ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СКАЗКОЙ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
статья (старшая группа) по теме

Кочешкова Елена Анатольевна

В статье дан анализ работы по проекту "За добро добром платят", итогом которого является экологическая сказка "Об одиноком красавце дубе".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл экологическая сказка24.23 КБ

Предварительный просмотр:

ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СКАЗКОЙ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

С момента рождения ребенка окружает мир природы. Природа оставляет большой след в душе ребёнка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства. Ребёнок радуется, видя зелёную траву, слушая щебетание птиц или стрекотание кузнечиков, ощущая запах цветов.Первые восприятия важны и неожиданны для ребёнка. А всё новое удивляет и вызывает интерес.

Общение с природой воспитывает у ребёнка чувство прекрасного. Если взрослые научат дошкольника любоваться яркими красками неба, у малыша разовьётся чувство прекрасного, он будет радоваться красоте и глубже познает окружающий мир.

В процессе экологического воспитания детей дошкольного возраста необходим творческий поиск, в котором можно выделить такое направление, как экологическая сказка.

А что такое экологическая сказка?

Экологические сказки несут «экологическую информацию», т.е. дают знания о природе, о повадках животных, о взаимоотношении людей с животным и растительным миром. Они в доступной форме объясняют суть экологических проблем, причины их появления, помогают расширять экологический кругозор, осмыслить окружающий мир и изменения взаимоотношений людей со средой обитания. Помогают открыть способность души человека тонко чувствовать окружающий мир. Они нацелены на формирование у человека бережного отношения к природе.

Чему учат экологические сказки?

Экологические сказки учат:

познавать окружающий мир;

воспитывать чувство причастности к благополучию в природе;

думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранение ее богатства и красоты.

Экологическая сказка учит научному видению, в занимательной форме помогает раскрыть сложные явления природы, даёт возможность стать членом интересного общества верных друзей (различных животных, растений), научиться понимать их потребности и взаимоотношения с окружающей средой.

Характерная особенность экологических сказок заключается в том, что экологическое содержание всегда реально, а фантастические события и образы делают эту реальность увлекательной, хорошо запоминающейся и понятной детям.

Сказки способствуют более осознанному пониманию детьми природы, природных явлений и формированию у детей осознанной природоохранной деятельности и навыков рационального природопользования.

Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через экологическую сказку, могут быть заложены начальные  формы осознанно правильного отношения к природе, интерес к её познанию, сочувствие ко всему живому, умение видеть красоту природы в разных её формах и проявлениях, выражать  своё эмоциональное отношение к ней.

Работа с экологической сказкой имеет свою специфику. В нашей работе мы делали акцент не на приобретение дошкольниками необходимых знаний, умений, навыков, а на развитие личности, творческой сущности ребенка в процессе работы со сказкой.

Поэтому для знакомства детей с экологической сказкой была использована новая форма работы – проектная деятельность.

Этот метод актуален и очень эффективен, т.к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.

Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т.к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по   проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным и чрезмерно назидательным. Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада.

Поэтому целью нашего педагогического исследования стала разработка проекта «За добро добром платят» по формированию у детей дошкольного возраста основ экологической культуры средствами экологической сказки.

 Мы хотели проследить экологическую цепочку о развитии лесного сообщества, показать, что в нем все взаимосвязано. Вы спросите нас, почему мы заинтересовались именно этой проблемой? Тема злободневная: это частые пожары, в которых погибают растительный и животный мир, браконьерство, небрежное отношение к природе: загазованность, захламленность – все это подталкивает нас воспитывать экологически грамотных, культурных людей.

Цель проекта – поиск и создания условий для развития личности ребенка, его ценностной ориентации в окружающем мире природы через актуализацию имеющихся у него основ - экологического образования средствами художественно – речевой и музыкально – театрализованной деятельности.

Задачи проекта:

- дать детям сведения о взаимосвязях в природе;

- познакомить детей с особенностями биологии некоторых видов деревьев, птиц, животных;

- показать значение деревьев и птиц в жизни человека;

- развивать познавательный интерес к природе и воспитывать бережное отношение к ней;

-способствовать становлению нравственных качеств личности: чувства ответственности, готовность прийти на помощь друзьям;

- привлечь внимание детей к русскому народному творчеству - фольклору: пословицам, поговоркам, сказкам.

В современных условиях, когда происходит модернизация дошкольного образования с введением федеральных государственных требований, работа над проектом велась  с учетом этих требований, а именно через интеграцию 10 образовательных областей.

Работа над проектом проходила в 2 этапа: теоретический и практический этапы.

На теоретическом этапе мы проводили наблюдения из окна и на территории детского сада, а участок детского сада стал хорошей лабораторией для исследовательской работы с неживой и живой природой, рассматривали иллюстрации, изучали познавательную и художественную литературу и результат нашей деятельности  мы систематизировали и обобщили в тематические папки, которые будут пополняться в будущем. Каждая тематическая папка содержит обзорный материал по каждой подтеме  проекта, которых было 10 («Этажи и жители леса», «Потребности животного и растительного мира», «Дуб», «Белка», «Сорока», «Заяц», «Крестьяне», «Лесовичок», «Дятел», «Сказки, сочиненные вместе с детьми»). В процессе работы над проектом дети узнали о взаимосвязях конкретных растений и животных, птиц со средой обитания, об их приспособленности к ней. А так же, что жизнь всех лесных обитателей зависит друг от друга, что нарушения этих экологических цепей ведет к разрушению лесного сообщества.

