать умение замечать красоту осеннего дерева, стремление к бережному отношению к деревьям, умение ухаживать за деревьями. Приемы: 1). Расположить детей полукругом вдалеке от дерева, показать и дать возможность полюбоваться красотой осеннего дерева. 2). Подвести поближе и провести обследование. Что это? Посмотри¬те внимательно на дерево и найдите ствол, а Сережа покажет его рукой. Какой ствол по толщине? Алеша, обхвати руками ствол дерева (если не может, то дети помогают ему, взявшись руками). Ствол толстый, широ-кий, круглый (или тонкий, узкий). Ира, потрогай кору дерева. Какая она на ощупь (шершавая или гладкая)? 3). Предложить надавить на ствол: твердый или мягкий? Ствол высо¬кий или короткий? На чем растут листья у дерева (на ветках)? Ветки длинные или короткие? 4). Предложить дотянуться до самой нижней ветки. Толстая она или тонкая? Длинная или короткая? Наклонить нижнюю ветку и обследо-вать ее вместе с детьми. 5). Рассмотреть листья. Какого они цвета (зеленые, желтые, крас¬ные)? Большие они или маленькие? Спрячь, Алеша, листочек в ладош¬ках. Видно? Маленький, его не видно в ладошках. Точно так же спря¬тать большой лист, чтобы дети поняли, что есть разные листья (большие, средние, маленькие). Вывод сделать вместе с детьми. 6). Предложить обвести пальцем по краю листа. Какой он по форме? 7). Предложить найти под деревом желтые, красные, зеленые листья. 8). Рассказ воспитателя: «Наступила осень. Деревья сбрасывают ли¬ству. Листья бывают разные по величине, форме и цвету. Они красивые, разноцветные, как ковер, лежат на земле. Стало вдруг светлее вдвое, Двор, как в солнечных лучах – Это платье золотое У березы на плечах. Утром мы во двор идем – Листья сыплются дождем, Под ногами шелестят И летят, летят, летят...
Наблюдение за тем, как педагог ухаживает за комнатными растениями.
Цель: показать, что растения нуждаются в уходе. Педагог осматривает растения и ухаживает за ними: поливает, про-тирает листья, моет поддоны. При этом он удовлетворяет желание ребят участвовать в уходе за растением: дает им леечки, объясняет и показы¬вает, как нужно правильно поливать (не поднимать высоко носик лейки, воду лить осторожно, на первых порах можно даже держать руку ребен¬ка с лейкой). Постепенно воспитатель привлекает к поливке всех детей, обучает ребят этому виду ухода за растениями, требующими обильной поливки (герань, бальзамин). Поручать такого рода работу следует одновременно одному-двум детям, причем работать они должны вместе с воспитателем, выполнять одно и то же задание.
Рассматривание фикуса.
Цель: познакомить детей с фикусом, отличительными особенностя¬ми внешнего вида и приемах ухода за ним. Упражнять детей в умении описывать растения и сравнивать их между собой. Оборудование: фикус, лейка с водой, влажная тряпочка. Воспитатель обращается к детям: «Дети, вы знаете, почему в комна¬те так красиво? Я вам покажу комнатное растение. Думаю, что оно вам понравится (показывает). Тебе нравится, Витя? А тебе, Алеша? Этот цве¬ток называется «фикус». Давайте внимательно рассмотрим наш фикус. Этот цветок большой или маленький (большой)? Что у него есть (сте¬бель)? Пойди, Света, покажи стебель фикуса. Сколько стеблей у фикуса (один)? А это что (воспитатель показывает на листья)? Сколько листьев у цветка (много)? Какого они цвета? Вот мы с вами и узнали новое комнатное растение. Только я забыла, как оно называется (фикус)? Хотите хорошо его запомнить? Я дам вам «волшебные» трубочки. Через них все очень хорошо видно. Посмотрите и запомните, какие у фикуса стебель и листья. А знаете, что надо делать, чтобы растение не завяло, и долго было таким красивым? Надо не забы¬вать поливать его водой. Воспитатель предлагает ребенку полить из лейки, напоминает, что поливать надо осторожно, чтобы вся земля стала мокрой, а корни не размылись водой. Педагог говорит, что необходимо и обтирать листья влажной тря¬почкой (показывает, как это делается). «Давайте оставим фикус в нашей группе и будем за ним ухаживать».
