Опыт работы "«Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром через проектную деятельность».
презентация к уроку (подготовительная группа)

Александрова Нина Васильевна

"Ведущая педагогическая идея опыта заключается в ознакомлении детей дошкольного возраста окружающего мира посредством широкого внедрения проектной деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_n.v.docx55.32 КБ
Файл otchyot_aleksandrova.pptx2.87 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Болоховский центр образования №2» муниципального образования Киреевский район

Базовая модель

обобщенного педагогического опыта

 воспитателя

 

Александровой Нины Васильевны

Тема опыта: 

«Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром через проектную деятельность».

Идея опыта:

"Ведущая педагогическая идея опыта заключается в ознакомлении детей дошкольного возраста окружающего мира посредством широкого внедрения проектной деятельности"

Список ИПМ

ИПМ-1    Сведения об авторе и характеристика.

ИПМ-2     Условия формирования опыта.

                 Актуальность и направленность.

ИПМ-3  Теоретическая база опыта. Новизна, адресная направленность.

              Область  применения.

ИПМ-4   Технология опыта

4.1.1 Специфика метода проектов.

4.1.2 Система работы с детьми.

4.1.3 Этапы разработки и проведения проекта.

4.1.4 Экологические проекты в ДОУ.

ИПМ-5   Взаимодействие детского сада и семьи в работе по ознакомлению детей дошкольного возраста окружающего мира посредством широкого внедрения проектной деятельности. 

ИПМ-6  Проект «Зоопарк» для подготовительной группы.

ИПМ-7  Результативность опыта.

Сведения об авторе

 

   Александрова Нина Васильевна – воспитатель

   Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

  «Болоховский центр образования №2» муниципального образования   Киреевский район

Образование – среднее специальное

Окончила Тульское педагогическое училище №2

 Стаж педагогической работы – 45 лет

 Категория – первая

 Работаю с первой ранней  группы по подготовительную к школе группу

 Сделала  8 выпусков в школу.

 Характеристика образовательного учреждения: МКОУ «Болоховский центр образования №2»,  работает с 1964 года.

 В центре  функционирует 9 групп.

 Режим работы: пятидневный, 10.5 часовой (с 7.30 по 18.00).

 

                                                                                                                                             ИПМ-2  

Условия формирования опыта.

Актуальность и перспективность.

Условия

 Природа - это единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания.

И. В. Гете

Новый век заставляет нас задумываться о будущем. Каким быть дошкольному образованию в веке наступившем? На какие цели и задачи современного образования ориентироваться нам педагогам. К чему стремиться?

XX век вошел в историю, как век создания в России системы дошкольного воспитания. Будучи уникальной по своим масштабам, эта система, однако была жестко регламентированной: имела одну-единственную государственную программу и методику воспитания и обучения, основанную на учебно-дисциплинарной модели взаимодействия с ребенком, который воспринимался воспитателем как объект педагогического воздействия.

Предмет гордости в прошлом – большой объём фактических знаний – в изменившемся мире потерял свою ценность, поскольку любая информация быстро устаревает. Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую.

Дошкольное образование на современном этапе находится в процессе модернизации. На смену авторитарной (научно-технологической) парадигме образования приходит гуманитарная (личностно-ориентированная, развивающая) парадигма. Меняются ориентиры в целях и задачах образования дошкольников. Приоритет отдается новым формам взаимодействия с детьми и методам педагогической работы.

В ФГОС дошкольного образования указано, что обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях. Программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности.

Как показала наша практическая деятельность, всему этому способствует использование проектной технологии, так как метод проектов позволяет всесторонне развивать личность ребенка в различных видах деятельности.

Вновь возросший интерес к проекту как способу организации жизнедеятельности детей объясняется его интегративностью, соответствием технологии развивающего обучения, обеспечением активности и инициативности детей в образовательном процессе.

