Методические материалы по теме «Диагностика уровня сформированности знаний детей дошкольного возраста об окружающем мире природы»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

                                                                                                                                  

Методические материалы по теме «Диагностика уровня сформированности знаний детей дошкольного возраста об окружающем мире природы»

Составлено по опытным материалам воспитателей ДОУ, работающих по данной теме.

Составитель: Голубенко О.А. воспитатель

Цель: познакомиться с разными формами диагностики старших дошкольников.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                   

Методические материалы по теме «Диагностика уровня сформированности знаний детей дошкольного возраста об окружающем мире природы»

Составлено по опытным материалам воспитателей ДОУ, работающих по данной теме.

Составитель: Голубенко О.А. воспитатель

Цель: познакомиться с разными формами диагностики старших дошкольников.

Вариант 1

Контрольные задания для определения уровня сформированности знаний мира природы дошкольников:

высокий уровень оценивается в 3 балла

средний – 2 балла

уровень ниже среднего – в 1 балл.

ЗАДАНИЕ 1 (проводится индивидуально с каждым ребёнком).

Цель: определить уровень знания характерных особенностей неживой природы.

Оборудование: иллюстрация по теме «Всё о воде», конверты с картинками о воде, схема « Кругооборот воды в природе».

Инструкция к проведению: Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:

Что такое вода? У воды есть запах? Какая она на вкус? Какая она по цвету? Зачем нужна вода? Что умеет делать вода?

Где спряталась вода?

Кто не может жить без воды?

Где живёт вода? Кому нужна вода?

Что такое кислый дождь?

Оценка результатов деятельности.

Высокий уровень. ( ребёнок без труда отвечает на вопросы).

Правильно называет отличительные признаки неживой природы:

самостоятельно рассказывает всё, что связано с неживой природой:

отвечая на вопросы, проявляет умозаключения, фантазию, логически правильные выводы по отношению к природе.

Средний уровень.

Ребёнок, в основном, правильно отвечает на вопросы;

называет отличительные признаки неживой природы

нужны дополнительные вопросы, чтобы привести примеры об использовании объектов неживой природы.

Уровень ниже среднего.

Ребёнок допускает значительные ошибки при ответе на вопросы;

не всегда правильно называет отличительные признаки неживой природы;

затрудняется при ответе на вопросы.

ЗАДАНИЕ 2 (проводится индивидуально с каждым ребёнком).

Цель: определить уровень знания по отношению к объектам живой и неживой природы.

Оборудование: конверт – рисунки с графическим изображением правил, дидактическая игра «Угадай правило».

Инструкция к проведению.

Педагог показывает картинку и просит ребёнка назвать правила поведения детей в природе.

Оценка результатов деятельности:

Высокий уровень.

Ребёнок без труда отвечает по картинкам;

правильно называет правила поведения в окружающей природе;

анализирует свои поступки и поступки товарищей экологически грамотно по отношению к природе, видит последствия своих действий.

Средний уровень.

Ребёнок в основном правильно отвечает по картинкам;

отвечает на дополнительные вопросы;

не всегда может анализировать поступки людей по отношению к окружающей природе.

Низкий уровень.

Ребёнок допускает значительные ошибки при ответе по картинкам;

затрудняется при ответе на  вопросы;

не может анализировать поступки людей к природе.

ЗАДАНИЕ 3 (проводится индивидуально с каждым ребёнком).

Цель: определить уровень знания времён года.

Оборудование. Круглая модель, разделённая на сектора по сезону с цветными прищепками – символами месяцев года.

Инструкция к проведению

Педагог.

-Какое время года тебе нравится больше и почему?

-назови твоё любимое время года и скажи, что последует за ним и т. д.

-Затем предлагает ответить на вопрос «Когда это бывает?»

-Светит яркое солнце, дети купаются в реке.

-деревья покрыты снегом, дети катаются с горки на санках;

-с деревьев опадают листья, птицы улетают в тёплые края;

-на деревьях распускаются листочки, расцветают подснежники.

Вопросы для детей подготовительной группы:

-Назови времена года;

-назови три месяца осени;

-назови месяца весны и т.д.

Оценка результатов деятельности.

Высокий уровень.

Ребёнок правильно называет времена года;

перечисляет их в нужной последовательности;

знает характерные признаки каждого времени года;

проявляет творчество, и фантазию, при ответе на вопрос «Какое время года тебе больше нравится и почему?;

по памяти воспроизводит сезонные особенности того или иного времени года;

выражает эстетическое отношение к природе.

Средний уровень.

Ребёнок правильно называет времена года;

иногда затрудняется назвать  их в нужной последовательности;

в, основном, знает характерные признаки каждого времени года, но иногда допускает незначительные ошибки.

на вопрос «Какое время года тебе нравится больше и почему?» отвечает односложно;

выражает эстетическое отношение к природе.

Уровень ниже среднего.

Ребёнок не всегда правильно называет времена года;

затрудняется назвать их в нужной последовательности;

не знает характерных признаков разных времён года;

на вопрос, «Какое время года тебе нравится больше и почему?», отвечает односложно;

не выражает эстетического отношения к природе.

ЗАДАНИЕ 4 (проводится индивидуально с каждым ребёнком).

Цель: определить уровень отношения к миру природы.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:

-Как ты помогаешь взрослым ухаживать за домашними животными (если они есть?);

-если нет животных, спрашивает: « Если бы у тебя дома была кошка или собака, как бы ты стал ухаживать за ними?»;

-как ты помогаешь взрослым ухаживать за обитателями уголка природы в детском саду (если они есть?) Если их нет, спрашивает: «Если бы в детском саду были рыбки, попугайчики и хомячки, как бы ты стал ухаживать за ними?»;

-что ты вместе взрослыми можешь сделать, чтобы на участке детского сада всегда росли растения?;

как мы можем помочь зимующим птицам?;

какие ты знаешь травянистые растения, кустарники, деревья, комнатные растения?

Оценка результатов деятельности.