Наблюдение за березой.
Цель: сравнить окраску листьев рябины и березы. Совершенство¬вать обследовательские действия. Приемы: 1), Вопросы: Сумеете ли вы найти березу на участке? Как вы догада-лись? Какого цвета листья березы? А рябины? Одинаковые ли они по цвету? 2). Обследование листьев березы и рябины. 3). Рассказ воспитателя: «Поздней осенью листья рябины желтеют, становятся пурпурными и опадают, а оранжево-красные гроздья плодов остаются на деревьях на зиму. Листья березы рано начинают желтеть и кажутся золотыми. Медленно кружась в воздухе, падают с берез пожел-тевшие легкие листья». В конце месяца оформите календарь природы иллюстрациями, ри-сунками, отражающими наблюдения природы в сентябре. 4). Художественное слово: «Опять пришла ненастная осенняя пора, Октябрь дождями частыми нас гонит со двора. По стеклам капли катятся, никак их не сотру, Березка в желтом платьице продрогла на ветру. Летит листочек, кружится, пока не упадет, Потом по синей лужице корабликом плывет». В. Мелкова
Рассматривание веток рябины.
Цель: познакомить детей с листьями и ягодами рябины, совершен-ствовать обследовательские действия детей. Приемы: 1). Рассказ воспитателя: «Рябина-одно из наиболее любимых дере¬вьев. Недаром ее часто ласково называют «рябинушка». Летом на ряби¬не начинают краснеть гроздья небольших круглых ягод. Они медленно созревают под лучами летнего солнца. Летом ягоды рябины жесткие и невкусные. Их не клюют птицы и не трогают люди. Поздней осенью пос¬ле заморозков ягоды приобретают более приятный горьковато-кислый вкус. Ягоды рябины особенно любят снегири». 2). Рассмотреть листья рябины, отметить их необычность: на черенке много листочков. Веточка похожа на маленькую елочку. 3). Дать детям попробовать ягоды, спросить, какие они на вкус. 4). Художественное слово: «Красную ягодку Дала мне рябина. Думал я, что сладкая, А она, как хина. То ли эта ягодка Просто не дозрела, То ль рябинка хитрая, Подшутить хотела?» 5). Предложить детям сохранить этот «кусочек осени» - засушить листья рябины.
Наблюдение за погодой
Цель: продолжать ежедневно отмечать состояние погоды, предла¬гать детям определять, какая она (пасмурная, дождливая, ветреная, сол-нечная). Развивать наблюдательность детей. Приемы: 1). Обратить внимание детей: если солнце плохо греет: погода хо-лоднее. 2). Спросить детей, как стали одеваться люди и почему. 3). Показать, как тяжелые темные тучи плывут по небу, рассказать, что их подгоняет ветер. Ветер, ветер, ты могуч, Ты гоняешь стаи туч. (А. С. Пушкин) 4). Отметить, что часто идут дожди холодные, моросящие, на земле не просыхают лужи: Дождь, дождь целый день Барабанит стекла. Вся земля, вся земля От дождя промокла. (Е. Трутнева) 4). Предложить детям посмотреть на ветви деревьев и определить, есть ли на улице ветер. Если есть, то какой (холодный, пронзительный): Ветрено, ветрено, Вся земля проветрена! Ветер листья с веток Разогнал по свету ... (И. Токмакова)
Рассматривание кустарника.
