Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе через музыкальную деятельность для детей подготовительной группы» Тема: «Со сказкой по дорогам музыки»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Шеюхина Светлана Викторовна

Конспект написан для музыкальных руководителей детских садов, также может быть использован в работе педагогов дополнительного образования. Через музыкальную деятельность на занятии дети приобщаются к художественной литературе на примере сказки Ш.Перо "Золушка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_konspekt_nod_hudozhestvennaya_kultura.docx40.29 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 городского округа Тольятти «Лицей №6»  

структурное подразделение детский сад «Дельта»

Конспект

  НОД по  художественно-эстетическому развитию

 «Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе через музыкальную деятельность 

для детей подготовительной группы»

Тема: «Со сказкой  по дорогам музыки»

Выполнила:

Музыкальный руководитель: Шеюхина С.В.

Тольятти, 2020

Возрастная группа: подготовительная группа

Виды деятельности детей:

- продуктивно-познавательная;

- познавательно-игровая;

- коммуникативно-познавательная;

- продуктивно-игровая;

- коммуникативно-игровая;

- литературно-коммуникативная.

Интегрированная форма: образовательная деятельность.

Цель ОД: Обогащение знаний дошкольников средствами музыкального и художественного искусства.

Программные задачи:

Образовательные задачи:

- пополнять запас музыкальных впечатлений средствами изобразительности в музыке;

- расширить знания детей о сказке Шарля Перро «Золушка» ее особенностями и музыкой из балета С. С. Прокофьева по одноименной сказке;

- закреплять знание о вальсе, галопе. Знакомство с новым видом музыкального искусства балетом;

- закреплять знания о жанре музыкальной сказки, сказки в литературе;

- расширять словарный запас, сравнивать произведения, высказывать свое мнение о них;

- обучать детей навыкам танцевальной импровизации.

Развивающие задачи:

- активировать речевую активность детей, развивать умение диалогового общения;

- развивать память, мимику, речь, творческое воображение и фантазию.

- формировать навыки слушания музыкального произведения;

- обогатить и активизировать словарный запас детей.

Воспитательные задачи:

- способствовать созданию положительной психологической атмосферы на занятии;

- воспитывать желание и умение сотрудничать со сверстниками и взрослыми;

-создать условия, обеспечивающие воспитанию  интереса и уважения к творчеству композитора-классика С. С. Прокофьева;

-воспитывать культуру слушания музыкальной классики. Побуждать высказываться о прослушанной музыке;

- закреплять желание участвовать в театрализованной деятельности;

- стимулировать желание предлагать посильную помощь друг другу в игровой деятельности и театрализации.

Методы и приемы:

  1. Методы мотивации и стимуляции детей:

- книга Шарль Перро «Золушка»

- создание проблемной ситуации

2.   Методы организации деятельности:

           - словесные (рассказ, беседа, интервью);

           - наглядные (показ способа действия);

           - аудиовизуальные (демонстрация видео);

           - практические (творческое упражнение, игра).

 3. Методы контроля и оценки деятельности детей:

           - рефлексия деятельности.

  Материалы и оборудование:

  1. Стимульный материал:

- туфелька Золушки; 

2.Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей:

- портрет композитора С. Прокофьева.

- презентация «Золушка»;

- презентация  «И это всё балет»;

- интерактивная доска;

- ноутбук.

Логика образовательной деятельности

        Этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность   воспитанников

Ожидаемые результаты

I

Мотивационно-

целевой

II

Содержательно-

деятельностный

------------------------


III

Оценочно-рефлексивный

Организационный момент.

Музыкальный руководитель здоровается с детьми, пропевая им «Здравствуйте» (О.Н. Арсеневская)

Муз.рук.  сообщает детям о том, что она нашла в музыкальном зале книгу и необычную туфельку.

Муз.рук. загадывает детям загадку:

Из танцзала короля

Девочка домой бежала,

Туфельку из хрусталя

На ступеньках потеряла.