Использование проектов в ДОУ позволяет обеспечить системность, целеориентированность и результативность педагогического процесса, осуществлять сотрудничество, личностно-ориентированный и деятельностный подход; интеграциею знаний, социальное воспитание, совместное творческое созидание и др.

В процессе проекта ребенок становиться активным участником, может проявить инициативу, приобретает универсальные учебные действия - учится целеполаганию, прогнозированию результатов, выдвижению гипотез, планированию, поиску возможных путей решения, проверке гипотез (сбор данных, реализация в действиях), анализу полученного результата (подтвердилось – не подтвердилось) и формулированию выводов.

Я хочу поделиться опытом работы по использованию педагогических проектов при ознакомлении дошкольников с окружающим миром.

Осознавая эффективность применения проектной технологии, я  применяю ее в своей педагогической деятельности в течение многих лет в разных возрастных группах.

Актуальность и перспективность опыта.

         Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром является одной из составных успешности воспитания в детском саду. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое — основа формирования этого качества. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Объектом данного опыта является процесс развития познавательной активности у детей  дошкольного возраста.

Предмет: использование возможностей метода проектов в развитии познавательной активности.

Изучение психолого-педагогической литературы по теме опыта позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что познавательная активность у детей дошкольного возраста может быть реально и существенно повышена, если в процессе обучения дошкольников будут целенаправленно и комплексно использоваться возможности метода проектов.

Цель – развивать познавательную активность детей дошкольного возраста через проектную деятельность

В соответствии с целью и гипотезой опыта были определены следующие задачи:

1) Рассмотреть понятие «познавательная активность» в психолого-педагогической литературе.

2) Выявить особенности развития познавательной активности детей дошкольного возраста.

3) Определить возможности использования метода проектов в развитии познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

4) Экспериментально проверить эффективность использования метода проектов как средства развития познавательной активности у детей дошкольного возраста.

5) Развивать психические процессы как основу учебно – познавательной деятельности (восприятие, воображение, память, мышление).

Методологическую основу и теоретическую базу опыта составляют теория учебной деятельности и содержательные идеи личностно-ориентированного образования (работы Ю.К. Бабанского, Л.Г. Вяткина, В.В. Давыдова, А.К. Марковой, Д.Б. Эльконина; идеи народной педагогики в связи с развитием познавательной активности у дошкольников (педагогическое наследие Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, нравственно-дидактические новации В.А. Сухомлинского, работы по народной педагогике Г.Н. Волков; концептуальные идеи развития познавательной активности у дошкольников (работы А.К. Марковой, В.С. Мухиной, Г.И. Щукиной).

Актуальность данной работы определяется тем, что работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает любознательность, коммуникативные и нравственные качества дошкольников.

ИПМ-3  

Теоретическая база опыта. Новизна, адресная направленность.

Область  применения и трудоемкость опыта.

Теоретическая база

 Изменение социальных условий жизни в нашем обществе определяют иные тенденции развития системы образования. Образование определяется как процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Переориентация образования на личностные ценности требует от педагога такой деятельности, которая будет направлена на развитие индивидуальности и уникальности каждого ребенка, что предполагает, прежде всего, развитие познавательной активности и раскрытие его творческого потенциала.

Активность личности – способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе освоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах.

 Познавательная активность личности:

• состояние человека, которое характеризуется стремлением к учению, волевым напряжением умственных усилий в процессе овладения знаниями (И.Ф. Харламов);

• готовность и стремление к энергичному освоению знаний (Н.А.Половникова);

•проявление преобразовательного, творческого отношения индивида к объекту познания (Л.Аристова).

Познавательная активность при правильной педагогической организации деятельности воспитанников и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должна стать устойчивой чертой личности дошкольника и оказывает сильное влияние на его развитие. Современные программы предусматривают формирование у дошкольников не отдельных фрагментарных «облегчённых» знаний об окружающем, а вполне достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и отношениях предметов и явлений. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н.Н. Поддьяков так же справедливо подчёркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания.