После изучения этого блока познавательного материала, мы с ребятами решили сочинить сказку – это был переход к практическому этапу проекта.

И однажды (как говорится в сказке), во время изготовления поделок из природного материала у нас зашла беседа про желуди.Ребята уже знали что желуди- это плоды дуба. Эти деревья растут в лесах. Из опавших желудей прорастают молодые дубочки, которые со временем превращаются в могучие дубы, живущие несколько веков.

Когда весь материал был собран, началась работа над сказкой, которую назвали «Об одиноком красавце дубе».

У нас возникла идея, а что произойдет, если дуб будет стоять один –одинешенький, и мы предложили ребятам взять ее за основу нашей будущей сказки.

Как это случилось, что произошло с ним? Выбрали персонажей самых распространенных жителей леса, которые живут в лесах и пользуются «услугами деревьев», непосредственно дуба. Используя модели экологической цепочки «животное – среда обитания - питание» дети пополнили свои знания, например:

Белка  дом (дупло)  корм (желуди)

Заяц  дом (нора, под корнями)  корм (кора дуба).

Сорока - основной персонаж сказки. Как во многих сказках - эта птица является знатоком всех лесных новостей. Вот от нее то и все узнают о проблеме с дубом.

Так как лес непосредственно связан с людьми, мы решили ввести персонажами людей - крестьян.

Исходя из проблемы дуба – одиночество, прослеживается еще одна экологическая цепочка: если погибнет дуб  улетят птицы (они лишатся своего дома)  погибнет урожай (от мышей и вредных насекомых)  наступит голод для людей. Из этих цепочек выстраивается основная проблема нашей экологической сказки, так как все в природе взаимосвязано.

Но что - бы наше произведение стало похожем на сказку надо было ввести в нее немножко волшебства. Это колдуны – Злобыдан и Тоскавей. Они то и заколдовали наш дуб, нагнали на него тоску.

Работа была еще сложнее и кропотливее, когда нужно было подобрать детей к данным персонажам. К каждому ребенку нужен свой индивидуальный, творческий подход, что - бы ребенок был похож на своего персонажа не только темпераментом, но и сумел передать все черты характера своего героя. Все дети были эмоциональными заинтересованными в правильном исполнении своей роли. Они свободно пользовались вербальными и не вербальными средствами выразительности. Многие импровизировали. Ребята прекрасно справились со своей работой, а нам удалось реализовать все поставленные задачи. В сказке – роль дуба была сыграна взрослым. Это было сделано не случайно, мы хотели показать, что он выше, мудрее, чем другие персонажи с этим мог справиться взрослый.

Данная постановка  (сказка) была написана в прозе. Это было труднее запомнить для детской памяти, поэтому мы решили ее «разбавить» фольклором, то есть ввели пословицы, поговорки, приметы.

Большую роль в реализации проекта играет привлечение родителей. Благодаря их участию в проекте у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка.Участие взрослых в детских проектах способствует социально-личностному развитию каждого ребенка.

В результате использования метода проекта дети  стали более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.

Наша работа со сказкой способствовала становлению не только личностных качеств, но и развитию у детей высших чувств (дружба и любовь к живым существам), которые связаны с событиями и переживаниями сказочных персонажей; интеллектуальные чувства (любознательность, удивление, сомнение) вызвали у детей поступки сказочных героев; эстетические чувства (наслаждение, радость, удовольствие, восхищение, переживание) развивались у детей при восприятии красоты и разнообразия живой природы. Природа и человек неразделимы, они составляют единое целое. И оттого, что заложено в дошкольном детстве, будет зависеть отношение к окружающей природной среде подростка в школе и во взрослой жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство детей дошкольного возраста с окружающим миром через проектную деятельность

Проектная деятельность дошкольников является уникальной современной технологией обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно ориентированного подхода к образованию: в мат...

Воспитание духовно-нравственных и социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста с нарушениями речи через проектную деятельность в условиях логопедического пункта детского сада

В настоящее время усиленно внимание к решению задач патриотического воспитания со стороны Правительства РФ и Министерства образования и науки России. Необходимость целенаправленной работы по патриотич...

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с условной меркой через проектную деятельность

В материале представлен опыт по ознакомлению дошкольников с условной меркой в рамках педагогического проекта....

«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста совместно с родителями через проектную деятельность»

laquo;Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста совместно с родителями через проектную деятельность» Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является одн...

«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста совместно с родителями через проектную деятельность»

laquo;Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста совместно с родителями через проектную деятельность» Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является одн...


 

Комментарии

Зимова Елена Викторовна

Елена Анатольевна, Ваша статья является актуальной темой в педагогическом сообществе.Проектный метод работы с детьми - это одна из форм инновационной деятельности педагога. Молодец!