Высокий уровень.

Ребёнок полными предложениями отвечает на поставленные вопросы;

знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы;

понимает связь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений;

без труда выражает своё отношение к проблеме.

Средний уровень.

Ребёнок отвечает на поставленные вопросы;

в основном знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы;

иногда не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений;

может выразить своё отношение к проблеме.

Уровень ниже среднего.

Ребёнок затрудняется отвечать на поставленные вопросы;

не имеет представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы;

не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений;

затрудняется выразить своё отношение к проблеме.

ЗАДАНИЕ 5 (проводится индивидуально с каждым ребёнком).

Цель: определить уровень знания характерных особенностей представителей мира животных.

Оборудование. Картинки домашних и диких животных; картинки насекомых: бабочки, пчёлы, божьи коровки, стрекозы, муравьи, кузнечики, мухи, комары, пауки; картинки птиц: голубя, синицы, воробья ,дятла, сороки, вороны, снегиря, совы.

Инструкция к проведению.

Воспитатель предлагает взять картинки животных и разместить отдельно диких и домашних животных и объяснить, почему он так сделал. Затем выбрать картинки с насекомыми и назвать их. После того, как ребёнок справился с заданием, воспитатель предлагает ему выбрать картинки птиц и рассказать о них ( зимующие, не зимующие птицы, среда обитания).

Вопросы по всем картинкам:

-как называется животное (птица, насекомое)?

-что ты можешь рассказать о нём?

твоё отношение к ним.

Оценка результатов деятельности.

Высокий уровень.

Ребёнок без особого труда распределяет представителей животного мира по видам, аргументируя свой выбор, соотносит со средой обитания. Знает характерные признаки, связно и последовательно отвечает на вопросы. Стойкий интерес и эмоционально выраженное отношение к животным, птицам и насекомым.

Средний уровень.

Ребёнок иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам. Свой выбор не всегда аргументирует. В основном, соотносит представителей фауны со средой обитания. Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах, иногда ответы бывают слишком краткими. Проявляет интерес и эмоционально выражает своё отношение к животным, птицам, насекомым.

Уровень ниже среднего.

Ребёнок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам, не всегда аргументирует свой выбор. Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания. Затрудняется назвать характерные признаки и отвечать на вопросы. Не проявляет и не выражает своё отношение к животным, птицам и насекомым.

ВЫВОД:

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ  ( 13- 15 баллов)

Ребёнок знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражает своё отношение к представителям животного мира. Ребёнок знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные признаки (всё о воде). Самостоятельно называет правила поведения в окружающей природе. Правильно называет времена года. Перечисляет их в нужной последовательности. Знает характерные признаки каждого времени года.

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ (8 – 12баллов)

Ребёнок, в основном, знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Иногда затрудняется установить взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.  Эмоционально выражает своё отношение к представителям животного мира.

Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные характеристики. Нужны дополнительные вопросы, чтобы привести примеры об использовании признаков неживой природы. Почти всегда правильно называет времена года. Иногда затрудняется перечислить их в нужной последовательности.

После наводящих вопросов взрослого называет характерные признаки каждого времени года.

УРОВЕНЬ НИЖЕ СРЕДНЕГО (5 – 7 баллов)

Ребёнок не знает, как ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Затрудняется установить взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Эмоционально затрудняется выразить своё отношение к представителям животного мира. Не знает объекты неживого мира. Не может правильно назвать их отличительные характеристики. Не всегда правильно называет признаки неживой природы. Не правильно называет времена года. Не может перечислить их в нужной последовательности.

Вариант 2

Диагностика уровня экологических знаний и навыков воспитанников.

1.компоненты диагностики

Наличие и характер представлений об объектах природы.

Серия заданий – А.

Возрастные группы: младшая, средняя, старшая, подготовительная.

Методики

– дидактическая игра «Маленькие помощники»

-дидактическая игра «Что растёт в огороде?», викторина «Природа - наш друг?», интеллектуальная игра  «Счастливый случай».

2.изучение уровня отношения детей к окружающей природе.

Серия заданий – Б.

Возрастные группы: младшая, средняя, старшая, подготовительная.

Методики

 – дидактическая игра «Маленькие помощники»

-Индивидуальная беседа «Почему радуются и грустят растения, бабочка, птица?»

-Индивидуальная беседа «Благодарит и сердится природа?»

-Наблюдения педагога за отношением дошкольников к объектам живой природы.

3. изучение характера практической деятельности детей в природе.

Серия заданий – В.

Возрастные группы: средняя, старшая, подготовительная.

-Организация педагогом практической деятельности «Хотел бы ты помочь растению, или животному?»

Методика диагностики. Серия А.

Наличие  и характер представлений об объектах природы.

Дидактическая игра «Маленькие помощники»

Цель: выявить характер представлений ребёнка об объектах неживой природы. Используется метод беседы.

Материал:  игровой персонаж,   карточки  с  изображением объектов неживой природы   (вода,  солнце,  воздух,  песок,  камни,  веточки) и предметами  рукотворного мира   (изделия из бумаги,  металла,  дерева, источники электрического освещения,  воздушные шары,  стакан с прозрачной и непрозрачной водой,  сахар).

Дети помогают  персонажу  ответить  на  сложные  для  него  вопросы:

Где живёт вода? Какая она бывает?

Покажи прозрачную (непрозрачную) воду.

Как сделать воду непрозрачной, кислой, сладкой, тёплой, холодной?

Где живёт воздух? Для чего он нужен? Как поймать воздух?

Кому воздух помогает двигаться?

Можно ли из сухого песка сделать пирожное для куклы

Что может согреть землю, воду в реке, скамейку на улице, песок на пляже?

Что помогает видеть в темноте?

Покажи лёгкие (тяжёлые) предметы.

Какие предметы тонут в воде.  Какие плавают

Дидактическая игра «Что растёт в огороде?»

Цель: выявить характер представлений ребёнка об овощных культурах, правилах  их  жизнеобеспечения и пользе для человека.