Цель: уточнить представление детей об основных частях кустарни¬ка (несколько стволов, ветви, листья). Дать им наглядное представле¬ние, что кустарники бывают разной высоты. Воспитывать бережное от-ношение к растениям. Приемы: 1). Рассказ воспитателя о кустарнике (много стволов, ветви, листья). Напомнить, что на ветвях растут листья, но, когда становится холодно, они опадают. 2). Предложить детям показать стволы, ветви. Спросить сколько ство-лов у кустарника, сколько у дерева. 3). Игра: «Раз, два, три, к кустарнику беги!» Наблюдение за деревьями Цель: закрепить знания детей о частях дерева (ствол, ветки). У одно¬го дерева кора светлая (береза), у другого темная (осина). 1). Предложить полюбоваться красотой заснеженного участка. 2). Художественное слово: «Деревьев разных не сочтешь: Одно другого краше! Но где ты дерево найдешь Родней березки нашей?» В.Прокофьев 3). Вопросы: а) какие деревья растут на нашем участке? б) какие части дерева вы знаете? в) какого цвета кора деревьев? 4). Сравнение березы и осины по цвету коры. 5). Пояснение воспитателя: «Деревьев много они отличаются по цвету коры: у березы белая, светлая, у осины -темная». 6). Дидактическая игра: «Раз, два, три к березе беги!»
Знакомство с новым комнатным растением.
Цель: дать представление о новом комнатном растении, его строе¬нии (стебель, листья, цветы), необходимости ухода за ним (полив, удале¬ние пыли). Оборудование: бальзамин, «волшебные трубочки», атрибуты к ди-дактической игре «Путешествие божьей коровки» (карточка с изобра-жением цветка и божья коровка на ниточке). Показать ребятам новое растение, сообщить его названия (Огонек или бальзамин). Рассмотреть его. Затем можно поиграть в дидактичес¬кую игру «Путешествие божьей коровки» (малыши берут нить с божьей коровкой и водят ей по цветку, изображенному на карточке). «Насеко-мое ползет по стеблю (дети показывают), по листку, цветку». Таким об-разом, закрепляются знания о строении растения. Потом дети подходят к настоящему растению. Педагог задает воп¬росы: какие части есть у цветка? Стебель высокий или низкий? Какого цвета листья? Их много? Есть ли цветочки? Какого они цвета? Как назы¬вается растение? Знаете ли вы, что надо делать, чтобы растение не завя¬ло и долго было таким красивым? Воспитатель предлагает ребенку полить из лейки растение, напоми-нает, что поливать нужно осторожно, чтобы вся земля стала мокрой, а корни не размылись водой. А как узнать, что земля сухая или мокрая? Посмотрите, мы ее полили, и земля стала черная. Можно ее потрогать, она на ощупь прохладная, влажная. Значит, необходимость полива мож¬но определить на ощупь.
Наблюдение за рябиной на прогулке.
Цель: обратить внимание на произошедшие изменения во внешнем виде рябины, закрепить части. Приемы: 1). «Зима пришла, Постучала в ворота». Сказать детям, что укуталась рябина в шубку, да в валенки снеж¬ные. Не замерзнет наша рябинка на улице! 2). Предложить полюбоваться ею издали, как она хороша: «Рябина -душа! Как ты хороша!» 3). Вопросы: Изменилась ли рябина зимой? Что с ней произошло? Как она приспособилась к зиме? Толстый или тонкий у нее ствол? Како¬го он цвета? Что делает рябину зимой нарядной? 4). Дидактическая игра «Раз, два, три-к рябине беги!»
Наблюдение за рябиной на прогулке.
Цель: учить фиксировать детей произошедшие изменения с деревьями. Приемы: 1). Обратить внимание детей на модницу-рябину. Она меняет наряды летом и зимой. Посмотрите, какой кружевной воротничок у нее над веткой. 2). Вопросы: Есть ли ягоды на ветках рябины? Как вы думаете, куда они исчезли? Красками какого цвета можно нарисовать ягоды рябины? 3). Объяснить ребятам, что в морозные дни ветки кустов очень хруп¬кие, легко ломаются, поэтому их надо оберегать, не ломать, не стучать лопатой по стволу, не наезжать санками. 4). Игра «Найди дерево по описанию».
Осмотр комнатных растений уголка природы.