Возрастная психология располагает разносторонними сведениями о состоянии и динамике познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Проблема особенностей познавательного развития, создания условий, эффективно влияющих на формирование познавательной активности детей дошкольного возраста, на протяжении многих лет занимает одно из ведущих мест в педагогических и психологических исследованиях. К ней обращались многие педагоги и психологи прошлого, как отечественные (П.П. Блонский, В.П. Вахтеров, П.Ф. Каптерев, Е.И. Конради, А.А. Смирнов и др.), так и зарубежные (Д. Болдуин, Д. Брунер, К. Бюлер, Э. Клапаред, Ж. Пиаже, В. Штерн и др.). Современные психологи изучали различные аспекты проблемы познавательного развития дошкольников: формирование познавательных интересов у детей разного возраста (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.Г. Морозова, В.Н. Мясищев, Н.Н. Поддьяков, А.И. Сорокина, Г.И. Щукина и др.), особенности проявления познавательной потребности у детей (Д.Б. Богоявленская, B.C. Юркевич), возрастную специфику проявления детской любознательности (Д.Б. Годовикова, В.Г. Иванов, Г. Лямина), процесс появления и развития детских вопросов (Н. Бабич, Л.Н. Галигузова, Л.Ф. Захаревич, Е.О. Смирнова, А.И. Сорокина, Н.Б. Шумакова). В ряде работ раскрываются условия и направления педагогической деятельности по развитию познавательных интересов в дошкольном возрасте (В.В. Барцалкина, Л.Н. Вахрушева, Н.С. Денисенкова, Т. Куликова, М.И. Лисина, Л. Маневцова, М.В. Марусинец, Л.Ф. Островская, Н.В. Пророк, Е.О. Смирнова, Р.Д. Тригер и др.). Исследователи выделяют целый спектр составляющих сформированности у ребенка познавательного отношения к окружающему, где наиболее значимыми выступают познавательная активность и познавательный интерес. В работах Л.С. Выготского М. И. Лисиной, Е.И. Щербакова, Г. И. Щукиной выделены условия формирования познавательной активности детей: своевременное и адекватное соотнесение познавательных интересов с предметом, их стимулирование и развитие во всех сферах деятельности ребенка, отбор форм и методов работы с детьми, учет личностных особенностей ребенка.

Новизна опыта

Новизной метода обусловлен его воспитательный потенциал. Особая педагогическая значимость метода проектов заключается в следующем:

– он открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;

– является педагогической технологией, актуализирующей субъективную позицию ребенка в педагогическом процессе, является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей;

– это один из немногих методов, выводящий педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду.

Кроме того, метод проектов способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, творческой личностно - и общественно-значимой деятельности; реализует процесс сотрудничества детей и взрослых; позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе; является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста – от проекта к проекту.

Адресная  направленность

Опыт создан в помощь ищущим воспитателям, где именно в процессе ознакомления с окружающим миром, дети воспринимают и чувственно познают мир, экспериментируют, размышляют и фантазируют, находят решения проблем и выход из различных ситуаций.

Поэтому данный педагогический опыт адресован людям, которые заинтересованы в полноценном развитии детей. Опыт направлен на помощь педагогам дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям:

- понять значение и необходимость проектного метода;

- подобрать материал.

ИПМ-4

Технология опыта.

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели (Киселева Л. С., Данилина Т. А., Пахомова Н. Ю.,) т. е. это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. 

Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, - это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды. Проектная деятельность ребенка дошкольного возраста – это «деятельность по созданию по инициативе ребенка совместно со взрослыми социально-значимого продукта» (Н. Е. Веракса). В процессе реализации проектов мы используем следующие педагогические технологии:

- Здоровьесберегающая: физкультурно-оздоровительные мероприятия, обеспечение социально-психологического благополучия ребенка.

- Информационно - коммуникативная: видео презентации, интернет трансляции, фотографирование, муз. прослушивание.

