«Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе через малые фольклорные формы»
консультация по развитию речи (младшая группа)

Кузьмина Татьяна Юрьевна

В конце 20-го начале 21 веков в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает нашему языку, а значит и культуре. Поэтому развитие речи средствами фольклора приобретает особую значимость. В раннем возрасте важно ускорить рождение первых слов у ребёнка. С этой задачей помогут справиться  малые фольклорные формы. Звучность, ритмичность, напевность  потешек привлекает детей, вызывает желание повторить, что способствует развитию разговорной речи.  Кроме развития речи, устное народное творчество способствует развитию нравственных качеств личности. Ведь фольклор-это народная мудрость, народная поэзия, в которой передан уклад жизни.  Дети в этом возрасте не умеют играть вместе, они ссорятся,  забирают игрушки, а пожалеть обиженного не спешат,то и нравственные качества ещё не развиты.

Заложить основы этих качеств в наших детях нам поможет устный народный фольклор.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Приобщение  детей   раннего возраста  к  художественной литературе  через  малые фольклорные  формы»

              C:\Users\Администратор\Desktop\фольклор фото\DSCF5750.JPG

Из опыта работы

Воспитатель: Кузьмина Т.Ю.

Актуальность

 

В конце 20-го начале 21 веков в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает нашему языку, а значит и культуре. Поэтому развитие речи средствами фольклора приобретает особую значимость. В раннем возрасте важно ускорить рождение первых слов у ребёнка. С этой задачей помогут справиться  малые фольклорные формы. Звучность, ритмичность, напевность  потешек привлекает детей, вызывает желание повторить, что способствует развитию разговорной речи.  Кроме развития речи, устное народное творчество способствует развитию нравственных качеств личности. Ведь фольклор-это народная мудрость, народная поэзия, в которой передан уклад жизни.  Дети в этом возрасте не умеют играть вместе, они ссорятся,  забирают игрушки, а пожалеть обиженного не спешат,то и нравственные качества ещё не развиты.

Заложить основы этих качеств в наших детях нам поможет устный народный фольклор.

     

Этапы работы:

1 Изучение методической литературы.

2 Подбор произведений.

3 Создание картотеки потешек.

4 Консультация для родителей:

5 Открытие клуба молодой семьи по разучиванию  фольклорных произведений.

Любой дошкольник является читателем, даже если он не читает а только слушает взрослого. Самые первые произведения, которые слышат дети в этом возрасте – это песенки, потешки, короткие стихи, сказки.

Наша группа называется «Ладушки». Дети поступившие в мою группу в этом году, маленькие, им нет ещё и двух  лет. Дети не говорящие, мы ещё только учимся говорить.

                     Во время чтения или рассказывания использую игрушки, картины, рассматриваем иллюстрации в самой книге.

Занимаюсь с небольшой подгруппой детей(4-5 человек), чтобы каждый потрогал,посмотрел. По содержанию произведения перевоплощаюсь (в бабушку, в медведя,  в лису  или зайца). Детям одеваю злементы костюмов.

Использую инсценирование произведений, где дети являются активными участниками

.

        Фольклорно-игровые занятия требуют от педагога профессиональных знаний и умений в области народного  искусства. Педагог должен уметь петь, танцевать, играть на народных инструментах перевоплощаться, быть артистичным. Ребёнок, даже такой маленький, способен принять любой сюжет, войти во взаимодействие со взрослыми.

Особую значимость приобретает фольклор в первые  дни  жизни ребёнка в детском саду.  В период адаптации он скучает по дому, по маме, ещё не может общаться с другими детьми и взрослыми. В это время я использую потешки, которые помогут установить контакт с ребёнком. Многие литературные произведения позволяют вставить  любое имя, не изменяя содержание.  

 Например:

                             Кто у нас хороший

                             Кто  у пригожий                                  

                             Мишенька хороший

                             Мишенька пригожий.