Цель: показать детям изменения, происходящие с растениями (появ-ление нового листа, бутона и т. д.). Назвать эти изменения. Наблюдение за березой на улице в оттепель Цель: закреплять знания детей о деревьях, о сезонном состоянии ра-стений. Замечать произошедшие изменения. Приемы: 1) рассмотреть обледеневшую веточку березы, обследовать ее; 2) что произошло с веточкой? Почему? Было ли такое зимой в мороз-ный день?; 3) сравнить веточки по длине (короткие и длинные); 4) найти на участке куст, сравнить с березой (чем отличаются); 5) игра: «Раз-два-три, к кустику беги!».
Рассматривание деревьев после оттепели.
Цель: обратить внимание ребят на деревья, которые кажутся стек-лянными, а их ветки будто бы покрыты ледяной коркой. Полюбоваться красотой обледенелых веток. Приемы: 1) обратить внимание детей :на изменившиеся ветки деревьев. Что с ними случилось? Как они оказались во льду?; 2) рассказ воспитателя: «В солнечный день деревья как будто пла¬чут: это тает покрывший их снег и скатывается капельками. А ночью подмораживает. Вот и оказываются веточки в ледяной корочке. На до-рогах начинается гололед, скользко, трудно ходить»; 3) художественное слово: Не идется и не едется: На дороге гололедица, Но зато отлично падается, Почему ж никто не радуется? (В. Берестов)
Наблюдение за рябиной на прогулке.
Цель: закреплять представления детей о дереве, замечать сезонные изменения в мире растений. Приемы: 1) предложить детям поговорить с рябиной, рассказать ей, что про-изошло с ветками, внесенными в группу в феврале. Сделать вывод: рас-тениям необходимы свет, тепло и вода; 2) угадайте: рябина дерево или кустарник? Как догадались? Посчи¬тайте количество стволов; 3) закроем глаза и вспомним: какой была рябина осенью, зимой. Да-вайте представим, какой она будет летом; 4) игра «Раз, два, три к рябине беги!».
Наблюдение за рябиной на прогулке.
Цель: обратить внимание детей на изменения дерева весной. Приемы: 1). Вопросы: Кто заметит больше изменений? Почему рябина выгля¬дит по-новому? Что изменилось в ее внешнем виде? 2), Предложить нагнуть веточку, обратить внимание на то, что она стала гибкая, не такая хрупкая, как в сильные морозы зимой. 3). Рассказ воспитателя: «В теплые дни снег тает. Солнце ярче све¬тит. Небо ясное. А рябинушка- наша так и тянется к солнышку веточка¬ми-ручками. Согреться хочет».
Наблюдение за березой в ветреную погоду на прогулке.
Цель: учить устанавливать простейшие взаимосвязи: дует ветер, отклоняет ветки дерева. Приемы: 1). Вопросы: Есть ли сегодня ветер? Как вы догадались? Одинако¬вые ли березки в ветреную и спокойную погоду? 2). Предложить потрогать веточки березы: они стали гибкие, как и у рябины. 3). Собрать сломанные веточки и поставить в воду в группе. Понаблюдать, что с ними произойдет. Рассказ воспитателя: «Береза белоствольная проснулась после зим¬него сна. Ствол у березы будто светится: радуется солнышку. Ветерок шевелит веточки березовые. Как будто тормошит ее: «Просыпайся ско-рее, весна пришла!»
Рассматривание деревьев.
Цель: обратить внимание детей на появление листьев у разных дере-вьев. Они очень нежные, светло - зеленые. Воспитывать способность воспринимать красоту природы, стремление охранять ее. Приемы: 1) Предложить полюбоваться красотой участка в зеленом убран¬стве. 2). Вопросы: Какие деревья на нашем участке вы знаете? Что появи¬лось на деревьях? Какого цвета листочки? Большие или маленькие? 3). Предложить найти среди зеленых деревьев рябинушку, затем березку. 4). Рассказ воспитателя: «Весной деревья просыпаются от зимнего сна, на них появляются листочки. На всех деревьях они зеленого цвета, но все они разные по размеру». 5). Предложить посчитать, сколько листочков на черенке у рябины (много) и у березы (один). 6). Художественное слово: У красы-березки Платье серебрится, У красы-березки Зелены косицы. П. Воронько 7). Игра «Раз, два, три к березе (рябине) беги!»
Наблюдение за одуванчиками.
