Аналитические материалы по теме "Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с природой родного края".
материал

Краткое описание работы по созданию педагогических  условий воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                  Аналитические материалы Архиповой С.М.

«Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с природой родного края».

Вопросам формирования патриотических чувств у дошкольников в последнее время уделяется большое внимание. В концепции содержания непрерывного образования одна из целей сформулирована как воспитание нравственного человека, выделены приоритетные задачи: формирование различных знаний о мире, развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества.

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. К патриотическому воспитанию детей надо приступать уже тогда, когда малыш начинает осмысленно смотреть на окружающий мир и произносить свои первые слова. Только так можно научить человека по-настоящему любить свою Родину. Прежде чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он вообще должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, ее красотой и богатством возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. В детском саду дети получают знания о своем ближайшем окружении, о своей семье, у них воспитывается гуманное отношение к своим близким, к окружающей их природной действительности.

В «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации» констатируется, что воспитательный потенциал российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма резко снизился, поэтому «патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества». Следовательно, духовное оздоровление всего народа связано, прежде всего, с патриотическим воспитанием подрастающих поколений.

Чтобы правильно выстроить работу по патриотическому воспитанию,  опиралась на следующие документы:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. От 21.07.2014)  «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2014);

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. N 1493
"О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы";

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы»;

Поэтому и в новой редакции примерной программы «От рождения до школы» особое внимание уделяется воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, уважение к традиционным ценностям.  

Проблема патриотического воспитания  актуальна и для нашего ДОУ, так как приоритетным направлением нашего детского сада является социально-личностное развитие воспитанников.

Анализ литературы и педагогического опыта позволил определить следующие противоречия:

  • между необходимостью начинать воспитание патриотизма с детского дошкольного возраста и недостаточностью создаваемых условий в образовательном учреждении;
  • между требованиями общества и государства к обеспечению условий для патриотического воспитания дошкольников и  низким уровнем подготовленности работников дошкольных учреждений и родителей к патриотическому воспитанию.

Выявленные противоречия определили проблему: способствуют ли педагогические средства и условия воспитания патриотизма детей  дошкольного возраста в МДОУ № 28 формированию патриотических чувств детей.

Поиск оптимальных путей решения поставленной проблемы определил тему моей педагогической деятельности.

Объект анализа: процесс воспитания патриотизма детей  дошкольного возраста.

Предмет анализа: окружающая природная среда как условие формирования патриотических чувств у дошкольников.

Цель: создание педагогических условий воспитания патриотизма у  дошкольников в условиях ДОУ.

Задачи:

  1. Выявить уровень сформированности у детей знаний о родной природе.
  2. Создать комплекс педагогических условий, необходимых для формирования представлений о природе родного края.
  3. Обеспечить взаимодействие субъектов образования (ребенок – педагог – родитель - социум) в процессе формирования представлений о ближайшем природном окружении.
  4. Выявить степень эффективности комплекса педагогических условий, влияющих на формирование представлений о природе родного края.
  5. Систематизировать и обобщить опыт формирования представлений о родной природе, об экологически грамотном поведении в природе при взаимодействии с родителями и социумом.
  6. Спроектировать свою педагогическую деятельность на следующий межаттестационный период.

Предполагаемый результат:

  1. Повышение качества воспитательно - образовательной работы.
  2. Повышение уровня сформированности патриотических чувств у  дошкольников.    
  3. Повышение компетентности родителей в данном направлении.

Дошкольное детство – важнейший период в жизни человека, когда закладываются основы его личностной культуры, осваиваются моральные и нравственные ценности общества. Именно в этот период жизни у ребенка формируются представления о самом себе, о людях, о явлениях общественной жизни, о человеческой культуре, что создает предпосылки воспитания гражданских качеств и присвоения нравственных ценностей общества.

Любовь к родному краю, к своей малой Родине не возникает у детей сама по себе. С самого раннего возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека. Именно в процессе введения дошкольников в мир культуры и истории малой Родины происходит первоначальный процесс зарождения зачатков патриотизма и гражданственности. Зарождаясь на любви к малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов, поднимаются до  осознанной любви к своему Отечеству.

Знакомство детей с родным краем формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотами и гражданами своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве,  остаются в памяти человека на всю жизнь.

