Опыт работы "Приобщение детей среднего возраста к художественной литературе через проектную деятельность"
материал по художественной литературе (средняя группа) по теме

Бочкова Екатерина Сергеевна

Я уверена, что именно от правильно организованного занятия, удачно подобранных методов и приемов работы с книгой зависит успех формирования интереса к художественной литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bochkova_opyt_raboty.docx44.21 КБ

Предварительный просмотр:

1 слайд

Здравствуйте! Меня зовут Бочкова Екатерина Сергеевна.

Я работаю воспитателем  в 325 дошкольном учреждении.

Стаж работы 3 года.

2слайд

Тема моего сообщения: «Приобщение к художественной литературе детей среднего возраста через проектную деятельность»

3 слайд

Актуальность

Чтение произведений литературы рассматривается сегодня как важнейший элемент культуры, средство повышения интеллектуального потенциала нации, творческой и социальной активности российского общества.

В соответствии с ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен  обладать развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности; хорошо владеть устной речью; выражать свои мысли и желания; должен быть знаком с произведениями детской литературы.  Всего этого можно достичь, приобщая ребенка к художественной литературе.

Очевидно, что процесс формирования читателя в ребенке начинается еще в дошкольном детстве, благодаря совместным усилиям педагогов и родителей. Именно поэтому приобщение дошкольников к художественной литературе является одним из приоритетных направлений современного образования.

4 слайд.

Теоретические основы

Работая в данном направлении, я проанализировала литературу таких авторов как:

- Е.И. Тихеева, которая писала о необходимости широкого использования произведений художественной литературы для развития и воспитания художественного вкуса ребенка;

-Н.С. Карпинская, которая исследовала влияние детской литературы в становлении ребенка как личности и на каждом возрастном этапе

- М.М. Конина, В.В. Гербова, Л.М. Гурович, З.А. Гриценко,  Е.А. Флёрина, Р.И. Жуковская, которые  исследовали особенности восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста. Авторами были разработаны методики работы с книгой, активно используемые мною в работе. 

5 слайд.

Педагогическая диагностика

Для выявления уровня сформированности интереса к художественной литературе у детей на первом этапе своей работы  я провела педагогическую диагностику. Для этого  использовала наблюдение за детьми в моменты слушания чтения книг; рассматривания иллюстраций; высказываний детей по содержанию литературных произведений.

 В результате диагностики  я отметила, что только у 22 % детей  сформирован интерес к чтению художественной литературы. Остальные дети предпочитает слушанию чтения другие занятия. Книга в основном вызывает интерес в качестве игрушки. Дети положительно откликаются на предложение воспитателя послушать чтение или рассказывание, но тяготения к общению с книгой не испытывают. Пассивны при обсуждении книги. Большинство детей не может ответить на вопрос: «Какую книгу или рассказ недавно читала тебе мама или папа?»

Для более глубокого анализа данной ситуации я провела анкетирование родителей на тему «Ребенок и книга», которое показало, что большинство родителей (65%) все же читают книги детям, в основном на ночь, ввиду занятости и отсутствия времени. Читают в основном сказки, и как выяснилось, только 15 % родителей после прочитанного обсуждают с ребенком содержание, остальные ограничиваются чтением.  

      Вышеперечисленные данные педагогической диагностики подтверждают необходимость проведения работы по приобщению детей к художественной литературе.

6 слайд

Проектная деятельность

Анализ форм и методов работы с детьми по приобщению к художественной литературе позволил мне выделить из всего многообразия метод проектов, открывающий большие возможности. Ведь в основе проектной деятельности лежит особый стиль взаимодействия всех участников образовательного процесса: детей, педагогов и родителей, обозначенных словом «сотрудничество». 

Анализ литературы таких авторов как В.А. Деркунская, Е.А. Сыпченко, Н.А. Виноградова, Л.Д. Морозова,  изучающих  проектную деятельность, подтвердил мое предположение о целесообразности использования проектной деятельности в моей работе.

7  слайд

Цели и  задачи

Я определила цель своей работы:

Повысить интерес детей среднего возраста к художественной литературе через проектную деятельность. 

Задачи:

  1. Готовить детей к восприятию книги 
  2. Знакомить с произведениями художественной литературы, обеспечить усвоение содержания и эмоциональную отзывчивость на произведение через проектную деятельность.
  3. Воспитывать навыки аккуратного обращения с книгой.

4. Привлечь родителей к формированию книжной культуры детей.

8 слайд

Уголок «Читай-ка»

Осуществляя работу по подготовке к реализации проектной деятельности по приобщению детей к художественной литературе, я занялась обогащением развивающей предметно-пространственной среды группы.