Используется метод беседы.

Материал: карточки с  изображением: овощей,  семян  овощей, помидор, огурец,  тыква,  капуста  перец,  кабачок,   садово-огородного  инвентаря.

Игровой персонаж – пугало,   от имени которого воспитатель  задаёт вопросы   детям.

Покажи и назови  овощи.   Какие из них ты любишь?

Какие не любишь,  почему?

Как  ты  думаешь,  овощи  полезны  для  человека? Почему?

Выложи  карточки  в  следующем  порядке:  семена тыквы, огурца, помидора,  перца.

Хочешь ли  ты  сам  вырастить  овощи?

Как  ты  думаешь,  что  тебе  для  этого  потребуется? Выложи  карточки.

Какой  водой  и  как  нужно  поливать  овощи?

Как ты думаешь, а сами  овощи  любят  витамины  (подкормку)?

Викторина «Природа – наш друг?»

Цель: выявить характер представлений  об  объектах  окружающей  природы.

Игра  проводится   в  парах.  Дети  отвечают  на  вопросы  по  очереди, дополняют  ответ своего соперника, исправляют  или  соглашаются. За правильный  ответ  участнику  викторины  даётся фишка.

На какие 2 условные части подразделяется окружающая нас природа?

Что относится к неживой природе? К живой природе?

Почему растения относят к живой природе?

Какие виды растений есть на участке детского сада.

Назови деревья, кустарники, цветы нашего участка.

Как они появились здесь?

Что мы делаем для того, чтобы растения чувствовали себя хорошо?

Какие птицы живут или прилетают на территорию участка детского сада?

Каких насекомых ты знаешь? Кого из них встречал на участке детского сада?

Что было бы, если бы живая природа исчезла?

Интеллектуальная игра «Счастливый случай»

Цель: выявить характер представлений детей об объектах живой и неживой природы и их взаимозависимости.

Игра проводится по командам, их две.

1-й раунд «Объяснялки»

Дерево-это…Кустарник-это…Птица-это…Насекомое-это…Цветок-это…

Семена-это…Почва-это…Цветник-это…Барометр-это…Термометр-это…

Браконьер-это… Лесничий-это…Эколог-это…Гидрометеоролог-это…

2-й раунд «Догонялки»

Назовите известные вам деревья, кустарники, лекарственные растения, растения-синоптики, многолетние растения, однолетние растения, культурные растения, дикорастущие растения.

3-й раунд «Дуэль»

Каждый участник команды задаёт любой вопрос о природе своему сопернику, сидящему напротив.

4-й раунд «Заморочки из бочки»

Педагог достаёт из бочонка карточки с изображением профессионального инвентаря для работы в природе и наблюдений за ней.

Скажите, кто оставил в нашем бочонке эти вещи и зачем они ему

Серия Б - изучение уровня отношения детей  к окружающей природе.

Дидактическая игра «Маленькие помощники»

Цель: выявить уровень отношения ребёнка к природе и представления о правилах взаимодействия с нею.

Игра проводится в форме решения игровых проблемных ситуаций, в которые попадает игровой персонаж, а дети помогают ему.

Материал: большие карты (размер А4) с изображением проблемных ситуаций (поникшие от жары растения, капающая из крана вода, птицы зимой у пустой кормушки, мальчик, разоряющий птичье гнездо, девочка, поймавшая бабочку, и др.)

Индивидуальная беседа «Почему радуются и грустят растение, бабочка, птица?»

Цель: выявить уровень отношения ребёнка к природе, представления о правилах взаимодействия с нею.

Материал: набор картинок  с изображением проблемных ситуаций в природе. Педагог предлагает детям рассказать - почему грустят растение, бабочка, птица? Что надо сделать для того, чтобы они радовались?  За что природа могла бы сказать нам «спасибо»?

Индивидуальная беседа «Благодарит и сердится природа»

Цель: выявить уровень отношения ребёнка к природе и представления о правилах взаимодействия с нею.

Беседа проводится после прогулки  по экологической тропе.

Педагог предлагает ребёнку ответить на следующие вопросы:

Расскажи, что тебя больше всего порадовало во время прогулки?

Расскажи, что тебя больше всего огорчило во время прогулки?

За что цветник (огород) детского сада мог бы сказать тебе спасибо?

За что цветник (огород) детского сада мог бы рассердиться на тебя?

При анализе ответов рекомендуется обращать внимание на следующее:

Что преобладает в детских ответах – перечисление норм и правил поведения

Или примеры эколого - ориентированной деятельности.

Наблюдения педагога за отношением дошкольников к объектам живой природы.

Серия В. Изучение характера практической деятельности детей в природе.

Младший возраст.

Опытно – экспериментальная деятельность с объектами неживой природы.

Навыки, умения через игры с песком, водой, воздухом, светом.

Средний возраст.

Задание.  Хотел бы ты  помочь растению? Животному?

Цель: выявить умения ребёнка осуществить уход за живым объектом природы.

Ребёнку предлагается полить растение, удалить с него пыль (салфеткой или кисточкой, зависит от поверхности листа), подрыхлить почву.

Ребёнок должен сам подобрать необходимый инвентарь.

Ребёнку предлагается покормить хомячков, черепах. Он сам должен выбрать подходящий корм,  помыть кормушку, насыпать корм.

Старший возраст.

Задание.  Уход за растениями. Размножение растений.  Уход за животными.

Цель: выявить умения ребёнка осуществлять уход за объектами живой природы и навыки созидательного отношения к ней.

Воспитатель поручает ребёнку самостоятельно выполнить задания , рассказать о последовательности выполнения каждого этапа работы.

Ответить, каким станет растение, животное, после ухода за ним.

Подобрать инвентарь.  Выполнить  необходимые  действия  по размножению растений  (семена, лист, стебель)

Задание. Природоохранная  и  просветительская деятельность.

Цель: выявить уровень готовности к природоохранной деятельности.