Нельзя забывать,что словарный запас у детей раннего возраста не велик. Поэтому потешки должны быть понятны по содержанию, простые, короткие, произнесённые нараспев, ласково, не громко. Можно использовать потешки чтобы заставить детей двигаться:

                           Киска, киска, киска брысь!

                           На дорожку не садись

                           Наша Дашенька пойдёт

                           Через киску упадёт.

Удачно  подобранная  потешка  может помочь и во время кормления:

                 Умница  Катенька ешь кашку сладеньку

                 Вкусную, пушистую, мягкую, душистую.

Во время одевания:

                              Вот они сапожи

                              Этот с правой ножки

                              Этот с левой ножки.

Во время умывания:

                                  Водичка, водичка

                                  Умой моё личико

                                  Чтобы глазки блестели

                                  Чтобы щёчки розовели

                                  Чтоб кусался зубок      

                                  Чтоб смеялся роток

Со временем дети сами начинают вводить потешки в свои игры. Очень большое значение имеют потешки для воспитания дружелюбия, чувства сопериживания:

                                 Не плачь,не плачь

                                 Я куплю тебе калачь

Даже в этом возрасте малыши способны понять игру-драматизацию. Для изготовления настольного, кукольного и пальчикого театров привлекаю родителей. Дети с восторгом наблюдают как появляются на моих пальцах герои сказки.

             Большое внимание уделяю русской народной сказке, которая помогает детям разобраться где добро а где зло, что хорошо а что плохо, получить информацию о моральных ценностях. Сказки лучше не читать а рассказывать глядя на детей, дети должны видеть лицо педагога, эмоции, мимику. Это помогает понять содержание, отношение к персонажам. Для этого использую образ бабушки-сказочницы. Для того чтобы фольклор стал неотъемлемой частью общения с детьми поддерживаю связь с семьями воспитанников. Многие современные родители не знают фольклора.

 У нас создан «Клуб молодой семьи» по обучению родителей правильному чтению потешек. Здесь у нас проиходит обмен опытом параллельно с обучением. В нашей группе создана соответствующая развивающая среда: различные виды театров, библиотека книг с русскими народными сказками, потешками, стихами. Имеется уголок ряжения, родителями пошиты платочки, фартуки, рукавичковый театр, театр на ложках, мини-музей «Лапушка», посвящённый герою сказок- зайчику.  

В результате приобщения детей к фольклору,дети с большей охотой идут в садик, легче прошли адаптацию. Потешки помогли наладить эмоциональный контакт, легче усваиваются культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания. И ещё один важный момент, через знакомство с фольклором прививается любовь к истории и культуре нашей Родины.                                                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект«Развитие речи у детей раннего возраста с элементами музыкотерапии в рамках Службы ранней помощи»

Ранняя стимуляция речевого развития у детей актуальна в настоящее время и соответствует общим приоритетам развития образования в Российской Федерации.С каждым годом все большее значение приобретает пр...

Ранний возраст Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста

Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста...

Практическое занятие с педагогами групп детей раннего возраста «Нетрадиционные способы поддержки ребенка раннего возраста в адаптационный период»

практическое занятие с воспитателями младшей группы, с целью обучить педагогов использованию нетрадиционных способов поддержки ребенка раннего возраста в адаптационный период...

Консультация для родителей и молодых специалистов групп раннего возраста "Соблюдение режима дня в раннем возрасте – первая ступень на пути формирования здорового образа жизни"

Консультация о необходимости создания в группах раннего возраста такой здоровьесберегающей среды, которая будет способствовать гармоничному и всестороннему развитию воспитанников, и, вместе с те...

Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"

С чего  начинается детский сад? Как  это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...

"Советы родителям детей раннего возраста" Ранний возраст – важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. В настоящее время у подавляющего большинства детей раннее детство проходит в се

quot;Советы родителям детей раннего возраста"Ранний возраст – важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. В настоящ...