Знакомство детей дошкольного возраста с окружающим миром через проектную деятельность
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) по теме

Песегова Светлана Александровна

Проектная деятельность дошкольников является уникальной современной технологией обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно ориентированного подхода к образованию: в материалах предлагается недельный проект на тему "Профессии" с детьми млалшего дошкольного возраста, системная паутинка (сам проект), организованная образоваьельная деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Знакомство детей дошкольного возраста с окружающим миром через проектную деятельность

   Дошкольный возраст является самым благориятным периодом для активного всестороннего развития, как умственного, так и физического. В это время ребёнок получает и усваивает информации в несколько раз больше, чем в период школьного обучения.

   Дети младшего дошкольного возраста находятся у истоков познания окружающего мира. Именно в эти годы у них формируются первичные предствления об окуружающем мире, они овладевают речью, способами умственной деятельности, у них появляется познавательный интерес, своё отношение к окружающему.

   «Детсво – каждодневное открывание мира. Нужно, чтобы открытие стало, прежде всего, познанием челоаека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входили красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Отечества» - писал В. А. Сухомлинский.

   В настоящий период времени познание (формирование целосной картины мира) является одной из ведущих задач воспитания и развития детей в любом дошкольном учереждении. Особенно оно касается младших дошкольников. Ведь ребёнок, придя в детский сад, имеет определённый уровень знаний, данный ему ближайшим окружением, т.е. близкими людьми. Всё меняется, когда ребёнок начинает посещать дошкольное учереждение, определённую группу, учится контактировать с другими взрослыми и, конечно же со сверстниками. Это уже является совсем другой ступенью развития представления об окружающей действительности и явлениями общественной жизни. Чтобы познание детей об окружающем мире были более интересными, привлекательными для детей, более глубокими и полными, нужно планировать воспитательно-образовательную работу через проектный метод, т.к. он является более глубокой формой взаимосвязи, взаимоотношения различных разделов и образования детей:

  1. Это систематизация и углубление знаний детей о предметах и явлениях;
  2. Развитие познавательной мотивации;
  3. Формирование интереса к различным формам познания мира (моделирование, экспериментирование, наблюдение, чтение, обсуждение, продуктивная деятельность).

    В младшем дошкольном возрасте содержание знаний об окружающем интегрируется с развитием речи, развитием грамматической стороны речи, фонематического слуха.

   

Детско-родительский образовательный проект «Профессии»

Вид проекта: творческий.

Продолжительность: недельный.

Участники: воспитатели, родители, дети младшего дошкольного возраста.

Образовательная область: познание (ознакомление с окружающим), коммуникация (развитие речи).

Цель: уточнение ирасширение знаний детей о некоторых профессиях.

Задачи:

  1. Уточнить знания детей о различных профессиях, познакомить с некоторыми новыми для детей профессиями;
  2. Развивать речевую активность, пополнять словарный запас;
  3. Развивать познавательную активность;
  4. Воспитывать бережное отношение к труду взрослых.

Основные направления реализации проекта:

  1. Организованная образовательная деятельность «Разные професси нужны, разные профессии авжны…»;
  2. Домашнее задание для детей и родителей – совместное изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр, придумывание загадок по теме проекта;
  3. Беседа с детьми «Труд взрослых».

Обеспечение:

  1. Настольно-печатные игры;
  2. Игровые атрибуты для сюжетно-ролевых игр;
  3. Специальная методическая литература;
  4. Иллюстрационно-наглядный материал;
  5. Детская художественая литература.

Предпологаемый результат:

  1. Знать и называть профессии, значение;
  2. Узнавать некоторые профессии по описательным загадкам, рассказам.

Продукт проектной деятельности: изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр.

Презентация прокта: составление альбома «Профессии».

системная паутинка

Центр сенсорики

  1. Счёт «Один - много»;
  2. Счет до трёх;
  3. «Собери картинку»;

Пальчиковые игры:

«Пастушок», «Капитан».

Центр коммуникации

  1. Отгадывание загадок;
  2. Беседы по теме;
  3. Рассматривание и беседы                         по картинам.
  4. Составление описательных рассказов по теме проета.

Центр книги

  1. Чтение стихов Б. Заходера «Строители», «Мастер», «Портниха», «Шофёр»;
  2. Заучивание стихотворения на выбор;
  3. Чтение сказки К. Чуковского «Доктор АйБолит».

Центр игры

Д/и «Кому, что нужно для работы?»;

        «Что сделано руками человека?»;

        «Что лишнее?»;

        «Чудесный мешочек»;

        «Кого не стало?»;

        «Узнай по описанию».

Тема: «Профессии»

Цель: уточнение, расширение                  знаний детей о некоторых прфессиях,            их функциях и значении.

Центр познания (конструирования)

  1. «Строим детскую больницу»                    по образцу;

  1. «Строим склод для продуктов»  коллективная работа по собственному замыслу детей.