- Игровая: Сюжетно-ролевые, подвижные, спортивные, дидактические, режиссерские, конструктивные игры.

- Личностно-ориентированного взаимодействия с детьми: Субъект– субъектное, равно партнерское межличностное взаимодействие; сотрудничество.

- Проектная и проблемно-поисковая.

- Детское экспериментирование.

Участниками проектов являются: дети, педагоги и родители.

В рамках проекта я планирую разные виды деятельности:

- игровая (сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные, подвижные, дидактические)

- коммуникативная: беседы, рассуждения, составления сказок и рассказов

- экспериментирование

- чтение художественной литературы

- экскурсии

- праздники или развлечения

- художественное творчество: лепка, аппликация, рисование

- конструирование

- музыкальная: пение, слушание музыкальных произведений

- физическое развитие.

Метод проектов в работе с детьми я использую, начиная с младшего дошкольного возраста.

У детей младшего дошкольного возраста вызываем интерес к предлагаемой деятельности, приобщаем их к процессу познания. Формируем различные представления об окружающем мире.

Учу детей воспроизводить образы и результаты проектной деятельности в различных видах художественной деятельности. Привлекаю детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.

Формирую проектно-исследовательские умения и навыки: осознание поставленной цели; овладение различными способами решения поставленных задач; способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте; поиск различных средств достижения цели

В младшем дошкольном возрасте в процессе проекта происходит:

- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

-развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

В старшем дошкольном возрасте задачи усложняются.

В процессе проектно-поисковой деятельности я использую экспериментирование и моделирование;

Формирую обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;

Учу прогнозировать, собирать информацию, достигать поставленную цель, фиксировать полученные результаты, делать выводы.

Формирую предпосылки учебной деятельности, навыки коммуникативного общения.

Проектно – исследовательская деятельность – один из интерактивных, инновационных методов современного обучения, который помогает не только всестороннему развитию ребенка, но и упрочняет положительную мотивацию к знаниям, дает новый толчок в отношениях «родитель – ребенок – детский сад».

4.1.1 Специфика метода проектов.

Спецификой метода обусловлен его воспитательный потенциал. Особая педагогическая значимость метода проектов заключается в следующем:

– он открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;

– является педагогической технологией, актуализирующей субъективную позицию ребенка в педагогическом процессе, является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей;

– это один из немногих методов, выводящий педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду.

Кроме того, метод проектов способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, творческой личностно- и общественно-значимой деятельности; реализует процесс сотрудничества детей и взрослых; позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе; является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста – от проекта к проекту.

4.1.2. Система работы с детьми

В работе с детьми были реализованы проекты:

«Физкультура это класс все здоровые у нас!»

«Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья»

«Победный май»

«Такие разные профессии»

«Игры нашего детства»

«Ребятам о зверятах»

«История новогодней игрушки»

Методические приёмы, использованные при реализации проектов.

Приёмы

Цель

Познавательные беседы

Ознакомить детей с новым материалом.

Вопросы проблемного и исследовательского характера

Развивать мышление, умение рассуждать, высказывать свои мысли, делать выводы, вести наблюдения.

Словесные, настольно – печатные игры

Закреплять  полученные знания.

Подвижные игры

Смена деятельности.

Рисование, аппликация

Развивать творческие способности, воображение, закреплять полученные знания.

Целевые прогулки, экскурсии

Обобщать знания о родном крае.

Инсценировка

Развивать речь,  выразительность творческую активность детей, закрепить знание содержания произведения; снятие напряжения.

Диагностические задания

Выявление уровня знаний, умений и навыков.

ИКТ

Обобщение полученных знаний.

Работа с семьёй

Привлечь родителей к совместной деятельности.

Принципы работы

  • В своей работе использую следующие принципы:
  • Поощрение усилий ребенка
  • Исключение отрицательной оценки его действий
  • Принцип сотрудничества
  • Опора на опыт ребенка
  • Обеспечение психологической защищенности  каждого ребенка доброжелательным, непринужденным и искренним отношением к нему

4.1.3 Этапы разработки и проведения проекта.

1. Педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов детей.

2. Вовлекает дошкольников в решение проблемы (обозначение “детской цели”).

3. Намечает план достижения цели, поддерживая интерес детей и родителей.

4. Обсуждает план с семьями воспитанников.

5. Обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ (творческий поиск).

6. Вместе с детьми и родителями составляет план-схему проведения проекта и вывешивает ее на видное место.

7. Совместно с родителями и детьми собирает информацию, материал по проекту.

8. Проводит занятия, игры, наблюдения, поездки – все мероприятия основной части проекта.

9. Дает домашние задания и детям, и родителям – выполнение самостоятельных творческих работ (поделки, рисунки, альбомы, приложения, поиск материала, информации).

10. Организует презентацию проекта (праздник, открытое занятие, акция, КВН).

11. Совместно с детьми составляет книгу или альбом по выполненному проекту.

12. Подводит итоги: обобщает опыт и выступает на педсовете.

4.1.4 Экологические проекты в ДОУ.

Основные требования к использованию метода проектов в детском саду:

1. В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.

2. Проект – это “игра всерьез”, результаты которой значимы для детей и взрослых.

3. Обязательные составляющие проекта – детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение дошкольниками полученных знаний на практике.

В работе со старшими дошкольниками выделяют следующие этапы проекта:

1. Подготовительный – постановка цели и задач, определение методов исследования, подготовительная работа с педагогами и дошкольниками, выбор и подготовка оборудования и материалов. Не следует ставить перед детьми слишком отдаленные задачи, предлагать далекие перспективы, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности.

2. Собственно исследовательский – поиск ответов на поставленные вопросы.

3. Заключительный – обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций для практических работников.

ИПМ-5 

Взаимодействие детского сада и семьи в работе по ознакомлению детей дошкольного возраста окружающего мира посредством широкого внедрения проектной деятельности.

В ходе работы использовала следующие принципы взаимодействия с родителями: доброжелательности, позитивный настрой на общение является тем фундаментом, на котором строиться вся работа; индивидуальный подход; сотрудничество; динамичность.
В самом начале своей работы, было проведено родительское собрание, где родители были ознакомлены с работой по  окружающему  миру через проектную деятельность. Они узнали, какое значение имеет среда,  в которой растет ребенок дома и детском саду. Я представила родителям слайдовую презентацию «Окружающий мир глазами ребёнка». Родители охотно откликнулись на предложение участвовать в проекте.

 Вместе работая над одним проектом, педагоги, родители и дети образуют детско-взрослое сообщество. Детско-взрослое объединение предполагает партнерскую позицию взрослого, которая может быть выражена девизом: «Мы все включены в деятельность, не связаны обязательными отношениями, а только желанием и обоюдным договором: мы все хотим делать это». Значимым фактором для успешного использования проектного метода является правильно выбранная тактика поведения педагога, выраженная в организации детско-взрослых сообществ. Совместные проекты помогают сплотить коллектив родителей, дают возможность им осознать необходимость и важность семьи и семейных отношений для ребёнка в дошкольном возрасте. Особое значение имеет совместная деятельность детей и взрослых, в процессе которой удовлетворяются потребности дошкольников в общении с взрослыми. Деятельность взрослых — и педагогов, и родителей — в интересах дошкольника будет успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, чему в немалой степени способствует проектный метод. Семейные проекты, с одной стороны, направлены на раскрытие индивидуальности каждого, с другой — дают возможность понять и почувствовать, что ты часть социума, что рядом с тобой живут люди, у которых есть свое понимание действительности, свои взгляды. Семейные творческие проекты расширяют кругозор детей и взрослых, наполняют их творческой энергией, способствуют позитивным изменениям в семье, деятельности по нравственно-эстетическому развитию, экологическому развитию  детей, помогают выстраивать взаимодействие и сотрудничество семьи и ОУ.
Таким образом, эта интересная форма работы помогла родителям лучше познакомиться друг с другом, активизировать творческий потенциал родителей.
Благодаря слаженной работе педагогов и родителей, дети  научились обследовать предметы, делать выводы, учитывать свойства предметов при действиях с ними. А самым главным результатом в работе с родителями является то, что в ходе реализации проекта удалось объединить усилия педагогов и родителей на достижения результата. В родительском чате я размещала фотоотчеты работы на занятии, а ребята рассказывали дома о новых знаниях, приобретенных в ходе подготовки к занятию. Родители поддерживали реализацию данной программы, так как в общении с детьми были видны результаты работы. У детей значительно расширился кругозор, пополнился словарный запас.
Вот так проект, начатый в младшей группе,  благодаря слаженной работе педагогов ОУ и родителей перерос в масштабную системную работу, направленную на познавательное развитие детей.

