Сообщение на тему «Экологическая тропа в ДОУ, как средство ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром природы»
консультация

Калашник Наталья Сергеевна

Сообщение на тему:

«Экологическая тропа в ДОУ, как средство ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром природы»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 «Русалочка» п. Гигант Сальского района

Сообщение на тему:

«Экологическая тропа в ДОУ, как средство ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром природы»

Составитель:

Калашник Н.С.,

Старший воспитатель

Высшей кв. категории

МБДОУ №1 «Русалочка» п. Гигант 

П. Гигант

Апрель 2019 г.

Экологическое образование и воспитание – это, прежде всего, общение с природой, без этого невозможно воспитать человека, способного жить в гармонии с природой, бережно и эмоционально относиться к ней.

Дошкольный возраст считается наиболее благоприятным в плане формирования экологической культуры. В дошкольном учреждении ребенок проводит большую часть своего времени, что позволяет пропитывать каждое мгновение его нахождения в детском саду любовью и уважением к природе. На сегодняшний день выделяются самые активные формы включения ребенка в процесс приобщения к экологии. Наиболее важной и эффективной формой работы является экологическая тропа, как на территории детского сада, так и внутри него.

Впервые понятие «природная» или «экологическая», тропа появилась в США. В начале века лесничий Бентон Маккей предложил учредить нечто вроде «заповедника для пешеходов» - продолжить тропу по Аппалачскому хребту. Длина этой тропы составила 3300 км. И сразу же она стала любимым местом отдыха и общения с природой многих американцев.

Впоследствии подобные тропы стали возникать в национальных парках Америки: сложные и простые по прохождению, длинные и короткие. Наиболее известные из больших троп - Континентальная тропа на Скалистых горах и Тихоокеанская на западном побережье США.

Такие же тропы созданы в Канаде, Франции, Великобритании, Швеции, Швейцарии, Кении, Индии, Японии и др.

В России еще до революции, в 1916 году, в Крыму, в 7 км. от Судака вдоль скал была вырублена пешеходная тропа. Ее называют Голицинской, так как ее строительство проводилось по указанию князя JI.С .Голицина. Тропа проложена таким образом, что посетитель может ознакомиться со многими природными объектами исключительной красоты и многообразия.

В Москве первая учебная экологическая тропа была создана в 1981 г. в Измайловском парке культуры и отдыха учащимися 446-й средней школы под руководством лаборатории экологического образования.

В настоящее время увеличивается число троп и расширяется география их распространения.

Появившись впервые как тропа для взрослых и детей, этот элемент развивающей среды стал очень популярным в дошкольных учреждениях.

С повышением роли регионального компонента содержания экологического образования возрастает актуальность организации работы на экологической тропе, она содержит объекты природы родного края, которые педагоги должны использовать для решения задач экологического образования дошкольников.

В литературе по дошкольному экологическому образованию нет однозначного, четкого определения экологической тропы. Этот вопрос актуален для дошкольного экологического образования. Автор программ, методик по экологическому образованию дошкольников рассматривают экологическую тропу как «экологическое пространство» позволяющее проводить с дошкольниками разнообразную эколого-педагогическую работу в летний период. (С.Н. Николаева).

Н.Н. Кондратьева определяет экологическую тропу – как специально оборудованный и тщательно изученный путь, в местах, где окружающая живая природа позволяет передавать знания о естественных явлениях и объектах, создавать предпосылки для развития экологического мышления, экологически целесообразного поведения в природе.

В.В. Смирнова считает, что экологическая тропа – это специально разработанный или специально оборудованный маршрут в природу.

Учитывая небольшую протяженность маршрутов, специфику включаемых точек (природные объекты), возраст детей, формы работы с ними, чаще всего в дошкольном образовании используется термин «экологическая тропинка».

Экологическая тропинка – один из важнейших компонентов экологической развивающейся среды. В дошкольных учреждениях она выполняет следующие функции:

  • познавательную,
  • развивающую,
  • эстетическую,
  • оздоровительную.