Педагог предлагает детям во время прогулки объяснить правила поведения в природе младшим детям.

Нарисовать плакат  или  листовку  природоохранного  содержания.

Уровни подготовки детей к основам экологии и природопользования.

Высокий уровень.

Для детей характерна выраженная направленность отношения к природе.

Дошкольники предпочитают деятельность с природными объектами.   С удовольствием, по собственной инициативе общаются с живыми существами, наблюдают за проявлениями их жизни.

Охотно откликаются на предложение взрослого помочь живому объекту, самостоятельно видят необходимость ухода за ним и качественно его выполняют, замечая экологические проблемы в детском саду и на его территории, пытаются их решить, привлечь внимание старших.

Умеют самостоятельно найти источник информации по той или иной проблеме. Испытывают удовольствие от помощи живому существу. Сформирован широкий круг представлений о природе.  Дети самостоятельно  выделяют ряд существенных признаков живого у отдельных объектов и группы.

Достаточно уверенно ориентируются в правилах поведения в природе, стараются их придерживаться. Мотивом бережного отношения  животным и растениям выступает понимание ценности мира природы, стремление к совершению добрых поступков.

Средний уровень.

Дети в целом проявляют к природе положительное отношение избирательной направленности. Они заботятся о конкретных живых объектах, которые имеют непосредственное к ним отношение, привлекательны для них. С удовольствием, по собственной инициативе  общаются преимущественно  со знакомыми, приятными животными и растениями, интересуются проявлениями их жизни, состоянием.

 У детей сложились некоторые существенные представления  о живом.  К живому они относят преимущественно животных.  У конкретных животных и растений выделяют отдельные признаки живого (движение, питание).

Представление о нормах  отношения  к животным и растениям становится более дифференцированным. Дети выделяют отдельные правила взаимодействия с животными и растениями, применяют их при уходе за знакомым живым объектом. Замечают нарушения правил поведения в природе, мотивируют необходимость их соблюдения практической пользой и красотой.

У дошкольников сформированы  некоторые умения  ухода за живыми существами. Направленность труда по уходу   за живыми существами до конца не осмыслена.  Детей увлекает процесс выполнения трудовых действий, а  не получение  качественного результата,  важного для жизни живого.

Уровень ниже среднего.

Для детей характерно  неустойчивое отношение к животным и растениям без выраженной положительной направленности. Отношение ситуативное.

Дети наряду с отдельными позитивными действиями могут проявлять с объектами небрежность. Даже агрессивность. При этом действуют неосознанно, механически, подражательно, могут присоединиться  к  неправильному поведению  других. Характерно неприязненное отношение к внешне непривлекательным  живым существам.

Дошкольники по собственной инициативе не проявляют желание общаться с живыми существами, отсутствует интерес к ним.

Представления о природных объектах поверхностны, часто неадекватны. Живыми считают неживые объекты, не относят к живому  растения.

Имеют представления о нормах отношения к животным и растениям. Дети в целом понимают, что нельзя наносить природным объектам вред, но не осознают почему. Мотивируют необходимость бережного отношения к ним, утверждая, что так надо.

Не выполняют правила гуманного взаимодействия с природой, не умеют ухаживать за живыми существами.

Вариант 3

Диагностика по экологическому воспитанию детей  старшая группа

Живая природа

Задание  «Растительный мир».

         Цель: выяснить, что детям известно о растительном мире, о сезонных изменениях, происходящих с растениями.

Материал: картинки с разными растениями, овощами, фруктами.

  • Посмотри на картинку, на которой нарисовано дерево и куст и скажи, чем
  • они отличаются
  • Почему растения относят к живым объектам? Как ты об этом догадался?
  • Как растения приспосабливаются к сезонным изменениям в природе?
  • Какие овощи и фрукты тебе известны? Назови их и покажи на картинке.
  • Как нужно ухаживать за комнатными растениями?
  • Почему нужно беречь природу?

        Инструкция к проведению:  проводится в виде беседы с использованием картинок.

 Критерии оценки:

 1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл

    говорящего – 3 балла.

 2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью

    наводящих вопросов – 2 балла.

 3  Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

 Высокий уровень – 15 – 18 баллов.

 Средний уровень – 12 – 14 баллов.

 Низкий уровень – 6 – 9 баллов.

Задание  «Животный мир»

 Цель: выяснить знания детей о животном мире.

Материал: картинки с животными  домашними и дикими, птицами, рыбами, насекомыми. Иллюстрации зимний лес, медведь в берлоге, заяц на снегу, деревенский двор.

  • Относятся ли животные к живой природе? Как ты это определил?
  • Каких домашних животных ты знаешь? Почему их так называют?
  • Каких диких животных ты знаешь? Почему их так называют?
  • Какие сезонные изменения происходят с животными? Почему медведь  засыпает зимой? Куда улетают птицы?
  • Каких животных живущих в воде ты знаешь?
  • Почему нужно охранять исчезающих животных?

        Инструкция к проведению: проводится беседа с использованием картинок.

 Критерии оценки:

  1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл

     говорящего – 3 балла.

 2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью

    наводящих вопросов – 2 балла.

 3  Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

 Высокий уровень – 15 – 18 баллов.

 Средний уровень – 12 – 14 баллов.

 Низкий уровень – 6 – 9 баллов.

Характерные особенности времён года.

Задание  «Осень».

        Цель: выяснить знания детей о приметах осени.

 Материал: панно «Осень», картинки осенней природы, людей работающих в поле, на огороде

  1. Посмотри на картинку и  назови приметы осени.
  2. Что происходит с погодой осенью?
  3. Какие овощи и фрукты убирают с полей, огородов?
  4. Куда осенью улетают птицы?
  5. Как животные готовятся к зиме?

Инструкция к проведению: проводится в виде беседы, с использованием картинок. Ребёнок  рассматривает картинки и отвечает на вопросы воспитателя.

 Критерии оценки:

 1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл

    говорящего – 3 балла.

 2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью

    наводящих вопросов – 2 балла

 3  Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 12 – 15 баллов.