ИПМ-6

Проект «Зоопарк» для подготовительной группы.

Актуальность проекта.

В настоящее время психолого-педагогические исследования доказывают, что в детстве закладываются ценностные основы мировоззрения, отношения к миру и поэтому особенно важно знакомить ребенка, прежде всего, с ближайшим окружением - природой, животными, профессиями.

Проект рассчитан на 1 месяц.

Особенности проекта:

  1. Участники проекта дети дошкольного возраста, в большинстве своем

не умеющие читать и писать, поэтому большая роль в проекте уделяется средствам визуализации.

  1. К участию в проекте активно привлекаются родители детей.

Цель проекта:

Расширить представления детей об обитателях зоопарка, видах зоопарков, профессиях людей, работающих в зоопарке.

Задачи проекта:

1.Воспитание интереса к миру животных, систематизирования знания о них.

2. Развитие  художественного  восприятия и эстетического вкуса при ознакомлении с художественными произведениями.

3. Развитие речи детей, обогащение словарного запаса.

4.Развитие творческих способностей в рамках реализации проекта.

5. Развитие познавательных процессов: предпосылок образного мышления, наглядно-образного мышления, воображения, памяти, внимания.

  Проект поможет обогатить представления об окружающем мире, будет способствовать развитию творчества детей, способствовать развитию мышления, воображения, умения обобщать и анализировать.

Образовательные области:

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Этапы и сроки проведения проекта:

Этап подготовительный:

1.Определение темы проекта (“Зоопарк”)

2.Постановка целей и задач. Подготовка вопросов по теме проекта “Зоопарк”.

3.Планирование проекта

план проекта (этапы проекта, темы для учебных исследований учащимися)

план оценивания (оценивание в ходе проекта (мотивирующее, формирующее и итоговое))

4.Подготовка необходимых материалов

список информационных источников и литературы:

С.Я.Маршак “Детки в клетке”

В.Чаплина “Питомцы зоопарка”

Т. Скребицкий “Заяц”, “Белка”

Н.Рябова “Мы в зоопарк ходили”

А.Клыков “Лисица”.

Отгадывание загадок о животных разных континентов.

вводная презентация проекта “Дом для животных”

дидактический материал

Дидактическая игра “Рассели животных по” квартирам” в зоопарке “ (вольер, бассейн, клетка, террариум, аквариум).

Дидактическая игра “Собери разрезную картинку”

Список необходимого оборудования : мультимедио проектор, ноутбук, проигрыватель)

5.Определение знаний, умений, опыта по теме проекта “Зоопарк”

6.Вводная часть (беседы на тему “Зоопарк”, просмотр вводной презентации “Дом для животных”

7.Деление учащихся на группы

“Знайки”, “Почемучки”, “Умники”.

Этап основной:

1.Постановка проблемных и учебных вопросов для каждой группы:

1)“Знайки”

Проблемный вопрос: Зачем нужны зоопарки?

учебный вопрос: что такое зоопарк?

учебный вопрос: какие есть виды зоопарков?

