Проект "Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе через взаимодействие воспитателя и родителей"
проект (подготовительная группа)

Романова Любовь Алексеевна

Процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось еще во времена Ярослава Мудрого. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребёнок должен любить книгу, тянуться к ней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_chtenie_v_dou.pptx1.99 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детские сад № 76» города Челябинска Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе через взаимодействие воспитателя и родителей» Выполнил: воспитатель I кв кат Романова Л.А .

Слайд 2

Вид проекта : практико-ориентированный Продолжительность проекта : долгосрочный. (сентябрь 2023-январь 2024) Участники проекта : - дети подготовительной группы, - воспитатели, - родители воспитанников, - специалисты ДОУ.

Слайд 3

Цель проекта: Способствовать развитию устойчивого интереса ребёнка к художественной и познавательной литературе. Привлечение детей к книге, закрепить интерес к семейному чтению через совместную систему работы: воспитатель, родители, дети. Задачи: Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг, воспитывать бережное отношение к книге (не рвать, не мять, не загибать листочки). Формировать умения сопереживать и сочувствовать главному герою. Приобщать детей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя. Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей. Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.

Слайд 4

Актуальность проекта: Процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось еще во времена Ярослава Мудрого. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребёнок должен любить книгу, тянуться к ней. Но, как известно, современные дети всё чаще проводят своё время за компьютерными играми, просмотром телепередач и всё реже читают книги. В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребёнка взять в руки книгу, тем более ребенка – дошкольника, т.к. он является своеобразным читателем. Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой.

Слайд 5

Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в круге детского чтения, создание системы чтения – всё это во власти взрослого. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребёнок настоящим, увлечённым читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнёт случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни. От установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе вырабатывается у ребёнка. На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. В книгах заключено особое очарование: книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас. Необходимо найти эффективные формы работы по приобщению детей к чтению, увлекая этим дошкольников и их родителей.

Слайд 6

Содержание проектной деятельности: Подготовительный -изучение условий реализации проекта; -определение цели и задач; -составление плана мероприятий -привлечение родителей к участию в проекте; -согласование выездов в библиотеку с администрацией МДОУ «Детский сад №76 города Челябинска» -подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстрированного материала; -разработка тематических бесед; (Сентябрь 2023г) Практический - чтение произведений художественной литературы; -проведение цикла тематических бесед; -показ презентаций; -разучивание стихов для праздников; -проведение тематических развлечений; -изготовление пособий и игр; (Сентябрь 2023- Январь 2024) Заключительный Подведение итогов реализации проекта: Презентация проекта (Январь 2024)

Слайд 7

План реализации проекта Сроки реализации Содержание деятельности. Мероприятия Беседа с детьми по теме: «История возникновения книги» Презентация: «История создания книги Презентация: «Откуда книга к нам пришла?» Просмотр мультфильма и презентации «Откуда берется хлеб?» Чтение сказки «Колосок»; отгадывание загадок на тему «хлеб» Музыкальное развлечение в ДОУ на тему «Здравствуй осень золотая» Чтение художественной литературы: В. Сутеев «Мешок яблок», «Яблоко»; В. Гаршин «Лягушка-путешественница»; Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок»; «Колосок»; В. Осеева «Волшебное слово»; М. Зощенко Бабушкин подарок». Консультация для родителей: «Приобщение детей к чтению через Русские народные сказки». Чтение художественной литературы : Бажов «Серебряное копытце»; В. Золотников «Подарок для самого слабого», «Верное средство», «Крошка енот»; Н. Носов «Как Незнайка был музыкантом, (художником)»; «Как Незнайка сочинял стихи»; К. Паустовский «Похождения жука-носорога»; С. Баруздин «Шел по улице солдат». Консультация для родителей: «Компьютерные игры в детском возрасте польза или вред?» октябрь

Слайд 8

ноябрь Беседа с детьми по теме: «Ознакомление с трудом библиотекаря». Поездка в детскую библиотеку . Знакомство с библиотекой. Неделя детской книги, посвящённая дню рождения С.Я. Маршака (135 лет) Чтение стихов «Багаж», «Где обедал воробей», «Дом, который построил Джек», «Мяч»; Чтение сказки «О глупом мышонке»; Просмотр спектакля в теневом театре по «сказке о глупом мышонке»; Просмотр мультфильма «Человек рассеянный с улицы Бассейной ». Театрализованное представление в ДОУ. Инсценировка русских народных сказок «Теремок», « Заюшкина избушка». Чтение художественной литературы: С. Маршак «Красная шапочка»; «Откуда стол пришел?»; « Хаврошечка », обр. А. Н. Толстого; Б. Заходер «Серая звездочка»; Н. Носов «Живая шляпа»; Л.Толстой «Косточка», «Прыжок». Консультация для родителей: «Зачем читать детям сказки на ночь?», «Чему учат Русские народные сказки». Чтение стихов «Овощи», «Щенок», «Котята»; Инсценировка театрализованного представления «Овощи»; Чтение сказки «Три поросенка»; Просмотр сказки в теневом театре «Три поросенка»; Просмотр мультфильма про девочку, которая плохо кушала.