 Средний уровень – 8 – 10 баллов.

 Низкий уровень – 4 – 6 баллов.

Задание  «Зима»

  Цель: выяснить знания детей о зиме, о сезонных изменениях происходящих в природе.

Материал: панно «Зима», картинки зимней природы.

  • Посмотри на картинку и расскажи, что происходит с растениями зимой?
  • Расскажи, как животные проводят зиму?
  • Какая погода зимой?
  • Что ты любишь делать зимой на улице?
  • Какой праздник мы отмечаем зимой?

Инструкция к проведению: проводится в виде беседы, с использованием картинок. Ребёнок  рассматривает картинки и отвечает на вопросы воспитателя.

Критерии оценки:

 1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл

    говорящего – 3 балла.

 2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью    

    наводящих вопросов – 2 балла.

 3  Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 12 – 15 баллов.

 Средний уровень – 8 – 10 баллов.

 Низкий уровень – 4 – 6 баллов.

Задание  «Весна»

  Цель:  выяснить знания детей о весне, об изменениях, происходящих в природе.

 Материал: панно «Весна», картинки весенней природы.

  • Посмотри на картинку и назови приметы весны.
  • Как изменилась погода с приходом весны?
  • Почему стали возвращаться птицы?
  • Какие изменения происходят с растениями?
  • Чем занимаются люди весной на своих участках?

 Инструкция к проведению: проводится в виде беседы, с использованием картинок. Ребёнок  рассматривает картинки и отвечает на вопросы воспитателя.

Критерии оценки:

  • Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл

говорящего – 3 балла.

  • Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью

наводящих вопросов – 2 балла.

  • Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

 Высокий уровень – 12 – 15 баллов.

 Средний уровень – 8 – 10 баллов.

 Низкий уровень – 4 – 6 баллов.

Задание «Лето»

         Цель: выяснить узнают ли дети времена года, знают их характерные особенности, приметы, сезонные изменения, происходящие с растениями и животными.

        Материал: панно «Лето», картинки летней природы, людей в поле, на огороде.

  1. Посмотри на картинку и  назови приметы лета.
  2. Что делают животные летом?
  3. Чем занимаются птицы?
  4. Какая погода летом?
  5. Назови все времена года и покажи их на картинке.

Инструкция к проведению: проводится в виде беседы, с использованием картинок. Ребёнок  рассматривает картинки и отвечает на вопросы воспитателя.

Критерии оценки:

 1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл

    говорящего – 3 балла.

 2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью

    наводящих вопросов – 2 балла.

 3  Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

 Высокий уровень – 12 – 15 баллов.

 Средний уровень – 8 – 10 баллов.

 Низкий уровень – 4 – 6 баллов.


Вариант 4

Диагностика по экологическому воспитанию детей  старшая группа

Характерные особенности времён года.

Задание «Осень».

 Цель: выяснить знания детей о временах года – осень. О характерных признаках этого времени года.

        Материал: картины с изображением осенней природы, овощей, фруктов, животных, растений, птиц.

  • Какие приметы осени тебе известны?
  • Что человек убирает осенью с полей, огорода?
  • Почему осенью становиться меньше насекомых?
  • Как животные готовятся к зиме?
  • Куда улетают птицы осенью?
  • Что происходит с растениями осенью?

Инструкция к проведению: Проводится беседа с использованием картинок.

 Критерии оценки:

 1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл

    говорящего – 3 балла.

 2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью

     наводящих вопросов – 2 балла.

 3  Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

 Высокий уровень – 15 – 18 баллов.

 Средний уровень – 12 – 14 баллов.

 Низкий уровень – 6 – 9 баллов.

Задание «Зима»

 Цель: выяснить знания детей о характерных особенностях зимы.

 Материал: картинки зимней природы, новогоднего праздника. Картинки медведь в берлоге, заяц на снегу.

  • Какая погода зимой?
  • Что происходит с растениями зимой, почему на деревьях нет листочков.
  • Что зимой делают звери? Почему уснул медведь?
  • Почему стало меньше птиц?
  • Каким трудом занимается человек на улице? Чем ты занимаешься на  прогулке?
  • Какой праздник отмечают зимой?

        Инструкция к проведению: Проводится беседа с использованием картинок.

Критерии оценки:

  1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл

     говорящего – 3 балла.

 2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью

    наводящих вопросов – 2 балла.

 3  Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

 Высокий уровень – 15 – 18 баллов.

 Средний уровень – 12 – 14 баллов.

 Низкий уровень – 6 – 9 баллов.

Задание «Весна»

         Цель: выяснить знания детей о весне и её характерных признаках.

        Материал: картинки весенней природы, животных, растений, птиц.

  • Какие приметы весны тебе известны?
  • Как изменяется погода весной?
  • Почему стали возвращаться птицы?
  • Какие изменения происходят с растениями весной?
  • Какие заботы появились у птиц с наступлением весны?
  • Что делают животные с приходом весны?

 Инструкция к проведению: Проводится беседа с использованием картинок.

Критерии оценки:

 1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл

    говорящего – 3 балла.

 2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью

    наводящих вопросов – 2 балла.

 3  Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

 Высокий уровень – 15 – 18 баллов.

 Средний уровень – 12 – 14 баллов.

 Низкий уровень – 6 – 9 баллов.

Задание «Лето»

 Цель: выяснить различают ли дети времена года, знают приметы лета, узнают его на картинке.

 Материал: картинки с летней природой, птицами, животными.

  • Опиши, какое время года ты видишь на картинке?
  • По каким приметам ты узнал, что это лето?
  • Чем занимаются люди в саду, на огороде летом?
  • Что делают животные летом?
  • Чем занимаются птицы?
  • Что ты любишь делать летом?

 Инструкция к проведению: Проводится беседа с использованием картинок.

 Критерии оценки:

 1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл

    говорящего – 3 балла.

 2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью

    наводящих вопросов – 2 балла.