Тыквой стала вновь карета…

Кто, скажи, девчушка эта? (Золушка)

---------------------------------

Давайте посмотрим, что же написано на этой книге. Шарль Перро «Золушка». А вы хорошо знаете эту сказку?

------------------------------------Муз.рук. А знаете ли вы, что любая сказка может ожить, если ее наложить на музыку?

С помощью музыки можно лучше почувствовать сказку, по-новому взглянуть на знакомый с детства сюжет. И поможет нам в этом талантливый советский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев.

----------------------------------

Муз.рук. показывает портрет композитора С.С.Прокофьева и рассказывает о том, что

Сергей Сергеевич Прокофьев - советский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный писатель. Прокофьев писал во всех современных ему жанрах. Ему принадлежат 11 опер, 7 балетов, 7 симфоний, 8 концертов для сольного инструмента с оркестром, музыка для кино и театра. Именно он оживил сказку

Ш.Перро «Золушка» и написал по ней музыку к замечательному балету.

----------------------------------

Муз.рук. Балет - это театральное представление, состоящее из танцев и мимических движений, сопровождаемых музыкой. И так как русский балет славиться на весь мир, мне бы очень хотелось, познакомить вас с музыкой, которую написал Прокофьев к этому балету, а заодно и еще раз окунуться в прекрасный мир сказки.

------------------------------------

Муз.рук. предлагает поговорить про каждый эпизод сказки отдельно и посмотреть1- й слайд, на котором изображён  трогательный образ Золушки.

------------------------------------

Муз.рук. предлагает посмотреть слайд №2 и взглянуть на то, как Золушка угождает своим сестрам и как те свысока смотрят на нее.

Муз.рук. обращает внимание на слайд №3 как фея совершает волшебство.

---------------------------------

Муз.рук. продолжает просмотр презентации и обращает внимание детей на следующий слайд, где изображен принц, кружащий в легком танце таинственную незнакомку.

---------------------------------Муз. рук. спрашивает хотели бы дети оказаться сейчас вместе с Золушкой на этом балу и просит мальчиков пригласить девочек под музыку станцевать  вальс.

---------------------------------- 

Муз.рук. приглашает детей продолжить просмотр слайда №5. И обратить внимание на то, как Золушка торопиться домой, теряя свою туфельку.

 -----------------------------------Музрук. обращает внимание на слайд №6, на котором принц очень спешит найти обладательницу туфельки, и выбрав крепкого скакуна, вооружившись надежной свитой едет на поиски «принцессы». Это напоминает нам галоп.

---------------------------------- Муз рук. Предлагает посмотреть заключительный слайд презентации. Настала долгожданная примерка заветной туфельки. Принц нашел свою избранницу.

----------------------------

Муз. рук. теперь, когда мы вспомнили сказку и послушали отрывки из балета «Золушка».

Скажите, что вам больше всего понравилось? Какой эпизод сказки вам запомнился? Какой из персонажей вам показался наиболее ярким? Какая музыка его сопровождала? Хотели бы вы прослушать сказку в концертном зале с «живой» музыкой, то есть с настоящим симфоническим оркестром и оперными певцами, артистами?

А перечитать сказку вновь? 

Муз.рук. обращает внимание детей на записку в конце этой книги.  Прочитаем, что в ней: «Дорогие ребята, я знаю, что вы очень любите сказки, поэтому оставляю вам эту книгу в подарок. Золушка». Ну что ж, вручаю вам ее, берегите книгу, и вспоминайте ту чудесную музыку, которую мы с вами сегодня прослушали».

Под музыку дети выходят из зала.

Дети отвечают, пропевая «Здравствуйте!»

Слушают музыкального руководителя.

Слушают загадку.

------------------------------

Дети вспоминают название сказки и отвечают.

---------------------------------

Отвечают на вопросы.

 

 

Дети слушают рассказ музыкального руководителя.