Слайд 9

декабрь Визит сотрудника библиотеки в группу детского сада, с целью проведения беседы и знакомства детей с книгами, детскими писателями; Чтение книги Дэвида Макки « Элмер ; Раскрашивание и вырезание слонов. Участие в конкурсе чтецов на тему: «Отечество славлю, которое есть и трижды, которое будет!» Поездка в детскую библиотеку , посвященная юбилею Эдуарда Николаевича Успенского(85лет); Литературное занятие "Разноцветная семейка" Чтение стихов: «Над нашей квартирой», «Троллейбус», «Все в порядке», «Жил-был один слоненок», «Тигр вышел погулять», «Разноцветная семейка». Разучивание песен, стихов к новогоднему празднику. Чтение художественной литературы: Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»; К. Чуковский « Федорино горе»; «Два жадных медвежонка»; «Петушок и бобовое зернышко»; К. Ушинский «Проказы старухи-зимы»; М. Зощенко «Елка». Консультация для родителей: «Десять ПОЧЕМУ детям необходимо читать». Чтение художественной литературы : К. Ушинский «Четыре желания»; В. Драгунский «Друг детства»; Н. Носов «Бобик в гостях у Барбоса»; Э. Успенский «Зима в Простоквашино»; А. Н. Толстой «Буратино». Консультация для родителей : «Игра в семейном воспитании». Акция « Книжкина больничка» Новый год в стиле «Основы безопасности через чтение русских народных сказок»

Слайд 10

Январь Поездка в детскую библиотеку , посвященная юбилею Ренаты Григорьевны Мухи(90лет); Чтение стихов: «Ужаленный уж», « Одинокая свинка», «Маленький пингвин», «Послушный дождик», Простуженный слоненок», «Забывчивая сова». Просмотр диафильма «Кошка по имени мышка»; Раскрашивание и вырезание ужей. Чтение художественной литературы : М. Пришвин «Гаечки»; Б. Житков «Храбрый утенок»; В. Сутеев «Петух и краски»; «Царевна лягушка», обр. М. Булатова; А. Милн , Б. Заходер «Как Вини-пух и Пятачок отправились на охоту…». Консультация для родителей: «Правила при организации игровой деятельности детей с компьютером». Чтение художественной литературы : В. Маяковский «Кем быть?»; В. Катаев «Цветик семицветик »; Р. Киплинг «Слоненок»; С. Баруздин «Шел по улице солдат» Консультация для родителей: « Сделайте своего ребенка счастливее». Чтение художественной литературы : В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»; А. Милн , Б. Заходер «Винни-Пух и пчелы»; А. Линдгрен « Карлсон , который живет на крыше, опять прилетел» (главы в сокр.) пер со швед. Л.Лунгиной Консультация для родителей : « Как провести время с ребенком на природе». Изготовление лэпбука «Библиотека»

Слайд 11

Формы работы по приобщению детей к чтению книг Занятия в ДОУ Культурно-досуговая деятельность (праздники, развлечения) Свободная деятельность (труд, игра, кружковая деятельность) Сотрудничества с родителями (родительские собрания; индивидуальные консультации; семинары-практикумы; папки-передвижки; фото презентации; участие родителей в проектной деятельности, литературных конкурсах, в создании библиотечного фонда ДОУ, в оформлении выставок, макетов).

Слайд 12

Методы работы в ДОУ по приобщению детей к чтению Словесные выразительное чтение художественных произведений (сказок, рассказов, стихов, потешек и т.д.); заучивание наизусть и пересказ произведений; беседы о прочитанном в процессе свободного общения воспитателя с детьми. Практические игры-драматизации; дидактические игры; упражнения-инсценировки; изображение прочитанного в изобразительной деятельности (лепке, рисовании, аппликации); театрализованная деятельность. Наглядные показ иллюстраций, картинок, игрушек; просмотр видеороликов, фильмов; оформление выставок в книжном уголке; использование разных видов театра.

Слайд 13

Были проведены занятия по ознакомлению детей с художественной литературой (чтение, заучивание); по ознакомлению с биографиями писателей и поэтов; по ознакомлению с историей создания книги, бумаги, письменности.