 3  Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

 Высокий уровень – 15 – 18 баллов.

 Средний уровень – 12 – 14 баллов.

 Низкий уровень – 6 – 9 баллов

Живая природа.

Задание «Растительный мир».

 Цель: выяснить знания детей о многообразии растительного мира, умеют ли различать  растения, знают органы растения и их функции.

Материал: картины природы, разных растений, картинки со стадиями роста и развития  растений, муляжи фруктов и овощей.

  • Относятся ли растения к живым организмам? Как это определить?
  • Чем дерево отличается от кустарника?
  • Название, каких деревьев ты знаешь, покажи их на картинке.
  • Как растения приспосабливаются к сезонным изменениям в природе?
  • Где можно встретить растения, как они приспосабливаются к разным  условиям жизни?
  • Назови и покажи на картинке органы растения, для чего они необходимы.
  • Назови и покажи на картинке стадии роста и развития гороха.
  • Почему нужно беречь природу? Как человек использует растения в своей  жизни?
  • Разбери картинки по группам: овощи и фрукты. Назови их. Чем они полезны?
  • Посмотри на картинки и разбери их по группам: деревья, кустарники, травы.

 Инструкция к проведению: Проводится беседа с использованием картинок.

 Критерии оценки:

 1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл

    говорящего – 3 балла.

 2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью

    наводящих вопросов – 2 балла.

 3  Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

 Высокий уровень – 25 – 30 баллов.

 Средний уровень – 20 – 24 баллов.

 Низкий уровень – 10 – 15 баллов.

Задание  «Животный мир»

 Цель: выяснить знания детей о животном мире.

 Материал: картинки с изображением животных, птиц, рыб, насекомых.

  • Назови, каких домашних животных ты знаешь. Почему они так называются?
  • Каких зверей можно встретить в лесу? Почему их называют дикими?
  • Как животные приспосабливаются к сезонным изменениям в природе?
  • Каких животных живущих в воде ты знаешь? Почему рыбы могут жить только в воде?
  • Какие животные живут в почве?
  • Каких насекомых ты знаешь? Покажи их на картинке.
  • Относятся ли животные к живым организмам?
  • Разложи правильно картинки со стадиями роста и развития курицы.
  • Почему нужно охранять исчезающих животных? Что такое «красная книга».
  • Каких домашних и диких птиц ты знаешь? Покажи их на картинке и назови правильно.

 Инструкция к проведению: Проводится беседа с использованием картинок.

 Критерии оценки:

  1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл

     говорящего – 3 балла.

 2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью

    наводящих вопросов – 2 балла.

 3  Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

 Высокий уровень – 25 – 30 баллов.

 Средний уровень – 20 – 24 баллов.

 Низкий уровень – 10 – 15 баллов.


Вариант 5

Методика

диагностики экологических знаний детей дошкольного возраста

(по программе «Тропинка в природу» - В.В. Смирнова, Н.И. Балуева,

Г.М. Парфёнова)

        Диагностические карты по экологии и практический материал к ним

        РАЗДЕЛ 1

        Карта 1

        Цель: выявить, кого и что дети относят к живому и неживому.

        Содержание: дидактическая игра «Разложи картинки на живое и неживое»

        Пример:

Летают самолёт и птица;

Ходят робот и человек;

Плавают рыба и корабль и т.д.;

        Вопросы:

  • «Почему ты решил, что это живое?»
  • «Почему ты решил, что это неживое?»

Карта 2

        Цель: выявить знания детей о особенностях внешнего строения живых организмов и функциях конкретного органа.

        Содержание: дидактические игры «Назови части тела животных», «Назови части растения».

        Вопросы:

  • «Что есть у птиц, человека, зверя, дерева, комнатного растения и т.д.?»
  • «Зачем?»

        Карта 3

        Цель: выявить знания детей об основных потребностях живых организмов в тепле, воздухе, пище, месте обитания.

        Содержание: дидактическая игра «Дай каждому то, что ему нужно для жизни».

        Вопрос: «Что нужно человеку (собаке, кошке, дереву, цветку и т.д.), чтобы жить?»

        Карта 4

        Цель: выявить знания детей о том, что могут чувствовать отдельные живые организмы.

        Содержание: дидактическая игра «Помоги им!»

        Вопросы:

  • «Как чувствует себя девочка (птичка и т.д.)?»
  • «Почему она (он, оно) оказалась в таком состоянии?»
  • «Что нужно сделать, чтобы помочь девочке (птичке, дереву и т.д.)?»

Карта 5

        Цель: выявить умение детей ценить жизненные проявления каждого индивида природы.

        Содержание: дидактическая игра «Найди различия и сходство двух животных, растений»

        Вопросы:

  • «Чем различаются дети, цветы, яблоки?»
  • «Чем они похожи?»

        РАЗДЕЛ 2

        Карта 1

        Цель: выявить знания детей о приспособленности строения и поведения живых организмов к условиям определённой среды.

Содержание: дидактическая игра «Определи место для каждого животного и растения».

        Вопросы:

  • «Люди придумали слово «приспособление». Что оно означает? Каким словом его можно заменить?»
  • «Где может жить птица, яблоня, рыба и т.д.?»
  • «А может ли рыба жить на воздухе?»
  • «Почему не может?»

        Карта 2

        Цель: выявить знания детей о приспособленности живых организмов к изменению среды по сезонам.

        Содержание: дидактическая игра «Разложи картинки по сезонам».

        Вопросы:

  • «Как приспособился заяц (медведь, человек, дерево и т.д.) жить зимой?»
  • «Как приспособился жить человек (волк, лиса, куст) жить летом?»

Карта 3

        Цель: выявить знания детей о приспособленности живых организмов к суточным изменениям в природе.

Содержание: дидактическая игра «Разложи картинки по частям суток».

        Вопрос: «Как приспособились звери, птицы, человек, растения и т.д. к разным частям суток (конкретно)?»

        РАЗДЕЛ 3

        Карта 1 (см. карту 1, раздела 1)

        Цель: выяснить знания дошкольников о том, кто может иметь детей.