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Речка, озеро, лес, поле постепенно оживают для него: от первого общего восприятия ребенок переходит к конкретизации – у него появляются любимые уголки для игры, любимое дерево, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес, речку своими, родными, остающимися в памяти на всю жизнь. Так общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребенка с Родиной. Но без помощи взрослого ребенку трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное, характерное. Без помощи взрослого детям трудно понять, что люди трудятся на благо всей страны, что город, лес, река, которые ребенок видит каждый день – это и есть его Родина.

Интерес и любовь к родному краю начинается с ближайшего окружения – со знакомства с детским садом, своей улицей, селом, страной.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.

На первом этапе происходило осмысление проблемы и определение приоритетного направления педагогической деятельности, проводился анализ педагогической литературы. Была изучена нормативно - правовая база, что позволило уточнить задачи педагогической деятельности, наметить основные пути их решения:    

  • изучение методики сформированности знаний детей  дошкольного возраста о социальной действительности («Знакомство с ближайшим окружением и родным селом» Е.К.Ривиной), педагогического мониторинга («Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»);  
  • выявление уровня сформированности знаний о социальной действительности.      

Анализ уровня сформированности знаний о социальной действительности и результатов мониторинга выявил, что:

  • лишь у 13% детей наблюдается высокий уровень сформированности знаний о социальной действительности;
  • у 72% детей – средний уровень;  
  • низкий уровень выявлен у 15% детей.  

Для получения адекватной оценки развития детей проведен мониторинг по всем образовательным областям дошкольного образования.                                                           Его результаты также заставили пересмотреть подходы к образованию детей, подобрать инновационные педагогические технологии (познавательно-исследовательская (экскурсии, походы, прогулки), проектная (участие в проекте), игровая и т.д.). Результаты уровня сформированности знаний о социальной действительности, уровня сформированности патриотических чувств у детей дошкольного возраста свидетельствуют о том, что педагогическое воздействие на детей было недостаточно эффективным и требуется изменение подхода в обучении и воспитании детей.            

Помимо целенаправленной, систематической работы педагога с ребенком необходимо вовлечение родителей в процесс формирования патриотических чувств  у детей.     Проводя беседы и анкетирование с родителями, я пришла к выводу, что мало кто обращает внимание на создание условий для формирования патриотических чувств, для развития познавательного интереса ребенка дома, не говоря о том, что в силу своей загруженности родители редко играют со своими детьми, мало общаются. И почти никто не обращает внимания на расширение кругозора детей путем экскурсий в музеи, на выставки, в природу, единицы посещают библиотеку.

В своей группе я уделяю большое внимание предметно-развивающей среде. Продумываю рациональную и целесообразную расстановку мебели с выделением различных зон и уголков. Это позволяет каждому ребенку найти место, удобное для занятий и игр, и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния. Наблюдая за детьми, я поняла, как важно обеспечить им «зону ближайшего развития». Поэтому моя деятельность по обогащению среды происходит на глазах детей и с их посильным участием. Этому сопутствуют наблюдения, беседы, обсуждения, рассматривание иллюстраций, чтение книг и другое. В подобных совместно со взрослыми делах дети расширяют свой кругозор, усваивают новые знания, приобретают новые впечатления, развивают наблюдательность, любознательность, проявляют ответственность за начатое дело, учатся сотрудничать со взрослыми и другими детьми.

При участии родителей для игровой деятельности детей оформлено большое количество сюжетно-ролевых игр («Путешествие по России», «Библиотека», «Фермер», «Путешествие за океан», «Сельское подворье», «Российская армия», изготовлены диорамы по природным зонам.

Стараюсь организовать предметно-развивающую среду как культурное пространство. В группе оформлены альбомы хохломской, городецкой, дымковской и других росписей, приобретены и сделаны своими руками изделия народного искусства, предметы старинного быта. Для уголка «Ряжение» с помощью родителей сшиты различные сарафаны, юбочки, косоворотки, изготовлены украшения (кушаки, бусы, веночки, кокошники). Оформлен в группе уголок России, в котором размещаем также информацию и о Богдановиче, и о родном селе Тыгиш. Здесь же оформляем и мини-музеи («Музей деревянных изделий», «Музей военной техники» и другие). Собрана библиотека красочных книг о природе.

Предметно-развивающая среда создана в соответствии с возрастом, интересами детей. Разнообразие среды позволяет детям самостоятельно вести поисковую, игровую,  творческую, исследовательскую деятельность, решать любые вопросы по-своему.

 Огромное значение имеет и  окружающая социальная и природная среда, которая используется как средство для психического и физического развития личности, стимулирует двигательную, познавательную активность детей. У нас в селе есть все условия для знакомства и общения детей с «живой» природой и  социумом.

Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс- в повседневной жизни и на занятиях.

В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет экологическая развивающая среда в ДОУ.

В нашем детском саду оборудованы специальные помещения. Зимний сад с множеством разнообразных растений, экологическая комната, в которой также имеется очень много комнатных растений и животных (аквариумные рыбки, хомячки, морские свинки, попугаи, декоративная курочка и многие другие). В таком окружении дети чувствуют себя первооткрывателями, испытывают радость экспериментирования с живой и неживой природой, проникаются ее красотой, учатся ухаживать за животными и растениями. Занятия с детьми проводит специалист- эколог Скворцова Е.В.

На территории детского сада выстроена большая теплица, есть огород. Дети с удовольствием сеют семена овощных культур, ухаживают за всходами, помогают взрослым в прополке, поливе растений, уборке урожая. Очень интересно проходят встречи с бабушкой Огороденкой, Матушкой Природой, с госпожой Осенью, Шуршиком.

Одной из актуальных технологий сегодня является проектная деятельность, цель которой состоит в том, чтобы создать условия, при которых дети учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, работая в группах, развивают у себя исследовательские умения.

«Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать», - писал Песталоцци.

Совместно с участниками воспитательно-образовательного процесса разработаны и реализованы проекты:

- «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с отечественными праздниками и традициями села»;

-« У всех на свете мамочка есть» (2017 год);

- «Берегите животных» (2018 год);

-«У меня живет хомяк»  (2019 год);

- «Как птице перезимовать?» (2020 год);

- «Что выросло на грядке?» (2021г.).

Метод проектов включает в себя несколько этапов, выделенных Н.Ю. Пахомовой, и только при их соблюдении можно говорить о том, что реализуется проектная деятельность в детском саду:

  1. погружение в проект;
  2. организация деятельности;
  3. осуществление деятельности;
  4. презентация результатов.

Пример: организация работы по проекту «Как птице перезимовать?». Идея данного проекта пришла в процессе работы с детьми. У нас на участке была большая кормушка «Птичья столовая». Мы с ребятами регулярно насыпали в нее корм для птиц. И однажды, выйдя на прогулку, обнаружили, что кормушка лежит на земле. Оторвалось крепление, да и сама кормушка частично повреждена. На мой вопрос как мы теперь будем помогать птицам, куда насыпать корм, ребята сказали, что папы смогут ее починить. Кормушка у нас была уже старенькая. И после ее осмотра мы решили, что нужно сделать новые кормушки и развесить по всему участку.  Я предложила детям обсудить с родителями, из чего можно сделать кормушки и узнать, какой корм в них можно насыпать.

Я провела с детьми совместное обсуждение, в ходе которого мы определили, где и как будем добывать информацию. Деятельность в рамках проекта: чтение художественной литературы по теме «Зима. Зимующие птицы», рассматривание картин, плакатов, иллюстраций с изображением зимующих птиц; экскурсия в библиотеку, акция «Каждой пичужке – наша кормушка», наблюдение за птицами на участке ДОУ и за его пределами .

Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края – одно из средств воспитания патриота. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, вырастает из любви к близким, родным местам.

Под патриотическим воспитанием педагоги понимают взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающему.

Исходя из этого, целью воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста является формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувства сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность во взаимодействии с родной природой.

Именно с воспитания любви к родной природе необходимо начинать патриотическое воспитание дошкольников: ведь природные явления, объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для восприятия, воздействуют на эмоциональную сферу.

Работу по воспитанию нравственно-патриотических чувств я начала с детьми младшего дошкольного возраста. Быть патриотом — значит чувствовать привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей семье, к своей Родине. Вначале детей учила сопереживать героям произведений. Уже с этого возраста неоспоримое влияние на воспитание оказывает фольклор: сказки, потешки, прибаутки. С раннего возраста стараюсь вызвать эмоциональный отклик на действия героев произведений, желание помочь, сделать хорошее для кого-то. Через фольклорные произведения из поколения в поколение передаются такие нравственные качества как добро, дружба, трудолюбие. Они несут в себе черты национальных традиций, содержат информацию о родном крае, культуре народа, помогают узнать детям традиции, обряды. Дети с удовольствием участвуют в народных праздниках с играми, плясками, песнями («Масленица», музыкально-спортивный праздник «Защитники Отечества»», «Осень – прекрасная пора», «Весна-красна», праздник русской березки), целью которых является развитие коммуникативных способностей, обогащение нравственных качеств. Во время таких праздников дети приобщаются к истокам родной культуры.

Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Используя произведения В. Бианки, М. Пришвина, Н Сладкова,  показываем ребенку, что мир природы находится в постоянном изменении, развитии. Художественное слово помогает правильно воспринять и понять окружающий мир природы, связать его со своим опытом.

Ребенок начинает познавать Родину также через ближайшее окружение: свою семью, детский сад. Прежде всего, детей знакомила с взрослыми людьми: их внешним видом, действиями, взаимоотношениями через рассматривание фотовыставки «Моя семья», беседы «С кем я живу», наблюдением за работой взрослых в детском саду: няни, повара, прачки, рабочего. Затем дети узнают, где и кем работают их родители и члены семьи. Одно из слагаемых патриотизма – воспитание любви к родной природе на прогулках и экскурсиях. Постепенно у детей формируются представления о родном селе, природа становится ближе и понятнее, дети стараются что-то сделать для неё, испытывают чувство ответственности перед ней.

С этой целью разработала природоведческие экскурсии (маршруты) в природу: «Березовая роща», «Река Кунара», «Сосновый бор», «Луг», «Сельскохозяйственные поля ООО  «БМК».

Экскурсия по родному селу помогает расширить и углубить знания о родном селе Тыгиш, воспитать уважение к людям труда, приобщить к участию в мероприятиях, проводимых в селе.

Через экскурсии в лес, на луг, поле формируются не только представления детей об окружающих природных условиях, но и чувство ответственности за сохранение природы родного края. Во время наблюдений за погодой дети имеют возможность проверить правильность народных примет и оценить глубину народной мудрости.

Знакомство с родным селом Тыгиш  вызывает у детей положительные эмоции, а также стремление рисовать, мастерить поделки из природного материала. Поэтому дальнейшая работа по формированию патриотических чувств также проводится на занятиях по художественно-творческой деятельности.

Во время прогулок и экскурсий дети учатся видеть красоту окружающего мира, приобретают навыки культурного поведения в природной среде, знакомятся с наиболее типичными для данной местности растениями и животными, со средой их обитания как естественной (луг, лес, водоем) так и созданной человеком (огород, сад) учатся беречь и ценить ее.

Работа с детьми по ознакомлению с родным краем и воспитанием патриотических чувств ведётся и в книжных уголках, где выставляются книги познавательного характера, иллюстрации, фотоальбомы о родном крае, посёлке, предметы народного прикладного искусства.

В моей работе по нравственно-патриотическому воспитанию огромное значение имеет семья. Осознанное включение родителей в единый, совместный процесс воспитания ребенка позволило значительно повысить его эффективность. Проводятся тематические родительские собрания, консультации для родителей. Родители не остаются равнодушными: они собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми поделки из природного и бросового материала, принимают участие в проведении совместных экскурсий, праздников, выставок и конкурсов. Участие родителей в экскурсиях, составлении альбомов о родном посёлке, республике, народных праздниках, в конкурсах и выставках  вызывает у детей большой эмоциональный отклик, заставило глубже сопереживать, любить свою Родину.

Игра является ведущей детской деятельностью дошкольников и вместе с тем источником их положительных эмоций. Дети получают новые знания о природе, и происходит формирование осознанно-правильного положительного отношения к ней. В целях воспитания позитивного отношения детей к природе родного края проводятся экологические развлечения.

Особое место и значение в системе патриотического образования дошкольников занимают дидактические игры. В процессе дидактической игры дети уточняют, конкретизируют, закрепляют, расширяют, систематизируют имеющиеся у них представления о природе, о людях, которые живут и трудятся во благо Родины. В процессе работы использую следующие дидактические игры: «Птицы нашего края», «Какого растения не хватает?», «В гостях у лесных жителей», «Животные и растения родного края». Словесные игры. «Когда это бывает?», «Где, что зреет?», «Так бывает или нет?». Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие в лес», «Зоопарк», «Детский сад», «Библиотека» и др. помогают в развитии любви к родной земле, гордости принадлежностью к этому народу.

Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников – процесс сложный и длительный. Успех в воспитании детей может быть достигнут при тесном взаимодействии детского сада, семьи и социума с ребенком.

Много лет наше дошкольное учреждение поддерживает тесную связь с работниками Дома культуры, которые оказывают нам помощь в подготовке и проведении мероприятий, фольклорных праздников.  Дети с большим желанием принимают в них участие.  Мероприятия проводятся как у нас в ДОУ, так и в здании ДК.