Слайд 14

Дети дошкольного возраста слушатели, а не читатели. Художественное произведение до них доносит педагог «Чтение»-разглядывание является одним из любимых занятий дошкольников

Слайд 15

Книга — главный источник знаний, сокровищница мудрых идей и фонтан советов. В ней сосредоточены тайны тысячелетий. Благодаря словам, воспроизведённым на бумаге, мы прикасаемся к мыслям предков, перемещаемся в иные эпохи и проживаем множество жизней. С помощью книг люди передают и сохраняют сведения и накопленный опыт потомкам. Это уникальный метод обмена информацией между людьми, народами, поколениями. Книга способна совершить невозможное — стереть временные рубежи. Перенося читателя в выбранную им эпоху, она позволяет рассмотреть всю обстановку, раскрывает как основные, глобальные, так и незначительные элементы тех времён. Она является одним из важнейших изобретений человечества и двигателем прогресса. Конечно, мы еще маленькие и не умеем читать, но мы можем использовать книгу по другому. Например, мы рассматривали иллюстрации, а потом по ним составляли свой рассказ, т.е. свою сказку, но при этом использовали уже знакомых нам героев.

Слайд 16

С целью формирования у детей интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге в нашей группе создана «Мини-библиотека». Это спокойное, удобное, эстетически оформленное место, где дети имеют возможность общаться с книгой, рассматривать иллюстрации, журналы, альбомы.

Слайд 17

Формируя у детей бережное отношение к книге, было предложено поучаствовать в акции « Книжкина больничка». В результате дети выяснили, что не только люди, но и книги умеют болеть...Но в отличии от человека она не может сказать где болит. По этому, мы провели осмотр всех книг нашей библиотеки и те книги, которые нуждались в лечении отправили в "больничку". Наши замечательные доктора вооружились инструментами и принялись за дело. Они клеили корешки, чинили страницы. А потом вернули все книги в библиотеку.

Слайд 18

Ну а создание Лэпбука «Библиотека» помогает знакомить детей с историей и работой библиотек, героями книг, писателями; расширяет словарный запас у детей. В лэпбуке красочные иллюстрации и интересные интерактивные элементы, которые привлекают внимание детей и помогают им лучше запомнить информацию по теме «Библиотека».

Слайд 19

Одним из условий успешной работы по приобщению детей к книге является использование интерактивных настольных дидактических игр. Данный вид игры не только поддерживает активный интерес дошкольников к художественной литературе, но имеет и большое образовательное значение. А еще ценнее эти пособия становятся, когда сделаны совместно с детьми. «Русские народные сказки» «Добры и злые герои»

Слайд 20

Для того, чтобы появился у ребенка интерес к чтению необходимо дать ему услышать прочувствовать и пережить литературное произведение. Всем известно, что ведущий вид деятельности дошкольников это игра, поэтому самый простой способ дать детям возможность прожить «книжную историю» это проиграть её. Поэтому театрализованная деятельность в детском саду имеет немаловажное значение по приобщению дошкольника к художественной литературе. Воспитанники не прости участвуют в театральных постановках по уже знакомым произведениям, но и сами принимают участие в изготовление атрибутов.

Слайд 21

Праздник – это торжество, которое объединяет людей общностью переживаний, эмоциональным настроением, которое создает то особое ощущение, которое мы называем праздничным. Праздники должны не только воспитывать, но и давать пищу для развития мысли, воображения, способствовать формированию речи, приобщать детей к художественной литературе. Утренники в ДОУ являются важной формой работы. Дети знакомятся каждый раз по новому с уже знакомыми героями книг художественной литературы. И очень важно, что на праздниках отрицательные герои переходят на сторону добра. В этом году на нашем новогоднем утренники Баба Яга вела себя отвратительно по отношению к героям и воспитанникам детского сада, но с появлением деда Мороза все изменилось. Баба Яга стала доброй. Образ Бабы Яги с давних времен и до сих пор пугает и одновременно привлекает своей загадочностью, волшебством и тайнами. Персонаж, всем известный, но не до конца изученный. Баба Яга вовсе не зловредная, страшная старуха, а герой, без которого ни один Иван Царевич никогда бы не добрался до своей Василисы Прекрасной. Без Бабы Яги многие сказки просто не существовали бы. Действия Бабы Яги идут вразрез с внешним впечатлением. Даже прекрасная принцесса с красивой внешностью может сделать какую-нибудь гадость. А одинокая старушка, если к ней по-человечески, по-доброму отнесешься, отдаст последний волшебный предмет, чтобы герои нашли свое счастье и любовь.