        Содержание: беседа на тему «У кого могут быть дети?»

Карта 2

        Цель: выявить знания детей о том, как появляются на свет растения, животные, человек.

        Содержание: показать картинку с изображениями взрослых растений и животных и попросить ответить на вопросы.

        Вопросы:

  • «Как появляются новые растения?»
  • «Как появляются маленькие птенцы?»
  • «Откуда берутся щенки и котята?»
  • «Как рождаются маленькие рыбки?»
  • «Как появляется ребёнок у человека?»

        Карта 3

        Цель: выявить знания детей о росте и развитии живых организмов.

        Содержание: работа с набором картинок, наглядно представляющих рост и развитие различных живых организмов.

        Задание: разложи картинки так, чтобы было видно, как растёт и развивается растение, птица, зверь, человек, насекомое, рыба.

        Дополнительные вопросы к карточкам:

  • «Может ли это маленькое растение… жить без родителей?»
  • «Как заботятся родители о своём малыше?»
  • «Сколько малышей может родиться у … за один раз?»
  • «Что бы ты хотел узнать о том, как рождается человек?

        Стадии развития некоторых живых организмов:

        Гусеница – Куколка – Бабочка.

        Яйцо – Птенец – Птица.

        Икра – Малёк – Рыба.


Вариант 6

Примеры использования диагностических карт при проведении диагностики

        Для проведения диагностики по экологии первый замер делается в сентябре, второй – в мае.

        Оценка за каждый правильный ответ «+», за неправильный «-«

        РАЗДЕЛ 1.

        Карта 1. «Живое – неживое

Подобрать 10 картинок.

        Среднийвозраст: 6 картинок с изображением живых объектов, 4 картинки – неживых объектов.

        Пример: рыба,    собака,  бабочка,  дерево,   человек,  травянистое растение,  машина,  кукла,  шар,  тарелка.

        Вопросы и задания:

  • «Назови, что нарисовано на этих картинках»
  • «Выбери те картинки, где нарисовано живое»
  • «почему ты решил, что это живое?»

        Если ребёнок молчит, взять, например, собаку и спросить, почему она живая

        Старшая группа: муравей,   птица,  лягушка,   куст,  человек,  дерево,  самолёт,  кукла,  машина,   мяч.

        Вопросы и задания:

  • «Назови, что нарисовано на картинках»
  • «Разложи картинки на живое и неживое»
  • «Почему ты решил, что это живое?»
  • «Почему ты решил, что это неживое?»

        РАЗДЕЛ 2,

        Карта 2 – «Внешнее строение животных и растений»

        Подбираются картинки с изображением хорошо знакомых животных и растений, можно из живого уголка. Материал должен соответствовать возрасту и пройденному материалу за год.

Вопросы:

  • «Кто это?»
  • «Что это за растение? Как оно называется?»
  • «Как ты узнал, что это морская свинка?»
  • «Расскажи, что ты знаешь о морской свинке?»

РАЗДЕЛ 1, Карта 3 – «Потребности»

1. Выкладываются картинки с изображением модулей:

Тепло – костёр

Солнце – свет

Земля – место обитания

Тарелка – пища

Дом, гнездо – место пребывания (где можно жить)

Капельки – вода

Пузырьки – воздух

Костёр – заштриховано тепло

Вопросы:

  • «Почему ты думаешь, что здесь заштриховано тепло?»
  • (Рядом с костром тепло)
  • «Солнце это свет. Почему?» И т. д.

2. Выкладываем картинки, на которых нарисованы человек, цветок, птица, собака.

Вопросы и задания:

  • «Что нарисовано на картинках?»
  • «Выбери, что нужно птице для жизни»
  • «Что нужно растению, чтобы оно чувствовало себя хорошо?»
  • «Что нужно собаке, чтобы она могла жить?»
  • «Что нужно человеку, чтобы жить?»

3. В подготовительной группе модули не показываются. Используются картинки с изображением человека, цветка, птицы, собаки (возможен другой набор картинок).

Вопросы те же, что и в предыдущем пункте.

Дети подготовительной группы должны давать обобщённый ответ: что нужно для всех живых организмов (это соответствует высокому уровню).

Оформление результатов диагностики

1. Подготовить протоколы для каждого ребёнка, отметить фамилию, имя, возраст, номер, дату проведения диагностики, группу.

Пример протокола:

Фамилия, имя ребёнка______________________________________________

№________ Возраст______________________________

Дата проведения диагностики________________________

Группа______________________________________

Характеристика уровней экологических знаний детей

Низкий уровень        

Неустойчивые представления о некоторых особенностях живого – существенных и несущественных. Относят к живому животных по существенным и несущественным признакам. Не относят растения к живому. Относят неживое по сходным с живым признаками.

        Средний уровень

Знают наиболее существенные признаки живого (движение, питание, рост). По ним относят к живому большинство животных и растений. Называют разные признаки у животных и растений.

        Высокий уровень

Знают большинство существенных признаков живого. Правильно относят животных и растения к живому. Знания о живом носят обобщённый характер: характеризуют всю группу животных в целом.


Вариант 7

Диагностика практических умений

Полив

1. Создание желания.

Три варианта:

Познавательная мотивация: хочешь полить, чтобы узнать, как они будут себя чувствовать? Если ребёнок соглашается, идём дальше.

Если у ребёнка не появилось желание, используем практическое приглашение к деятельности: я поливаю, хочешь помочь мне?

Если ребёнок снова не соглашается, то используем игровой персонаж: мишка не умеет, ему надо помочь.

2. Задание детям. Выбор растения.

Старшая группа: подбери растение, которое нужно полить.

Младшая группа: выбери растение, которое хочет пить.

Для младшего возраста подбираем растение с яркими характерными признаками (сухая земля, увядшие листья). Задаём вопрос: «Как ты узнал, что растение хочет пить?»

3. Выбор средства труда.

Вопрос: «Где взять воду?»