Цель: уточнить представления детей об одуванчике (желтый, с длин-ными, узкими с зубчиками листьями, на длинной гладкой ножке). Дать знания о связях в природе: бабочки пьют сладкий сок цветов, не будет цветов, - не будет бабочек. Воспитывать бережное отношение ко всему живому. Приемы: 1). Вопросы: Кто знает, как называются эти красивые цветы? На что походит одуванчик? Почему одуванчик сравнивают с солнышком? Кто знает о нем стихотворение? 2). Художественное слово: У него чудесный Золотистый цвет, Он большого солнца Маленький портрет. М. Пожарова 3). Предложить наклониться пониже и рассмотреть одуванчик. Ка¬кая у него ножка? Листья длинные или короткие? Если мы сорвем все одуванчики, что будет? 4). Рассказ педагога: «Послушайте внимательно, что может случить¬ся. Если мы сорвем все одуванчики, то для бабочек не будет сладкого сока, бабочки или погибнут от голода, или улетят подальше от нашего участка. Будет плохо бабочкам, будет плохо и нам: скучно, некрасиво. Не будем рвать одуванчики, пусть растут и радуются солнышку, пусть лучше прилетают бабочки на луг. Мы бабочек не будем ловить, не будем обижать. Давайте лучше нарисуем цветы одуванчики после обеденного сна»
Наблюдение на прогулке за травой.
Цель: уточнить представления детей о весенней траве. (Зеленая, не-жная, шелковистая.) Об условиях, необходимых для роста. (Тепло, сол-нечный свет, влага, земля.) Воспитывать бережное отношение. Приемы: 1). Вопросы: Где выросла трава? Какого она цвета? Какая трава на ощупь? Какая по длине? 2). Игровой прием: спрятать игрушку зайчика в траве. Видно зайчи¬ка? Почему? (Если видно, значит трава еще маленькая, если не видно -трава высокая, густая.) 3). Художественное слово: Скачет между травками Быстроногий зайчик. Смял своими лапками Желтый одуванчик. 4). Имитационные движения: попрыгать, как зайчик. 5). Предложить потрогать травку: как можно сказать о травке? Чем травка держится за землю? Зачем ей корни, только, чтобы держаться за землю? Правильно. Травка пьет воду из земли. А что еще помогает трав¬ке расти? Росла ли травка зимой? 6). Рассказ воспитателя: «Весной становится тепло, солнышко гре¬ет, согревает землю. Появляется зеленая травка. Сначала она очень нежная, шелковистая, светло-зеленая. В уголке природы помещаются фотографии, рисунки и поделки детей с изображением природы в мае. Травка живая, она растет, ее надо беречь, не рвать, не топтать».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Развитие познавательных способностей в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром, экологического воспитания"
В течении многих лет мною ведется работа по экологическому воспитанию. Ведущую роль в экологическом воспитании детей играет формирование у них познавательного интереса к природе. Интерес, с одной стор...
Самообразование воспитателя на тему: "ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАСТИТЕЛЬНЫМ МИРОМ"
План работы и отчет по самообразованию воспитателя....
ОПЫТ РАБОТЫ на 2 года(младшая и средняя возрастная группа). Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром через детское экспериментирование
Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром через детское экспериментированиеСистематическая, специально организованная мною работа по ознакомлению детей дошкольного возраста с ок...
Сообщение на тему «Экологическая тропа в ДОУ, как средство ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром природы»
Сообщение на тему:«Экологическая тропа в ДОУ, как средство ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром природы»...
Выступление на РМО на тему: "Формирование экологической культуры через ознакомление детей с природой родного края"
Выступление на РМО на тему: "Формирование экологической культуры через ознакомление детей с природой родного края"...
Презентация к РМО на тему: «Формирование экологической культуры через ознакомление детей с природой родного края» старшая группа
Презентация к РМО на тему: "Формирование экологической культуры через ознакомление детей с природой родного края" старшая группа...
Выступление на педсовете "Формирование экологической культуры через ознакомление детей с природой родного края"
Выступление на педсовете "Формирование основ экологической культуры через ознакомление детей с природой родного края"...