Слайд 23

Приобщение детей к чтению художественной литературу мы прослеживаем на протяжении всего проекта не толь в играх, утреннике, на занятиях и т д, но и само новогоднее оформление группы как бы подталкивает к полкам с книгами. Так как подойдя к дверям нашей группы, вы встретите елочку, которая украшена игрушками, а точнее героями русских народных сказок. Открыв дверь, сразу обнаружите адвент -календарь, который расположен на дверях группы. Он невольно заставляет нас обратить на себя внимание и знакомит с памятными датами великих литераторов, писателей и иллюстраторов детских книг, рожденных в декабре. В группе мы с большим интересом рассматриваем окна, ведь на каждом окне –герои Русских народных сказок, которые готовятся к празднованию Нового года.

Слайд 24

Большую помощь в оформлении группы и приемной оказали родители воспитанников. Они мастерили поделки по мотивам русских народных сказок, придумывали и реализовывали замыслы по новогодним детским костюмам (снегурочки, богатыри, змей Горыныч).

Слайд 25

Но, как бы не старался педагог в ДО привить любовь к чтению, желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье, и основа его - привычка ребёнка читать. Семья – начало детского чтения. Читают родители - читает ребёнок. Условия возникновения интереса чтению детей В доме должны быть книги Должны быть читающие родители Необходимо больше читать ребенку вслух

Слайд 26

Семейная среда (ее моральный климат, приоритет книги, обобщение по поводу прочитанного) воспитывает внутреннюю потребность в чтении, определяет жизненный путь. Семейное чтение играет главенствующую роль в приобщении к книжной культуре, сближает родителей и детей. Главная задача педагога – заинтересовать родителей проблемой приобщения детей к чтению. И дать необходимые рекомендации и консультации: - читать необходимо с раннего детства; - покупать книги с яркими иллюстрациями; - обсуждать прочитанное произведение; - рассказывать ребенку об авторе книги; - останавливать чтение на самом интересном моменте, чтоб ребенок ждал - устраивайте дома дискуссии по прочитанному - пользоваться услугами, которые предоставляют библиотеки.

Слайд 27

Полноценного развития юной личности невозможно без традиции семейного чтения. И важнейшим звеном данной традиции является МАМА – материнское чтение. В нашей группе, совместно с мамами воспитанников мы устраиваем посиделки «Читаем с мамой».

Слайд 28

Продукт проекта: 1.Изготовление лэпбука «Библиотека» 2.Проведение акции « Книжкина больничка». 3.Выставка любимых книг детей. 4. Оформление группы на новый год в силе «Основ безопасности через прочтение русских народных сказок». Ожидаемые результаты: 1.Повышение интереса у детей к художественной литературе: желание слушать, рассматривать иллюстрации, обыгрывать эпизоды. 2.Бережное отношение детей к книгам. 3.Появление у детей самостоятельности, активности по взаимодействию с книгой. 4.Пополнение и активизация словаря, развитие лексико-грамматического строя речи детей. 5.Активное участие родителей в жизни детского сада. 6.Появление потребности у детей и родителей посещать библиотеку.

Слайд 29

Подводя итог , можно сказать, что проект «Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе через взаимодействие воспитателя и родителей» позволяет не только расширить знания детей о художественных произведениях и их авторах, но и является отправной точкой для дальнейшего развития проектной деятельности и открывает новые формы взаимодействия с семьями воспитанников. Перспектива дальнейшего развития проекта В дальнейшем планируется: - пополнение библиотеки группы книгами, сделанными руками детей, где дети выступят не только иллюстраторами, но и попробуют себя в роли авторов; - продолжение знакомства с другими детскими поэтами и писателями, а также художниками иллюстраторами . Я отметила: у воспитанников появился устойчивый интерес и желание к общению с книгой; дети стали внимательнее слушать произведение и активнее участвовать в его анализе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие ДОУ и семьи при ознакомлении детей дошкольного возраста с художественной литературой

Материал содержит опыт работы - проект, смотр-конкурс книжных уголков в группах среди педагогов, детей и родителей. Также имеются рекомендации для родителей по развитию читательского интереса у д...

Консультация для воспитателей "Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами художественной литературы"

   Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребёнка будут складываться представления о сущности н...

Проект «Приобщение детей среднего дошкольного возраста к художественной литературе через чтение сказок»

Знакомство с  литературой у  каждого ребенка начинается именно со  сказок....

ПРОЕКТ «Ребёнок и книга» по приобщению детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе, через взаимодействие с детской библиотекой.

Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе через музыкальную деятельность для детей подготовительной группы» Тема: «Со сказкой по дорогам музыки»

Конспект написан для музыкальных руководителей детских садов, также может быть использован в работе педагогов дополнительного образования. Через музыкальную деятельность на занятии дети приобщаются к ...

Организация работы по взаимодействию с родителями в процессе всестороннего развития детей дошкольного возраста посредством художественной литературы.

Организация работы по взаимодействию с родителями в процессе всестороннего развития детей дошкольного возраста посредством художественной литературы....