Организуя работу на экологической тропинке с детьми дошкольного возраста педагоги решают комплекс взаимосвязанных задач обучения, воспитания и развития:

  • формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника прежде всего, как средства становления осознанно-правильного отношения к природе;
  • развитие познавательного интереса к миру природы;
  • формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения; формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни; формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде;
  • воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы; развитие чувства эмпатии к объектам природы; формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь – уход за живыми объектами, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
  • формирование умений и навыков наблюдений за объектами и явлениями;
  • формирование первоначальной системы ценностных ориентаций; восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой;

Рассматривая экологическую тропу как средство экологического образования детей дошкольного возраста, можно выделить три основных ее типа:

  • на территории дошкольного учреждения;
  • в природных или приближенных к ним условиях (пригородный лес, парк, сквер и т. п.);
  • в здании детского сада

Мы предлагаем опыт работы по оформлению и организации работы с детьми дошкольного возраста на экологические тропинке по территории детского сада.

Грамотное оформление экологической тропы на территории детского сада позволяет педагогам эффективно организовать процесс экологического образования, так как большая часть экологических занятий должна проводиться на свежем воздухе. Еще Я.А. Коменский писал: «Учить надо так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, но из небес и земли, из дубов и буков, то есть знали и изучали самые вещи, а не чужие наблюдения и свидетельства о вещах». Эта идея приобретает особое значение в наши дни.

Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы — включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников.

Этапы создания экологической тропинки:

  1. Детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов.
  2. Составление карты-схемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов.
  3. Выбор вместе с детьми хозяина тропинки – того, кто будет давать задания и приглашать в гости.
  4. Фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома или паспорта.

Подробно остановимся на каждом этапе создания экологической тропинке на территории ДОУ.

Организуя экологическую тропу, мы изучили состояние территории детского сада, провели детальное обследование и выделили наиболее интересные объекты.

В качестве объектов (видовых точек) экологической тропинки выбираются различные виды как дикорастущих, так и культурных растений (деревьев, кустарников, трав, старые пни, муравейники, гнезда птиц на деревьях, микроландшафты разных природных сообществ (луга, леса, клумбы, отдельные красиво цветущие растения, места регулярного скопления насекомых, огороды).

        

На территории нашего детского сада присутствует большое разнообразие представителей растительного мира: одиночно стоящие ели, группы хвойные вечнозеленых растений образуют мини экологическое сообщество  «Еловый бор»

Разнообразные представители лиственных растений: деревья: вяз, ясень, клен, тополь, рябина, акация, береза, катальпа, фруктовые деревья позволяют в полной мере проводить наблюдения за всеми видами деревьев, выделяя их строение, отличительные черты и условия для роста и развития.

Дополняют деревья кустарники, которые являются не только объектом для сравнения и выделения их отличительных особенностей от деревьев, но и в период цветения  становятся отдельной зоной для наблюдения за насекомыми, опыляющими цветы.

 Цветники и клумбы — украшение на территории детского сада. Здесь высажены растения, цветущие до поздней осени. На клумбах используются декоративные возможности однолетних растений. Все цветы отличаются обильным и длительным цветением, повышенной устойчивостью к неблагоприятным условиям произрастания и сохраняют длительное время свежесть и яркость окраски.

Педагоги создали много разных клумб, на которых высадили различные виды однолетних и  многолетних растений, чтобы в течении сезона одни цветы сменяли другие, т.е. созданы клумбы «непрерывного цветения».

Дети с большим удовольствием помогают ухаживать за цветами. Наши клумбы делают территорию ДОУ привлекательной, напоминающей зону отдыха. Цветники являются источником не только эстетических переживаний для детей, но также содержат в себе познавательный аспект.

Максимально используя территорию детского сада, мы решили, рационально распределить различные виды цветочных композиций. С этой целью помимо культурных цветов определили место произрастания декоративных (полевых и луговых) цветов. Таким образом, на территории детского сада определено еще одно мини сообщество - «Луг».