учебный вопрос: какие необычные зоопарки можно увидеть в разных  странах?

2)“Умники”

Проблемный вопрос: Каким вы видите зоопарк будущего?

учебный вопрос: каким должен быть зоопарк, чтобы животным в нем было хорошо?

учебный вопрос: из каких материалов мы можем сделать макет зоопарка в группе?

3)“Почемучки”

Проблемный вопрос:  могут ли животные  в зоопарке обойтись без ухода за ними?

учебный вопрос: можно ли в зоопарках гладить животных?

учебный вопрос: кто ухаживает в зоопарке за животными?

2.Работа учащихся по вопросам исследования. Обработка полученной информации.

обсуждение проблемного вопроса группы

выдвижение гипотез решения проблемы

распределение ролей в группах

составление плана работы группы

поиск информации

исследовательская деятельность учащихся

3. Оформление результатов исследовательской деятельности каждой группы.

Формы представления работы:

1.“Знайки”- альбом “Лучшие зоопарки мира”

2.“Умники”- макет “Зоопарк”

3.“Почемучки” - животные к макету “Зоопарк”

Этап заключительный.

1.Защита работ учащихся. Основные выводы по теме исследования.

2.Оценивание работ учащихся.

самооценивание

внутригрупповая оценка

взаимооценка другими группами

3.Подведение итогов работы над проектом “Зоопарк”

рефлексия учащихся

рефлексия родителей

4.Методический анализ проекта “Зоопарк” воспитателем.

Рефлексия воспитателя.

ИПМ-7  

Результативность опыта

Анализ результативности использования различных проектов показал, что метод проектов в работе с дошкольниками - это оптимальный и перспективный метод, способствующий всестороннему развитию личности ребенка.

Проектная деятельность способствует формированию общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.

Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного образования дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.

Проектная деятельность расширяет кругозор детей, способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира, вызывает у детей интерес к исследованию окружающего, стимулирует их к получению новых знаний.

Дети всегда активно и с удовольствием участвуют в проектной деятельности.

А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Годовой отчёт воспитателя Александровой Н.В. з а 2018 – 2019 учебный год МКОУ « Болоховский центр образования № 2»

Слайд 2

Родительское собрание на тему: «Жизнь ребёнка в детском саду» 14. 09. 2018

Слайд 3

Конкурс поделок «Что нам осень принесла»

Слайд 4

Осень, осень, в гости просим (осенний утренник)

Слайд 5

Здравствуй, Дед Мороз! (новогодний утренник)

Слайд 6

Открытое занятие по изодеятельности «Шарфик для куклы»

Слайд 7

Консультация для родителей «Режим дня ребёнка»

Слайд 8

Маму поздравляем (утренник 8 Марта)

Слайд 9

Участие в профессиональных конкурсах

Слайд 10

Сезонные украшения для группы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СКАЗКОЙ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

В статье дан анализ работы по проекту "За добро добром платят", итогом которого является экологическая сказка "Об одиноком красавце дубе"....

Знакомство детей дошкольного возраста с окружающим миром через проектную деятельность

Проектная деятельность дошкольников является уникальной современной технологией обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно ориентированного подхода к образованию: в мат...

ОПЫТ РАБОТЫ на 2 года(младшая и средняя возрастная группа). Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром через детское экспериментирование

Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром через детское экспериментированиеСистематическая, специально организованная  мною работа по ознакомлению детей дошкольного возраста с ок...

Опыт работы "Приобщение детей среднего возраста к художественной литературе через проектную деятельность"

Я уверена, что именно от правильно организованного занятия, удачно подобранных методов и приемов работы с книгой зависит успех формирования интереса к художественной литературе....

ОПЫТ РАБОТЫ на 3 года(младшая и средняя и старшая возрастные группы). Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром через детское экспериментирование

Целью моей работы является развитие познавательной сферы детей через включение их в процесс эксперементирования. В моём опыте работы представила перспективный план на вторую младшую, среднюю и старшую...