Для детей младшего возраста необходимо приготовить лейки с водой и без воды. Для детей старшего возраста  - лейку и ведро с водой.

Вопрос: «Почему нельзя брать воду из-под крана?»

4. Мера полива.

Задания:

Начинай поливать; когда польёшь, скажешь «всё» или «нет».

Покажи мишке, как нужно правильно поливать, когда польёшь, скажешь «всё»

Лейку надо держать двумя руками, носик должен упираться в край горшка.

Правильный полив – постепенно.

Неправильный полив – сверху и под корень.

Вопрос: «Как ты узнал, что полив закончен?» (Если вода вышла на поддон)

5. Единство цели и мотива.

Вопросы:

«Что ты хотел сделать?»

«Что получилось?» (Хотел помочь растению, полил…)

Отмечается:

Достигли или нет результата;

Количество ошибок.

Ответы и действия фиксируются в таблице:

+

№ п/п

Ф.И. реб.

Принятие цели

Выбор растения

Выбор средств труда        

Трудовые действия

Мера полива

        Анализ: «+» или «- (какая мотивация: познавательная, практическая или игровая)        

Правильно «+», неправильно «- признаки, записываем речь детей        

Правильно «+», неправильно «- Почему? (записываем речь детей)        

Процесс полива        

Как узнал?        

Диагностика отношения к объектам природы

Диагностика проводится в заранее подготовленном месте, например в уголке природы, где расставляются красивые игрушки, раскладываются книги, в центр помещается растение, которое нуждается в поливе.

Дети приглашаются по 2-3 человека.

Задание: «Пока я буду, занята, вы, ребята, можете позаниматься сами»

Смотрим и фиксируем действия и речь детей.

Обработка результатов: осуществляется по группам.

Обработка диагностических данных

Полив

Показатели        

1. Принятие цели, достижение результата (по поливу)

2. Выбор растения:

правильно

неправильно

3. Обоснование выбора:

правильно

неправильно        

4. Выбор инструментов и материалов:

правильно

неправильно        

5. Трудовые действия:

правильно

неправильно

6. Мера полива:

знают

не знают        

Отношение

Отношения (реальные)

1. Равнодушие

к животным

к растениям

2. Неустойчивый интерес (быстро всё посмотрели)

к животным

к растениям

3. Устойчивый интерес

к животным

к растениям

4. Позитивные поступки (оказали помощь, поговорили ласково, погладили)

5. Отрицательные поступки (пугают, будят, дразнят)        

Уровни развития практических умений и отношений

Полив

Низкий: не достигают результатов, допускают много ошибок, неправильно выбирают предметы, неправильно обосновывают несущественные признаки, неправильно выбирают воду для полива, неправильные трудовые действия, не знают меры полива.

Средний: достигают результата с помощью взрослого, неправильно выбирают воду или не знают меры полива.

Высокий: достигают результата самостоятельно и качественно.

Отношение к объектам природы

Низкий: равнодушие, негативные поступки.

Средний: неустойчивый интерес.

Высокий: устойчивый интерес, задают вопросы, совершают позитивные поступки.

Характеристика уровней развития практических умений и отношений

Отношение

 Низкий:        

Слабые эмоциональные проявления или вообще отсутствуют. Интереса нет или он ситуативен. Наблюдает по предложению взрослого. Быстро переходит от одного объекта к другому

Средний:        

Неустойчивость в проявлении интереса, его избирательность, ситуативность: интересуют лишь знакомые животные. Отношение проявляют эмоционально, стремятся деятельно выразить отношение по предложению взрослого. Удовлетворяют свои потребности в общении с живым в деятельности, в получении эмоционального удовольствия

Высокий:        

Сильные эмоциональные проявления, радость от общения с животными и растениями. Интерес к познанию живого. Проявляют сочувствие к попавшим в беду, стремятся самостоятельно помочь, проявляя осознанность, правильно определяют состояние объекта, устанавливают необходимые связи. Стремятся удовлетворить потребности живого организма. Проявляют гуманные чувства к живому

Умения

Низкий:        В трудовом процессе могут выполнить лишь трудовые действия. Качество труда низкое. Не достигают результата        

Средний:Трудовой процесс по уходу за живым организмом выполняют с небольшой помощью взрослого достигают результата

Высокий:        Самостоятельно и качественно выполняют знакомые трудовые процессы

Список литературы:

  • Игнатова В.А. Формирование экологической культуры учащегося: теория и практика / В.А. Игнатова. Тюмень: Изд-во ТГУ, 1998. - 195 с.
  • Игнатова В.А. Экологическая культура: учеб. пособие / В.А. Игнатова. -Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2002. 212 с.
  • Колчанова Р.Н. Экологизация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении: дис. . канд. пед. наук / Р.Н. Колчанова. -Екатеринбург, 2001. 256 с.
  • Маркова Т.А. Педагогические условия формирования экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. . канд. пед. наук / Т.А. Маркова. СПб., 1999. — 19 с.
  • Михаилычев Е.А. Теоретические основы педагогической диагностики: дис. . док. пед. наук / Е.А. Михайлычев. Бухара, 1991. - 155 с.
  • Моисеева Л.В. Диагностические методики в системе экологического образования / Л.В. Моисеева. Екатеринбург, 2004. - 168 с.
  • Моисеева Л.В. Развитие детей дошкольного возраста в процессе экологического образования / Л.В. Моисеева, Е.В. Гончарова и др. Екатеринбург, 2002.-213 с.
  • Николаева С.Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду / С.Н. Николаева. М.: Мозаика-синтез, 1999. - 224 с.
  • Никонорова Е.В. Экологическая культура и факторы ее формирования: философско-социол. аспект проблемы: автореф. дис. . д-ра фил. наук / Е.В. Никонорова. М., 1994. - 50 с.
  • Новиков A.M. Организация опытно-экспериментальной работы на базе образовательного учреждения / A.M. Новиков// Доп. образование. -2002.-№8.-с. 44-51.