Центр художественного творчества

  1. Рисование «Железная дорога для доктора АйБолита»;
  2. Рисование «Новые вёдра в подарок няне»;
  3. Лепка «Витамины в баночке», «Повар»,                              «Заходите в гости к нам, витамины я вам дам»;
  4. Аппликация «Скорая помощь», «Красивые тарелочки».

Центр детского творчества

Сюжетно – ролевые игры:

«Семья», «Больница», «Детский сад», «Автобус»,                     «Магазин продуктов», «Магазин игрушек», «Парикмахерская», «Ветеренарная клиника», «Поезд»                                        (воспитание гендерной принадлежности через                 разыгрывание детьми разных ролей).

Познавательное занятие на тему: «Разные профессии нужны, разные профессии важны…».

           Цель: уточнение, расширение и закрепление знаний детей о некоторых профессиях.

           Задачи: вызвать интерес детей к окружающему миру, формировать реалистические представления о профессиях; обогащать словарный запас, развивать связную речь, учить детей давать полные ответы на вопросы; активизировать словарный запас, развивать внимание и память, логическое мышление.

Ход:

- Ребята, скажите, что обозначает слово «профессия»? (Ответы детей).                                                                                                                            

- Профессия – это труд, которому человек посвящает свою жизнь, утром человек уходит на свою любимую работу, и возвращается только вечером. Профессий очень много, расскажите, какие вы знаете профессии? (Дети перечисляют уже знакомые им профессии: врач, повар, воспитатель, пожарный, строитель, по - лицейский, парикмахер, портной и т. д.).                                                                                                            

- Расскажите, а какие професии у ваших родителей? (Ответы детей).                                                      

 - Хотели бы вы иметь такуе же профессии, когда станете взрослыми, почему?    (Ответы детей).                                                                                                                                                          

- У каждого человека обязательно есть любимое занятие, и у вас тоже, расскажите о нём. (Ответы детей. Воспитатель дабивается полных ответов от детей через наводящие вопросы).                                                                                                                                          

        Далее педагог предлагает рассмотреть серию картинок с изображением людей разных профессий и перечислить названия профессий. Проводиться игра «Кому, что нужно для работы?». Педагог выносит некоторые предметы, которые принадлежат той или иной профессии  и предлагает назвать кому, что нужно для работы:

Детские книжки – воспитателю;

Витамины – доктору;

Половник – повару;

Кирпичик – строителю;

Свисток – полицейскому;

Пожарная машина – пожарнику.

Нитки – портному.

           Далее педагог предлагае перечислить те или иные орудия труда для людей различных профессий:                                                                                                                            

   1. Повар (фартук, кастрюли, ножи, продукты питания);

  2. Доктор, врач, медик (фонендоскоп (слушалка), витамины, таблетки, шприцы, градусники, белый халат);                                                                                                                                          

   3. Воспитатель (игры, игрушки, книжки).                                                                                                                  

   4. Строитель (различные строительные материалы: кирпичи, песок, камни; молотки, пила, гвозди и т. д.);                                                                                                                                          

   5. Портной (нитки, иголки, ткань, швейная машинка);                                                                                                  

   6. Полицейский (полицейская машина, полицейская палочка, свисток, специальная форма одежды);                                                                                                                                            

   7. Парикмахер (ножницы, шампунь и т. д.).                                                      

            После игры педагог предлагает рассказать выученные заранее стихи из цикла «Строители» Б. Заходера («Строитеи», «Портниха», «Шофёр», «Мастер»).

Подводя итог педагог предлагает послушать стихотворение: «Твоё призвание»

Строитель нам построит дом, и мы в нём дружно заживём.                                                                                                                                                        Костюм нарядный, выходной искуссно нам сошьёт портной.                                                                                                                                                               Даст книги нам библиотекарь, хлеб испечёт в пекарне пекарь,                                                                                                                                                    Учитель выучит всему - научит грамоте, письму.                                                                                                                                               Письмо доставит почтальон, а повар сварит нам бульон.                                                                                                                                                                Я думаю, ты подрастёшь, и дело по душе найдёшь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СКАЗКОЙ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

В статье дан анализ работы по проекту "За добро добром платят", итогом которого является экологическая сказка "Об одиноком красавце дубе"....

Знакомство детей младшего возраста с окружающим миром через наблюдение.

Знакомя с раннего возраста детей с доступными их пониманию явлениями природы, мы, взрослые воспитываем любовь ко всему живому....

ОПЫТ РАБОТЫ на 2 года(младшая и средняя возрастная группа). Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром через детское экспериментирование

Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром через детское экспериментированиеСистематическая, специально организованная  мною работа по ознакомлению детей дошкольного возраста с ок...

Опыт работы "«Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром через проектную деятельность».

quot;Ведущая педагогическая идея опыта заключается в ознакомлении детей дошкольного возраста окружающего мира посредством широкого внедрения проектной деятельности"...

ОПЫТ РАБОТЫ на 3 года(младшая и средняя и старшая возрастные группы). Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром через детское экспериментирование

Целью моей работы является развитие познавательной сферы детей через включение их в процесс эксперементирования. В моём опыте работы представила перспективный план на вторую младшую, среднюю и старшую...