Воспитанники, родители и педагоги ДОУ - частые гости сельской библиотеки.

Библиотекарь Богомолова Валентина Михайловна всегда очень тепло встречает нас, постоянно устраивает различные конкурсы, выставки, викторины, приуроченные к праздникам и памятным датам.Совместно с библиотекой проведены такие мероприятия:  «Знакомство с библиотекой» (беседа  «Читай, листай, мир узнавай»),  развлечение «Вершки и корешки», «День рождения С. Я. Маршака», «День чтения», «Зимующие птицы нашего края», «Герои ВОВ - жители села Тыгиш»,

Мы с детьми серьезно готовимся к таким мероприятиям: дети заучивают стихи, пословицы, рисуют, собираем дополнительный информационный материал. Очень важно, что после таких мероприятий  дети ведут родителей записаться в библиотеку, а мы, педагоги, с радостью отмечаем необходимость такой формы работы. Она позволяет нам нетрадиционно решать свои педагогические задачи. Таким образом, мы учимся работать в режиме «Открытая образовательная система, позволяющая комплексно решать задачи патриотического воспитания детей и собирать вокруг себя учреждения социума».

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций. 

В завершении хочется сказать, что такая многогранная, но необходимая работа с воспитанниками, тесное взаимодействие с социумом помогает педагогам и родителям реализовать единство целей в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.

Анализ эффективности педагогического процесса.

Воспитание любви к Родине необходимо для полноценного развития личности ребенка. Уважение к историческому прошлому страны, понимание своеобразия природы, культурного наследия являются основой для развития чувства собственного достоинства и уверенности в себе.

Сбор и анализ информации об оценке эффективности процесса патриотического воспитания, отслеживание уровня сформированности знаний о социальной действительности провожу два раза в год. В начале учебного года выявляю исходный уровень имеющихся у детей знаний и представлений, сформировавшихся стихийно в процессе повседневной жизни или в результате воспитания и обучения на предыдущей возрастной ступени. Это очень важный этап, результаты которого позволяют мне определить и скорректировать содержание и методы ознакомления старших дошкольников с родным селом, ближайшим окружением. В мае подвожу итоги. Естественно, что для сопоставимости  показателей их набор должен оставаться в течение эксперимента неизменным. Методика обработки и интерпретации результатов на протяжении всего периода  работы тоже не должна меняться. 
Для получения достаточно достоверной картины сформированности у дошкольников знаний о социальной действительности использую различные методы: индивидуальные беседы с детьми, решение проблемных ситуаций, дидактические игры, анализ продуктов детской деятельности, наблюдения во время занятий и в повседневной жизни. Детям предлагаю разные задания с использованием  фотоальбомов: «Интересные люди села», «Путешествие по улицам села Тыгиш», рисунков с изображением различных мест села.  Педагогическое наблюдение воспитательно-образовательного процесса веду непрерывно в течение всего учебного года.

Для определения уровня сформированности патриотических чувств я выбрала диагностику «Сформированность знаний о социальной действительности» Е.К.Ривиной (приложение). Данный диагностический инструментарий позволил определить динамику развития и формирования патриотических чувств у дошкольников в ходе работы по ознакомлению детей с природой родного края.

Сравнительные результаты исследования уровня сформированности патриотических чувств у дошкольников.

Критерии

2018-2019 уч. год

2019-2020 уч. год

2020-2021уч.год

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Знания и представления о селе, в котором живет ребенок

В-7%

С-71%

Н-22%

В-29%

С-64%

Н-7%

В-27%

С-55%

Н-18%

В-45,5%

С-45,5%

Н-9%

В-39%

С-50%

Н-11%

В-60%

С-40%

Н-0%

Проявление интереса и положительного эмоционального отношения к своей малой Родине, к родной природе

В-7%

С-79%

Н-14%

В-29%

С-71%

Н-0%

В-30%

С-55%

Н-15%

В-36%

С-55%

Н-9%

В-40%

С-47%

Н-13%

В-53%

С-47%

Н-0%

Деятельностно-поведенческие проявления

В-36%

С-64%

Н-0%

В-54%

С-46%

Н-0%

В-55%

С-36%

Н-9%

В-79%

С-21%

Н-0%

В-39%

С-51%

Н-10%

В-70%

С-30%

Н-0%

По результатам мониторинга воспитанники показывают положительную       динамику освоения программного материала (в среднем на 15%);

Данные результаты говорят о положительном влиянии знакомства  с природой родного края на формирование патриотических чувств дошкольников.