Хорошо, когда на экологической тропе наряду с растениями есть еще и объекты животного мира. Необходимо выявлять и учитывать кто, где и когда появляется на участке детского сада. Это могут быть различные объекты, например:

Под березой или елью может обустроить муравейник. На лужайке или клумбе в теплое время года будут разнообразные насекомые (пчелы, осы, бабочки, шмели и др.) — это тоже объект для наблюдения детей. Старый пень так же может  стать прибежищем для жуков.

Хорошим объектом экологической фауны являются места, посещаемые птицами: деревья, на которых птицы свили гнезда или заселили скворечники; просматриваемые участки зданий, где устраивают гнезда и выводят птенцов голуби и воробьи. На отдельно стоящем дереве педагоги расположили несколько разных гнезд, для сравнения: гнезда разных птиц, размеров, материала.

На Экологической тропинке дети узнают много нового о животном и растительном мире, о явлениях и изменениях в природе, учатся наблюдать и экспериментировать, поэтому на территории детского сада отведено место для опытно-экспериментального участка (огорода), где организуется трудовая деятельность с детьми, проводятся наблюдения за ростом и развиваем растений. На огороде выращивают урожай капусты, картофеля, свеклы, лука, чеснока, томатов  и др. культур.

На основе полученных данных детального обследования территории была составлена карта – схема, на которой обозначен видовой состав растений, наличие участков представляющих интерес для работы с детьми.

Общая карта  - схема расположена на улице в начале экологической тропинке.

Выбор объектов наблюдения зависит от поставленных целей, поэтому могут использоваться не все точки.

Экологическая тропа может совмещать несколько остановок в одну – это зависит от плана воспитателя, при необходимости может включить дополнительный объект, сократить или заменить другим.

Для повышения интереса детей к занятиям педагоги совместно с детьми выбирают «хозяина тропинки» - сказочного героя - Боровичка, Лесовичка, Филина, Деда Природоведа и т. п.

        В каждой группе может быть свой «хозяин тропики». Он  встречает детей вначале маршрута, периодически посылает детям письма-задания, участвует в конкурсах, театрализованных представлениях. За оказанную помощь, выполненные задания-загадки,  сказочный персонаж иногда оставляет на тропинке сюрпризы, сладости, книги о природе, игрушки.

Заключающим этапом создания экологической тропинки в ДОУ является оформление альбома или паспорта экологической тропы. В паспорте собраны фотографии всех зон экологической тропинки с описанием и содержанием работы.

Создание экологической тропинки в нашем детском саду было организовано с 2015 г. в рамках проекта «Экологическая тропа в ДОУ». Итогом этого проекта стал смотр-конкурс «Этапы экологической тропы. Зоны наблюдений» среди педагогов детского сада «Русалочка». В процессе реализации проекта на территории детского сада были оформлены участки (зоны) для наблюдений за объектами живой и неживой природы.

Активными участниками данных мероприятий являлись родители, которые мастерили кормушки для птиц, плетень для огорода, делали чучела и макеты животных из бросового материала.

С каждым годом экологическая тропа обновляется и дополняется новыми   объектами. Работая в данном направлении в течение 3-х лет, педагоги пришли к выводу, что зоны экологической тропы должны содержать только настоящие естественные природные объекты.

Статуей или чучело не дает возможности пронаблюдать за внешними особенностями животного, его повадками. Они служат только для украшения территории и являются не долговечными, а их реконструкция требует постоянного материального вложения. К тому же, с внедрением ИКТ в образовательный процесс можно организовать видеонаблюдения за любым из животных на экране.  

 

При организации работы на экологической тропе, воспитатели учитывают особенности возраста, используют разнообразные формы:

- занятия-наблюдения;

- экологические игры;

- целевые прогулки, экскурсии;

- конкурсы, викторины;

- квесты, терренкуры.

Объекты экологической тропинки дают большие возможности для проведения систематических наблюдений, экологических игр, экскурсий, для эмоционального развития детей, в частности формирования чувства близости к природе сопереживания всему живому.

Объекты экологической тропинки, предназначенные для наблюдения, могут меняться, в зависимости от смены времен года.