В наш уголок «Читай-ка» входит:

-демонстрационный и наглядный материал:

  • портреты детских писателей и поэтов, художников иллюстраторов.

- Детские книги по программе, любимые книжки детей,

- Картотеки:

  • дидактических игр;
  • пальчиковых игр;

 - дидактические игры,  закрепляющие знания о художественной литературе, развивающие внимание, память, воображение: «Путешествие по сказкам»; «Сбежавшие герои сказок», «Сложи сказку», «Сказочные клубочки»; «Угадай настроение»; «Сказки –загадки»

- дидактические игры, развивающие связную речь, память, мышление, воображение у дошкольников ("Представь себе", "Скажи какой:", "Шиворот - навыворот", "Говорим о многозначных словах", "Волшебник", "Великий Нехочуха", "Животные и их детеныши")

 -мастерская по ремонту книг «Книжкина больница»

Рядом находится уголок уединения, в котором ребенок имеет возможность в спокойной обстановке побыть наедине с книгой.

Для развития творчества на основе литературных произведений, драматизации и совершенствования речевых, исполнительских навыков у детей в театральном уголке обновились разные виды театров. Здесь  представлены разные виды театра: плоскостной, пальчиковый, кукольный (куклы би-ба-бо), театр матрешек,  маски, атрибуты для разыгрывания сказок.

  1. Слайд

Проект «Сделаем книжку своими руками»

На втором этапе мною были реализованы следующие проекты:

Проект «Сделаем книжку своими руками»:

Одной из задач которого было знакомство детей со строением книги, формирование  интереса к ней.

Содержание работы с детьми включало ежедневное чтение художественной литературы с последующей беседой о прочитанном. Проведение тематических бесед о том, о том, как правильно обращаться с книгой, и что нужно делать, если вдруг книга порвалась. Для этого была организована служба по ремонту книг «Книжкина больница».  

Дети играли в сюжетно-ролевые игры «Книжный магазин», «Книжка заболела».

Вместе с детьми отбирались самые яркие, красочные книги для чтения и рассматривания иллюстраций.

10Слайд

Проект «Сделаем книжку своими руками»

В рамках реализации проекта дети совместно с родителями делали «книжки-малышки».

Для этого в родительском уголке представила консультацию «Сделаем книжку своими руками» с пошаговыми инструкциями.

Дети, совместно с родителями, изготавливая книги, проявляли творчество и фантазию. Книжки были сделаны из разного материала (фетр, бумага, картон, ламинированная бумага и др), разные по объему, толщине, размеру. В процессе творчества дети знакомились с составными  частями книги: обложкой, страницами, текстом, иллюстрациями. Дети с гордостью презентовали свою книгу.

Итогом  проекта было создание  мини-музея «Книжки-малышки». В настоящее время дети с удовольствием рассматривают книжки и обсуждают друг с другом иллюстрации.

11 слайд.

Проект «Книжкина неделя по произведениям К.И. Чуковского»

Также был реализован проект «Книжкина неделя по произведениям К.И. Чуковского». Одной из задач которого было развитие у детей интереса к творчеству детского писателя.

Содержание работы включало  ежедневное чтение сказок К. Чуковского («Муха-Цокотуха»,  «Путаница», «Чудо-дерево», «Мойдодыр», «Краденное солнце» и др.). Благодаря родителям, была собрана библиотека книг с произведениями автора разных художников-иллюстраторов (В. Сутеева, Ю. Васнецова, В. Конашевича), активно используемых мною в работе с детьми.

Проводила беседы о правилах безопасного поведения на основе сказок «Муха-Цокотуха»,  «Путаница».

В ходе реализации проекта были изготовлены словесные и дидактические игры: «Узнай героя сказки по описанию», «Угадай  к какой сказке иллюстрация», «Какая сказка», «Разрезные картинки», «Доскажи словечко», которые используются для закрепления знаний о сказках К.Чуковского.

Дети играли в сюжетно-ролевую игру: «Больница для зверей»

Рисовали на тему: «Сказка в гости к нам пришла», «Бабочка»; лепили посуду «Поможем Федоре», делали коллаж «Чудо-дерево».

Была проведена викторина «Сказочная страна Корнея Чуковского».

На заключительном этапе реализации проекта состоялась  инсценировка отрывков из сказки «Муха-цокотуха», при подготовке к которой родители приняли активное участие: готовили детей к выразительному чтению, шили костюмы, делали маски и  подбирали атрибуты для драматизации.

В результате проекта у детей повысился интереса к творчеству писателя. 