 Социальная активность воспитанников в разных видах деятельности.

Результатом педагогической деятельности является активное участие детей и родителей во внутриучрежденческих, сельских, районных, областных конкурсах, выставках, мероприятиях:

  1. Ежегодное участие в выставках и конкурсах ДОУ по следующим темам: «Зимняя фантазия» (2018г.), «Есть у нас танкисты, есть и моряки…» (2018г.), «Весенние цветы» (2018г.), «В декабре, в декабре все деревья в серебре» (2018г.), «Военная техника» (2019г.), «Этот загадочный космос» (2019г.), «Дары осени» (2018, 2019гг.), «День здоровья» (2019г.), «Весна пришла» (2019г.), «Если добрый ты» (2019г.), «Скоро зима, соблюдай ПДД» (2019г.),  «Пешеход и водитель, будь внимателен, на дороге дети» (2019г.)
  2. Участие в муниципальном фестивале «Юные исследователи природы» (сентябрь 2021г.).  Корепанова Варя – 2 место, Борисенко Катя – 2 место.
  3. Участие в «Весенней неделе добра»: подари игрушку, сделанную своими руками, детям младшей группы (2019г.).
  4. Международный торжественный сбор «Единый час духовности «Голубь мира». Участие в акции в поддержку мира – массовый единовременный запуск в небо белых бумажных голубей (сентябрь 2019г.).
  5. Участие в мероприятии «День пожилых людей» (2018, 2019гг.).
  6. Участие в концертной программе для ветеранов ВОВ и труда(2018, 2019гг).
  7. Участие в муниципальном фестивале «Семейный калейдоскоп». Конкурс на лучшее генеалогическое древо «Династия нашей семьи» (2019г.). Варя Корепанова заняла 3 место.
  8. Участие в муниципальной экологической кейс – игре «Green – Team», направление «У меня живет хомяк» (2019г.). Команда «Верные друзья» заняла 2 место.
  9. Участие в районном фестивале «ЮННАТЫ – 2019». «Юные исследователи природы». Даша Андреева – 1 место, Матвей Берсенев – 3 место.
  10. Участие в районном конкурсе «Все краски жизни для тебя» (2019г., 2021г.). Артём Шахназарян – 2место, Катя Борисенко, Арина Паластрова – 2 место, Варя Корепанова – 3 место.
  11. Участие в районном Фестивале детского театрально-художественного творчества «Театральная весна 2019». Лауреаты 3 степени за инсценировку «Под грибом».
  12. Участие в муниципальной новогодней выставке ДПИ и ИЗО «Новогодний маскарад» (2019г.). Борисенко Катя- 1 место, ДжамолидиновыЗухро и Фотима-1 место, Андреева Даша-3 место.
  13. Участие в муниципальной выставке ДПИ и ИЗО «Моя семья и новогодняя сказка» (2021г.). Губенко Настя – 2 место.
  14. Участие в акции «Каждой пичужке – наша кормушка» (январь 2020г.)
  15. Участие в 7 Всероссийском интернет-конкурсе кормушек (2018г.).
  16. Совместная детско - родительская деятельность при создании проектов, творческих альбомов: проект «У всех на свете мамочка есть», «У меня живет хомяк», «Берегите животных», «Как птице перезимовать?», «Что выросло на грядке?».

Представленные результаты позволяют судить о достаточно высокой степени социальной адаптации детей на следующей ступени образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста 5-7 лет к родному краю посредствам проектного метода. («Частица малая большой России - мой Кузбасс!»)

«Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста 5-7 лет к родному краю посредствам проектного метода.(«Частица малая большой России - мой  Кузбасс!»)...

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с историей и культурой родного края

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с историей и культурой родного края...

Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с природой родного края

В дошкольном возрасте формирование экологической культуры проходит через ознакомление детей с природой, а это является важным аспектом всестороннего и гармоничного развития личности ребёнка. Чем больш...

Организация взаимодействия с родителями в рамках реализации проекта «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с природой родного края».

В данной статье описывается насколько важно экологическое воспитание в раннем дошкольном возрасте, обосновывается необходимость целенаправленной работы с семьями воспитанников по экологическому воспит...

«Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с историей и культурой родного края»

В дошкольном учреждении созданы условия для формирования активной, всесторонне-развитой личности, среди которых важное значение имеет патриотизм. Русская народная культура является богатейшим материал...

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...