-----------------------------

Дети знакомятся с портретом композитора и слушают рассказ музыкального руководителя.

----------------------------

Дети знакомятся с театральным представлением – балет и слушают рассказ музыкального руководителя.

-----------------------------

Просмотр 1 – го слайда  презентации «Золушка»

-----------------------------

Дети смотрят презентацию, слушают, и отвечают на вопросы педагога: Какая музыка звучит  в этом случае? (сердитая, тревожная).

Дети смотрят презентацию, слушают, и отвечают на вопросы педагога: Какую музыку мы слышим здесь? (волшебная, игривая, добрая).

-------------------------------Дети смотрят презентацию, слушают, и отвечают на вопросы педагога: Какая здесь музыка? Что она вам напоминает?  (Это вальс,  мелодия спокойная, нежная, плавная, медленная.

-------------------------------Дети исполняют вальс в  парах под музыку С.Прокофьева.

---------------------------------Дети смотрят презентацию и отвечают на вопросы: как музыка передает движения Золушки? (Музыка тревожная, быстрая, громкая).

-------------------------------

Дети отвечают на вопрос: на что похожа музыка? (музыка быстрая, как будто кто-то скачет.) Встают в круг и выполняют движения галопа под музыку.

-----------------------------Дети отвечают на вопрос: как в этом случае характер музыки передает данную сцену? (музыка нежная, ласковая, радостная)

--------------------------------

Дети отвечают на вопросы.

--------------------------

Дети слушают текст записки.

Эмоционально реагируют.

Отгадывают загадку.

-------------------------------

Дети вспоминают

содержание сказки Шарль Перро «Золушка».

-----------------------------

Отвечают на вопросы.

 

-------------------------------

Возникновение интереса к творчеству С.С.Прокофьева

-------------------------------

Смотрят презентацию о балете

-----------------------------

Дети отвечают на вопрос: «Как точно передает эту нежность музыка? Какая звучит музыка по характеру?

 (мелодия нежная, спокойная).

-----------------------------

Эмоционально откликаются на музыку разного характера.

----------------------------

Расширяют словарный запас, сравнивают музыку по характеру, высказывают свое мнение о ней.

------------------------------

Активируют речевую активность детей, развивают умение диалогового общения

----------------------

Закрепляют движения вальса.

----------------------------

Высказываются о прослушанной музыке.

-----------------------------

Закрепляют движения галопа.

----------------------------

Высказываются о прослушанной музыке.

-------------------------------

Формируется умение высказывать своё мнение, анализировать действия, делиться впечатлениями.

 

-------------------------------

Эмоционально реагируют.

Анализируют свои действия, делятся впечатлениями. Дети испытывают положительные эмоции от проделанной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры для детей подготовительной группы.

Данный конспект может быть полезен воспитателям подготовительных групп при подготовке к занятиям по теме "Рождество Христово" и при подготовке к проведению праздника "Рождество Христово"....

Тема: «Развитие речи и творчества детей дошкольного возраста через художественную литературу».

Художественная литература – могучее действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное влияние на развитие и обогащение  речи.Проблема восприят...

План работы по индивидуальному профессиональному развитию педагога на тему "Развитие связной речи детей дошкольного возраста через художественную литературу"

План работы по индивидуальному профессиональному развитию педагога на тему "Развитие речи детей дошкольного возраста через художественную литературу"...

Тема самообразованию «Воспитание социально-нравственных качеств у детей дошкольного возраста через художественную литературу» на 2019-2020 учебный год

Повысить свою педагогическую компетентность в вопросах воспитания социально- нравственных качеств детей дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе...

План работы по самообразованию 2020–2021 г. на тему «Развитие нравственных качеств у детей дошкольного возраста через художественную литературу и фольклор»

Повышение уровня компетенции в вопросе духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе чтения художественной литературы и фольклора....

Проект "Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе через взаимодействие воспитателя и родителей"

Процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось еще во времена Ярослава Мудрого. Книга должна вой...