12слайд

Работа с родителями

Понимая, что работа, проводимая мною с детьми в детском саду должна продолжаться в условиях семьи, я провела ряд мероприятий для родителей:

- анкетирование родителей «Читаем вместе с ребенком»

- родительское собрание в форме викторины: «Общение с художественной литературой»

- Привлекала родителей к обогащению  предметно-пространственной среды:

  • создание библиотеки книг Чуковского с произведениями автора разных художников-иллюстраторов,
  • Изготовление книжек-малышек для мини-музей,
  • изготовление костюмов и атрибутов к театрализованной  постановке «Муха-Цокотуха»),

- Для родителей мною были проведены консультации:

  • «Роль семьи в воспитании культуры чтения у ребенка»;
  • «Рекомендации родителям по развитию читательского интереса».
  • «Как подружить ребенка с книгой»
  • «Возрастные особенности ребенка-читателя».

- Подготовлены папки – передвижки:

  • «Семейное чтение».
  • «Детская книжка своими руками»

Разработана буклет-памятка «Почитай мне книжку, мама!»

        Родители стали активными участниками всего образовательного процесса группы.

13слайд

Результативность

На последнем этапе моей работы я провела повторное педагогическое  наблюдение за детьми моей группы:

  • у детей повысился интерес к книге;
  • дети стали обращаться с просьбой прочитать любимые сказку, рассказ, стихотворение;
  • стали проявлять интерес к иллюстрациям в книгах, обсуждая их со взрослым и  друг с другом;
  • у детей обогатились знания о произведениях художественной литературы,

        Подводя итоги применения метода проектов, я пришла к  выводу, что работа в данном направлении дает положительные результаты

14 слайд

Транслируемость

Данный опыт опубликован на страничке NC  работников образования,

А также  был представлен коллегам  в ДОУ на педагогическом совете.

Перспектива:

Продолжать работу по приобщению  к художественной литературе с детьми старшей и подготовительной группы.

15слайд

Литература

1. З.А. Гриценко  «Детская литература. Методика приобщения детей к чтению». – М., 2004.

2. З.А. Гриценко «Ты детям сказку расскажи…»[Текст]: методика приобщения детей к чтению/ - М.: Линка-Пресс, 2003.-176с

3. З.А. Гриценко «Истоки и причины нечтения»: //ж. Дошкольное воспитание № 4/2008 и № 7/2008 г 

4. В.В. Гербова  «Развитие речи в детском саду» (средняя группа), 2014 г

5. Л. М. Гурович  «Ребенок и книга» / Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая, В. И. Логинова; под ред. В. И. Логиновой. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 1992. — 64 с.

6.В.А. Деркунская «Проектная деятельность дошкольников» - М., 2013 г. - 144 с.

7. А.В. Запорожец «Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения» (Алексеева М.М., Яшина В.И. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей  дошкольного возраста: учебное пособие . – М.изд. Ц. «Академия, 1999 г.)

8. А.П. Кашкаров «Как приохотить ребенка к чтению» –  «Издательство Феникс», 2014 г.

9. Н.П. Миронова "Как научить ребенка любить литературу" "Дошкольное воспитание" - 2005 год, № 5 

10.Е.А. Сыпченко. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ.-СПб, 2013.-96 с.

11. Е.А. Флерина «Художественное слово для детей дошкольного возраста» (Алексеева М.М., Яшина В.И. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей  дошкольного возраста: учебное пособие . – М.изд. Ц. «Академия, 1999 г.)

12. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М., 2014. -32 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по ознакомлению детей старшего возраста с художественной литературой через творчество Н.Н.Носова.

К созданию проекта подталкнули ряд причин.Во-первых, как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе, в воспитании дошкольников, знакомство с художественной литературой исполь...

Проект по ознакомлению детей старшего возраста с художественной литературой через творчество Н.Н.Носова.

Знакомство детей старшего возраста с творчеством Н.Носова через проектную деятельность....

Проект "ознакомление детей с художественной литературой через проектную деятельность"

Перспективный план работы по ознакомлению с художественной литературой с детьми МесяцОзнакомление с художественнойлитературой. Выставки, консультации для родителей.Игры- забавы.Сентябрь1. Зн...

Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе через знакомство с русским народным творчеством.

Материал будет полезен воспитателям, работающим с детьми раннего дошкольного возраста и родителям воспитанников....

«Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе через малые фольклорные формы»

В конце 20-го начале 21 веков в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает нашему языку, а значит и культуре. Поэтому развитие речи средств...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе через музыкальную деятельность для детей подготовительной группы» Тема: «Со сказкой по дорогам музыки»

Конспект написан для музыкальных руководителей детских садов, также может быть использован в работе педагогов дополнительного образования. Через музыкальную деятельность на занятии дети приобщаются к ...

Опыт работы "«Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром через проектную деятельность».

quot;Ведущая педагогическая идея опыта заключается в ознакомлении детей дошкольного возраста окружающего мира посредством широкого внедрения проектной деятельности"...