В зимнее время дети могут не только наблюдать за изменениями в природе, но и лично поучаствовать в охране природных объектов: развешивают кормушки для птиц, кормят их; снегом присыпают молодые деревца; снегом засыпают грядки на огороде.

С приходом весны дети продолжают вести наблюдения за объектами живой и не живой природы, за изменениями, происходящими в природе в теплое время года, становятся активными участниками в возобновлении всех этапов экологической тропинки.

Наиболее интересной деятельностью для детей является опытно-экспериментальная и трудовая деятельность, организованная в цветниках и на огороде, где им предоставляется возможность лично и самостоятельно принять участие в посадке растений, деревьев, в облагораживании территории цветочными насаждениями.  

На экологической тропинке организуются экологические праздники. Самым плодотворным временем года, для данных мероприятий, является, конечно же, лето. Ежегодно в летний оздоровительный период проводятся праздники: «День радуги», «В царстве цветов», «День Нептуна».

Экологические конкурсы позволяют расширять пространство экологической тропинки, дополняя ее новыми объектами. Так же они являются эффективным способом распространения опыта работы педагогов с детьми.

Среди старших дошкольников организуются мини акции «Зеленый патруль», где дети выявляют сломанные и пораженные деревья «лечат»: замазывают раны на березках, убирают сломанные ветки, поливают молодые деревца, не позволяют ловить насекомых для игр.

В целях экологического воспитания в детском саду проводятся экологические акции, которые объединяют всех участников педагогического процесса: педагогов, детей и родителей.

Совместно проводятся акции «Посади дерево!», «Береги природу!», «Чистота природы начинается с тебя», «Наряд для елочки», «Покормите птиц зимой». Эти мероприятия давно стали ежегодными и являются доброй традицией МБДОУ № 1 «Русалочка».

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что создание учебных экологических троп на территории ДОУ способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания, которые дети получают на тропе, тесно связаны с программным материалом; они помогают расширять и углублять знания, полученные в процессе организованной образовательной деятельности. Главное же состоит в том, что дети овладевают умениями применять на практике знания, постигая неразрывное единство природной среды и человека

На учебной тропе обучение и воспитание сливаются в единый процесс. Дошкольники усваивают здесь не только научные знания о природной среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием. И главный результат — это блеск и интерес в глазах наших воспитанников, а в сердце — тепло и доброта.

В результате организации деятельности на экологической тропинке:

* повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей;

* улучшилось состояние психического здоровья детей: взаимодействие ребенка с природой снизило уровень тревожности и позитивно повлияло на эмоциональное самочувствие детей;

* повысился уровень профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам экологической тропы.

Создание учебных экологических троп помогает гуманизировать образование. Все знания, навыки, умения, чувства, убеждения, которые формируются в ходе занятий на тропе, направлены на решение одной из самых гуманных задач нашего времени - оптимизации отношений человека с природной средой. Этому подчинены содержание, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса на тропе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Развитие познавательных способностей в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром, экологического воспитания"

В течении многих лет мною ведется работа по экологическому воспитанию. Ведущую роль в экологическом воспитании детей играет формирование у них познавательного интереса к природе. Интерес, с одной стор...

Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром

Отчет по самообразованию: Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром...

Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром по теме «Транспорт»

Транспорт – совокупность средств передвижения (поезда, пароходы, автомобили т.д.), а также отдельный вид этих средств. Железнодорожный, пассажирский, водный транспорт. Работа городского транспор...

ОПЫТ РАБОТЫ на 2 года(младшая и средняя возрастная группа). Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром через детское экспериментирование

Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром через детское экспериментированиеСистематическая, специально организованная  мною работа по ознакомлению детей дошкольного возраста с ок...

Круги Луллия как пособие для ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром

Использование кругов Луллия как один из методов ОТСМ-ТРИЗ...

Консультация на тему: «Методы и приемы ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром»

Руководя познанием природы и приобретением детьми различных навыков и умений, воспитатель применяет разнообразные методы и приемы.Предпочтение следует отдавать тем методам и приемам, которые обеспечив...